Представления древних людей о мире
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Губарь Марина Дмитриевна

Повторительно-обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МХК Обобщающий урок с формой контроля в виде электронного теста Школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга. Учителя: Губарь Марина Дмитриевна, Рендакова Ольга Михайловна. Представления древних людей о мире. Первые цивилизации.

Слайд 2

Вертикальная модель мира Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. Три членения по вертикали соотносились с понятием времени и генеалогией и динамическим процессом: рождение - жизнь – смерть.

Слайд 3

Мировое древо

Слайд 4

Вертикальная модель мира Мировая гора не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Этот образ получил множество воплощений: обелиск, колонна, триумфальная арка, крест, храм.

Слайд 5

Культовые сооружения Число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат , пирамида, пагода, церковь.

Слайд 6

Живопись палеолита Например, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности. Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию и в этом им помогало искусство.

Слайд 7

Живопись палеолита

Слайд 8

Геометрический стиль Линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест. В этих символах выражался природный цикл: жизнь – смерть – воскресение. Они являлись знаками материального мира, ориентированного во времени и пространстве.

Слайд 9

Культовые сооружения Горизонталь дольмена и вертикаль менгира тесно связаны с древнейшими культами первобытности - культом предков и культом плодородия.

Слайд 10

Культовые сооружения Мегалит Стоунхендж считается первым доисторическим архитектурным сооружением, посвященным солнцу.

Слайд 11

Двуречье Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии – Двуречья .

Слайд 12

Месопотамия На этих землях не было достаточно камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Существовала традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе.

Слайд 13

Зиккурат Традиция обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Каждый последующий был по периметру меньше предыдущего.

Слайд 14

Висячие сады Подобные «висячие сады» стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

Слайд 15

Ворота богини Иштар Многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, черного, красного, синего и желтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

Слайд 16

Дорога процессий

Слайд 17

Ассирийские рельефы Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. Древо жизни на ассирийском рельефе.

Слайд 18

Ассирийские рельефы

Слайд 19

Вавилонская башня

Слайд 20

Источники информации 1. Мировая художественная культура. Л.Г.Емохонова , учебник для 10 класса(базовый уровень), М. Изд.центр «Академия», 2009. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school.edu.ru 3. Коллекция изображений на http ://yandex.ru



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Представления древних людей о мире», 10 класс, ГОУ СОШ №283. Учителя: Губарь Марина Дмитриевна – МХК, Рендакова Ольга Михайловна  - информатика.

Тема: Представления древних людей о мире. Первые цивилизации.

Класс: 10

Тип урока: обобщающий (повторение и контроль).

Цели: Расширение кругозора учащихся; развитие умения осмысливать законы и явления природы через мифологические образы; изучение древних построек, древней живописи, развитие образного мышления и формирование эмоциональной сферы личности.

Задачи: Повторение ранних представлений о мире и происхождении жизни. Выполнение электронного теста.

Методическое оснащение урока:

Электронная презентация, электронный тест.

Ход урока:

I. Беседа с использованием слайдов презентации

Слайд 2

Человек стремился понять происхождение жизни, упорядочить для себя все ее проявления, создать модель мира. И человек ее придумал, причем не одну, а две – вертикальную и горизонтальную.

Слайд 3

Центром вертикальной модели стало мировое древо, соединяющее небо, землю и подземный мир. Число 3 - три членения по вертикали соотносились с понятием времени и генеалогией и динамическим процессом: рождение - жизнь – смерть.

Слайд 4

Мировая гора не только соединяла землю с небом, но и поддерживала его. Этот образ получил множество воплощений: обелиск, колонна, триумфальная арка, крест, храм.

Слайд 5

Горизонтальная модель предполагала наличие «центра мира», где произошел акт его творения и распространение по сторонам света, во времени, пространстве и материи.

Число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат, пирамида, пагода, церковь.

Слайд 6

Мифы помогали человеку структурировать окружающий мир, превращать хаос в обжитое комфортное пространство. Для закрепления своей победы над хаосом люди использовали магию, и в этом им помогало искусство.

Слайд 7

Например, первобытная охотничья магия, направленная на удачную охоту, предполагала изображение животного, которое воспринималось как реальное, а действия, совершаемые с ним, - как происходящие в действительности.

Совокупность магических действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенной время, составляла обряд. В условиях могущественной, часто враждебной природы он был для первобытного человека такой же жизненной правдой, как все его практические действия – собирательство, охота, пахота, жатва. Важнейшим из них был обряд плодородия.

Слайд 8

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству нашел выражение в новых художественных образах, связанных с плодородием и богатым урожаем.

Сложился так называемый геометрический стиль, для которого характерны линейные формы – спираль, круг, квадрат, треугольник, крест.

В этих символах выражался природный цикл: жизнь – смерть – воскресение. Они воплощали идею его непрерывности, единства земного и небесного, являлись знаками материального мира, ориентированного во времени и пространстве.

Слайд 9

Ключевое место занял образ Богини-матери, призванной влиять на плодородие и урожайность, который был созвучен каменным столбам – мегалитам  и менгирам,  символизирующим мужское

начало, а в случае перекрытия их горизонтальными плитами, служившими образом смерти. Горизонталь дольмена и вертикаль менгира тесно связаны с древнейшими культами первобытности -  культом предков и культом плодородия.

Слайд 10

Стоунхендж считается первым доисторическим сооружением, посвященным солнцу. Он не только воспроизводит форму солнечного диска, но и служит для магического влияния на природу.

Связь с магией просматривается в особом ритме вращения по спирали – от центральной сакральной точки, откуда рождается жизнь и произрастает мировое древо. Квадраты – символ целостности материального мира, вписанные в круг – символ неба, означают упорядочение мира и переход от хаоса к космосу.

Слайд 11

Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н.э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии – Двуречья.

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, которому посвящался центральный храм города.

Слайд 12

Из-за того, что на этих землях не было достаточно камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления.

Слайд 13

Традиция не менять места и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов, причем каждый последующий был по периметру меньше предыдущего.

Слайд 14

Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился красочный орнамент. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках.

Подобные «висячие сады» стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вавилонских царей.

Слайд 15

Красочны и монументальны были и сооружения общественного назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык.

Многократное воспроизведение одного и того же рельефа на глазурованных кирпичах белого, черного, красного, синего и желтого цветов создавало особый церемониальный ритм.

Слайд 16

Линейный тип рельефа идеально подходил к жестким линиям монолитной архитектуры, о чем свидетельствуют такие сооружения в Новом Вавилоне, как ворота богини любви и плодородия Иштар и Дорога процессий.

Слайд 17

Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль.

Слайд 18

При этом месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж, не придавая значения портретному сходству.

По существу ассирийский храм, как и

любой другой,  воплощал образ вертикальной модели мира,  в виде горы, соединившей землю и небо. Существует библейская легенда о том, что Бог в гневе смешал языки людей, решивших построить башню до небес.

Слайд 19

 

II. Прохождение электронного теста по пройденному материалу. 

Тест выполнен с помощью электронного процессора Excel и содержит 15 вопросов. Для каждого вопроса предусмотрено 3 варианта ответов. Сложность теста

заключается в том, что на каждый из 15 вопросов предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа. Тест оценивается по пятибалльной системе.

Мифы появились…

А

когда появилась письменность

Б

когда человек воспринимал природу живой и наделённой разумом

В

когда потребовалось объяснить мироустройство

2

Мифы выполняли функцию…

А

поддержания социального и мирового порядка

Б

исторических рассказов и преданий

В

поддержания традиций и непрерывности культурного развития

3

Центром вертикальной модели мира является…

А

гора

Б

древо

В

человек

4

Горизонтальная модель мира включает в себя…

А

4 направления

Б

4 времени года

В

4 первоэлемента

5

Главным из обрядов являлся обряд….

А

смерти и погребения

Б

рождения или воскресения

В

плодородия

6

Почему и зачем художники палеолита рисовали отдельных животных?

А

чтобы повлиять на успех охоты

Б

они не умели рисовать людей

В

чтобы численность животных увеличилась

7

Символом жизни и воды является…

А

круг

Б

треугольник

В

спираль

8

Квадрат является символом…

А

духовного мира

Б

материального мира

В

энергии

9

Сооружение в виде каменного ящика, накрытого плоской плитой называется…

А

менгир

Б

кромлех

В

дольмен

10

Культ предков и плодородия воплощают в себе…

А

дольмен и менгир

Б

вертикальный крест

В

треугольник и круг

11

Города Месопотамии были…

А

крупными с единым на всех божеством

Б

мелкими с единым покровителем

В

мелкими, каждый  со своим богом-покровителем

12

Зиккурат – это…

А

дворец правителя

Б

«жилище бога»

В

центральный храм города

13

Храмы Двуречья строили из…

А

дерева

Б

камня

В

кирпича-сырца

14

Висячий сад - это

А

гибкие деревья на подвесах, растущие на уровне земли

Б

растения в кадках, расставленные  на ярусах и платформах зиккуратов

В

растения, посаженные в землю, насыпанную в специально оборудованные углубления на крышах зданий

15

Человек на Ассирийских рельефах изображался с…

А

с портретным сходством, в профиль или с разворотом к зрителю

Б

ногами и лицом в профиль и полным или три четверти разворотом плеч

В

достаточно точным воспроизведением азиатского типажа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс

Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"

1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность        трудиться поставила древнейших людей в более выгодное         сравнительн...

Представления древних людей о форме Земли

Представления древних людей о форме Земли...

урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"

Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. ...

Урок по истории Древнего мира для 5 класса "Древнейшие люди" для организации обучения на дому ребёнка с ОВЗ с использованием ДОТ

Урок для 5 класса "Древнейшие люди" с применением ДОТ. Для дистанционного обучения слабослышащего обучающегося не требуется специализированного оборудования, ребёнок использует слуховой аппа...


 

Комментарии

Губарь Марина Дмитриевна

Работа была представлена на Конкурс методических разработок учителей искусства Кировского района Санкт-Петербурга (1 место). Техническая поддержка - учитель информатики Рендакова О.М.