Конспект урока по культуре Серебряного века
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме
Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok-pogruzhenie_.doc | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-погружение
«Этот мир очарований, это мир из серебра…»
(русская культура начала 20 века)
11 класс
Учитель МХК Мещерякова Марина Николаевна, литературы Дуничева Галина Николаевна
Цель урока: Помочь обучающимся глубже проникнуть в атмосферу эпохи, разобраться в художественных направлениях русской культуры начала 20 века.
Задачи урока:
- совершенствовать исследовательские навыки;
- формировать коммуникативные умения;
- планировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут;
- осуществлять эстетическое воспитание.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, таблицы рефлексий, театральный реквизит, дидактические материалы, презентация, подготовленная учителями.
Ход учебного занятия
Организация начала урока (2минуты)
Цель этапа: подготовка учащихся к работе.
Погружение в материал
Цель этапа: создать атмосферу начала 20 века. Познакомить с особенностями культуры серебряного века. Дать представление о развитии литературы и живописи, символизма, акмеизма, футуризма.
Вступительное слово учителя
«Серебряный век…» Вслушайтесь в это словосочетание. Оно искрится, сверкает, звенит. Сам звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о возвышенном и прекрасном, возникшем в русской культуре ХХ века.
Сегодня нам с вами предстоит прикоснуться к магическому кристаллу, блистающими своими гранями Человек-Пространство-Время – три составляющие духовной и материальной культуры. «В начале было слово»… И это основа духовной культуры всех народов. Искусство – это материальное воплощение духовных ценностей. Нам предстоит заглянуть во время, отделенное от нас почти столетием.
Вы знаете, что явление культуры не возникают ниоткуда: их появление всегда обусловлено переменами в различных сферах жизни людей. Какие же события в жизни России подготовили и предопределили этот необычный всплеск в российской культуре?
Положите перед собой технологические карты, выберите те исторические события, которые произошли в России в начале ХХ века. Составьте шифрограмму. Поменяйтесь картами, проверьте результаты друг друга.
Человек этой тревожной противоречивой кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое одиночество. В искусстве получило распространение декаденства, мотивы которого стала достоянием ряда художественных течений модернизма. Развитие науки, техники, изменение ритма жизни, течение времени широко проникают в сферы человеческой деятельности. Появляется новый класс - капиталисты, имеющие широкие возможности для улучшения качества своей жизни. Для одной группы людей идет пресыщение материальными ценностями, для другой возникает угроза остаться без работы, так как их примитивной труд заменяется механическими машинами и аппаратами. Человечество рекламирует свои достижения, поднимается в воздух, садиться на паровоз, изобретает новую военную технику. Праздное время препровождение сменяется активными занятиями спортом. Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, а потом и России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы и надела брюки. Перед первой мировой войной закончился стиль «прекрасной эпохи». В 1014 году, когда Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле «прекрасной эпохи». Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Женщины стали коротко стричься, пользоваться косметикой. Раньше бы это сочли безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Мировая популярность этой женщины не имела аналогов. Внешнее есть отражение внутреннего. Если женская суть поменялась, значит, поменялась и внутренняя суть. Человек новой эпохи был другой. Менялись люди, менялись и кумиры. Блок в своей «Незнакомке» последний, кто воспевал среди современников уходящую дворянскую культуру, ее идеалы.
Литература - и есть «образ мира, в слове явленный». «Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!» - восклицал м. Горький.
Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н. Бердяев назвал этот период серебряным веком русской поэзии. Серебряный век – одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства, живописи, архитектуры, дизайна. Понятие серебряный век появилось, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых – модерн. Термин достаточно точно передавал заложенную в искусстве серебряного века идею создания новой культуры по отношению к культуре классической.
В 1886 году Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма». В России французских символистов знали плохо, но когда 18-летних гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал, что здесь есть нечто интересное, что может привиться в русской почве. Это прежде всего – новые темы, новый язык. Кажущееся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов, вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный, мир. Им присвоили кличку – «декаденты». Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С их позиции этот упадок значительно ценнее нормальной посредственности. Среди поэтов-символистов выделялось 2 группы: старшие символисты – московская группа, младосимволисты – петербуржскаы группа.
Назовите поэтов в портретной галерее. Проверьте себя.
В начале 1900х годов на литературной арене заявила о себе «младосимволисты» А. Белый, в. Иванов, А. Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербуржский символизм не казался столь вызывающим как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и упадничество не возводилось в доблесть. К началу ХХ века даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми классическими формами, внутренними созвучиями.
Назовите поэтов «цеха поэтов». Проверьте себя.
19 декабря 1912г была впервые публична оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре «Бродячая собака», которое размещалось в подвальном этаже дома номер 5 на Михайловской площади. Процессы демократизации культуры, усиление ее «карнавализации», «богемности» сопровождались активизацией интереса к «низу» культуры. На смену «надмирным» элитарным «башням» символизма пришли подвалы «постсимволистской» эпохи. Значение термина акмеизм было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.Городецкого «Ива», как понятие зримого осязаемого мира. Культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы. Он не принимали буржуазно-дворянского искусства. Выступали против символизма и акмеизма, и ставили своей задачей совершить «революцию в искусстве». Но бунт футуристов был несостоятельным: они выступали за аполитичное, «свободное» искусство. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства, сближало их и другое стремление к новаторству формы, насаждению формализма в искусстве, отказу от лучших завоеваний русской классической культуры. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом». «Бомбой», брошенной футуристами в читателей, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием «Пощечина общественному вкусу». Атмосфера скандалов сопровождала многочисленные выступления участников этого движения.
Подводя итог уроку, попробуем объяснить, почему столь разные творческие принципы были объединены под общим понятие «культура серебряного века»:
- Все эти творцы – современники, их объединяют время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
- всем им свойственно ощущение внутреннего конфликта, смятения, душевной дисгармонии;
- все они по особенному трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
- они склонны к манифестам, декларациям, программам с выражением поэтических вкусов, симпатий и антипатий;
- их сближает беззаветное и преданное служение искусству.
Заключение
Для мира Россия стала символом революции, в стране происходили глобальные перемены, гибель устоявшихся за века духовных ценностей и идеалов, но за этой болью стоит и восторг возрождения русской культуры. Новая жизнь, новые образы, новые имена вошли в сокровищницу русской и мировой культуры.
Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, гладит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Для продолжения разговора о русской культуре вам предстоит выполнить следующее домашнее задание:
- Выберите из представленных объектов символ, на ваш взгляд, соответствующий одному из направлений символизма, акмеизма, футуризма. Объясните ваш выбор.
- Подберите стихотворение, в котором встречается, выбранный вами, символ.
- Назовите работы художников-модернистов, «живущих» в рекреациях и холлах школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков МХК. Культура XX века
Материал содержит выкладки по основным этапам эволюции творческой мысли 20 в.- классика, модернизм, постмодернизм. Материал компактен, намечен пунктирной линией, пробный....
Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии
Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии. ...
План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)
Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...
конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"
данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...
Конспект урока по поэзии Серебряного века
Конспект урока по поэзии Серебряного века...
Конспект урока «Духовная жизнь Серебряного века» (урок в 9 классе)
Тема: «Духовная жизнь Серебряного века»(урок в 9 классе) Цель урока: рассмотреть достижения русской культуры и показать, как в культуре этого времени отразились социально-эконом...
- Мне нравится (1)