урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Пасошникова Варвара Юрьевна

Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. Для создания данной иллюзии используются музыкальное сопровождение (использование реальных инструментов: бубен, варган), участие в театральной постановке проведения древнего обряда, самостоятельное создание примеров наскальной живописи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 564

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Пасошникова Варвара Юрьевна

учитель истории, обществознания, истории и культуры Санкт-Петербурга

История Древнего Мира

Урок «Верования древних людей»

по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

5 класс (базовый уровень)

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке:

«История древнего мира»  по курсу Всеобщая история учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая — М., «Просвещение», 2015

Лучший урок, лучший рок общественно-научного цикла (история)

Цели урока:

В предметном направлении — погружение  в мир древних людей через изучение языческого верования и искусство в определенный исторический период времени. Пробудить интерес к предмету История, для дальнейшей успешной работы.

В метапредметном направлении — формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Уметь использовать знания не только исторического цикла, но и культурологического, искусствоведческого направлений.

В направлении личностного развития — развитие логического и критического мышления, творческого потенциала каждого ученика.

Задачи урока:

1) Настроить на ассоциативное мышление и представление об образе жизни древних людей, при помощи имитации пещеры;

2) дать возможность ученикам самим выдвинуть версии по поводу изображений наскальных рисунков;

3) Подвести учеников  к возможно более вероятным гипотезам возникновения веры;

4) Самим попробовать стать древними художниками через творческую работу;

5) Также показать, что существуют/существовали дополнительные средства погружения в мистические представления об окружающем мире: например обряды шамана и музыка.

Оборудование и материалы к уроку:

1) Презентация «Верования древних людей»

2) Компьютер, колонки, проектор, экран, затемнение

3) раздаточный материал: коричневая бумага (крафт), краски, кисти, уголь, цветные карандаши, влажные салфетки (дети могут рисовать руками)

4) музыкальные инструменты — бубен шамана, варган

5) иллюстрации на стены класса

6) фонарик

Необходимая подготовка кабинета к уроку:

- провести затемнение

- развесить на стены  и доску в случайном порядке иллюстрации наскальной живописи

- проверить работу компьютера и колонок

- Подготовка доски к уроку: тема, тезис, основные термины, иллюстрации, термины для домашнего задания.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся:

Этапы урока. Деятельность учителя

Время.

Методы и приёмы.

Деятельность учащихся.

Организационный момент Учитель приглушает свет, включает слайд шоу наскальных рисунков (очень медленный режим) и музыкальное сопровождение, фонариком показывает иллюстрации на стенах. Создается ощущение попадания в пещеру.

5 минут

Игровой прием

(интрига урока)

Настраиваются на творческую работу

Актуализация знаний учащихся

Учитель проводит фронтальный опрос, формирующий представление об эпохе

5 минут

Закрепление уже пройденного материала

Повторяют пройденное

Выполнение различных типов заданий, направленных на ознакомление и закрепление материала

Учитель задает проблемные вопросы по теме, направляет в нужном логическом мышлении. Помогает делать выводы. Знакомство с новыми терминами.

15-20 минут

Вопросы разбиты на группы:

- общие

- по рисункам

- по обрядам

- по терминам

Дискуссия

Пытаются самостоятельно объяснить значение вопросов по исследованию темы

Задание на творческую работу

Учитель объясняет  как выполнять творческое задание, в чем значимость этой работы.

5-10 минут

Творческое задание

На бумаге крафт изображают свой пещерный рисунок

Поведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися анализирует и оценивает деятельность на уроке. Делает выводы по теме урока. Предлагает всем участникам урока присоединиться к общему «наскальному» рисунку Объяснение домашнего задания.

5 минут

Самооценка и взаимооценка работы на уроке.

Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат.

На перемене делают общую работу предложенную учителем

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:

Формы организации работы на уроке  самостоятельная творческая работа, групповое представление на  заданное исследование.

Методы и приемы обсуждение, диалог, самостоятельная работа

Метод оценивая — каждому отвечающему раздаются цветные карточки  в зависимости от

 ответа: [3]

На уроке использованы ППС: презентация в Microsoft Power Point, так как в этой программе возможно создание красочных образов, прослушивать музыкальные фрагменты  и удобно проводить урочную работу.

На уроке использована общая классная дискуссионная исследовательская работа, которая оценивается системой разноцветных карточек. Учащимся предлагается самим провести дискуссионные размышления по гипотетическим выводам сделанные учеными по возникновению веры. Учитель обязан давать высказываться всем, оценивая даже самые невероятные ответы. Главное раскрыть у учащихся потенциал размышлять и предлагать свое мнение. Оппонентам уметь прислушиваться, учиться соглашаться с наиболее точными близкими версиями. Развитие дискуссионной работы. Также используется индивидуальная творческая работа, создание «наскального рисунка», для еще большего эффекта погружения в изучаемый период.

Кроме того, на уроке использованы игровые приемы, которые снимают напряжение в классе. Учащимся предлагаются воссоздать некоторые элементы обрядов. Для большего погружения и воссоздания обстановки использованы музыкальные фрагменты современных языческих народов и племен.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. В направлении личностного развития: организация взаимодействия детей в дискуссионной работе, развитие логического и критического мышления, творческого потенциала каждого ученика. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Уметь использовать знания не только исторического цикла, но и культурологического, искусствоведческого направлений. В предметном направлении: именно культура Древнего мира и особенно доцивилизациооного периода,  дает представление о том как возникла человеческая цивилизация. Изучение пещер (первых наиболее устойчивых  мест проживания, дошедших до современности), мест захоронений и наскальных рисунков, дают представление об образе жизни древних людей, особенно возникновение верований в Духов. Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось прежде всего поклонение Природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Наиболее известными местами, где были обнаружены следы проживание древних народов являются пещеры Южной Франции, северной Италии и Испании. На них случайно находили либо путешественники-странники, либо туристы XIX-XX веков. И вплотную изучают современные ученые.

Основной тезис урока (пишется на доке)

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

но мы его наследьем дорожим,

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней, стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые соперники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненный бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким.

В. Берестов «Первые рисунки»

Ход урока

1. (5 минут)

Ученики на местах, погруженные в темноту. Начало презентации [1]. На экране сменяются изображения наскальной живописи. Звучит музыка — бубен шамана «сила орла». Учитель освещает иллюстрации на стенах класса при помощи фонарика. Создается иллюзия погружение в пещерное пространство[2].

Учитель: Сегодня мы попытаемся перенестись образно в древние времена. Каждый из вас попробует понять, как  представляли древние люди мир вокруг себя. Поищем версии, объяснения изображаемому и услышанному. А я помогу вам выбрать наиболее правильные версии. Оценю ваш творческий подход и логичное мышление.

Идет пояснение, оценивая ответов по цветным карточкам [3].

2. (5 минут)

Учитель: Давайте сначала вспомним

- к каким историческим периодам относится культура верований? (палеолит, неолит,

   бронзовый века)

- Чем занимались древние люди? (охота, собирательство, защита от диких животных)

- В каких бытовых условиях жили? (пещеры, холодно, берегли огонь)

- Что носили? (шкуры)

- Чем питались? (чаще сырое мясо, корнеплоды, орехи, ягоды, фрукты, грибы)

- Как добывали пропитание? (охота, собирательство)

3. (15-20 минут)

Учитель: Представьте, что мы в пещерах древних людей. Археологи, спелеологи или туристы, которые случайно забрели в них. Неожиданно видим удивительные  картины на стенах. Именно так и случилось с путешественниками, которые попали в пещеру Альтамира в Северной Испании.

Показ слайдов изображений пещеры Альтамира [4].

Учитель: Возникает множество вопросов.  Давайте попробуем на них ответить сами, после того что мы уже знаем о первобытном обществе: (блиц-опрос)

1) Кто нарисовал, изобразил? Не было ли это чье-то забавной шуткой?

2) Если это были древние люди, то чем рисовали? [5]

3) Что за сцены изображены на стенах пещер? Показать слайд только после ответа [6]

4) Почему нет или мало изображений хищников, а есть только изображения травоядных?

5) Почему животные изображены так досконально и подробно, а люди нет? [7]

6) Как выдумаете есть ли сейчас народы, которые живут как древние люди? (аборигены Австралии, индейцы Америки, африканские племена, племена Тихоокеанского региона, народы Сибири, Заполярья и Дальнего Востока России)

7) Возможно ли изучить и понять древние племена, через культуру и быт народов, сохранивших полностью или частично первобытный образ жизни?

8) Что заставило древних людей сделать эти рисунки?

На последний вопрос ученики выдвигают версии:

- заколдовывание зверя

- вера в переселение души

- вера в предков-зверей   Тотем — данный термин написан на доске, дать ученикам объяснение или предложить объяснить самим

- другие возможные версии

9) Кто в древних племенах мог бы создавать такие рисунки, зачем это ему было надо?

Подвести учеников к терминам, записанным на доске Шаман, обряд, магия.

Ученики: предлагают варианты ответов

Шаман [8]

- посредник между людьми и духами

- помощник племени в объяснение непонятных явлений

- заклинатель

- врачеватель

Учитель: Давайте посмотрим на него [8]. Что выдает в нем, что это необычный человек?

Ученики: варианты ответов

Учитель: Одним из рисунков пещеры во Франции Труа Фрер является «Колдун» или «Оборотень» имеет к вышеназванному термину прямое отношение. Как, по вашему мнению объясняют ученые этот рисунок? [9]

Ученики: версии о том, что шаман как бы становится одним из Духов Природы. Проводит Обряд, использует Магию.

Подвести учеников к объяснению этих терминов.

Учитель: Шаман для своих обрядов использовал ритуальный танец, музыкальные инструменты (показать  и дать прослушать бубен и варган), разные голосовые сопровождения — горловое пение (прослушать аудиозапись горлового юкагирского пения).

Обряд шамана в игровой форме, проводиться для разрядки, разминки:

Сцена охоты, воспроизвести рисунок со страницы 24, параграф  4. Ученики по очереди могут попробовать подыграть на бубне и варгане.

Учитель: Подведём небольшой итог — Шаман для древних людей это не просто посредник с Природой (маной). Он олицетворение, собирательный образ самой Природы (маны). Через шамана древние пытались найти  объяснение непонятным для них явлениям:

- почему человек спит

- почему видит сны

- а что будет, если его разбудить

- почему дует ветер

- почему светло днем и темно ночью

- а что за яркие точки на небе ночью

- а что случается с Душой человека, когда он умирает?

Ученики могут записать эти и другие вопросы на небольших листочках, для сбора в общую копилку как игровой момент

4. (5-10 минут) Творческое задание учащимся [10]

Учитель предлагает ученикам превратиться на время в Древних художников и на бумаге крафт изобразить или повторить свои наскальные рисунки. Во время выполнения этой работы, для создания атмосферы, можно включить музыкальное сопровождение (лучше всего подходит  тувинское горловое пение

В дальнейшем их можно использовать как часть выставки детских работ для родителей. Можно создать галерею работ по итогам урока.

Поиск непонятного, приводит к верованиям в Духов, управляющих окружающим миром, то есть Язычеству (написать на доске).

Также древние верили, что если нарисовать свою ладонь в месте проживания, то Душа будет  и дальше присутствовать с племенем и помогать ему. Это явление веры сильно и сейчас. Такой наскальный рисунок ладони есть в пещере «Тысяча рук» [11]

Также ребятам предлагается по окончанию урока оставить отпечаток своей ладони на большом листе крафт, имитирующим стену пещеры, при выходе из класса. [12]

5. (5 минут) Заключительное слово учителя

Спасибо большое за урок. Сегодня мы с вами путешествовали в мир первобытных людей, время очень непростое для выживания. Но это время когда зародилось вера, которая поддерживала людей в нелегкой жизни. Время, когда зародилось искусство. Сегодня вы были не только исследователями, но и первобытными художниками. Удачи, пробуйте себя в творчестве и вас все получится.

Домашнее задание: Параграф 3, повторить основные термины пройденные за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории Древнего мира 5 кл. "Древний Египет"

Данный тест выявит уровень знаний учащихся по данной теме....

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"

Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Конспект и презентация открытого урока в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Древний Восток"

Тема урока:  «Чему учил китайский  мудрец Конфуций (по ФГОС). Тип урока:  урок – изучение нового материала.Форма организации обучения:  урок-путешествие....

Урок истории Древнего мира 5 класс "Древняя Индия, Китай"

Урок знакомит учащихся с географическим положение Древней Индии, Китая, основными занятиями населения. Направлен на формирование УУД- умения анализировать, конкретизировать, систематизировать учебный ...