Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства
план-конспект занятия по мхк (11 класс) на тему

Жарова Ирина Николаевна

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_iskusstva_11_klass.doc49.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой  художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства

На первом уроке из раздела  "Изобразительное искусство XX  века"   в 11 классе по теме "Сюрреализм" был определен тип урока вводный в тему. Наиболее эффективным на этом уроке оказался жанр урок-панорама в  форме  лекции учителя. Был составлен  иллюстрационно-музыкальный ряд в сочетании со словом учителя, который помог учащимся более полно усвоить материал урока   (причины возникновения и психологическое обоснование теории сюрреализма).

      Второй урок из этого же раздела по теме  "Особенности сюрреализма" имел тип расширения и углубления темы. Жанр выбран более сложный: урок-репортаж из музея в форме диалога. Этот тип и жанр урока был воплощен при помощи художественно-педагогической драматургии с использованием погружения учащихся в  воспоминания об атмосфере музея древности и современности, выполнение разных ролей, разных заданий с переключением на разные виды искусства (изобразительного, литературы, музыки). Такое построение урока помогло учащимся расширить и углубить знания о связях искусства древности и современности на уровне видов искусств, психологии, философии.        

      Первые два урока послужили основанием для осуществления третьего урока заключительного по теме: "Сальвадор Дали", после личностного осмысления учениками сути сюрреализма. Для этого типа урока обобщающего выбран жанр урок-интервью в форме урока-зачета. На уроке была создана поисковая ситуация, учащиеся, работая с разными видами информации (листы с текстами, отрывок из фильма, репродукции, музыка, фотографии) высказывали свое личное впечатление о творчестве сюрреалистов, подбирали музыку к картинам.

     Ученики отметили, что несколько картин Сальвадора Дали  нужно  воспринимать без предыдущих сведений, в полной тишине, или же размышляя об изменении устоявшегося характера творчества художника, после кризиса, потрясения в жизни человека и человечества.  Можно третий урок заменить внеурочным мероприятием.

      Тип занятия: обобщающий по разделу программы.

     Жанр: деловая игра в форме КВН между несколькими командами одного класса или разных классов, с определением победителей.

     Таким образом, урок мировой художественной культуры, используя основные принципы дидактики усвоения знаний  (первоначального восприятия и усвоения материала, углубления и обобщения), выступает не уроком об искусстве, а уроком, строящимся средствами самого искусства. Это воплощается через художественно-педагогическую драматургию и жанровость.

     Осознание учителем искусства целей и задач курса, роли каждого конкретного урока в общей системе дает возможность каждому учителю разрабатывать на их основе свои планы и сценарии.  И это будет естественно, ведь урок искусства — творчество учителя, а метод художественно-педагогической драматургии создаст условия для творческой деятельности.  

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА                                                    

 «СЮРРЕАЛИЗМ»

11 класс

 УЧИТЕЛЬ ЖАРОВА И.Н.  ГБОУ СОШ №1909 ЮВОУО г. МОСКВА

РАЗДЕЛ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА.

ТЕМА УРОКА: СЮРРЕАЛИЗМ.

ТИП УРОКА: ВВОДНЫЙ В ТЕМУ, УРОК СООБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

ЖАНР УРОКА: УРОК-ПАНОРАМА.

ФОРМА УРОКА: УРОК-ДИАЛОГ.

Цель: выявить суть понимания сюрреализма, проблему реальности в творчестве С. Дали.

Задачи:1.Раскрыть причины возникновения сюрреализма (сложности и противоречия ХХ века).

 2.Проанализировать понятия открытые Зигмундом Фрейдом: подсознание в грёзах, сновидениях, галлюцинациях, творческая энергия.

 3.Научить учеников определять принадлежность художественного произведения к определённому историческому периоду, определённому творческому методу.

Понятия: сюрреализм, структура человеческого сознания по З.Фрейду.

Материально-техническое обеспечение урока: магнитофон, диапроектор, компьютер;

репродукции картин С. Дали;

музыка: аудиозапись Земфира «Ракеты».

Эпиграф: «Мысли одна другой мрачнее и чёрная краска на полотне... Чёрный цвет – цвет бездны...»                                                                 Наталья Гончарова.

На доске: эмблема изобразительного искусства.                                                                                        

                                             ХОД УРОКА.

Приветствие классу.

1. Вступление. Погружение в атмосферу ХХ века. ----------------------------------            2мин

Причины возникновения новых течений в искусстве.

 УЧИТЕЛЬ: Ребята, искусство какого века мы изучаем? (Искусство ХХ века.) ХХ век – век потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов. Научные открытия освободили человека от физической нагрузки. Но возросли скорости. В искусстве появилось множество течений, много свободы и право на ошибку. Сегодня мы вместе с вами узнаем, как решает эпоха вечные вопросы.

2.  Художественный диктант. Задание 1. ------------------------------------------------         4мин УЧИТЕЛЬ: Приготовились рисовать каждый на своём листочке в одну строчку: слон, юла, ракета, рыба, ель, ангел, лицо, измена, знамя, мост.

Спасибо, отложите, пожалуйста, ваши листочки.

3. Помогите собрать рисунки. Задание 2. -------------------------------------------              3мин

На столе лежат разрезанные на части иллюстрации. Каждый ученик берёт по одной части и ищет свою группу. Группа, собравшая рисунок первой, получает задание и все садятся за один стол.

4. Работа в группах по вопросам. Задание 3. --------------------------------------               5мин

Вопросы I группе. 1) Определить и сгруппировать картины Сальвадора Дали и Босха.

2) Найти отличия и сходства в этих картинах.

3) Перечислить повторяющиеся элементы в картинах С. Дали (1904- 1989).

4)Почему С. Дали считал И. Босха своим предшественником?

 Ответ I группы. -------------------------------------------------------------------------------         5мин

Повторяющиеся элементы  в картинах С. Дали: муравьи, костыли, ящички, кости, кузнечики, библейские сюжеты, распятие, Мадонна, жена Гала.

Иероним Босх (около 1460 – 1516), Нидерланды, решал вопрос: «ЧТО?» в своих работах «Воз сена», «Корабль  дураков» и у С. Дали эта тема в «Искушении Святого Антония».

Бог задумал – прошлое. Что получилось – настоящее. Что ждёт – будущее.

Картины Босха заполнены видениями ада, словно автор заглядывал в преисподнюю. Ночные кошмары, игра больного ума. После его смерти зрители начали понимать, что картины его скорее похожи на вещий сон, предупреждение о грядущей катастрофе. Босха называли «любимым» художником инквизиции.

Вопросы II группе. 1) Теоретические истоки творчества Сальвадора Дали. Схема: «Структура человеческого сознания».

2) Ученики и единомышленники С. Дали.

3) Придумайте свои названия картинам С. Дали. (1-2 слайда).

4)Можно ли считать искусством чистку картошки?

Ответ II группы: ------------------------------------------------------------------------------        5мин

1) Любимые мыслители Дали:Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, Федерико Гарсиа Лорка. Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр и философ.

Схема: «Структура человеческого сознания»:

id (оно) – подсознание, ego (я) – сознание, super ego (сверх я) – сверхсознание

   Сновидения, галлюцинации, внезапные озарения, автоматические действия – всё влияет на искусство, творчество.

2) «Андалузский пёс» - фильм из двух снов Дали и Элюара.

Андре Бретон – поэт и психиатр, итальянский художник и поэт Джорджо де Кирико, Ив Танги, Андре Массон, Жоан Миро, Пикассо, Макс Эрнст «Евклид», Рене Магритт «Ключ к полям» (разбитое стекло), «Терапевт» (под покрывалом клетка с птицами), «Философия будуара» (сочетание парадности и интимности, одежды и наготы. (Будуар – комната, где богатая женщина принимает близких знакомых).

 УЖЕ ЕСТЬ ЛОГИКА!

   До Фрейда Шопенгауэр (великий философ-пессимист XIX века) в критике рационализма утверждал, что человеком руководит бессознательная слепая воля.

3) Придумайте названия 2-3 картинам С. Дали.

4)Сюрреалисты считали чистку картошки искусством.

5.  Игра «Изысканный труп». Механический автоматизм. -----------------------         4мин

Учитель: Отдохните немного. Поиграем в слова. На листе бумаги ученик пишет любое слово, лист сгибает, передаёт другому. Когда все напишут по 1 слову, читаем фразу. (Любимая игра сюрреалистов).

Учитель: На каком уровне человеческого сознания могут возникать такие последовательности? (На уровне подсознания).

6. Вспомните ваши слова и подпишите под рисунками.------------------------            2мин

Из первых букв составили слово: СЮРРЕАЛИЗМ.

Учитель: На каком уровне идёт работа со словами и рисунками? (На уровне сознания).

7. Вопросы III группе. 1) Этапы жизни Сальвадора Дали.

2) Поведение в обществе.

3) Творчество Дали: проблема реальности.

  Ответ III группы: ---------------------------------------------------------------------------           4мин

1) I этап – 1904-1928 годы. Детские впечатления, учёба, знакомство с классическим искусством.

II этап – 1928-1947 годы. Период программного сюрреалистического творчества.

III этап – 1948-1989 годы. Возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию: художественному и философско-религиозному. Серия религиозных полотен, графика.

2) « Высунутый язык человечества», трюкач, мультимиллионер, мистификатор, циник, фигляр, саморекламщик, дикие выходки, создатель бешено оплачиваемых картин  и балетов, рисунков и кинофильмов, книг о себе самом, безбожника и богохульника, позже правоверного католика, мистика и мракобеса.

    Трюкач: в усы вплетал быстрорастущее растение, усы шевелились! Ел финики, потом подкручивал усы сладкими пальцами. Знакомство с Галой; слоновьи черепа на берегу; 88 бутылочек с ликёром нашиты на фрак и в каждой плавает дохлая муха.

3) Преодоление реалистической предметности живописи в сюрреализме, во сне или бредовой галлюцинации лучший способ прорыва глубины «бессознательного». Несбыточные надежды на соединение двух противоречивых состояний: сна и действительности в сверхреальность.

 8.   ИТОГ УРОКА: ------------------------------------------------------------------------             3мин

О каком направлении в искусстве живописи мы говорили? (О сюрреализме).

Какие особенности сюрреализма вам запомнились?

Дали не был первооткрывателем сюрреализма: Древний Египет, иконопись, Брейгель, Босх, Свифт, Гойя, Кафка, Лорка, Андрей Тарковский.

Сюрреализм соединяет несоединимые вещи.

Подсознание у С. Дали равно искусству.

 Взгляд на мир с другой точки. Вещи виденные, но в перемешанных ситуациях.

                                         ОБРАЗ – СУТЬ СЮРРЕАЛИЗМА.

Вывод: В творчестве сюрреалистов отсутствует логическое развитие тем произведений.

9.   Просмотр слайдов с репродукциями --------------------------------------------------     3мин

Сальвадора Дали. Погружение в свои ощущения, в личностное переживание. Содержание: изощрённая фантазия не восхваляет и не осуждает ничего. Сопряжение музыкальных и зрительных образов: слайды смотрим под музыку Земфиры «Ракеты». (Слайд на счёт 8-и, запоминается на счёт 5-и).

10. Оценки за урок каждой группе.

11. Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне

Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий

Тезисы выступления«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»...

физкульт минутки КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КАЖДОГО УРОКА

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возраст...

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс...

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Релаксация как неотъемлемая часть современного урока

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. На уроках английского языка ученикам приходится работать с ...