Главные вкладки

    Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
    рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

    Белова Алла Владимировна

    При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – Москва: “Просвещение”, 2009 год имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

    Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах. Авторы программы "Искусство 8-9 классы" - Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

    Создание данной программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обу­словлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искус­ства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

    Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности про­блемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практиче­ских умений и навыков, способов творческой деятельности.

    Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариант­ной части Базисного учебного плана, отводимого на образова­тельную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

    Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин,  В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.       Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский,     Д. К. Кирнарская,     А. А. Мелик-Пашаев, B.         Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и пр.), развивающего обуче­ния (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

    Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия дей­ствительности, художественно-творческих способностей уча­щихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

    приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-приклад­ного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление  возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

    Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценно­стного отношения к искусству как социально-культурной фор­ме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

    Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

    «Рассмотрено»

    на заседании МО учителей

    ИЗО, Технологии, Музыки, Искусства №1

    от «»г.

    Руководитель МО

    «Согласовано»

    На заседании методсовета

    от «»г.

    Руководитель методсовета

    «Утверждено»

    Приказ №

    от «»г.

    Директор школы

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ИСКУССТВУ

    на 2017-2018 учебный год

    Ф.И.О. учителя: Белова Алла Владимировна

    Класс: 8

    количество часов в год – 35

    количество часов в неделю - 1

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по Искусству для обучающихся 8 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год):

    • Федеральным Законом «Об образовании в РФ»  (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).
    • Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 года № 68-оз.
    • Приказом Министерства образования в РФ от 05.03. 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
    • Приказом Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089).
    • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
    • Приказом Министерства образования в РФ от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования».
    • Приказом Министерства образование и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (редакция от 21.04.2016).
    • Программой по Искусству для ОУ (8-9 классы). (Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.).
    • Учебником для ОУ «Искусство 8-9 класс». (Авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.)
    • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год.  

    При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – Москва: “Просвещение”, 2009 год имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

    Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах. Авторы программы "Искусство 8-9 классы" - Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

    Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

    Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

    Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

    Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин,  В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.        Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский,     Д. К. Кирнарская,     А. А. Мелик-Пашаев, B.        Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и пр.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

    Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

    приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление  возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

    Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

    Задачи реализации данного курса:

    • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
    • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
    • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
    • углубление художественно-познавательных интересов и
      развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
    • воспитание художественного вкуса;
    • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
    • формирование умений и навыков художественного самообразования.

    Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

    Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

    На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

    Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

    При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

    Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

    Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

    При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

    В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

    Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

    Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

    На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

    Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

    Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

    Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8—9 классов:

    • эмоциональность   восприятия   разнообразных   явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
    • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
    • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
    • личностно-оценочные суждения о   роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах,   современности   звучания   шедевров   прошлого
      (усвоение опыта поколений) в наши дни;
    • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования,   в   изучение  других  школьных  предметов;   их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

    Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч)

    Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).

    Примерный художественный материал

    Изучение произведений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.

    Художественно-творческая деятельность учащихся

    Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

    Раздел 2.  Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

    Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

    Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

    Примерный художественный материал

    Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

    Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

    Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И.Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X.Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

    Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

    Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

    Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

    Художественно-творческая деятельность учащихся

    Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

    Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

    Раздел 3.  Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

    Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

    Примерный художественный материал

    Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

    Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.), пейзажах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко и классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живописи (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.), карикатура (Ж. Эффель, X.Бидструп, Кукрыниксы).

    Музыка.Передача информации современникам и последующим поколениям, интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

    Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

    Экранные искусства. Театр. Образная символика кинофильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

    Художественно-творческая деятельность учащихся

    Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий.

    Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.

    Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

    Раздел 4.   Красота в искусстве и жизни (11ч)

    Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

    Примерный художественный материал

    Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

    Изобразительное искусство. Символы красоты: скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Различное понимание красоты (женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов).

    Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И. С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен,   И. Штраус,   Э. Григ,   Ж. Бизе,   М. Равель,   М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврил ин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.

    Литература. Поэзия и проза У. Шекспира, Р. Бёрнса, А. Пушкина, символистов, Н. Гоголя, И. Тургенева, И. Бунина, Н. Заболоцкого.

    Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

    Художественно-творческая деятельность учащихся

    Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж)).

    Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).

    Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

    Раздел 5.   «Прекрасное пробуждает доброе» (8 ч)

    Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

    Примерный художественный материал

    Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

    Изобразительное искусство. Героический пафос в монументальной скульптуре Древней Греции, произведениях Микб-ланджело, О. Родена, памятниках Саласпилса (Латвия) и др., в живописи П. Корина и др. Поэтизация образа матери (Рафаэль, А. Венецианов, К. Петров-Водкин, А. Дейнека и др.). Красота творческого порыва (живопись В. Тропинина, О. Кипренского, скульптуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и др.). Красота природы родной земли (И. Левитан, М. Нестеров и др.). Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя).

    Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические образы в вокальной и инструментальной музыке (К. В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).

    Литература. Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Григ — по выбору учителя).

    Экранные искусства, театр. «Золушка» — сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др. (по выбору учителя).

    Художественно-творческая деятельность учащихся

    Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

    Учащиеся должны знать/понимать:

    Смысл употребляемых терминов, общее и особенное в произведениях изобразительного искусства, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее значимые художественные музеи России и мира;

    Учащиеся должны уметь:

    Наблюдать жизненные явления.  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы, ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

    Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

    • контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
    • творческих работ;
    • организации  проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов

    Виды организации учебной деятельности:

    - самостоятельная работа

    - творческая работа

    - конкурс

    - викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

    - вводный

    - текущий

    - итоговый

    - индивидуальный

    - письменный

    - контроль учителя

    Формы контроля:

    - наблюдение

    - самостоятельная работа

    - тест

    Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.

    1. ведение конспекта - способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала;

    • отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
    • отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
    • отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
    • отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;

    2. Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету

    • отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;
    • отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
    • отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника без осмысления и отсутствие собственной позиции;
    • отметка «2» ставится за невыполнение задания;

    3. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)

    • отметка "5" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
    • отметка "4" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
    • отметка "3" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
    • отметка "2" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.

    4. Олимпиадные задания делятся на три группы. Задания первой группы направлены на проверку знаний о конкретных явлениях искусства и культуры. Задания второй группы для своего выполнения требуют умений давать оценку произведений искусства, на доступном уровне осуществлять их критический анализ. Задания типа эссе требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.

    Задания раздаются каждому ученику в печатном виде. За участие в школьном туре ученики получают оценку в журнал:

    • Оценка «5» ставится, если ученик набрал от 70 до 100 баллов.
    • Оценка «4» ставится в случае, если ученик набрал от 50 до 70 баллов.
    • Оценка «3» ставится от 30 до 50 баллов.
    • Оценка «2» - не ставится, предлагается выполнить дома творческую работу.

    5.Рефераты.

    • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практическими навыками, а также личную или общественную значимость работы.
    • Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеются небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.
    • Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно логична и убедительна, требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.

    1. Устные ответы

    2. Синквейн («наглядный» экспресс-опрос) рассчитан как на развитие, так и на диагностику способности учащихся к обобщению и образному мышлению. Конкретные виды заданий: учащимся предлагается после знакомства с произведением искусства написать (за 5-10 мин) а) одно существительное; б) два эпитета; в) три глагола; г) фразу из четырех слов, связанную с произведением; д) одно слово, выражающее суть произведений. Критерием оценивания может выступать выполнение задания на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения, что оценивается учителем или одноклассниками после обмена работами. Другой вариант – факт выполнения всего задания за отведенное время – «зачет».

    Планируемые результаты изучения учебного предмета «Искусство»

    Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

    В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

    Выпускники основной школы научатся:

    • воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
    • понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
    • описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
    • структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

    Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9  класса:

    Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

    • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
    • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
    • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
    • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
    • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
    • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
    • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
    • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

    Критерии оценки:

    • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
    • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
    • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
    • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
    • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их отражение в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


    Учебно-тематическое планирование

    Раздел (модуль)

    Примерное количество часов

    1

    Искусство в жизни современного человека

    2

    2

    Искусство открывает новые грани мира

    7

    3

    Искусство как универсальный способ общения

    7

    4

    Красота в искусстве и жизни

    11

    5

    Прекрасное пробуждает доброе

    8

    Итого:

    35

    Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 часа в неделю в течение всего учебного года.

    Учебно-тематическое планирование

    Тема/

    Раздел

    Кол

    час

    Тип,

    форма урока

    Форма организации познавательной деятельности

    Дата

    План

    Факт

    I

    Искусство в жизни современного человека

    2

    1

    Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления

    Вводный

    ФФ

    2

    Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей        

    РУЗ КУ

    ФФ

    II

    Искусство открывает новые грани мира

    7

    3

    Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное        

    РУЗ КУ

    ФФ

    4

    Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства

    РУЗ КУ

    ФФ

    5

    Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров

    СУНЗ КУ

    ФФ

    6

    Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

    СУНЗ КУ

    ФФ

    7

    Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

    СУНЗ КУ

    ФФ

    8

    Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

    РУЗ КУ

    ФФ

    9

    Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

    РУЗ КУ

    ФФ

    III

    Искусство как универсальный способ общения

    7

    10

    Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

    СУНЗ КУ

    ФФ

    11

    Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

    СУНЗ КУ

    ФФ

    12

    Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде

    СУНЗ КУ

    ФФ

    13

    Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде

    СУНЗ КУ

    ФФ

    14

    Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

    РУЗ КУ

    ФФ

    15

    Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам

    РУЗ КУ

    ФФ

    16

    Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам

    РУЗ КУ

    ФФ

    IV

    Красота в искусстве и жизни

    11

    17

    Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания

    РУЗ КУ

    ФФ

    18

    Символы красоты

    СУНЗ КУ

    ФФ

    19

    Символы красоты

    СУНЗ КУ

    ФФ

    20

    Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве

    СУНЗ КУ

    ФФ

    21

    Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве

    СУНЗ КУ

    ФФ

    22

    Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника

    РУЗ КУ

    ФФ

    23

    Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника

    РУЗ КУ

    ФФ

    24

    Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи

    СУНЗ КУ

    ФФ

    25

    Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи

    СУНЗ КУ

    ФФ

    26

    Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза

    СУНЗ КУ

    ФФ

    27

    Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза

    СУНЗ КУ

    ФФ

    V

    Прекрасное пробуждает доброе

    8

    28

    Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер)

    РУЗ КУ

    ФФ

    29

    Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

    РУЗ КУ

    ФФ

    30

    Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

    РУЗ КУ

    ФФ

    31

    Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

    РУЗ КУ

    ФФ

    32

    Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

    РУЗ КУ

    ФФ

    33

    Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

    РУЗ КУ

    ФФ

    34

    Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

    СУНЗ КУ

    ФФ

    35

    Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

    СУНЗ КУ

    ФФ

    Циклограмма тематического контроля.

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Творческие задания

    Блиц-опрос.

    Творческие задания

    Блиц-опрос.

    Блиц-опрос.

    Творческий проект

    тест.

    тест.

    Творческие задания

    Блиц-опрос.

    Информационно - методическое обеспечение.

    1. Основная часть

    Автор

    Название

    Издательство

    Год издания

    1

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

    Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство»

    Москва «Просвещение»

    2017

    2.

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,  Е.Д. Критская

    Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс

    Москва «Просвещение»

    2014

    3.

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

    Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс

    Москва «Просвещение

    2014

    4.

    Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

    Фонохрестоматия «Искусство» 8-9 класс

    Москва «Просвещение

    2014


    Приложение №1

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

    •        Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014 г.

    •        Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2017 г.,

    •        Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2012 г.

    •        «Хрестоматия музыкального материала»

    •         Программы общеобразовательных учреждений Литератур :Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2014,

    •        Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского.  М., 2005.                    

    MULTIMEDIA – поддержка предмета

    1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

    2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

    3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

    4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

    5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

    6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена

    7.  Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

    8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

    9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.»

    10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

    11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

    12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

    13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

    2. Дополнительная часть

    Литература

    Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

    Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

    Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

    Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.

    Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

    Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

    Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

    Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.

    Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

    Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

    Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

    Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

    Рабочая программа по английскому языку на основе авторской программы В.Г.Апальков, Ю.Е.Ваулина, О.Е.Подоляко,9 класс

    Учебно-методический комплект обеспечивает необходимый уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с  требованиями действующих образовательных программ и государственного образовательного ...

    Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

    Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...