Понятие золотого сечения в живописи, архитектуре.
презентация к уроку по мхк (8 класс) по теме

Михеева Татьяна Леонидовна

Презентация к уроку МХК  (ИЗО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ponyatie_zolotogo_secheniya_v_arhitekture_i_zhivopisi.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Золотое сечение»

Слайд 2

Всё в природе приобретает какую-то форму, образовывается, растёт, стремится занять место в пространстве и сохранить себя. Почему некоторые предметы (постройки, растения, картины, фильмы) кажутся человеку красивыми, симметричными, гениальными, а другие уродливыми, вызывающими отвращение. От чего это зависит?

Слайд 3

Над этой загадкой человечество бьётся веками.

Слайд 5

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Слайд 6

Многие утверждают, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Что такое «золотое сечение»?

Слайд 7

«золотое сечение» – это иррациональное число, оно приблизительно равно 1,618 (Число φ - фи ) «Золотое сечение» = «Золотое деление» = «Божественная пропорция»

Слайд 8

“ Золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей. С:В = В:А

Слайд 9

Части “золотого сечения” составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка. Если взять отрезок 10 см, то золотым сечением его следует разделить на 6,2см и 3,8см. В эпоху Возрождения «золотое сечение» было очень популярным среди художников, скульпторов , архитекторов. Так, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение ее сторон равнялось Ф. Такой прямоугольник стали называть “золотым”.

Слайд 10

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Термин “золотое сечение” ввел Леонардо да Винчи. Он говорил о пропорции человеческого тела. Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

Слайд 11

Леонардо да Винчи Его личность одна из загадок истории. “ Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.

Слайд 12

В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой “Джоконды”, около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Ее композиция основана на золотых треугольниках, которые являются частями правильного звездчатого пятиугольника.

Слайд 13

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия.

Слайд 14

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле: "Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста. Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8. Длина всей руки - это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа - 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица."

Слайд 15

Перед вами канон изображения стоящего человека, все пропорции человека связаны формулой “золотого сечения”.

Слайд 16

Как о собый вид изобразительного искусства Древней Греции следует выделить изготовление и роспись всевозможных сосудов. В изящной форме легко угадываются пропорции золотого сечения .

Слайд 17

АD:АС = АС:СD=АВ:ВС=Ф.

Слайд 18

Парфенон

Слайд 19

Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине. Он красовался на самом высоком пункте афинского акрополя. Постройка продолжалась около десяти лет, с 448 по 438 г. До Р. Хр. На прямоугольной платформе (в 68,4 м длины и в 30,38 м ширины), сложенной из пирейского камня и на которую можно было со всех сторон подниматься по трем ступеням, высился построенный из пентелийского мрамора величественный периптер дорического стиля с восемью колоннами в каждом коротком фасе и с семнадцатью в каждом длинном. Вышиной эти колонны были в 11 м, диаметр их разреза в нижнем конце равнялся 1,8 м. Окруженный этой колоннадой, стоит и посей день.

Слайд 20

Отношение длины здания Парфенона в Афинах к его высоте равно Ф (фи). КВ: АВ = СВ :АС= АВ:ВС = Ф.

Слайд 21

«Золотое сечение» ищут везде: в природе, в живописи, в музыке, в литературе, в архитектуре

Слайд 22

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

Слайд 24

Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правилам золотого сечения. Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие разворачивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

Слайд 25

“ Золотое сечение” в скульптуре Известно, что еще в древности основу скульптуры составляла теория пропорции. Отношение частей человеческого тела связывалось с формулой “золотого сечения”. Пропорции “золотого сечения” создают впечатления гармонии красоты, поэтому скульпторы использовали их в своих произведениях. Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении “золотого сечения”. Так например, знаменитая статуя Аполлона Бельведерского состоит из частей, делящихся по золотым отношениям. Аполлон Бельведерский

Слайд 26

Пропорциональные отношения ведут к симметрии, ритму, гармонии. Всё это мы воспринимаем как красивое. Непропорциональные отношения ведут к нарушению порядка, что воспринимается человеком как некрасивое уродливое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Золотое сечение"

Золотое сечение в математике, биологии, искусстве...

Золотое сечение в архитектуре

Презентация раскрывает тему Золотого сечения в архитектуре Древнего мира, архитектуре разных стран мира, архитектуре России и города Батайска Ростовской области. Работа может быть использована на урок...

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Открытый урок «Золотое сечение в архитектуре Великого Новгорода»

урок объяснения нового материала по математике для 8 класса по программе дополнительного образования «За страницами учебников математики» с использованием мультимедийной презентации....

Симметрия и золотое сечение в архитектуре зданий р.п. Хохольский

Симметрия и золотое сечение в архитектуре зданий р.п. Хохольский...

Понятие «Золотого сечения» как основа гармонии в математике

Методическая разработка бинарного урока, где соединены предметные области математики и искусства, для 6 класса....

Статья по истории математики "Золотое сечение в архитектуре"

Интересный материал по истории математики....