Урок - ролевая игра "Творческая мастерская" для 8 - 9 классов по теме "Искусство древнего мира"
учебно-методический материал по мхк (8 класс) по теме

Данный урок является заключительным в изучении темы "Искусство древнего мира" для  8 или 9 классов. Он представляет собой ролевую игру, в которой ученики становятся "художниками", "сульпторами", "музыкантами" и выполняют творческую работу.  Класс делится на  несколько команд и  каждая команда выбирает себе лидера - капитана.  В процессе урока закрепляются знания, умения и навыки  по изучению искусства палеолита, мезолита и неолита.  В конце урока проводится конкурс капитанов. По наибольшему количеству баллов выбирается команда-победитель и победители  в различных видах искусства.  В тоже время,  у  учеников есть возможность стать "судьями" и оценить работу команд и индивидуальные творческие работы одноклассников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra_tvorcheskaya_masterskaya.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

           

            

Урок - ролевая игра «Творческая мастерская»

по теме «Искусство первобытного мира»

     Тип урока: ролевая игра «Творческая мастерская»

     Цель: обобщить и закрепить теоретические знания, умения и навыки  по  теме «Искусство первобытного мира»

     Задачи: 1)Знать и отличать характерные  черты каждого периода,  в практической работе каждый ученик должен почувствовать себя творцом первобытного произведения искусства  одной из эпох: «палеолит», «мезолит», «неолит»;

2)Развитие коммуникативных способностей, работа в группе;

3)Развитие умений и навыков абстрактного мышления и художественного воплощения идей на практике;

4)Развитие навыков аргументированной защиты своих знаний и взглядов (в «Конкурсе капитанов» и других конкурсах).

                                Подготовка класса к уроку и распределение ролей

      В классе четыре  сдвоенных стола, на которых  стоят таблички: «палеолит», «мезолит», «неолит» и «скрипичный ключ».

     Дети входят в класс по билетикам (которые раздаются при входе в класс), на которых отмечено «палеолит» или «мезолит» или «неолит». Занимают места,  напротив каждого места на столе имеются таблички с названием роли  участника («скульптор», «музыкант»  и другие).

     Важный момент – дети сами выбирают ту или иную  роль и садятся на свое место за столом. Судей и хранителя времени назначает учитель по согласованию с классом («судьи» должны быть уважаемыми людьми в классе).

      На плакате на доске  написаны этапы работы и  регламент  (дополнительно этот текст лежат на каждом столе «Регламент и этапы работы»)

                                                                      Участники

      В каждой из четырех групп по 6 участников:  2 «художника», 1 «скульптор», 1 «гончар», 1 «музыкант», 1 «капитан команды» (количество участников может меняться в зависимости от числа учеников в классе).

      Три ученика исполняют роль «Судей», которые будут оценивать работу каждого участника, занимают судейские места (обязанности судей, правила,  и таблицы, куда надо записывать результаты, расположены на судейском столе).

      Одни ученик - «Хранитель времени» -  обязан следить за регламентом каждого этапа работы (и давать сигнал колокольчиком при переходе  к следующему этапу). Кроме того, должен следить за порядком и помогать судьям.

Всего: 28 участников (количество участников варьируется в зависимости от количества детей  в классе).

                                                                Начало урока

Организационный момент:

       Учитель  дает музыкальный сигнал (можно фрагмент первобытной музыки) и объявляет тему урока, его задачи и цель:

«Каждый из вас сегодня станет творцом «произведения искусства»».

Объясняет, что на уроке будет конкурс команд, победившие команды будут награждены дипломами.

      Учитель объясняет, из каких этапов состоит урок (они написаны на плакате на доске и лежат на каждом столе «Регламент работы»)

      А так же кратко правила игры (правила также на столе каждой команды).

Регламент работы:

1)Задание № 1 (распределить роли и отдать визитку)   -    5 минут;

2)Задание № 2 Выполнение задания по своей «профессии»  -10 минут;

    (все, кроме музыкантов)

3)Представление своих работ судьям. Рассказать, почему изобразили именно это, и как изображение соответствует развитию искусства в данном периоде (палеолит, мезолит, неолит)      -     3 минуты каждая команда.            (всего 15 минут)

4)Выступление музыкантов – 3 минуты

5)Конкурс капитанов –         1- 2 минуты (каждый)

6)Подведение итогов (судьи выставляют оценки и определяют призовые места)  и награждение победителей                 5 минут

                                                            Ход урока:

1 этап

Задание  № 1(на выполнение задания даётся 5 минут):

    1)Распределите роли ( кто будет художником, скульптором и т д.)

      прикрепите к своей одежде табличку с профессией

2)Придумайте название команды.

3)Ознакомьтесь с регламентом работы.

    4)Выберите капитана.

5)Заполните визитку команды и отдайте судьям.

Судьи учитывают скорость выполнения задания (кто первый отдаст визитку, добавляется 1 балл)

      После того, как  у «судей» оказались  заполненные «Визитки» команд, можно приступать ко второму этапу.

Образец «Визитки»:

Визитка команды  «Палеолит»

Название команды….    

     

Капитан команды……

Участники:

       

        Фамилия  

       участников                                              

         «Профессия»

Оценка

(до 5  б.)

Сумма

оценок

1.

  Художник

2.

  Художник

3.

  Скульптор

4.

  Гончар

5.

  Музыкант

Оценка выполнения задания каждым участником  максимально 5 баллов

Второй этап

Задание 2 – дается в конверте каждой команде:

Задание 2

Художнику: нарисуй изображение, которое мог нарисовать человек в неолите. Объясни, какие изображения были в тот период.

Скульптору: Из пластилина сделай фигурку, которую, по твоему мнению, мог делать человек в то время (палеолит, мезолит, неолит). Объясни, какие изображения были в тот период?

Гончару:  нарисуй посуду, которую делал человек в этом периоде (палеолит, мезолит, неолит),  был ли орнамент и какой?

Музыканту:

1)пересядь за другой стол, где нарисован значок скрипичного ключа;

2)Сейчас вас уже четверо.

Ваша задача: сочинить музыку первобытного времени и показать сценку из первобытной жизни,  в какие моменты эта музыка могла звучать.

Для этого надо, прежде всего, сочинить сценарий.

Например, сценка из обряда «вызывание дождя», люди не только играли на инструментах, но и что-то пели, одновременно с этим жестикулировали или танцевали. Значит нужно придумать жесты, танец, который  будете исполнять.

Остальные участники должны отгадать, фрагмент какого обряда вы показываете.

Капитану:

1)Ты следишь за порядком в своей группе. Если  участники будут шуметь, то команде снимут 3 очка!

2)Ты должен следить за регламентом, все задания участники группы должны выполнять строго в рамках отпущенного времени!

Иначе команде снимут 1 очко!

3)Подготовься к конкурсу капитанов.  Ты должен лучше всех капитанов рассказать о кромлехе Стоунхендж (задание на рисунке).

За твои ответы команда получит лишние баллы.

Задание на рисунке Стоунхендж:

Задание: 1) задай 1 вопрос капитану другой группы (например, почему мегалиты Стоунхенджа поставлены в круговой порядок, или с какими верованиями это связано, или почему именно такое расположение по сторонам света и т.д.). Сам ты должен знать правильный ответ, и поправить капитана другой группы, если он ответил неправильно.

2) Ответь на встречный вопрос капитана другой группы.

Этап 3

Участники показывают свои работы сначала классу, затем отдают «судьям», которые выставляют баллы в «Визитку» команды.

Подводятся итоги.

Этап 4

Выступление «Музыкантов», которые показывают кусочек обряда, сопровождая его сочиненной мелодией, песнями и танцем.

Всем командам задание: отгадайте, какой обряд показывают «музыканты». Правильный ответ – плюс 3  балла команде.

«Музыканты» должны подтвердить, правильность ответа.

Этап 5

Блиц конкурс капитанов.

Судьи выставляют баллы за выступление капитанов, учитывая правильность и точность ответа (задавший вопрос, должен указать, что правильно и что не правильно ответил на его вопрос «капитан»).

Этап 6

Судьи в данных им таблицах (см. ниже) подводят окончательный итог, определяют призовые места, а как же определяют, кто оказался лучшим среди художников, скульпторов и гончаров (заполняют дипломы).

Образец таблицы:

Судья……………………(фамилия)

Помощник судьи……………………(фамилия)

             Судья должен:

     -   ознакомиться с регламентом работы;

  1. наблюдать за порядком в командах, имеет право снижать оценку целом группе за шум (на 3 балла);
  2. снижать оценку на 1 балл, если группа не уложилась в регламент;
  3. оценивать работу каждого участника  и команды по пятибалльной системе  (5 баллов наивысшая оценка)
  4. оценивать работу группы и присуждать место.

                                 Оценка  заданий:

      Задание № 1 ( максимально 5 баллов)

(Регламент выполнения задания – 5 минут)

Кроме того, присуждается лишний 1 балл, за скорость выполнения задания (кто первый сдаст).

Оценку записываем в таблицу:

      «Палеолит»

      «Мезолит»

        «Неолит»

         Задание № 2

(регламент выполнения  задания 10 минут)

(регламент выступления команды – 3 мин.)

     Оценки выставляются в «Визитке» (которую дали судьям команды в первом задании) каждому участнику за его работу (максимально 5 баллов), затем баллы суммируются, и выводится общий балл команды

и заносится в таблицу:

      «Палеолит»

      «Мезолит»

        «Неолит»

Конкурс музыкантов:

(регламент выступления – 3 минуты)

Оценивается максимально 5 баллов для каждого участника, баллы записываются в таблицу: 

      «Палеолит»

      «Мезолит»

        «Неолит»

Конкурс капитанов (максимально 5 баллов)

(регламент выступления капитана   1-2 минуты)

Каждому капитану выставляется оценка в табличку:

      «Палеолит»

      «Мезолит»

        «Неолит»

Подведение итогов:

Суммируй все полученные командой баллы, подведи итог с учетом штрафа за шум (если он был) и дополнительных баллов и выставь окончательные оценки. Определи  призовое место каждой команде:

Количество

баллов

      «Палеолит»

      «Мезолит»

«Неолит»

1) Сумма

2)Штраф (минус)

3)Допол. Баллы

4)Итого:

1 место –

2 место –

3 место  -

     

В то время, пока «судьи» подводят итоги, учитель закрепляет знания детей, напоминает, что они узнали на каждом этапе урока.

7 этап

Награждение дипломами за 1 и 2 место.

Награждение дипломами в номинации: «лучший художник»,  «лучший скульптор», «лучший гончар», «лучший капитан».

Приложение:

                               Д и п л о м

Команде ………………….,  занявшей  Первое место.

В команде самые способные художники, скульптор, гончар и музыкант;

участники показали лучшие знания по искусству

первобытной  эпохи.

А выдающийся капитан привел свою команду

к призовому месту.

Члены судейской комиссии:                             (подписи и фамилии)

Д и п л о м

Команде …………………..  занявшей  Второе место.

В команде самые лучшие художники, скульптор, гончар и музыкант;

участники показали отличные знания по искусству

первобытной  эпохи. (после команды занявшей 1 место!).

Капитан привел свою команду

к призовому месту.

Члены судейской комиссии:                             (подписи и фамилии)

Д И П Л О М

Лучшему художнику…………………………

Ты нарисовал самый лучший рисунок, и мы гордимся тобой.

Желаем тебе дальнейших успехов и творческих достижений.

Члены судейской комиссии                                      (подпись)

                              Д И П Л О М

Лучшему скульптору…………………………

Ты создал замечательную скульптуру, и мы гордимся тобой.

Желаем тебе дальнейших успехов и творческих достижений.

Члены судейской комиссии                                      (подпись)

Д И П Л О М

Лучшему гончару…………………………

Ты создал замечательную посуду, и мы гордимся тобой.

Желаем тебе дальнейших успехов и творческих достижений.

Члены судейской комиссии                                      (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация для 5 класса по истории Древнего мира "Военные походы фараонов"

Презентация посвящена одному из разделов древнеегипетской истории, который касается военных походов фараонов. Цель данной презентации – узнать о самых выдающихся древнеегипетских полководцах, об их по...

Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"

Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...

Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнейший Рим"

Данная презентация поможет более полно представить изучаемые события и рассказы о жизни древних римлян....

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....