«Крик «Герники»… Предупреждение «Герники»…» Интегрированный урок МХК и всеобщей истории в 11 классе
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

Тип урока: урок-модель.

Идея: использовать анализ картины П. Пикассо «Герника» для эмоционального, душевного отклика учащихся на тему «Ужасы войны» перед изучением тем о Второй мировой войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -_urok_po_gernike.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Крик «Герники»…              

      Предупреждение «Герники»…»

( интегрированный урок МХК и всеобщей истории в 11 кл. )

                                                                   Учитель 1 категории

                                                                             Солнцева Г.Г.

                                                                              МОУ СОШ №5

                                                                              Г. Арзамаса

                                       

«Крик «Герники»…

                      Предупреждение «Герники»…»

                                                 «Если ты слышишь, как звонит колокол,  

                                                  не спрашивай, по ком он звонит,

                                                  он звонит и по тебе.

                                                  Ты – частица человечества. »  

                                                                                                          Дж. Дони

Тип урока: урок-модель.        

Идея: использовать анализ картины П. Пикассо «Герника» для эмоционального, душевного отклика учащихся на тему «Ужасы войны» перед изучением тем о Второй мировой войне.

Концепция: 3 варианта проведения урока.

  1. Интегрированный урок-проект (интеграция всеобщей истории и МХК).

Тип урока: изучение новой темы « Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе». «Герника» как иллюстрация по теме, рассмотрение без глубокого анализа.

  1. Интегрированный урок-модель по тем же предметам. Анализ художественного произведения как продолжение  уже изученной темы по всеобщей истории «Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе». В частности, материала о гражданской войне в Испании (1936-1939).
  2. Урок МХК: изучение творчества П. Пикассо или темы «Кубизм». «Герника» в ряду рассматриваемых картин.
  3. Воспитательное мероприятие на тему о Великой Отечественной войне или об ужасах любой войны. Анализ художественного произведения в дополнение к имеющемуся видеоряду и литературному ряду по теме.

Варианты работы уч-ся: самостоятельная индивидуальная, групповая.

Название урока и эпиграф к нему будут объявлены в конце урока как логическое завершение обсуждения темы картины.  

Предварительная работа. Уч-ся изучили темы «Кубизм П.Пикассо» по МХК и «Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе» по всеобщей истории».

Сценарий.

      I часть. Постановка проблемы.

Кабинет с затемнением. На экране появляется изображение «Герники».

Пауза. Рассматривание изображения  с попыткой понять «Что это?»

     Учитель: « Перед вами картина Пабло Пикассо «Герника», созданная им в 1937 году почти за месяц. Герника – город на севере Испании. Картина громадная по размерам – почти 8м на 3,5м. Сейчас она находится в музее «Прадо» города Мадрида. Панно написано масляными красками, но в нём почти отсутствует цвет: ничего, кроме чёрного, белого, нескольких градаций серого, иногда с едва заметным голубоватым оттенком. Поводом для создания этой картины послужил исторический факт, связанный с этим городом. Но в картине нет изображения реальных событий. Это скорее тревожные размышления автора, создавшего сцену вселенского звучания.

Вот только о чём? В этом нам и предстоит  разобраться, анализируя картину. Подсказкой, отправным моментом может служить дата создания панно – 1937 год.

II часть. Составление описания панно «Герника».

      Рассматривание картины и выявление художественных образов.  

Индивидуально, кто что рассмотрит. Версии уч-ся уточняются и комментируются учителем с акцентом  на чувственную сторону восприятия.

  1. Определение общего видения картины: что же изображено в целом?
  2. Определение чувств учащихся после просмотра.

II часть. Актуализация знаний уч-ся по всеобщей истории.

  1. Что происходило в мире в 30-е годы 20-го века?
  2. Как связать «Гернику» и Испанию?

III часть. Поиск ответа на вопросы :

  1. Так о чём тревожном размышлял автор картины?
  2.  Какова главная идея «Герники»?
  3. Что бы вышло, если бы художник попытался выразить явление на том же самом материале, но в жизненоподобных формах?

IV часть. Придумать название уроку и эпиграф.  Обсуждение вариантов, в том числе и вышеуказанного.

V часть.  Ответ на вопрос «Актуальна ли тема «Герники»  в современном мире?»

Банк содержания.

     Творчество Пикассо вызывало яростные споры. Многие не понимают его картин и сейчас. Однако дело не только в «непонятности» многих работ Пикассо: некоторые его произведения ужасают. Чудовищным кошмаром кажется  и панно «Герника».

     Но разве не ужасной стала в XX веке сама жизнь?

     Панно «Герника»  было написано в 1937 году для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Поводом послужил исторический факт: в ночь на 26 апреля 1937 г. фашистская авиация разбомбила, полностью уничтожив, городок Гернику на севере Испании, в стране басков. Тогда в Испании шла гражданская ойна, и вождь испанских фашистов генерал Франко рвался к власти. Герника же не только поддерживала республиканское правительство, но и была священным городом народа  басков. При уничтожении его погибло две тысячи человек. Мир, ещё не знавший Хиросимы, ужаснулся.

     Пикассо работал необычайно быстро, огромное панно было написано почти за месяц. Однако мы не видим здесь ни самолётов, ни домов, ни взрывов, ни развалин. Несколько странных, искажённых фигур на тёмном фоне. Кажется, что здесь нет даже сюжета: Пикассо создал сцену вселенского звучания, и она выше конкретного сюжета и событийных частностей.

     Кажется, что мы находимся в каком-то  подвале. Под потолком горит электрическая лампочка, не в силах рассеять мрак; её лучи подобны острым, словно вырезанным из жести углам. В правой верхней части панно изображён маленький светлый квадрат, словно окно наружу. Над ним из щели между потолком и стеной пробиваются четыре острых светлых лепестка. Что это – языки пламени, бушующего снаружи?

     Под окном – видная нам по пояс, изломанная фигура человека, запрокинувшего голову, с судорожно раскрытым ртом. Руки его вскинуты кверху, пальцы отчаянно растопырены, как это бывает в предчувствии дикой, нечеловеческой боли. Ниже и левее фигура женщины. Опираясь на согнутую в колене ногу, она пытается подтянуть другую – волочащуюся, парализованную; шея её неестественно вытянута, руки бессильно раскинуты в стороны. Она словно старается вылезти, выползти из-под чего-то давящего и готового обрушиться.

     Чуть выше из какого-то проёма (полуоткрытая дверь?) в пространство картины стремительно врывается женщина с прекрасным античным лицом. Всё её существо – это тревога, вопрос, призыв, плач; глаза наполнены слезами. Рука, похожая на длинную ленту, держит маленький светильник, который также бессилен разогнать мрак  тени.

     Чувство хаоса и стремительно-судорожной динамики достигает максимальной силы в фигуре лошади. Бока её распороты, шея вытянута, пасть раскрыта; торс и ноги, словно вырезанные из газетной бумаги, бьются в конвульсиях. Это агония. Под лошадью на полу лежит, раскинув руки, неподвижный человек. Рот его также открыт, но черты лица застыли. Он уже мёртв. В правой руке он сжимает обломок меча или кинжала, обе руки покрыты сетью напряжённых пересекающихся линий, похожих то ли на жилы, то ли на трещины на камне. Присмотревшись, мы видим, что голова отделена от всего остального: шея заканчивается квадратной подставкой, словно это статуя, разбившаяся от страшного удара.

     Выше слева ещё две фигуры: мать с мёртвым младенцем на руках, также запрокинувшая голову в диком вопле, и бык. Бык – это единственный персонаж, не затронутый ужасом, болью и разрушением. Его чёрное тело с подобным бичу хвостом смутно виднеется у левого края панно, тогда как голова и крутая шея освещены. Выражение его «лица» страшно, но не угрожающе: он равнодушен ко всему. Словно не замечает ничего происходящего. Между головами лошади и быка на углу чёрного стола различимы контуры какой-то птицы, раскинувшей крылья и вытянувшей вверх голову на короткой шее.

     Тьма и разрушение, ужас, боль и смерть наполняют этот мир. Мы словно чувствуем страшные, раскалывающие и всё обрушивающие удары огромной силы. Здесь бессильны мольбы и призывы, беспомощен свет.

     Что можно сказать о форме этого произведения? Можно сказать, что «Герника» - это монументальное графическое панно, хотя и созданное средствами живописи. Почему именно графическое?

     Пикассо идёт в своём творчестве не от натуры, а от своего представления о ней, от трансформирующей идеи. Эта идея материализуется в образах, которые сродни откровению, прозрению. То же самое было непреложным законом для искусства средних веков. В этом случае графика подходит больше, ибо она не настолько, как живопись, склонна к иллюзионистическому воспроизведению натуры. Поэтому так силён в творчестве Пикассо, в частности в «Гернике», графический элемент, поэтому такую огромную роль здесь играет линия – то плавная и круглящаяся, словно распухший сустав, то острая и ломающаяся, подобно режущим осколкам стекла. Линия выражает здесь самим своим характером категории человеческой психики – ужас, боль и гнев. Рисунок точен и скуп, художник избегает детализации, стремится к обобщённости, ибо создаёт аллегории и символы.

     Колорит картины построен на полярном сопоставлении черного и белого; между этими полюсами тонкие градации серых тонов. Такой гамме, как и самому чередованию крупных форм, плоских остроугольных пятен, свойственна сильнейшая экспрессия, словно извергающаяся с холста в пространство перед ним, захватывая зрителя. Большие пересекающиеся плоскости передают современный – механический – характер бойни. Цветовой строй выражает дух трагедии: черный, белый и серый говорят о ночи, пепле, могильном саване. Включение в гамму любого другого цвета лишь ослабило бы впечатление.

     В «Гернике» художник использовал ряд приёмов, характерных для современных ему авангардных течений в искусстве, и они сильнейшим образом способствовали повышению экспрессии. Так, взаимное наложение плоскостей цвета, их пересечение друг с другом заимствовано из арсенала кубизма, а расчленение объёмов присуще некоторым сюрреалистическим произведениям.

 Уже в эскизах были определены главные образы: агонизирующая лошадь, самодовольно тупой бык, поверженный воин, мать с младенцем, женщина со светильником. Лошадь и бык – фигуры, традиционные для Пикассо, как и для сознания любого испанца, с детских лет знающего, что такое бой быков и, следовательно, что такое смерть, Что же выражают все эти образы?

     Рассмотрим фигуру матери с мёртвым ребёнком. Глаза младенца закатились, лицо безжизненно. Жалко торчащие ножки нарисованы так, что невозможно сильнее и лаконичнее передать ужас, боль и страдание, которое мы чувствуем при виде мёртвого ребёнка. Это образ, символизирующий смерть ребёнка вообще, так же, как горе его матери, это горе всех матерей, аллегорическое выражение страшного отчаяния, которое охватывает  любую мать, потерявшую своё дитя.

     Рука воина с обломком меча – аллегорическое напоминание о стойкости, о воле к победе, сломить которую может только смерть. Но рядом ещё теплится жизнь: над сжатым кулаком с рукоятью виден маленький трогательный цветок.

     Образ  умирающей лошади с безумными от боли глазами вряд ли можно рассматривать как символ побеждённого добра. Скорее, это наиболее полное воплощение физического страдания, телесных конвульсий. Неприятное впечатление производит острие, высовывающееся у лошади из пасти, оно перекликается с кинжалоподобным бычьем ухом. Но в то же время мы как бы слышим отчаянное ржание лошади – словно предсмертное проклятие, обращённое к быку.

     Сам бык в ранних эскизах к «Гернике» мыслился как носитель зла: он стоял в центре, один уцелев среди всеобщей гибели с видом тупо торжествующего победителя. Однако в дальнейшем замысел художника, видимо, изменился. Хотя в окончательном варианте именно к быку обращены и «проклятие» лошади, и вопль матери, и вопрос-призыв женщины со светильником, всё же он не является центральной фигурой и поразительно равнодушен, словно не замечает ничего вокруг. Скорее всего, образ быка символизирует не зло, а бездуховную мощь, которая равнодушна к добру и злу. Его действительно проклинают, но именно за безразличие, благодаря которому и становится возможным фашизм, как и любое другое безнаказанное и все разрушающее начало.

     Лампа под потолком – аллегория глаза-солнца. Но в том-то и ужас, что вместо зрачка сюда вмонтирована раскалённая металлическая спираль; не солнце, а мертвенный свет электрической лампочки вырывает из тени обесцвеченные фигуры. Технологическая цивилизация становится зловещим фоном для человеческих трагедий, подобных Гернике.

     Женщина со светильником – аллегория человечности, красоты и добра, символ разума, законы которого не отягощены злом и диктуются совестью. Фашизм объявил эти понятия пустой болтовнёй, и его солдаты спокойно убивали беззащитных и невинных. Там, где фашизм побеждал, бесполезно было взывать к совести и разуму, вспоминать о красоте и добре. Женщина со свечой ( её иногда называют ангелом света ) оказывается как бы существом иного мира или другого времени и не может ничего изменить.

     При всей условности форм панно крепко связано с традициями классического искусства, Картина построена как некий нерасчленённый триптих: центральная часть, чуть сдвинутая влево, обозначена большим равносторонним треугольником, вершина которого приходится на светильник. Чередование черных, белых и серых пятен внутри этого треугольника задаёт ритм всему целому. Рядом с дикими, неправдоподобными формами Пикассо вводит совершенно натуральные детали, например подкованное копыто лошади. Намечена даже перспектива интерьера: плиты пола, доски на потолке, уходящий в глубину угол стола. Всё это не сразу осознаётся зрителем, восприятие затрудненодробными пересечениями плоскостей и линий, хаотичными вспышками света и провалами тьмы. Но, как и в классическом искусстве, детали «перекликаются», «отвечают» друг другу – то созвучно, то контрастно. Например, головы быка, лошади, женщины со свечой и женщины, волочащей ногу. Обращены влево, тогда как у других фигур запрокинуты вверх; воздетым рукам соответствуют бычьи рога. Но с ними контрастируют бессильно опущенные руки; волочащейся ноге соответствуют горизонтально раскинутые руки мёртвого воина. Классическая традиция действует неявно, но именно она придаёт «Гернике» характер монументального произведения, говорящего о вечном.

Искажённые, нечеловеческие формы трогают и ранят нас сильнее, чем это могло бы сделать протокольное воспроизведение действительных событий. Жизнеподобное видение в таких картинах, как «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, даёт противоположный, снижающий эффект. Когда катастрофа изображается натурально, вне «шокового видения», она производит впечатление плохого театрального действа – плохого потому. Что оно не захватывает зрителя и не вызывает у него того сильнейшего сопереживания, потрясения, без которого нет истинного искусства, «Герника» - образ войны, которая уродует мир, лишает человека не только жизни, но и человеческого облика. Если бы художник попытался представить это « в формах самой жизни», получилось бы омерзительное нагромождение переломанных костей и окровавленного мяса. «Герника» же предстаёт перед нами как череда проносящихся мимо бесплотных. Но жутких образов, как тяжёлый сон, владеющий XX веком. Это и живопись, предназначенная для проникновения в её внутренний мир, и некие распахнутые врата, через которые к нам врывается ужас немыслимой катастрофы, конца света. Этот ужас ещё усугубляется тем, что художник не показывает прямого носителя зла; неясно, откуда надвигается катастрофа, с кем нужно бороться и где можно обрести спасение..

     И всё же Пикассо говорит о самых чудовищных вещах, не гипнотизируя ужасом. Как в высокой античной трагедии, мы переживаем катарсис – и возникает чувство нашей общей вины за происходящее. Мы все жестоки и равнодушны друг к другу. Безразличны к чужому страданию. Поэтому ко всем нам обращён вопрос женщины со светильником: «Люди, что вы делаете с собою?»

     Создавая «Гернику», Пикассо шёл по пути своего великого предшественника Франсиско Гойи, автора «Ужасов войны». «Герника» стала обвинительным актом генералу Франко и фашизму, но её значение больше. Пикассо увидел в разрушении маленького городка приближение эпохи газовых камер и атомной бомбы, эпохи массового уничтожения людей. Можно сказать, что символы «Герники» рождают мифологический портрет нашей эпохи, но это и миф о возможном конце человечества, о всеобщей гибели – неизбежной, если человечество не начнёт наконец решительной борьбы со злом, которое разлито в атмосфере современной эпохи, и неважно, зовётся оно фашизмом, тоталитаризмом, терроризмом или как ещё.

             (Материал из книги А.Н. Донина «Введение вискусствознание»)

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории 10 классе

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир») ...

Диагностический тест по Всеобщей истории, 6 класс (к уроку "Развитие и рост средневековых городов в Западной Европе")

Предлагаемый материал содержит тестовые задания разных уровней сложности (А, В, С) по теме «Развитие  и рост средневековых городов в Западной Европе» (учебник Бойцова М.А. и др., 6 класс)....

Урок-викторина по всеобщей истории. 8 класс

                                            ...

Интегрированный урок по литературе и истории. 5 класс

На уроке  учащиеся знакомятся  с историческим событием - Бо­родинским сражением, выясняют  его значение в ходе Оте­чественной войны 1812, знакомятся с литературным  произве...

Разработка интегрированного урока по математике и истории (6 класс)

Разработка интегрированного урока по математике и истории (6 класс) содержит конспект урока, презентацию к уроку, карточки для учащихся и карточки с ответами. Урок может использоваться как отдельный у...

Презентация к уроку история России.Всеобщая история 7 класс на тему "Первые Романовы"

ull;Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна.• В Новгороде сидели шведы.•Поляки заняли 20 русских городов.•Татары без перерыва грабили южные русские земли.•По ст...