Урок МХК в 11 классе "От иконы - к парсуне"
план-конспект занятия по мхк (11 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

Урок в 11 классе

Тема: «От иконы – к парсуне».

 

План урока:

I.                   Русская иконопись до 17 в.

II.                Процесс обмирщения в иконописи.

III.             Основные представители русской иконописи 17 в.

IV.             Какова она, новая икона?

V.                Парсуна – портреты знатных дворян по еще иконописным законам.

VI.             Предпочтения в иконописи молодежи 21 в.

 

Содержание урока.

I.                    

Первые века н.э. ознаменованы принятием Европой христианства. Церковь разрешала изображать своего основателя. Есть исторические свидетельства и священные предания, в которых дается описание внешности Иисуса Христа. Историк 4 в. Евтропий нашел в архиве письмо проконсула Иудеи Публия Лентула к римскому сенату.

- Как вы думаете, ребята, как описывал Лентул Иисуса Христа? (отвечают).

 Учитель - «В настоящее время, - пишет Лентул, - явился в Иудее человек, называющий себя Иисусом Христом. Ученики Христа называли его Сыном Божиим. Этот человек высок ростом и имеет наружность, полную достоинства. Взирая на него, нельзя не любить Его и не чувствовать передним Ним благоговения. Его русые волосы вьются, локонами спадая на плечи. Чело гладко и ясно. Лицо совершенно чистое, с легким румянцем на щеках. Взгляд приятный и открытый, нос и рот правильны… Голубые блестящие глаза удивительно привлекательны. Речь обдуманная, верная, сдеожанная. Это один из красивейших людей земли».

Эти и другие свидетельства позволили иконописцам писать лик Христа. Но тем не менее в 8-10 вв. в Византии разгорелась борьба между почитателями иконы и ее противниками – иконоборчество. Первые говорили: «как можно мертвыми и бездушными красками изобразить Его таким, каков Он есть?». Другие утверждали, что Иисус, идя на Голгофу, утер лицо платком, поданным ему сердобольной женщиной, на котором отпечаталось Его лицо. Победа была за почитателями икон.

- Какова же была русская икона? (отвечают).

Учитель -  Изображение плоскостно. Тела святых бесплотны, парящи, легки. Они несут свет, свет духовный. Поэтому фигуры не отбрасывают теней. В иконе присутствует таинство. Композиционный центр иконы – глаза. Взоры святого всегда направлены на предстоящего передним. 

II.

Долгое время русский человек не имел другой иконописи, но пришел 17 век. Процес обмирщения затронул архитектуру, литературу и иконопись. Реализм вошел в художественное содержание русской иконы. Художники 17 в. словно «раздваивались» в желании охватить мир реальный и мир духовный. Они, словно забыв традиции, пытались изобразить сюжеты Евангелия «как в жизни». Эти произведения стали другими, похожими на светские картины. На долю иконописцев выпали испытания. Старообрядец Аввакум так писал: «Вот иконники учнут Христа писать на кресте раздутова: толстехонек миленький стоит, и ноги же у него, что стульчики. Ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступов и обычаев!».

III.

Ярким представителем новой иконописи был мастер оружейной палаты, «царский изограф» Симон Ушаков. Он был не только практиком, но и теоретиком, имеет трактат, где изложил свой принцип иконописания – «как в жизни». «Спас» Ушакова классически правильное человеческое лицо, объемное. Творение на грани 2-х традиций: древнерусской и новой, реалистичной.

Его иконы: «Спас Нерукотворный», «Богоматерь», «Троица Ветхозаветная», «Насаждение Древа государства российского».

Гурий Никитин – фрески красивы, декоративны, масштаб измельчен.

Прокопий Чирин – «Никита-воин», вместо героизма – светский щеголь.

Сила и Назарий Савины – также пробовали себя на этом поприще.

IV.

- Какова же новая икона? (дети отвечают).

Учитель: - Подчеркивание телесной объемности персонажей иконы, плоскость нарушена, несоответствие плоскостного окружения и объемности образов.

V.

Новые веяния в иконописи породили новый жанр – парсуну.

Парсуна (персона) – изображение государственных мужей по еще иконописным законам. По заказам знатных людей парсуна приобрела популярность и новый «плотский стиль» победил.

VI.

Предпочтения в иконописи молодежи 21 в.

Вот мы рассмотрели два принципа иконописи: «бесплотный» и «плотский».

- Какой из них кажется более приемлем для вас, более проникновенен? Какой образ вы хотели бы иметь у себя дома?

(дети пишут письменно ответ).

 

Конец урока.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ot_ikony_-_k_parsune.ppt2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От иконы – к парсуне! Урок в 11 классе

Слайд 2

Византийская икона 12 век названа Владимирской Богоматерью на Руси Третьяковская галерея

Слайд 3

Андрей Рублев Богоматерь Спас Николай чудотворец

Слайд 4

Черты древнерусской иконописи 12-15 веков Плоскостные изображения Композиция проста Фигуры легковесны Глаза – композиционный центр Живопись темна, монохромна

Слайд 5

Эпоха Просвещения на Руси Россия на пути к Европе – диалог культур Укрепление светского взгляда на мир Новые веяния в иконописной живописи новые имена Симон Ушаков Гурий Никитин Прокопий Чирин Сила Савин

Слайд 6

Симон Ушаков

Слайд 7

Прокопий Чирин Насаждение Древа Российского Жатва

Слайд 8

Черты новой живописи Фигуры объемны Композиция сложна Живопись полихромна (многоцветна) Лики святых «как в жизни» Вторжение реализма в иконопись

Слайд 9

Веление Нового Времени – появление парсуны Царь Иван Грозный Скопин-Шуйский Федор Иванович

Слайд 10

Парсуна (персона) – изображение государственных мужей по еще иконописным законам. Грозный Евдокия Лопухина Алексей Михайлович

Слайд 11

Принципы иконописи «бесплотный» стиль «плотский» стиль Кто победил? А за какой стиль вы? Почему?

Слайд 12

До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

Конспект урока по ОПК "Богородичные иконы - защитницы земли русской"

В конспекте урока по ОПК  вы можете получить информацию о богородичных иконах - защитницах земли русской"...

Урок ОПК 5 класс "Икона и картина"

Технологическая карта урока по основам православной культуры в 5 классе "Икона и картина". Презентация к уроку...

Культура 15-17 вв.(архитектура и парсуна)

Презентации в помощь при подготовке к ЕГЭ по вопросам культуры....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона"

Конспект урока по теме "Икона" предназначен для обучающихся изучающих учебный модуль "Основы православной культуры" в 4 классе. Урок расчитан на два часа. Цель - познакомить детей ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Икона"

Ход урока "Икона" в формате технологической карты с максимальной детализацией учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС...