Средневековый город - сердце новой эпохи
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Жарова Ирина Николаевна

Конспект открытого урока по МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednevekovyy_gorod_8_kl._konspekt_otkrytogo_uroka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет эстетического образования

и культурологии

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

ТЕМА: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД –

СЕРДЦЕ НОВОЙ ЭПОХИ»

8 КЛАСС

Слушатель курсов повышения квалификации МХК-1

ЖАРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

учитель мировой художественной культуры

ГБОУ СОШ № 1909 ЮВАО города Москвы

Руководитель группы МХК-1: ШАРКО НАТАЛИЯ ИВАНОВНА  

Москва 2012

8 класс. Урок «Средневековый город – сердце новой эпохи».

Форма урока: контрольно-обобщающий урок.

Цель: формировать эстетические чувства учащихся, воспитывать читателя, зрителя, слушателя.

Задачи: 1. Обобщить знания по теме «Средневековый город» .

2. Активизировать познавательную деятельность детей.

3. Закрепить знания, полученные на других предметах.

4. Воспитывать любовь к истории своего народа и всего человечества.

Материалы для урока: таблицы «Виды искусства», «Культурно-исторические эпохи».

Эпиграф урока на доске «Величье рыцарства и блеск Средневековья».

Компьютер, презентация «Средневековый город», стихи Теофиля Готье и Василия Фирсова.

Задания 4 группам на листах, разрезанные фразы, разрезанные картинки;

 рабочие тетради, рисунки гербов, листы с загадками;

диск «Музыка Средневековья»;

 цветные бумажные кружочки (оценки), эмблемы искусств, Гимн МХК.

Музыка: «Григорианский хорал», «Реквием».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя и учащихся

мин

I. Организационный момент

1

Приветствие учителя и учеников.

2

Учащиеся делятся на 4 группы. Задание «Соберите рисунок».

2

3

Повторяем названия изученных эпох (по таблице).

1

4

Главное отличие эпохи Античности от Средневековья.

1

5

Приглашение к путешествию в машине времени.

2

6

Вопросы группам о Средневековье.

2

II. Работа учащихся в группах.

1

Подготовка ответов за столами.

5

2

Ответы групп по очереди.

10

3

Вопросы другой группе.

2

Физкультминутка: «Найди свою пару» (разрезанные фразы).

3

4

Словарная игра: «Контрарности» (в тетради)

5

5

Чтение новых слов.

3

6

Определение контрарностей Средневековья.

1

7

Просмотр презентации «Средневековый город». (Орган).

4

III. Итог урока.

1

«Начало пути» (стихотворение читает учитель).

1

2

Вопросы к детям: «Мы изучили всё?» Виды искусства сегодня на уроке?

1

3

Отгадываем и составляем загадки на листочках.

1

4

Д/З по выбору: нарисовать герб МХК, сочинить гимн МХК.

Составить кроссворд «Средневековый город».

Нарисовать герб своей семьи или класса.

Сделать презентацию по уроку «Средневековый город»

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ХОД УРОКА

Деятельность учителя и учащихся

мин

I. Организационный момент

1

Приветствие учителя и учеников.

УЧИТЕЛЬ: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы подводим итог изучения большой темы «Средневековье».

2

УЧИТЕЛЬ:Учащиеся делятся на 4 группы. Задание «Соберите рисунок».

1 группа – «Храм», 2 группа – «Рыцари», 3 группа – «Книги», 4 группа – «Город». (Названия группам дети могут придумать сами.)

2

3

УЧИТЕЛЬ: «Повторяем названия изученных эпох (по таблице). Какие культурно-исторические эпохи развития человечества мы изучили в 8 классе?» (ОТВЕТ: )

1

4

УЧИТЕЛЬ: «Назовите главное отличие эпохи Античности от Средневековья.» (ОТВЕТ: «В эпоху Античности – поклонение красоте человеческого тела, а в Средневековье – поклонение красоте человеческой души».

1

5

УЧИТЕЛЬ: Приглашение к путешествию на «машине времени». «Сейчас мы попробуем перенестись в Средневековье на «машине времени» и по дороге сочиним вместе сказку о создании городов.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах.

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,

Проёмы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века.

Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…

И погружён мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья. (Теофиль Готье.)

УЧИТЕЛЬ: «Средние века по праву называют «юностью европейской культуры». Племена варваров, галлов и германцев вторглись в Европу. И под их натиском в 476 году пал античный Рим. Молодые народы начали строить свою жизнь заново, отказавшись от древних языческих верований и приняв христианство.

2

6

Вопросы группам о Средневековье написаны на листочках и разложены на столах.

  1. Что стало причиной нового летоисчисления? (Рождество Христово.)
  2. На какие части распалась Римская империя? (Западная – католическая церковь, восточная – Византийская, греко-православная церковь.)
  3.  Какие 2 формы планировки городов вы знаете? (Кольцевая и прямоугольная.)
  4. Какие постройки становились началом городов? (Храм или замок феодала.)

2

II. Работа учащихся в группах.

1

Подготовка ответов за столами.

ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЫ «ХРАМ»: Составить ответы по темам – витраж, готика, иконы, инквизиция, защита жителей при нападении на город.

ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЫ «РЫЦАРИ»: Составить ответы по темам – рыцари, герб, крестоносцы.

ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЫ «КНИГИ»: Составить ответы по темам –Библия, летописи, виды переплёта, энкаустика.

ЗАДАНИЯ 4 ГРУППЫ «ГОРОД»: Составить ответы по темам – сады и парки, крепостные стены, расселение ремесленников, праздники, причина изобретения шляпы с полями.

5

2

Ответы групп по очереди.

10

3

Вопросы другой группе.

2

Физкультминутка: «Найди свою пару» (разрезанные фразы).

УЧИТЕЛЬ: На запасном столе лежат листочки со словами. Нужно составить фразу. Образуются новые группы, которые читают свою фразу. (Виды христианских крестов: православный шестиконечный, православный восьмиконечный, тевтонский, греческий равносторонний, католический четырёхконечный, мальтийский.)

3

4

Словарная игра: из букв слова «Контрарности» в тетради записать много маленьких слов.

Контрарность (противоположность):

  • Логическое отношение между понятиями, одно из которых исключает или отрицает другое, но между которыми всегда есть третий, средний вариант.
  • Логическое отношение между двумя простыми сравнимыми суждениями, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, потому что между ними всегда есть третий, промежуточный вариант.)

5

5

Чтение новых слов. Первым читает слова тот, у кого больше количество слов. Отметить группу в которой нашли слова по искусству. Все отмечают прочитанные слова.

Вторым читает тот, у кого осталось больше слов не прозвучавших первый раз.

3

6

Определение контрарностей Средневековья.

1

7

Просмотр презентации «Средневековый город». (Музыка - орган).

4

III. Итог урока.

1

УЧИТЕЛЬ: «Мы перелистнули ещё одну страницу истории человечества. Но это только начало пути!

  «Начало пути» (стихотворение читает учитель).

Со времён ещё древнегреческих

Уверяют, что жизнь стара.

А подумать –

У человечества

Ученическая пора.

Если Землю со всею Европой

В мире звёздном

С селом сравнить, –

Человечество

Только пробует

За околицу выходить!  (Василий Фирсов)

1

2

Вопросы к детям: «Мы изучили всё?» («Нет».)

« Виды искусства сегодня на уроке?» («Архитектура, литература, музыка, живопись, иконопись».)

1

3

Отгадываем и составляем загадки на листочках. Соединить стрелочками слова и их значение.

1

4

Д/З по выбору: нарисовать герб МХК, сочинить гимн МХК.

Пример: «Aps longo – Vita brevis est!» Читает учитель или ученик.

Составить кроссворд «Средневековый город».

Нарисовать герб своей семьи или класса.

Сделать презентацию по уроку «Средневековый город»

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Средневековый город

Презентация по истории Средних веков для 6 класса...

Интерактивный тест Эпоха классического средневековья и раннее новое время

Тест предназначен для повторения и обобщения материала по всеобщей истории 10 класса...

Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла....

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...