Главные вкладки

    План-конспект урока по МХК (8 класс) по теме:
    Урок по МХК на тему "Формирование системы архитектурных ордеров в период архаики"

    Рубаева Лиана Валерьевна

    Урок посвящен архаическому периоду в греческой культуре. Рассмотрены важнейшие вехи развития архитектуры этого периода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_21.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема 5.  Античная Греция.

    Урок 21

    Формирование системы архитектурных ордеров в период архаики.

    Форма урока: урок-путешествие.

    Цель урока: продолжить знакомство учащихся с художественной культурой античной Греции; объяснить, в чем заключаются особенности развития архитектуры периода архаики.

    Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.

    Задачи урока: 

    1. Продолжить знакомство учащихся с культурным наследием античной Греции;
    2. Формировать у учащихся представление об основных архитектурных ордерах Древней Греции и их различиях.

    План урока: 

    1. Повторение пройденного материала;
    2. Архаический период: социальные сдвиги эпохи;
    3. Архитектура периода:
    1. Периптер – основной тип древнегреческого храма;
    2. Система архитектурных ордеров.
    1. Итоги урока.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Опрос + проверка тетрадей;
    3. Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, но для зарождения чего-то нового необходимо вмешательство движущегося фактора, таким в истории культуры является обновление общественных отношений.

       Сегодня мы поговорим о древнегреческом  искусстве периода архаики.

        Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

         В искусстве греческой архаики можно найти черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем, а также и явные следы влияния соседних восточных культур, но качественно нового, что есть в архаике, мы не поймём, если не примем во внимание социальные сдвиги эпохи.

         Они заключаются в переходе к развитым формам рабовладельческого строя, причем в Греции, в отличие от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления. Правил не единоличный властелин, поддерживаемый старой родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев, свободных граждан полиса.

    1. Что такое «полис»?

    Учащиеся ответят на вопрос, воспользовавшись знаниями, полученными на уроках истории.

        Эти перемены способствовали бурному развитию материальной культуры. Впервые в истории античной Греции возводятся монументальные мосты, сооружаются сложные водопроводные системы, до сих пор поражающие изяществом инженерных решений, вокруг греческих полисов возводятся мощные крепостные стены.

         Художники и владельцы мастерских начинают использовать труд рабов. В VII веке до нашей эры появляются и первые деньги.

        Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека, обычного, свободного, политически активного человека-гражданина.

    1. В период архаики возникают основные типы и формы греческого искусства.

        Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов.

         Основным типом греческого храма был периптер.

    Работа в словарях: периптер (от греч. perípteros — "окруженный колоннами") - прямоугольное в плане сооружение, окруженное со всех сторон колоннадой.

        Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
        Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

    1. В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Особенности стиля определялись особенностями внешнего вида колонн.

        Прежде чем мы начнем говорить о колоннах, вам следует понимать, из каких частей состоит любая колонна.

        Итак, колонна состоит из базы, ствола и капители. Чтож, теперь мы можем продолжить наше знакомство с греческими ордерами.

        Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали.

        Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки – эхина и толстой квадратной плиты – абака. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины – утолщена. Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки.

         Позже складывается ионический ордер.

        От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

        Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

         Коринфский ордер  представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

    1. Подведем итоги урока. Сегодня мы узнали о том, как развивалась архитектура Древней Греции в период архаики. И в качестве закрепления материала я предлагаю вам потренировать свою память и проверить, насколько вы внимательны.

        На экране появляются слайды с изображением колонн. Учащиеся должны определить самостоятельно типы ордеров.

    1. Домашнее задание: учить по тетради.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока по МХК на тему "Импрессионизм. Застывшие мгновения ипрессионистов". 11 класс

    Тема: «Импрессионизм. Застывшее мгновение импрессионистов».Цель: Познакомить учащихся с новым понятием - импрессионизм, отличие импрессионизма от традиционного искусства, как это новое направлен...

    Разработка урока по химии на тему : Развитие нефтяной промышленности в РК и проблемы охраны окружающей среды.

    Ход урока.1.     Организационный момент.Создание атмосферы сотрудничества (клубок ниток.) Ребята  в кругу говорят комплимент, соседу отматывая от клубка ниточку не отрывая её....

    План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".

    План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа....

    Разработка урока по информатике на тему "Использование панель WordArt в среде текстового процессора"

    В данной разработке представлены презентация к уроку, тест для актуализации знаний, лист самооценивания, презентация для физ минутки...

    Открытый урок по ИЗО на тему: "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"

    Открытый урок ИЗО "Красота фигуры человека в движении. Скульптура"Цели урока: расширить знания учащихся о скульптуре, предметах изображения в скульптуре, выразительных возможностях скульптуры; по...

    Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».

    Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции.  Развивать художественно-творческий потенциал шк...

    Урок по МХК на тему: «Венеция – жемчужина итальянского барокко».

    Цель урока. Дать учащимся представление о понятии «барокко», его характерными чертами. Познакомить ребят с образцами стиля барокко в Венеции.  Развивать художественно-творческий потенциал шк...