Конспект урока и презентация по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему

Ботова Ольга Николаевна

Материал содержит конспект урока, презентацию по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе и приложение с репродукциями для самостоятельной работы (программа Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_velikogo_novgoroda.rar982.48 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Тема: Искусство Великого Новгорода.

Цель: Знакомство с творчеством иконописца Феофана Грека.

Задачи урока:

1. Раскрыть особенностей древнерусской живописи через анализ творчества  Феофана Грека и особенность его мастерства.

2.Раскрыть  значение его творчества для развития русской иконописи.

3.Развивать умение анализировать  работы  иконописцев, оценивать их достоинство.

4.Воспитывать уважение к мастерам, которые помогали развитию русского искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: классно-урочная.

Оборудование: АРМ учителя, презентация, репродукции с изображением святых: Алипий Столпник,  Макарий Египетский, Пантократор.

1.Организационный момент.

2.Повторение, проверка домашнего задания.

Слайд 1. Изображения соборов Святой Софии в Киеве и Великом Новгороде.

Слушаем описание храмов по плану.

3.Изучение нового материала.

а) вызов.  

Учитель: Продолжим экскурсию по Великому Новгороду. Показ слайдов: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год), Церковь Федора Стратилата на Ручью. XIV век.

Учитель: XIV в. – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек. 

Работа с учебником. Прочтите  свидетельство одного из современников иконописца.

Слайд - шоу: показ икон Ф.Грека.

Сформулируйте тему занятия.

Запись в тетради темы: Искусство Великого Новгорода.

Поставьте перед собой задачу этого занятия. (Уточняю: познакомиться, раскрыть значение творчества иконописца, выявить особенности иконописи,  уметь анализировать работу).

б) осмысление: работа с учебником §17.1.

Прочитать, заполнить таблицу (на следующих уроках продолжится заполнение таблицы по творчеству А.Рублева и Дионисия для сравнения).

Феофан Грек

Композиция.

Симметричность, вытянутость фигур, четкие контуры, устремленность к небу,  использование пробелов передают либо динамичность, либо сосредоточенность, суровость, напряжённость, страстность

 Бог суров, непостигаем. Святые находятся в состоянии духовного напряжения.

Мир горний и мир дольний разделены.

стиль

резкие, порывистые, стремительные Необычайно  выразительный, энергичный короткий мазок, эксцентричность, динамичность

Краски.

суровый колорит красок, основанный на коричневых и как бы тлеющих тонах: темно-желтых, красновато-розоватых, зеленовато-синих.

в) рефлексия

На столах репродукции с изображением святых: Алипий Столпник,  Макарий Египетский, изображение Пантократора (по рядам).

 Используя таблицу, выявить и описать черты иконописи  Ф.Грека.

Какие чувства испытываете вы, глядя на лики святых?

Учитель: Вероятно, и  новгородцам, стоящим перед образами, было страшно и тревожно. Мир земной и небесный были в противоречии,  в противоборстве, а образы святых оставались недосягаемым идеалом для людей.

4. Подведение итога урока. Рефлексия:  

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 

5.Домашнее задание. §17.1, написать письмо другу о Ф.Греке

Дополнительный материал.

У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30_е гг. XIV в. — после 1405).  Феофан Грек приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером в 70-е годы ХIV века. На Руси Феофан нашел вторую родину, где сумел полностью реализовать свой необыкновенный творческий дар. Современников поражали его ум, образованность, давшие ему славу мудреца и философа.

Особенности письма Феофана Грека (Тёмные красно-коричневые тона, контрастный белый, линии резкие, стремительные, порывистые – пробела или движки; образы даны в движении; строгие, взирающие с высоты на мир.)

Образы Феофана словно возникают в отблесках пожара или подобно молнии. Они тревожат, порождают трепет перед грозным и великим Божеством, карающем за неисполение заповедей, за грехи, призывают к покаянию и исправлению жизни. Белые мазки придавали изображению динамику, движение, неподвижность, суровость. В той и другой росписях они – светотени и в то же время – сияние таинственного света, который пронизывал образы и преображал плоть человеческую. 

Феофан был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм. 

Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие») имеет много значений. Обычно подразумевает мировоззрение, связанное с представлением об «обожении» подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца.

 «Обожение» достигается не просто личными усилиями или божественным даром, а согласным движением человеческой воли и воли Божией.

Исихастами обычно называют монахов-подвижников, которые применяют особые приёмы молитвы как внутренней духовной работы.

 Она совершается безмолвно, бессловесно, «умом» – в глубинах человеческой души.

Известный книжник Епифаний Премудрый и расскажет о нём как о человеке общительном, порывистом и стремительном: «Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими...»

Его путь, возможно, шёл через противоборство с собой, с миром, с известными канонами, а другой путь – безмолвия и тишины – хоть и был желанен, но невозможен.

Может быть, потому он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий. Может быть, потому, глядя на феофановских святых и столпников, ты понимаешь, как сам далёк от совершенства.

Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Лик Вседержителя – воплощение карательной силы. Между этим грозным судией и грешным человечеством в качестве посредников выступают: праотцы, пророки и подвижники-столпники.

Все они в изображении Феофана – строгие аскеты, поэтому так суровы их лица и величественны жесты. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок, основанный на коричневых тонах: темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.

Персонажи у Феофана не только внешне не похожи друг на друга – они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана – незабываемый человеческий образ.

Алимпий: руки сложены на груди, он погружён в сердечную молитву; лик почти исчез под копной белых волос и в струящейся белой бороде. Истинно трагическая неуемность в его чертах, в жесте его рук! В глазах затаенная мольба, скорбь и надежда. Разительный контраст темного лика, темных рук – и белой, как лунь, шапки волос да снежным потоком спадающей бороды. 
Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, образующие молниеподобные зигзаги, белильные движки и в результате – нервная, предельно динамичная живопись, передающая людские страсти, сомнения, раздумья, порывы. 

Макарий Египетский подобен горящей свече: охвачен белым пламенем – столп света.

В купольном своде – изображение Пантократора, безжалостно взирающего на землю. Он грозный судия, не знающий ни пощады, ни снисхождения.

Может потому, что мир земной и небесный жили для них не в гармонии, а в противоборстве, а образы святых аскетов остаются недосягаемым идеалом для многих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс

Конспект урока и презентация    по теме "Кислоты" 8 класс,  автор учебника О.С.Габриелян, 2 часа в неделю по учебному плану....

Конспект урока и презентация по теме "Еда". 3 класс. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"

Здесь представлен конспект урока и презентация по теме "Еда". Урок рассчитан для 3 класса. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"...

"Зимушка-зима". План-конспект урока с презентацией по ИЗО для 4 класса

Пейзаж родной земли.Зимушка-зима. Цель и задачи урока:познакомить детей с красотой зимнего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты родной природы, учить рисовать по памяти и представлению...

Конспект урока и презентация к нему для 5 класса по теме "Искусство и декор"

Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Искусство и декор" для 5 класса....

Конспект урока и презентация по теме "Растения" 5 класс

В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особо...

Конспект урока и презентация по литературе в 6 классе по теме "Поэты Печоры"

Материал содержит информацию о современных поэтах Печоры....

Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....