Культура северного Возрождения 11 класс
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

Мельникова Елена Степановна

Урок  изучения и первичного закрепления новых знаний. Учитель знакомит обучающихся с живописью Иеронима Босха, Маттиасса Грюневальда,  Яна Ван Эйка, смыслом их картин, формирует навыки сравнительного анализа произведений живописи итальянской и северной школы, учит понимать нравственный смысл евангельских сюжетов. размышлять на этические темы, делать обобщающие выводы, побуждает  учеников заниматься поисковой деятельностью, используя информационные технологии в опережающих заданиях урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Культура Северного Возрождения. Живопись.

Цель:  познакомить обучающихся с живописью Иеронима Босха, Маттиасса Грюневальда,  Яна Ван Эйка, смыслом их картин, расширить знание евангельских сюжетов.

Задачи: 1Формировать навык сравнительного анализа произведений живописи итальянской и северной школы.

               2.Понимать нравственный смысл евангельских сюжетов.

               3.Уметь размышлять на этические темы, делать обобщающие выводы.

               4.Побуждать учеников заниматься поисковой деятельностью, используя информационные технологии в                        опережающих заданиях урока.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование урока: проектор, компьютер, проигрыватель CD,  картины «Несение креста» М. Грюневальда, И. Босха, Тициана, «Гентский алтарь» Ян ван Эйка.

Музыкальное обеспечение: «Три креста» А. Кашка

Этап  урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

1

Организационный момент.

Цель -  настрой обучающихся на предстоящий урок.

Учитель объявляет тему урока, определяет цель и задачи урока.

2

Актуализация знаний.

Цели: 

  • Актуализировать знания учащихся;
  • Повторение изученного, рассказ о находкахс целью применения знаний в работе с новым материалом.

  •  Учитель проверяет домашнее задание. Подготовить справку о художниках северной школы культуры эпохи Возрождения. Рассказ о содержании икон Гентского алтаря Ян ван Эйка, определить идеал женской красоты  в портретах северной школы. Выступления учащихся.

3

Основная часть

Знакомство обучающихся с картинами И, Босха «Воз сена», «Корабль дураков»

Цель – Уметь размышлять на этические темы.

картины «Несение креста» М. Грюневальда, И. Босха, Тициана

Знакомство с учением святого Феофана Затворника о крестоношении.

Беседа на этические темы

 формировать у обучающихся навык понимания от чего зависит счастье современного человека, осознания жизненных трудностей, как школу терпения и смирения для развития силы духа и воли человека.

Рассмотреть детали картин. Какие человеческие пороки выявляет в них художник, можно ли назвать их полифоничными? Есть ли в них гармония? Почему разобщены  в них люди?

 Вывод: И.Босх осуждает, праздность, бесцельность времяпрепровождения, желания обогатиться за счёт других, идя по человеческим трупам. Актуальны ли эти темы в наши дни? Ответы учеников.

Рассмотреть отражение единого сюжета у трёх разных художников, найти сходство и отличие, на чём расставлены акценты у каждого?

Тициан- объём и глубина горя, милосердие ближнего, отвага, благородство

Грюневальд-  жестокосердие, отчаяние во время несения креста, полная потеря сил

Босх- равнодушие толпы, злоба, клевета, делание беззакония во время страдания Христа, потеря образа Божьего в человеке, исчезновение красоты. Исключение – образ святой Вероники, отворачивающейся от агрессивного мира  и сохраняющей эту красоту

 Запись вывода в тетради.

 Чем отличается картина итальянского Возрождения от картин северного Возрождения?

Так как античность воспевала гармоничного человека, то  и Тициан сохраняет эти традиции наряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем Санти и Микеланджело Буонарротти, а художники северного Возрождения останавливаются на пороках. которые владеют человечеством и которые необходимо изживать. Говоря о крестоношении,  вспомним учение святителя Феофана Затворника

     Крестов много, но видов их три: первый вид - кресты внешние, слагающиеся из скорбей и бед и вообще из горькой участи земного пребывания; второй - кресты внутренние, рождающиеся из борьбы со страстями и похотьми ради добродетели; третий - кресты духовно-благодатные, возлагаемые совершенною преданностию в волю Божию.
     Ныне скажу вам несколько слов о крестах внешних. Это самые многосложные и разнообразные кресты. Они разбросаны на всех путях наших и встречаются на каждом почти шагу. Сюда относятся скорби, беды, несчастия, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятность внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная, у всякого больше или меньше нелегкая. У кого нет какого-либо из сих крестов? И не быть нельзя. Не избавляет от них ни знатность, ни богатство, ни слава и никакое величие земное. Они срослись с земным пребыванием нашим с той минуты, как заключился рай земной, и не отступят от него до той, когда отверзется рай небесный.
         

     Так, видя скорби, несчастия и слезы, не удивляйся и, терпя их, не досадуй. Так следует. Преступнику и ослушнику не к лицу полное благоденствие и счастие. Прими сие к сердцу и благодушно неси долю свою.
     Но зачем, скажешь, у меня больше, а у другого меньше? Зачем меня тяготят беды, а другому во всем почти счастие? Я раздираюсь от скорби, а другой утешается? Уж если общая это участь, всем бы без исключений и раздавать ее. Да так ведь она и раздается. Присмотрись и увидишь. Тебе ныне тяжело, а другому вчера было или завтра будет тяжело, ныне же ему отдохнуть позволяет Господь. Зачем смотришь на часы и дни? Смотри на всю жизнь, от начала до конца, и увидишь, что всем бывает тяжело, и очень тяжело. Найди, кто ликует целую жизнь? Сами цари нередко не спят ночи от туги сердца. Тебе тяжело теперь, а прежде разве не видел ты отрадных дней? Бог даст, и еще увидишь. Потерпи же! Прояснится и над тобою небо. В жизни, как в природе, то светлые, то мрачные бывают дни. Бывало ли когда, чтоб грозная туча не проходила? И был ли кто на свете, кто бы так думал? Не думай и ты так о своем горе - и обрадуешь себя упованием

 Если постигло тебя горе, то не иначе как с Его согласия и воли. Никто как Он послал его тебе. А Он очень точно знает, что, кому, когда и как послать; и когда посылает, во благо того самого посылает, кто подлежит горю. Так осмотрись - и увидишь благие о тебе намерения Божии в постигшей тебя скорби. Или грех какой хочет очистить Господь, или от греховного дела отвесть, или прикрыть меньшим горем от большего, или случай тебе дать терпение и верность Господу показать, чтоб на тебе потом показать и славу милосердия Своего. Что-нибудь из сего, конечно, идет к тебе. Отыщи же, что именно, и приложи то к ране своей, как пластырь,- и утолится жгучесть ее.

Какая страсть не болезненна? Гнев жжет, зависть сушит, похоть расслабляет, скупость есть и спать не дает, гордость оскорбленная убийственно снедает сердце; и всякая другая страсть: ненависть, подозрительность, сварливость, человекоугодие, пристрастие к вещам и лицам - свое причиняет нам терзание, так что жить в страстях то же, что ходить по ножам или угольям босыми ногами или быть в положении человека, у которого змии сосут сердце. И опять, у кого нет страстей? У всякого есть. Коль скоро есть самолюбие, все страсти есть, ибо оно есть матерь страстей и без дщерей своих не бывает. Только не у всякого они все в одинаковой степени: у одного одна, у другого другая преобладает и заправляет другими. А когда есть у всякого страсти, есть и мучение от них. Всякого мучат и распинают страсти - только не на спасение, а на пагубу.
     Так, нося страсти, терзаешься ими и гибнешь. Не лучше ли же взяться за себя и самому в себе устроить страдание, тоже по поводу страстей, но не на пагубу, а во спасение? Стоит только обратить нож и вместо того, чтоб, удовлетворяя страстям, себя поражать им, поражать им страсти, начав борьбу с ними и во всем им попереча. И тут будет боль и страдание сердца, но боль целительная, за которою тотчас последует отрадное успокоение, как бывает, когда целительный пластырь попадет на рану. Рассерчает, например, кто - трудно одолеть гнев и неприятно; но когда одолеешь - успокоишься, а когда удовлетворишь ему - долго будешь беспокоиться. Оскорблен кто - трудно одолеть себя и простить; но когда простишь - мир возымеешь, а когда отмстишь - не увидишь покоя. Загорелось пристрастие - трудно погасить; но когда погасишь - свет Божий увидишь, а не погасишь - будешь ходить, как убитый. Так в отношении ко всякой страсти. И страсть мучит, и борьба с нею скорбь причиняет. Но первое губит, а второе спасает и исцеляет. Всякому страстному надо сказать: ты гибнешь на кресте страстей. Разори этот крест и устрой другой - крест борьбы с ними. И будет тебе распинание на нем во спасение!

Приведите на мысль тот покой, ту радость и тот свет, кои водворятся в сердце по одолении страстей, и возгрейте тем ревность свою к восстанию на них. Свет, покой и радость зарождаются с самого начала вступления в борьбу сию и все растут и возвышаются, пока в конце не завершатся мирным устроением сердца, в коем почивает Бог. И Бог мира истинно выну пребывает с тем, кто достигает сей степени. Тогда-то вполне оказывается, что крест точно есть древо жизни. 

Святой апостол Павел в отношении к себе изображает сие состояние так: Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19, 20). Как только сораспялся он Христу - он, апостол, муж совершеннейший, перестал уже жить сам, но стал жить в нем Христос. Или он стал в таком положении, о коем пишет в другом месте: Бог есть действуяй в нас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13). 
     Это верх совершенства христианского, до которого только способен достигнуть человек. Он есть предначатие будущего состояния по воскресении, когда Бог будет всяческая во всех. Почему все удостоивающиеся достигнуть его нередко состоят в противоречии со всеми порядками земного пребывания и или терпят гонения и муки, или становятся и почитаются юродами, или удаляются в пустыни. Но во всех сих видах внешней участи их внутреннее их одно: едины, с единым Богом пребывая в сердце. Им единым живут и действуют, скрываясь во внутреннейшем, глубочайшем безмолвии, при совершенном отсутствии всяких движений своих. Говорят, что высоко в последних пределах атмосферы нашей прекращается всякое движение стихий земных. Там спокойно пребывает одна всемирная стихия. Это образ сораспявшихся Христу, переставших жить своею жизнию и начавших жить токмо Христом, или, иначе, восшедших на крест преданности на волю Божию, которая одна качествует и действует в них с отрицанием всяких своеличных усмотрений и действий. 
     Больше не имею вам сказать ничего о сем. И это сказано, чтоб только намекнуть вам, что вот где конец, вот где надобно нам быть и чего достигнуть, и чтоб, зная сие, вы расположились все, что ни имеете и ни делаете доброго, считать ни во что, если не дошли до сей нам определенной и от нас ожидаемой высоты духовной жизни.

 Многим думается, что христианство то же, что и другие виды жизни; а оно не то.

 Зачинается оно покаянием, спеет борьбою со страстьми, завершается чрез сораспятие Христу чистого внутреннего человека, погружением в Боге. Умросте, говорит апостол, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Тут все совершается внутри, незримо для людей, и ведомо только совести и Богу. Внешнее тут ничто. Оно есть, конечно, приличная оболочка, но не решительный свидетель и тем менее производитель внутреннего. Внешнее исправное поведение как часто бывает прекрасною наружностию гроба, полного костей!
     Сие ведая, станем, братие, на Голгофе у крестов и начнем применять себя к ним и их к себе, какой к кому придется. Симон Киринейский, несший Крест Господа, есть образ тех крестоносцев, кои подвергаются внешним скорбям и лишениям. Кого изображает благоразумный разбойник распятый и кого Господь на Кресте, я только что сказал пред сим: первый изображает борющихся со страстьми, а Господь - мужей совершенных, распявшихся в богопреданности. А крест злого разбойника кого изображает? Изображает тех, кои работают страстям. Страсти их мучат, терзают, распинают насмерть, не давая никакой отрады и никакой благой надежды. По сим признакам примеряй всякий к себе кресты и сам себя по ним определяй, кто ты - Симон ли Киринейский, или благоразумный разбойник, или подражатель Христу Господу, или разбойник злой по страстям, тебя снедающим?
     Каким себя найдешь, такого и конца себе ожидай. Я только прибавлю: выбросьте вы из головы, будто можно путем утешной жизни стать тем, чем подобает нам быть во Христе. Утехи если бывают у истинных христиан, то совершенно случайно; отличительнейший же характер жизни их суть страдания и болезнования, внутренние и внешние, произвольные и невольные.

 Многими скорбьми подобает внити в Царствие, и в то, которое внутрь является. Первый шаг здесь - перелом воли от худа на добро, составляющий сердце покаяния,- отражается смертельною болию от раны сокрушения, из которой потом сочится кровь во все продолжение борения со страстьми и которая закрывается уже по стяжании чистоты, возводящей христианина на крест сораспятия со Христом в воле Божией. Все - скорби, и болезни, и тяготы. Можно сказать так: утешность есть свидетельство непрямого пути, а скорбность - свидетельство пути правого.

Три ступени:

претерпение тяжёлых жизненных обстоятельств

борьба с собственными недостатками

ношение Христа в собственном сердце и хождение путями его

 Беседа

Нужны ли нам крестоносцы в современном мире?

А нужно ли нам быть крестоносцами или можно воспользоваться лозунгом «Моя хата с краю, ничего не знаю»?

Когда ношение тяжести человеку во благо, а когда во вред?

 пример рассказа «Цепь»

Жизненная ноша без идеи, без высокой цели - это тяжкое бремя, которое часто оказывается губительной для человека, который тащит его, не имея воли освободиться от него из-за страха перед непредсказуемым будущим. 

Высокая цель одухотворяет долготерпение и тяжелый труд. В ней выявляется в духовное начало:
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь. (К.Р.)

«Иго Моё благо, а бремя моё легко», таковы слова Иисуса Христа, обращённые к нам ко всем.

  •  

ТЕМА: На Пасху.
Автор: Виктория Борисова 

Совсем недавно крик звучал: «Осанна!»
И эхом в сердце он еще звенит...
Но вот, идёт меж воинов устало
Христос Иисус, оплеван и избит.

Бичом нещадно палачи хлестали:
Лохмотьями на Нём свисает плоть,
Смеялись дерзко,  в слепоте не знали,
Что перед ними Царь, господ Господь.

Опять пришел в движенье град Давидов,
Как улей растревоженный гудит,
Христу взвалили тяжкий крест на спину,
И будет вскоре Бог на нём прибит.

Путь крестный долог — черни зрелищ  нужно,
Ведут Христа по улицам вперед...
Кровь льется с потом, дышит Он натужно,
А за спиной народ Его клянёт.

Упал... Поднялся: «Отче, дай терпенья!» -
Саднит всё тело, изнемог Христос...
Тут воин римский кинул повеленье -
Киринеянин СИмон крест понёс.

Среди толпы, спешащей на распятье,
Плач горький женщин слышит Божий Сын:
«Грядет на вас тягчайшее проклятье»,
Сказал со скорбью жёнам Властелин,

«О детях плачьте, дочери Салима,
И о себе рыдайте горько вы!
Не промелькнет страданий чаша  мимо,
Событья будут страшные, увы!

Приходят дни, когда в столице скажут:
«Блажены те, кто не родил детей!
Идут враги убьют, погонят, свяжут!
Холмы и горы, скройте нас скорей!!!»...

Путь продолжался, полный скорби,муки.
Греха проклятье взялся Бог нести.
К кресту прибьют Его святые руки,
Распнут Любовь, что мир пришла спасти!

************************************

4

Закрепление нового материала

Заполнение таблицы

Грюневальд

Вид крестоношения

Детали картины его выявляющие:

Тициан

Вид крестоношения

Детали картины его выявляющие:

Босх

Вид крестоношения

Детали картины его выявляющие:

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель –  осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить  из темы, пройденной на уроке.

Рефлексия.  Музыкальное послесловие –слушание песни «Три креста» А. Кашка

Учитель предлагает продолжить фразу:

  1. Больше всего меня удивило…
  2. Эпизод, который заставил меня заглянуть в своё сердце…

6

Информация о домашнем задании.

Познакомьтесь с картинами А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна ( по выбору обучащихся)- выделите главные идеалы художественной культуры Северного Возрождения Есть ли в них противоречия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северное Возрождение.

Живопись эпохи Возрождения....

Презентация "Северное Возрождение"

Презентация "Северное Возрождение" к уроку МХК  в 10 классе по учебнику Г.И. Даниловой...

урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха

Цели урока:способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;способствовать развитию интереса у у...

Северное Возрождение

Искусство Северного Возрождения. Презентация к уроку МХК, 9 класс...

Возрождение. Северное Возрождение. Тест.

Северное Возрождение. Тест. Материал презентации предполагает культурологический комментарий учителя....

Художники северного Возрождения

Альбрехт ДюрерИероним БосхГанс Гольбейн младшийПитер Брейгель старший...

"Северное Возрождение. Возрождение в Германии"

Исторический текстовый и иллюстративный материал....