Творческая работа (исследование) по литературе. Тема: «Путешествие за «золотым руном А. Белого».
материал (11 класс) на тему

Шкунова Ольга Валерьевна

     В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «...Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его -- философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,-- как планету, на которой свой -- своеобразный -- растительный, животный и духовный миры».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyy.docx983.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение  

СОШ «Горки – Х».

Творческая работа (исследование) по литературе.

Тема:

«Путешествие за

«золотым руном А. Белого».

    Работу выполняли:  

  1.    Прокофьева Олеся
  2.    Сенченкова Настя
  3.    Бородкина Кристина

                           

     Руководитель: О.В. Шкунова.

2015

                                 

                                                              Содержание:

  1. О поэте.

  1. Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».

  1. Творчество Белого в критике.

                                                               

                                                  О поэте.

    Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

    Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.

     Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

     В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

    С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

   События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис —  Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

     В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало  Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III.

Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

  В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти

живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

   

Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».

          «Посвящение».

1. Это стихотворение было написано А. Белым в 1915 году.

         2. Особенности поэтики: Стихотворение «Посвящение» стилизованно под античность и вызывает воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

3. Лирический герой: Лирический герой не просто страдает, он сгорает в пламени костра. И лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.

4. Особенности рифмы, ритма и размера:  Стихотворение написано белым стихом – стих метрически организованного, но без рифмы.

5. Символические образы:  Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркой инструментовки стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

       

         «Из окна вагона».

1. Творческая история: Стихотворение Андрея Белого "Из окна вагона" было написано им в 1908 году. Оно вошло в сборник "Пепел", который является некой книгой скорби за любимую родину.

2. Тема и идея: Основная тема произведения - это тема родины. Также прослеживается тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом произведении.

Идея самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем. Это показано в безграничных,"пустых","страшных", голодных пространствах России, в которых обречен на рассеяние из мученный болезнями, голодом и пьянством народ :

« Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей...»

3. Лирический герой этого стихотворения относится к родине с чувством любви-   ненависти, любви-жалости, он сопереживает реальному положению России.

4. Особенности рифмы, размера и ритмики: Динамика внешнего относительного движения нарочито подчеркивается («пролетают – за селами села»), ритмичен по отношению к быстрому движению поезда, но именно как семантика, так и ритмика создают монотонию как основное впечатление от целостной и единой Руси. Размер- анапест. Рифма- кольцевая.

5. Это стихотворение напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты,»убогие стаи избенок».соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

         Мать-Россия! Тебе мои песни,

О немая, суровая мать!

Здесь и глуше мне дай и безвестнее

Непутевую жизнь отрыдать.

6. Данное произведение несет в себе глубокий смысл, оно раскрывает нам порой грустные стороны жизни, заставляет о многом задуматься...

Я советую каждому прочесть его, чтобы в действительности понять и проникнуться духом, который правил в то время Белым.

         «Друзьям».

1. Творческая история :  Стихотворение « Друзьям» - самым роковое и пророческое стихотворение в творчестве Андрея Белого. Строки этого стихотворения стали пророческими, ибо Андрей Белый умер от последствия солнечного удара, который он получил в 1933 году на отдыхе в Коктебеле в Крыму:

«Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел»

2. Тема и идея:  В стихотворении А. Белого «Друзьям» прослеживается тема смерти.

3. Лирический герой:  сдавливает душу глухое отчаянье. Он просит, чтобы не забывали о нем, любили его. Но в завершающих строчках этого стихотворения ощущается вера лирического героя в наше Бессмертие:

 « Я, быть может, не умер, быть может, Проснусь – Вернусь!»

4. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса:  Стихотворение «Друзьям» - самое прекраснейшее, богатейшее из всех стихотворений А. Белого. Строки и строфы которого унизывают собою, переливаются ассонансами, аллитерациями, богатой «инструментовкой» букв, слогов и слов.

5. Это стихотворение призывает нас задуматься о своей жизни, задуматься о бессмертии. Стихотворение с невинным названием «Друзьям» приобретает философский смысл.

                       Творчество Белого в критике.

На протяжении своего творческого, писательского пути, с первых шагов и до

последних дней Андрей Белый слышал и читал о себе прямо противоположные отзывы: одни называли его гением, другие - бездарью, одни видели в его произведениях откровения, другие считали их бредом. И это в одно и то же время, об одних и тех же произведениях. И он сам и верил в свой дар и в свое дело, и мучительно сомневался в том и другом...

   Д. П. Святополк-Мирский  писал о Белом: «Рассказывая о жизни Блока, я несколько раз упомянул имя другого замечательного писателя - Андрея Белого. Блок был величайшим, но Андрей Белый, конечно же, самым оригинальным и самым влиятельным из всех символистов. В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам. Он и сегодня далеко опережает всех символистов по силе своего влияния; пожалуй, он единственный символист, который участвует в литературном развитии как активная сила. В особенности большое влияние оказала его проза, которая революционизировала стиль русских писателей. Белый - фигура более сложная, чем Блок, да и все прочие символисты; в этом смысле он может соперничать с самыми сложными и смущающими фигурами в русской литературе, Гоголем и Владимиром Соловьевым, которые оказали немалое влияние на самого Белого.

         Георгий Адамович: «У Белого все всегда было наполовину на ветер, и, как ветер, все пронеслось сквозь его сознание, не пустив корней. Гениальна была у Андрея Белого, в сущности, только его впечатлительность. Он на все откликался, схватывал на лету любую мысль, бросал ее, не успев додумать, переходил к чему-нибудь новому, оставлял и это -- он весь раздираем был взаимно враждебными стремлениями и притяжениями. Но за впечатлительностью не было почти ничего».

 

   Отзыв Сергея Есенина: «Мы очень многим обязаны Андрею Белому, его удивительной протянутости слова от тверди к

вселенной. Оно как бы вылеплено у него из пространства. <...>

В "Котике Летаеве"- гениальнейшем произведении нашего

времени -- он зачерпнул словом то самое, о чем мы мыслили только тенями мыслей, наяву выдернул хвост у приснившегося ему во сне голубя и ясно вырисовал скрытые от нас возможности отделяться душой от тела, как от чешуи».

Рецензия Сергея Есенина о романе Андрея Белого называется "Отчее слово".

     В. Ф. Ходасевич: 8 января умер от артериосклероза Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Было бы наивно в краткой заметке пытаться дать хоть сколько-нибудь даже приблизительную характеристику его деятельности. То был человек, отмеченный не талантом, не дарованием, но несомненной гениальностью. Многие обстоятельства, личные и общественно-литературные, помешали ему во всей полноте развернуть свои силы. Вечно мятущийся, вечно взволнованный до самых глубин души своей, не осуществил он всего того, что мог бы осуществить человек, одаренный природой так щедро, как был одарен Андрей Белый. Все им сделанное замечательно, но печать спешности, недовершенности, порой срыва, лежала почти на всем. Быть может, именно душевные силы, как бы бьющие через край физического состава его, были тому причиной. Со всем тем - литературное наследство Белого огромно.

    А неделю спустя, 16 января 1934 года, в "Литературной газете" появилась статья критика А. А. Болотникова "Андрей Белый", "поправляющая" и опровергающая некролог: "Реакционным утверждением было бы зачислять Белого в классики мировой литературы, так как такое утверждение не соответствует истинному положению вещей..."

Вл. Муравьев: «Андрей Белый - великолепный стилист, но при этом, прежде всего, он ставит своей задачей словом как можно точнее передать чувство, движение мысли и обостренно ощущает их невыразимость ("как сердцу высказать себя"),

поэтому ищет, ищет точного словесного соответствия, развивая, уточняя, присоединяя определение к определению, слово к слову,- и при всей невыразимости чувства словом достигает удивительного сближения их.»

   

     В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «...Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его -- философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,-- как планету, на которой свой -- своеобразный -- растительный, животный и духовный миры».

Список литературы:    

       1. Русская поэзия ХIХ - начала ХХ в. - М., 1990.

                     2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1970.

                     3. Брюсов В., Далекие и близкие - М., 1988.

                     4. Долгополов Л. К., Андрей Белый и его роман «Петербург» - Л., 1986.

                     5. Бердяев Н.А. Русская идея Вопр. философии. - М., 1990.

                     6. К.Н.Бугаева «Воспоминания об А.Белом».

                     7. Символизм как миропонимание.- М.,1994.

            8. Стихотворения и поэмы. (Библиотека поэта. Большая серия). - М.;Л.,1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих работ на уроках литературы.

В сообщении  "Виды творческих работ"раскрывается особенность применения творческих работ на уроках литературы в 5- 10 классах....

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихся по литературе «Сквозные темы русской литературы»

Положение о проведении конкурса творческих работ обучающихсяпо литературе «Сквозные темы русской литературы»...

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО».

Цель:  Закрепление полученных  умений и навыков по оформлению мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить знания по оформлению мягкой игрушки,     закрепить тех...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»

Тема:  «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных  навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС. ЗНАКОМСТВО С ПТИЦАМИ».

Тема:  «Путешествие в сказочный лес. Знакомство  с видами  птиц». Цель:    Закрепление полученных знаний и умений  по раскрою игрушки, знакомство с ...