рабочая программа по искусству для 8 класса
рабочая программа по мхк (8 класс) по теме

Ковальчук Елена Михайловна

рабочая программа по искусству для 8 класса общеобразовательной школы разработана в соответстствие с примерной программой "Искусство", с соблюдением требований, заложенных в Стандартах второго поколения, и программой "Искусство. 8-9 классы" авторов Г.П. Сергеевой и др. Программа соответствует учебнику "Искусство.8-9 классы" авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской. Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование, обеспечение предмета искусство. Программа рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_8_klass_po_kritskoy.zip96.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ИСКУССТВУ

Пояснительная записка.

         Статус документа

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству,  примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2011 год, авторской программы «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Данная программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 1 год обучения — в 8   классе.  В соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в  неделю).  

Структура документа

        Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов  по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников; тематическое планирование; материально-техническое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Курс искусство систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—   приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

—   овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цели и задачи рабочей программы:

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—   культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Искусство» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. В том числе в 8 классе - 34 часа. Уровень рабочей программы – базовый. Количество часов в неделю – 1 ч.  Количество часов в год – 34 ч.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;
  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;
  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;
  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);
  • понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
  • эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;
  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;
  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;
  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;
  • умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;
  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

   

   Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

 

Формы  и средства  контроля

   Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны

 Знать/понимать:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;
  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино. 

Уметь:

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Выпускники научатся:

•  ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

•   организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•  мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Основное содержание курса.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Требования к уровню подготовки учащихся 8   класса:

 Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;
  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Учебно-тематическое планирование 

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Проверочные

работы

уроки

резерв

Искусство в жизни современного человека

3

3

Искусство открывает новые грани мира

7

6

1

1

Искусство как универсальный способ общения

7

6

1

1

Красота в искусстве и жизни

10

9

1

1

Прекрасное пробуждает доброе

7

6

1

1 (проект)

Итого

34

30

4

4

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения урока

Разделы и темы

Кол-во часов

Основное содержание урока

Выполнение требований стандарта

Домашнее задание

план

факт

знания

деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

Искусство в жизни современного человека

3

1

06.09

Искусство вокруг нас.

1

Виды искусства: пластические (пространственные,  временные,  пространственно-временные.

Воспринимать художественное произведение разных видов искусства.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

 

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.

Наблюдать (воспринимать) произведение искусства, смысл художественного образа.

полюбившихся художественных произведений.

Стр. 6-9

Составить «акростих» со словом «искусство»

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

2

13.09

Художественный образ-стиль-язык.

Художественный  образ, стиль, язык искусства. Основные стили в искусстве России.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

Различать виды, стили и жанры искусства

 Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

 Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

Понимать специфику художественного образа в разных видах искусства, особенности языка, художественных средств выразительности изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Соотносить характер звучащей

музыки с образным строем архитектурных памятников, особенностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Характеризовать многообразие форм художественного воплощения мира в различных видах и жанрах искусства.

 Стр.10-13

Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль – это эпоха» и «стиль – это человек»?»

Урок закрепления.

Традиционный урок

3

20.09

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

Связь науки и искусства в жизни человека.

Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества.

 Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Находить сходные и различные черты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества. Знать/понимать смысл употребляемых терминов.

Стр. 14-19

Искать материал о творчестве и изобретениях Л.да Винчи.

Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - обзорная лекция.

II

Искусство открывает новые грани мира

7

4

27.09

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. 

1

Пейзаж в литературе и в живописи. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в  своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Понимать, какими знаниями обогащает знакомство с различными произведениями искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Оценивать их художественную значимость.

Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

Обосновывать выбор художественных произведений для компьютерной презентации на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Стр. 20-23

Подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

5

04.10

 Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

1

Литературные и музыкальные произведения, раскрывающие

эмоциональное богатство мира. Русское и зарубежное изобразительное искусство. Пейзаж в музыке. Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков,

 Г. Свиридов и др.). Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников; живописные полотна созвучные литературным образам; художественные произведения раскрывающие эмоциональное богатство мира.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Составлять музыкально-литературные композиции.

Подготовить беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Различать виды, стили и жанры искусства.

Стр. 24-27

 Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

Комбинированный

Урок.

Традиционный урок.

6

11.10

Человек в зеркале искусства:

жанр портрета. Портрет в искусстве России.

1

Портрет. Виды портрета. Портрет в культуре разных времён. Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.

Русские художники портретисты.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-культурной ретроспективе.

Соотносить особенности композиции (формы) в воплощении художественных образов живописи, музыки.

Стр. 28-35

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками»

Урок закрепления.

Урок - собеседование.

7

18.10

Портреты наших великих соотечественников.

Как начиналась галерея.

1

Третьяковская галерея: история, облик. Третьяков П.М.- биография.

Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства.  Аргументировать свое отношение к художественным произведениям.

Стр. 35-39

Прочитайте отрывок из книги Н. Ненарокова «Почетный гражданин Москвы».

Урок закрепления.

Традиционный урок.

8

25.10

 Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

Портрет в музыке. Образы персонажей в музыке. Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь. Портреты наших великих соотечественников.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к  инструментальной непрограммной музыке, — метафора.

Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

Устанавливать ассоциативные связи между звуковыми и зрительными образами-представлениями. Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального и изобразительного  искусства.

 Записывать (рассказывать о) свои впечатлений от посещения театра, музея, выставки, концерта, от просмотра телевизионных передач и кинофильмов;

Стр. 40-43

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений.

Урок повторения.

Традиционный урок.

9

08.11

Портрет композитора

в литературе и кино.

1

Жизнь и творчество В.А.Моцарта. «Моцарт и Сальери». Портрет любого деятеля культуры  и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

Анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Составлять музыкально-литературные композиции.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, графики и др.

Стр. 44-45.

Напишите короткие комментарии к какому либо сочинению.  

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

10

15.11

Урок обобщения.

1

Повторение тем первой четверти.    

Тестирование. Анализ художественного произведения.

Повторить пройденный материал.

III

Искусство как универсальный способ общения

7

11

22.11

 Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов.

1

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей. Искусство как проводник духовно энергии. Процесс художественно коммуникации и его роль в сближении народов, эпох. Музеи. Международные конкурсы, фестивали.

Понимать роль искусства в жизни человека и общества.

 Использовать коммуникативные свойства искусства.

 Воспринимать произведения различных видов искусства.

  Анализировать особенности их языка и соотносить.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов, графики и т.д.

«Прочитывать» информацию, заключенную в памятниках культуры.

Раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения.

Стр. 46-53

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

12

29.11

Искусство художественного

перевода — искусство общения.  

1

 Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые),  фестивали искусств. Создание, восприятие и интерпритация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Художественный перевод. Сонеты.

Сравнивать содержание и эмоциональный настрой  литературных переводов.

Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Стр. 54-55

Выучить сонет Шекспира.

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

13

06.12

Искусство – проводник

духовной энергии.

1

Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность  переводчиков прозы и поэзии.

Способы художественно коммуникации. Гитара.

Знать музей, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения, своего края, города, поселка и др.

 Владеть информацией о конкурсах и фестивалях различной тематической направленности.

 Знакомиться с творческими достижениями их лауреатов.

 Участвовать в различных видах художественно-исполнительской деятельности. Понимать ее коммуникативное значение.

Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности.

Стр. 56-59

Послушайте романс, опишите чувства.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

14

13.12

 Знаки и символы искусства.

1

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Знаково-символьный характер искусства. Разница между знаком и символом. Натюрморт.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др.

Участвовать в разных видах художественно-исполнительской деятельности, понимать ее коммуникативное значение.

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же поэтического текста и др.).

Понимать специфику художественно-образной информации в отличие от научной, повседневной и др.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Стр.60-63

Расскажите о знаках и символах, которые вас окружают.

Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

15

20.12

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

Мифы. Ритуалы. Обряды. Фольклор. Сергий Радонежский.

Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.

 Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов (поэтический перевод, музыкальные версии одного и того же произведения, поэтического текста и др.)

  Выявлять стилистические особенности художественного перевода.

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

 Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения.

 Работать со справочниками, словарями.

Разработать сценарий народного праздника (по выбору учащихся), использовать его знаки и символы.

Участвовать в разработке совместного художественно-исследовательского  проекта.

Стр. 64-67

Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

16

27.12

 Символы в жизни и искусстве.

1

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы культуры — солнце, дерево, дорога.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др).

 Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

Раскрывать смысл художественного образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.

Различать знаки и символы искусства и интерпретировать их.

Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.).

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Стр. 68-63

Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

17

10.01

Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально –поэтическая символика огня.

1

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии. Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов –огня.

 Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Участвовать в компьютерной презентации на тему образов-символов в искусстве.

Стр. 72-75

Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.

Написать реферат на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке».

Урок контроля.

Урок - зачёт.

IV

Красота в искусстве и жизни

10

18

17.01

Что такое красота?

1

Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Понимание красоты в жизни и искусстве. Отношение человека к жизни.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства. Объяснять их отличие друг от друга.

Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Наблюдать жизненные явления.

  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

 Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Стр. 76-77

Объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников».

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

19

24.01

Откровение вечной красоты.

1

Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.

Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.

Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Единство истины, добра и красоты.

Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусств и литературы.

Создавать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать жизненные явления.

Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

 Стр. 78-79

Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.    

20

31.01

Застывшая музыка.

1

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Памятники архитектуры как символы красоты.

Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.

Понимать значение символов культуры.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка.

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Стр. 80-81

Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»

Подготовить выступление об известном храме.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

21

07.02

Есть ли у красоты свои законы?

1

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Гармония. Композиция, Ритм. Золотая пропорция

Понимать значение символов культуры.

Анализировать образные средства воплощения трагического, комического, лирического, драматического содержания произведения.

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Анализировать и оценивать произведения различных видов искусства.

Знать специфические особенности языка

Наблюдать жизненные явления.

  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

 Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии; в произведениях литературы и музыкального искусства.

Стр. 82-85

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа

22

14.02

Всегда ли люди одинаково

понимали красоту?

1

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях  искусства и объяснять разницу.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Стр. 68-87

Что такое красота в вашем понимании?

Урок повторения.

Урок – дискуссия.

23

21.02

Всегда ли люди одинаково

понимали красоту?

1

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях  искусства и объяснять разницу.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Стр. 68-87

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

Урок повторения.

Урок – дискуссия.

24

28.02

Великий дар творчества:

радость и красота созидания.

1

Творческий потенциал и его роль в разных видах деятельности. Мастерство исполнительских

интерпретаций  классической и современной музыки.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.

Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений.

Наблюдать жизненные явления.

  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

 Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Стр. 88-89

Сформулируйте свой

взгляд на творчество.

Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

25

07.03

Как соотносятся красота и польза.

1

Красота и польза. Музыкальные пристрастия человека. Шлягер.

Стр. 90-93

Поясните примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит…

Музыка губит».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.    

26

14.03

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.

1

Реакция человека на различные явления в жизни и в искусстве. Переживания композитора и художника в искусстве.

Раскрывать образно-смысловой строй произведения в зависимости от стиля исполнения.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

 Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

 Работа со справочниками, словарями.

Осуществить презентацию проекта в рамках класса, школы, района, города.

Стр. 94-95

Подготовиться к уроку обобщения.

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

27

21.03

Урок обобщения.

1

Повторение тем четверти.  Тестирование.

Повторить пройденный материал.

V

Прекрасное пробуждает доброе

7

28

04.04

Преобразующая сила искусства.  

1

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества.

Постижение художественных образов различных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы.

Создавать эскизы плаката или рекламные листочки на социально значимые темы.

Наблюдать жизненные явления.

 Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств

Стр. 96-97

Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция.    

29

11.04

Преобразующая сила искусства. Музеи мира.

1

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. Поэтизация образа матери.

Предназначение искусства. Массовое искусство.

Знать наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Организовывать рабочее  место для выполнения творческой работы (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
Планировать  режим работы.

Закончить оформление плаката.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - лекция.   

30

18.04

Поэтизация образа матери в искусстве.

1

Образ матери в произведениях изобразительного искусства и музыки.

Произведения Рафаэля, А.Васнецова, А.Дейнеки. Песни про маму.

Знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения.

 Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).

Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы.

Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Написать мини-сочинение: «Мама».

Комбинированный

урок.

Традиционный урок.

31

25.04

Преобразующая сила искусства. Героические образы в искусстве.

1

Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях.

Уметь создавать эскиз поздравительной открытки.

 Произведения скульпторов Микеланджело, О.Родена, композиторов Л.Бетховена, Ф.Шопена, А.Скрябина, Д.Шостаковича. Разучивание патриотической песни или песен военных лет.

Разработать небольшой сценарий на «День Победы»

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

32

16.05

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

1

Истоки образа Снегурочки в  культуре разных народов. Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова; Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля,

В. Васнецова. Сказка «Снегурочка».

Разрабатывать художественную идею в замысле совместного проекта.

Определять свою роль в проекте.

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование.

1.Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

2.Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

3.Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;

4.Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;

5.Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;

6.Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;

7.Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

 

Урок-исследование.

33

23.05

«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» (продолжение темы).

1

Поэтика и народная мораль в сказочных образах. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации —

И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

 кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Выполнение исследовательского проекта.  

Намечать способы реализации собственной исследовательской и художественно-практической деятельности.

Реализовывать собственные замыслы. Оформлять творческую работу.

Анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах.

Повторить пройденный материал. Подготовиться к уроку обобщения Закончить оформление проекта. Подготовиться к защите проекта.

Урок контроля.

Защита проекта.

34

30.05

Урок обобщение.

1

Повторение изученных тем.    

Обеспечение предмета искусство

 Наименования  учебного оборудования

1.    

Книгопечатная продукция

  •  Федеральный государственный образовательный стандарт ООО. Издательство  Москва« Просвещение», 2011 год.
  • Примерные программы  по учебным предметам. Искусство. 8-9 классы. Издательство Москва « Просвещение», 2012 год.
  • Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Искусство 8-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений. Издательство  Москва «Просвещение», 2011 год.

Комплект учебников для учащихся:

  • Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова,  Е.Д.Критская «Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений» – Москва «Просвещение», 2012.

Методические пособия для учителя:

  • Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2010.
  • CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

2.  

Технические средства обучения (ТСО)

  • Интерактивная доска
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

3.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
  • Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
  • Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  • Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена
  • Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
  • Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
  • Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...

Рабочая программа по искусству 8 класс

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...

Рабочая программа по Искусству 8 класс

Рабочая программа по Искусству  8  класс...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...