Использование ИКТ в воспитательной работе на уроках МХК
статья по мхк по теме

 

«Взволновав, заставить задуматься» — эта формула стала выражением сущности методики преподавания МХК. Постижение искусства — это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей и своей собственной жизни. Как ИКТ помогает организовать воспитательный потенциал на уроках МХК? Этому вопросу и посвященно выступление учителя истории и МХК ГБОУ СОШ №494 имени Героя РФ А.Н. Рожкова Грязновой Марии Феногеновны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории на педсовете от 23.03.2012г.

Тема: «Использование ИКТ в воспитательной работе на уроках МХК».

На уроке МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Поэтому урок МХК как целостное педагогическое произведение имеет свои специфические методические особенности, которые обеспечивают на уроке ведущую роль организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

Цель и задачи, которые поставлены перед предметом МХК и которые должен решать каждый его урок, определили важнейшее требование — наилучшим образом организовать общение учащихся с шедеврами мирового искусства. Организовать его так, чтобы это общение вызвало у молодых людей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые разворачивает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Задача каждого урока — воспитывать способность к сопереживанию, к целостному восприятию произведения искусства и на этой основе — способность и стремление понять те идейно-нравственные проблемы, которые лежат в основе художественного произведения. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

«Взволновав, заставить задуматься» — эта формула стала выражением сущности методики преподавания МХК. Постижение искусства — это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей и своей собственной жизни.

От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. Но как на уроке организовать переживания? Как включить ученика, органически, деликатно и ненавязчиво, в решение жизненных проблем, предложенных произведением искусства? Как организовать урок, на котором будет «господствовать» искусство и на котором в то же время учащиеся будут получать знания, необходимые им для его восприятия?

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Структура опыта творческого самоопределения, обретаемого обучающимися
в образовательно-воспитательном пространстве урока искусства выглядит так

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Достоинства ИКТ

1. Делают учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к урокам  можно назвать создание мультимедийных презентаций  (представление).
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра  (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

  1. Поиск информации в сети Интернет.
  2.  Для обозначения темы занятия.
  3.  В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.
  4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки  могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия,  включающие  слайды презентации,  данные электронной  энциклопедии  вызывают у детей эмоциональный отклик.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Значительно повышается интерес учителей в использовании новых технологий, возрастает заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизируется работа по созданию портфолио учеников. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Таким образом, учебно-воспитательная  деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – есть  важная задача.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в воспитательной работе.

Выступление на районном семинаре "Федеральные государственные требования в ДОУ". К выступлению есть презентация. Если необходима - пишите. Поделюсь....

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

аттестация заместителя директора по ВРИнформационно–коммуникационные технологии помогают осуществить личностно–ориентированное образование  и воспитание учащегося, которое будет способствовать ра...

Опыт использования ИКТ в воспитательной работе

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью....

презентация " Использование ИКТ в воспитательной работе"

презентация для доклада на педагогическом совете....

Использование ИКТ в воспитательной работе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, и...

Использование ИКТ в воспитательной работе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, и...