Применение ИКТ для активизации познавательной и творческой деятельности по изобразительному искусству, мировой художественной культуре и черчению.
методическая разработка по мхк на тему

Угаренкова Лия Тулегеновна

          Использование ИКТ и современных образовательных технологий позволяют стимулировать познавательную активность школьников на уроках ИЗО, МХК и черчения, во внеурочное время.  ИКТ делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Применение ИКТ для активизации познавательной и творческой деятельности по изобразительному искусству, мировой художественной культуре и черчению.  

Цель:   активизировать познавательную активность и творческую деятельность учащихся на основе применения ИКТ.

      Реализации целей способствовала разработанная мной система работы  через:    

           1.систему реализации ИК и других современных образовательных технологий;

           2.систему уроков, внеурочную деятельность;

           3.индивидуальную работу с учащимися;

           4.НПК.

Методы: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей,  беседа, наблюдение, опыт, практические работы, частично-поисковый, исследовательский.

Средства: ТСО, мультимедиапроектор, компьютер, мультимедийные учебники и энциклопедии, презентации уроков, раздаточный материал.

Оргформы:

  • урок-конкурс,  -игра,- ярмарка, -диспут, -лекция, -семинар, -практикум, -проект, -исследование, -экскурсия.
  • коллективная,  фронтальная,  индивидуальная, парная.

Актуальность и новизна:    использование ИКТ и современных образовательных технологий позволяют стимулировать познавательную активность школьников на уроках ИЗО, МХК и черчения, во внеурочное время.  ИКТ делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучении.

Результат:

     Использование современных информационных технологий:

- активизирует интерес к предмету,  значительно увеличивает внимание,                   запоминаемость в процессе усвоения новых знаний;

- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

 -формирует навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;

- дает возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся.

     Широкое использование на уроках электронных учебников, Интернет, анимации,   моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.  Совмещение  презентаций,  

видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

      Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

-как способ создания проблемной ситуации,

-как способ объяснения нового материала,

-как форма закрепления изученного,

-как форма проверки домашнего задания,

-как способ проверки знаний в процессе урока.

Возможности презентаций:

1.     Демонстрация фильмов, анимации.

2.     Выделение (нужной области).

3.     Последовательность шагов.

4.     Интерактивность.

5.     Движение объектов.

6.     Моделирование.

 

ИКТ в сочетании с методом проектов, исследовательской деятельностью

     Проект, исследование – это специально организованные учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой  выбор, результат труда. Работу   организую в семь этапов:

1         подготовка;

2         планирование;

3         исследование;

4         результаты и  выводы;

5         создание презентации, видеоматериалов;

6         представление, оценка результатов;

7.        выступление на ШНПК, ГНПК.

Роль учителя:

     При работе над  рефератом или проектом я помогаю учащимся в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время  сама являюсь источником информации, координирую весь процесс, поддерживаю и поощряю учеников, обеспечиваю непрерывную обратную связь для продвижения  школьников в  работе. Оказываю помощь в составлении презентаций, слайдов, видео.

Роль ученика:

     Ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает  полученное с требуемым и  корректирует деятельность.

     Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6-8 классе. В 6 классе  составляется творческий проект «Аппликация из соломки». Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации, репродукции  или картинки. Ребята работают в программе «Power Point».   Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

      В 7-8 классах ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования.

      В  старших классах темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Это исследовательские проекты, доклады с которыми ученики выступают на классных часах, ШНПК, ГНПК.  Некоторые используются на уроках-конференциях.

Уроки - лекции, конференции, семинары, диспуты

      Информационно-коммуникационные технологии   делают данные уроки более эффективными и активизируют работу класса. Презентация, видеофильмы позволяют упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.  

      В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный,   исследовательский характер урока может задаваться не только самим учителем (проблемный вопрос, задания исследовательского характера), но и учащимися. ИКТ     облегчают и актуализируют познавательную и творческую деятельность ребят.

                                       

Обобщающие уроки, контроль знаний

     Схемы, таблицы, чертежи, репродукции, тезисное расположение материала в презентации позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.  Видео можно показать на завершающем этапе урока.

   

 Методы контроля учителя разнообразны: используются индивидуальные карточки, терминологические диктанты, зачеты, экспресс-опросы, тестовый контроль, взаимоконтроль учащихся (в паре), письменные контрольные работы и устный опрос, тестирование по компьютеру, онлайт-тест.

    Таким образом,  используя ИКТ, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • умение работать в группе;
  • умение находить информацию в различных источниках;
  • коммуникативная компетентность;
  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

    В работе с применением ИКТ осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается интерес к предмету, наблюдается рост успеваемости по предметам.  

    ИКТ  для учителя дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

     Среди программных средств чаще всего используются Power Point ,   Мovie Maker , Paint , программные продукты (электронные учебники,  энциклопедии, фильмы по различным темам).

     На практике эффективность использования информационно-комуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями: (за три года)

1. Повышение качества образования

2.  Повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности:

а) учащиеся 9 кл. выбрали черчение  для сдачи ГИА;

б) мои ребята – участники ШНПК и ГНПК «Шаг в науку», «Интеллектуалы XXI века»

в) учащиеся  сош №12 становятся победителями и призерами творческих конкурсов.

г) проявляется стойкий интерес к изучению предмета; к участию в неделе Искусств, конкурсах- смотрах, викторинах.

д) повышается уровень информационной культуры:   работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации.  

3.  Увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке.

       Методическая система  опирается на   создание положительного эмоционального фона,   использование нетрадиционных форм обучения.

       Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса.

       Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составление сказок, сочинений,  памяток экскурсантам, проекты своего двора, экологически чистого города.

      Такое творчество не только развивает мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, но и познавательный интерес, который выходит за рамки школьной программы.

      Применение ИКТ позволяет  мне расширять и углублять   методическую систему.    Использование информационных технологий также расширяет мою сферу   деятельности, повышать      уровень профессиональной компетентности.

    Методическая система  может гибко изменяться: изменение форм и методов, корректировка  или  создание  авторских программ, пополнение мультимедийной продукции. Для достижении поставленной цели, возможна корректировка задач.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Учебно-планирующая документация СПО. Рабочая программа учебной дисциплины ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА).

Рабочая программа  учебной дисциплины  ИСКУССТВО  (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)для специальности   «Дошкольное образование» ....

Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"

Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...

«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся».

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллект...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...