«Чарующее изящество рококо»
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме

Прилепина Оксана Яковлевна

      Урок МХК в 11 классе составлен по программе и учебнику Емохоновой Л.Г..

      Данный урок направлен на развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую, индивидуальную  деятельность. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, создания своих собственных произведений, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

     В работе предлагаются практическая разработка урока «Чарующее изящество рококо», презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point; открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС); таблица - пустограмма «Характеристика стилей»  для самостоятельной работы обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon charuyushchee_izyashchestvo_rokoko.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Чарующее изящество рококо»

Цели:

  1. познакомить учащихся со стилем рококо, выявить его отличительные особенности, проследить, как проявляет себя данный стиль в разных видах искусства;
  2. развивать  коммуникативные  качества  личности;
  3. приобщать  обучающихся  к  образцам  мировой  художественной  культуры,  воспитание  художественного  вкуса.

Оборудование: компьютерный проектор, экран, презентация к уроку «Чарующее изящество рококо», выполненная в программе Microsoft Power Point; открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

Ход урока.

Французы более обижаются,                                                                                       когда порицают их вкус, нежели ум.
Франсуа де Ларошфуко
(Слайд 1)

I. Организационный момент.

Включение в урок  (Слайд 2)

Видеоряд к музыкальной пьесе «Маленькие ветряные мельницы» Франсуа Куперена

II. Беседа с учащимися.

  1. Какое впечатление произвела на вас эта музыкальная композиция? Какие чувства она пробуждает?
  2. О чем можно думать, слушая это произведение?
  3. Когда и в какой стране могла быть написана пьеса?

- Действительно, вращение ветряных мельниц показано короткими мотивами, которые сплетаются и нанизываются, подхватывают и продолжают друг друга, а  музыкальная пьеса предназначена для клавесина. Французский композитор Франсуа Куперен (1667 – 1773)  украсил каждую ноту пьесы мелизмами - изысканными мелодическими фигурами, и сухой и отрывистый звук клавесина зазвучал переливчато и роскошно, как бы отливая серебром. Искусство Франсуа Куперена – искусство человека наблюдательного и тонкого, для которого не существует мелочей. (Слайд 3)

  • Как вы понимаете слова Ф. Куперена из трактата «Искусство игры на клавесине»: «То, что трогает меня, я предпочитаю тому, что поражает…»? (Искусство должно возбуждать лёгкие приятные эмоции, развлекать, ласкать слух, радовать глаз причудливым узором линий, изысканным сочетанием светлых нарядных красок, а не удивлять и поражать, как это было в эпоху барокко).
  • Для чего, на ваш взгляд, предназначены подобные музыкальные произведения? (Для отдыха, приятного времяпрепровождения).

- Изящные пьесы Ф. Куперена звучали  (слайд 4) во французских аристократических салонах в первой половине XVIII века и являлись олицетворением стиля, зародившегося во Франции во времена регентства (1715-1723) и достигшего расцвета при Людовике XV, стиля, обозначаемого в истории искусств по-разному: «стиль Людовика XV», «королевский стиль», «галантный стиль» и, наконец, рококо. (Слайд 5)

III. Историческая справка.

Краткую характеристику исторической эпохи дает заранее получивший задание ученик. (Слайд 6)

Во всемирной истории и истории искусства XVIII-ое столетие отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV. В последние годы Короля-Солнца Версаль, некогда утопавший в роскоши и увеселениях, затих. Вместо балов, маскарадов и карточных игр до рассвета теперь устраивались торжественные богослужения и религиозные диспуты. Придворные томились и скучали, замерев в ожидании. Король умер. Правителем Франции – регентом, до совершеннолетия будущего Людовика XV, стал герцог Филип Орлеанский, человек яркий, противоречивый, умный, циничный, амбициозный. Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши, не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка, не столь торжественного. Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствия краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий.
Многое меняется в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор единственным коллекционером. Появляются частные коллекции и салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

 - Посмотрите на слайд 6. Что вы можете сказать о данном интерьере? Подберите эпитеты, характеризующие этот стиль. (Изысканный, изящный, завораживающий, чарующий)

- А теперь внимательно прочитайте слова (слайд 7), вынесенные в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как они, на ваш взгляд, связаны с темой урока? (Стиль рококо представляет собой доказательство этого безупречного вкуса).

- Сегодня вам необходимо продолжить работу по заполнению таблицы  «Характеристика стилей». (Приложение 1)

IV. Этимологическая справка.

- Слово рококо (слайд 8) произошло от французского rocaille, что значит раковина.

- Обратите ещё раз внимание на слайд с изображением интерьера и, отталкиваясь от этимологии слова рококо, попытайтесь сделать вывод о характерных чертах стиля (слайд 9). (Характерными чертами рококо являются изысканность, изящество, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.).

   (Слайд 10) Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главный признак. Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

V. Рококо и барокко: сравнительная характеристика стилей.

Легкость, изящество, мечтательность - делают рококо одним из самых загадочных стилей. На уроке нам предстоит выяснить: «Является ли стиль рококо самостоятельным или это лишь заключительная фаза барокко?»

- Вспомните,  каковы же главные особенности архитектуры барокко? (Работа с ОМS «Барокко и рококо в художественной культуре Европы XVII –XVIII веков»  № 2,3) http://eor.edu.ru/card/21381/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html                          (Подвижный облик зданий, напряжённость, тяжеловесность, вызванную сосредоточием декоративных элементов наверху сооружений, масштабность, фасадность, тяготение к ансамблю).

  1. Стиль рококо в живописи и архитектуре.

- Просмотр и анализ материала из ОМS «Барокко и рококо в художественной культуре Европы XVII –XVIII веков» (информационный модуль) задание № 4  (работа со всеми ссылками). http://eor.edu.ru/card/21381/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html

- А что вы можете сказать об архитектуре рококо?
Несмотря на то, что родиной рококо является Франция, этот стиль намного ярче проявляет себя в архитектуре Германии: лёгкость, приветливость и игривость сооружений немецких зодчих противостоит тяжелой напыщенности и холодной парадности барокко.                                              В живописи рококо наблюдается уход в область «чистого искусства»,  в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Произведения художников не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, как в эпоху барокко, а представляют собой идиллические картины жизни. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов – лёгкие пастельные тона.
 

2. Своеобразие интерьера рококо.

- Но всё же центром формирования нового стиля становится не экстерьер, как в барокко, а интерьер: салоны аристократов, будуары и спальни очаровательных женщин. Первоначально рококо возникло как декоративный стиль. В эту эпоху складывается представление об интерьере, как о целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. (Слайд 11- видеоряд)

- Охарактеризуйте интерьер дворцов эпохи Людовика XV. Что представляют собой комнаты? Какие тона преобладают в колорите?  (Комнаты, как правило, имеют криволинейные очертания, они не располагаются анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образуют весьма изящные ассиметричные композиции. В центре помещений находится парадный зал – так называемый салон. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Вместо карниза, отделяющего плоскость стены от потолка, плавный, полукруглый переход, украшенный вызолоченным рельефным узором из гипса. Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными помелями, живописью на фантастические темы, позолоченным орнаментом и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цвета – белый, голубой, зелёный, розовый и, конечно, золотой).

- Чем ещё отличаются интерьеры (слайд 12) в стиле рококо? (Огромным количеством искусно подобранных предметов, изяществом.)

- Все предметы интерьера изготавливаются с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно – стол, диван и несколько стульев), создавая «центры тяготения» для собравшегося общества. Мебель не загромождала помещения, являлась элементом украшения. Стены, зеркала, мебель, камины были декорированы в едином стиле лепным орнаментом, чаще всего виде бронзовых накладок. Самым ходовым материалом для изготовления мебели были бук, орех, для дворцовых экземпляров применялись самшит, дикая вишня, лимон, красное и чёрное дерево, палисандр и др.

- Когда мода на все экзотическое, китайское буквально захлестнула Париж? Что еще  приобретает популярность? Работа с учебником (стр. 103).  (Поле перевода на французский язык сказок «Тысяча и одна ночь» мода на всё экзотическое, китайское буквально захлестнула Париж. Наряду с китайским фарфором приобрели популярность лаковые панно, искусно вмонтированные в европейскую мебель, шёлковые обивочные ткани с изображением пагод, китайцев и китаянок, зонтиков, попугаев, обезьян). 

- Можно ли сказать, что стили барокко и рококо похожи? Почему?

Вывод: Пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место чарующей изящности рококо. При Людовике XV интерьеры гораздо уютнее, перенасыщены предметами в отличие от более сдержанной в этом отношении эпохи барокко.

3. Каноны красоты и моды в эпохи Людовика XIV и Людовика XV.

- Каким был идеал красоты в эпоху рококо? (Слайд 13)

   Идеалы красоты изменились... Мужчина-рыцарь, воин окончательно превратился в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам и музыке придает его облику пластичность. На смену грубой физической силе приходят иные, высоко ценимые качества: ум, сметливость, изящество. Мужественность XVII в. — это величественность осанки, и галантное обращение с дамами.

   Идеал женской красоты сочетал парадность и кокетство. Женщина должна быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами. Роль костюма в выражении идеала красоты становится огромной, как никогда ранее.

 Звучит музыкальная пьеса Франсуа Куперена «Таинственные преграды» (Слайд 14)  (на фоне музыки подводится и итог урока)

Вывод: Женский силуэт в эпоху Людовика XV меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко, проявляющуюся в пышной, вычурной одежде, сменяет грациозность, игривость. А вот театральность из моды не выходит, по-прежнему и женщины, и мужчины выглядят неестественно, приобретают кукольный облик.

  1. Практическая работа.   Работа с ОМS «Барокко и рококо в  художественной  культуре  Европы XVII – XVIII веков» (практический модуль)http://eor.edu.ru/card/21666/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html
  1. Выполнение заданий № 1,2,3,4.
  2. Выводы урока «!»

VI. Подведение итогов урока.

- Итак, является стиль рококо самостоятельным или это лишь заключительная фаза барокко? Сформулируйте свои мысли, руководствуясь таблицей, которую заполняли в ходе урока. (Хотя многие исследователи считают рококо ответвлением позднего барокко, очевидно, что во Франции и во многих других странах Европы в первой половине «галантного века» оно складывается в определённую стилевую систему, только лишь отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, давшую новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства).

 - Насколько, с вашей точки зрения, близка музыка Франсуа Куперена и живопись Антуана Ватто? (Мир домашних радостей и сердечных тайн, мир удовольствий и увеселений, запечатленный в искусстве первой, половины XVIII века, навсегда остался идеалом изящества и красоты для многих поколений). (Слайд 15)

- Определяющие слова, точнее всего характеризующие рококо? (Утонченность, изящество, изысканность, оригинальность). Рококо поистине - «чарующее изящество».

VII. Домашнее задание: стр. 100-105; завершить работу с таблицей; написать эссе на одну из тем «О чем могли мечтать и говорить герои картин Антуана Ватто».

Использованные интернет - ресурсы:

  1. ОМS «Барокко и рококо в художественной культуре Европы XVII –XVIII веков» (информационный модуль) http://eor.edu.ru/card/21381/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html
  2. ОМS «Барокко и рококо в художественной культуре Европы XVII –XVIII веков» (практический модуль) http://eor.edu.ru/card/21666/borokko-i-rokoko-v-hudozhestvennoy-kulture-evropy-xvii-xviii-vekov.html
  3. http://www.coolreferat.com/Эстетика_Рококо
  4. http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=20&mint=1230757200&maxt=1233435599&posttype=text,link,photo,video,status
  5. http://smallbay.narod.ru/rocoko.html

http://vernisag.com.ua/17-vek/417-moda-ludovika-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рококо: проблемы стиля

Авторы  научно-исследовательской работы  «Рококо. Проблемы стиля»  -   ученицы 11в класса МОУ СОШ №11 Ахмадуллина Динара, Ефимова Анастасия. Научный руководитель – Кор...

Живопись РОКОКО - "Мастера галантного жанра"

Стиль рококоЖан Антуан Ватто(1684 – 1721)Буше Франсуа (1703–1770)...

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

Сыйныфтан тыш чара. Нәүрүз - түрдән уз. Сыйныфтан тыш чара.

Нәүрүз көн белән төн тигезләшкән чорга – 21–22 мартка туры килә. Көнчыгыш календаре буенча әлеге төбәкләрдә язны каршылау язгы чәчү эшләре алдыннан үткәрелә торган халык бәйрәменнән ...

Статья "Изящество миниатюр"

Статья "Изящество миниатюр"...

Изящество буквиц и орнаментов православных книг Древней Руси

Изящество буквиц и орнаментов православных книг Древней Руси...