Главная идея искусства Древнего Египта.
методическая разработка (мировая художественная культура, 8 класс) по теме

Бибикова Инна Ивановна

 

Урок  «Главная идея искусства Древнего Египта» разработан и проведен при изучении курса МХК в 8 классе.

«Мировая художественная культура» - предмет, который способен синтезировать полученные знания по предметам  эстетического и гуманитарного циклов. Изучение предмета позволяет овладевать культурным опытом предшествующих поколений и осваивать культурное пространство настоящей эпохи.

 На уроке искусства должны быть созданы условия для организации диалога с искусством, программирование такой деятельности учащихся, которая организует освоение пластов культуры через их «проживание» и сопереживание им. Методические ситуации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не запоминания и воспроизведение услышанной или прочитанной информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведений.

В процессе изучения МХК предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу мирового искусства.

Данный урок разработан с учетом особенностей современного урока МХК .

Урок также  может быть проведен при изучении курса истории Древнего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока986.9 КБ
Файл Презентация к уроку2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.

Цель:

Задачи:

Тип урока:

Мотива-ция

     

Операционно-

познавательная

часть

 Рефлек-сия    

Главная идея искусства Древнего Египта

Определить главную идею искусства Древнего Египта.

1.Познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью; показать ее своеобразие.

 2.Формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе заданного плана ; давать художественный анализ памятников архитектуры, скульптуры; развивать речь и коммуникативные способности.

3. Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Урок изучения новой темы

Материал к уроку: презентация , иллюстрации памятников художественной культуры Древнего Египта, схема-конспект, музыка М. Мусоргского «Римская гробница» из цикла «Картинки с выставки»,народная арабская музыка.

Информационный материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

 Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис», 1998.

урок

Ход урока

Учитель:(слайды 2 -11) Я хочу рассказать о своей мечте. Я мечтала побывать в стране, которая является колыбелью культуры человечества. В стране, в которой несколько тысячелетий назад, когда многие населявшие территорию современной Европы племена выходили из каменного века, здесь уже была зрелая цивилизация.

Незабываемая встреча с сохранившимися до наших дней памятниками  древнего Египта состоялась. Наш самолет приземлился в удивительном городе, про который говорят « Тот, кто не видел Каира, тот не видел мира».

       А потом было обожженное солнцем плато Гизы и увлекательное путешествие по Нилу.

      Пирамиды, саркофаги, богатейшие коллекции скульптур, папирусов, фрагменты росписей храмов и пирамид. «Что, что хотели сказать египтяне». Все мелькало у меня в глазах, рассыпаясь на мелкие частицы.

 Давайте соберем эти частицы и ответим на вопрос:

 что не отпускало мысли египтян? (слайд 12)

Учитель разбрасывает разрезанные иллюстрации с изображениями произведений древнеегипетского искусства.

 Учитель: Соберите изображение древнеегипетского произведения искусства (Приложение1).

(деление класса на три группы: архитектура, скульптура, росписи и рельефы)

Задание для групп.

1.Познакомтесь с одним из видов произведения искусств Древнего Египта.

2.Расскажите о нем, выполнив задание. (Приложение 2)

3.Заполните соответствующую графу в таблице-конспекте.(Приложение3)

Работа в группах ( выполнение задания, заполнение соответствующей графы в таблице-конспекте)

Учитель: Давайте познакомимся с культурными памятниками Древнего Египта

(Сообщение групп, заполнение соответствующих  граф в таблице-конспекте.) (слайды 13, 14, 15)

Учитель: Какие общие черты присущи всем древнеегипетским произведениям искусств?  (монументальность, статичность, симметричность,  геометризм форм,  упорядочность,  ритмичность, величественность, застылость, торжественность)(слайд 16).

Учитель: Выберите любое изображение и примите его позу ( звучит музыка)  

Учитель:

-Что произошло с вашим телом? (окаменело, застыло, занемело)

-Что хотели сказать  древние египтяне, возводя громадные пирамиды, создавая величественные статуи, расписывая гробницы и храмы? (Учащиеся делают вывод: «Главная идея искусства Древнего Египта-идея Вечности. Смерть для египтянина была уходом «в вечную жизнь». Заупокойный культ красной нитью прошел через всю культуру загадочной страны Та-Кемет».

-На пирамиде-таблице найдите и отметьте расположение вечности.

- Почему  эта сказочная загадочная страна притягивает миллионы туристов?

Существует нечто, перед чем отступают

И безразличие созвездий,

И вечный шепот волн,-

Деяния человека,

Отнимающие у смерти ее добычу. (из древнеегипетского трактата)(слайд17).

Приложение 1.


Приложение 2.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП.

1.Рассмотрите иллюстрации.

2.Прочитайте текст.

3.Ответьте на вопросы.

4.Заполните соответствующую графу в таблице-конспекте.

1 ГРУППА.

Пирамиды

   Гробница строилась в виде дома, стены которого наклонены внутрь, а сверху завершаются совершенно плоской крышей. Такие дома- усыпальницы ( гробницы)строили в 4-3 тыс. до н.э. Ученые назвали их мастаба («скамья»).(см. иллюстр.)

    Мастаба состояла из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки. С восточной стороны находилась ложная дверь , в нише которой приносились жертвы. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, фигурки слуг, обслуживающих своих хозяев в загробной жизни,- ушебти.

Такие гробницы возводили на протяжении эпохи Раннего царства.

   В период Древнего царства усиливается деспотическая власть царя, стоящего во главе огромного государственного аппарата со строго установленной, разветвленной и сложной чиновничьей иерархией. Фараон возвеличивается над своими подданными. Его почитали как живого бога, «благого бога».

Усыпальница фараона должна была отличаться от гробниц его подданных, она должна производить впечатление подавляющей мощи. Для этого стали увеличивать надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникла ступенчатая пирамида. Она была построена фараоном III династии Джосером в Саккаре.(см. иллюстр.).

   Гробница фараона Джосера в Саккаре имела высоту 60м и состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущих. Получалась своеобразная «лестница в небо». Под основанием в скалистом грунте высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещались погребальная камера с мумией фараона.

    Особенно грандиозны пирамиды фараонов IVдинастии Древнего царства –Хеопса, Хефрена и Микерина. (см. иллюстр.)

 Пирамиды в Гизе русские путешественники назвали «рукотворные горы». Пирамиды имеют правильную форму. Самая высокая – пирамида Хеопса. В древности ее высота достигала 147 метров, сторона квадрата основания 233 метра, а площадь основания 54000 кв.метров. Внутри пирамиды имеется несколько длинных наклонных коридоров со сложной системой ходов и выходов. Часами можно бродить по этим коридорам, но ни на шаг не приблизиться к погребальному склепу, в котором стоял огромный саркофаг из красного гранита с мумией внутри. Вход в пирамиду, расположенный на 14-метровой высоте был заделан и закрыт облицовкой.

  Пирамиды в Гизе в античном мире считались одним из чудес света.

Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

 Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис»


ВОПРОСЫ.

1.Почему египтяне строили пирамиды?

2. Постройте схему эволюции строительства пирамид в Египте.

3.Обратите внимание на конструкцию и размер пирамид.

  1. Почему гробницы фараона имели форму пирамиды?
  2. Зачем создавать могильник огромных размеров?

4.Какая идея, на ваш взгляд, воплотилась в пирамиде в художественно-образной форме?

ИЛЛЮСТРАЦИИ.


ГРУППА 2.

СКУЛЬПТУРА

   Египтяне одними из первых среди  народов  поняли Земли, что у людей , помимо тела есть еще и душа. Двойником  человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию , а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба и Ка отделяются от тела, но, найдя новое обиталище- гробницу с мумией умершего,- возвращают его к жизни в загробном мире.

   Но для этого необходимо было сохранить телесную оболочку. Поэтому в Древнем Египте возникло искусство мумификации. Но бальзамирование не всегда достигало цели- мумия могла испортиться и, душа лишалась приюта, а умерший лишался «вечной» жизни. Египетский мастер, решил изготовить нетленного «двойника» из материала, наименее подвергавшегося тлению,- из камня .

  У него получилась статуя. Каменные «двойники» должны соответствовать физическому облику человека, обладать сходством с ним, воспроизводить его индивидуальные черты. Пока имелась статуя, жизнь скопированной натуры продолжалась в ее изображении. Ка мог странствовать в потустороннем мире, но ему нужна была конкретная форма , чтобы продолжить жизнь , когда он вернется из своих скитаний.

  С течением времени древнеегипетские художники разработали систему правил, согласно которой выполнялись все статуи умерших. Эта система правил называется каноном. Эти правила считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений.

  Притягательными в скульптурном образе человека были глаза,- египтяне считали их зеркалом души. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, белого и гладкого, а внутрь помещали горный хрусталь, изображая зрачок. Маленький кусочек эбенового дерева ,подложенный под хрусталь, имитировавший зрачок, чудесным образом оживлял взгляд застывшего изваяния.

  Скульптурные портреты (статуи) помещали в усыпальницу. Они устанавливались в особых нишах или специальных помещениях позади молелен.

Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

 Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис», 1998.

ВОПРОСЫ.

1.Почему древние египтяне изготавливали скульптуры?

2.Рассмотрите статуи двойники царевича Рахотепа и его жены Нофрет и сформулируйте основные правила канона, опираясь на критерии:

- положение корпуса;

- полное или фрагментарное изображение фигуры;

-  наличие или отсутствие раскраски;

-  передача движения или покоя;

- направление взгляда.

Рассмотрите триаду Микерина и статую писца Каи. Какие добавления к правилам канона можно сделать?

3.Почему египетские скульптуры «оживляли» взгляд?


ИЛЛЮСТРАЦИИ.

ГРУППА 3.

Рельефы и росписи.

   Египтяне одними из первых среди  народов  поняли Земли, что у людей , помимо тела есть еще и душа. Двойником  человека считалась Ка, она олицетворяла его жизненную энергию , а душой его с рождения была Ба. После смерти человека Ба и Ка отделяются от тела, но , найдя новое обиталище- гробницу с мумией умершего,- возвращают его к жизни в загробном мире.

   Важную роль в убранстве гробниц играли рельефы и росписи. Египтяне верили, чтобы душа могла вселиться в тело или его аналог надо изображать то, что считается наиболее привлекательным и выразительным. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались в жизни земной. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения.

  Живописные сюжеты, включавшие несколько сцен, принято было располагать в той последовательности , в которой происходили события. Если героем рельефа являлся фараон, художник подчеркивал его высокое общественное положение укрупнением фигуры. Поэтому персонажи одной композиции разномасштабны.

    Древнеегипетские художники разработали систему правил, согласно которой выполнялись все изображения людей на плоскости. Эта система правил называется каноном.  Эти правила считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений.

Материал составлен с использованием уч. пособия О.Б. Лисичкина Мировая художественная культура-СПб: «Специальная литература», 1997 .

 Кн. для преподавателей Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.-Волгоград: Учитель, 2007.

История искусства. Первые цивилизации. – Пер. с исп.- ЗАО «Бета – Сервис», 1998.

ВОПРОСЫ

1.Почему древние египтяне украшали гробницы росписями и рельефами?

2. Что изображали древнеегипетские художники в росписях и рельефах?

3. Почему на некоторых изображениях фигуры разномасштабны?

4. Сформулируйте основные правила канона изображения человека, опираясь на критерии:

- положение головы и ног;

-положение плеч, рук, груди ;

- положение глаз.

5. Для чего художник совмещал фас и профиль?

6. Почему стоящая в полный рост фигура изображалась с выставленной вперед левой ногой?


ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Приложение 3.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ТАБЛИЦА-КОНСПЕКТ


Архитектура          Скульптура                  Росписи рельефы

Общие черты



Подписи к слайдам:

Урок МХКУчитель: Бибикова Инна Ивановна ГОУ Сош№265 «ШНО»
ЧТО НЕ ОТПУСКАЛО МЫСЛИ ЕГИПТЯН?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Рабочий лист "История Древнего мира" Искусство Древнего Египта

Рабочий лист "Искусство Древнего Египта" представляет собой исследование и анализ художественных произведений, характерных для древнеегипетской культуры. В ходе работы будут рассмотрены осно...