Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона"
план-конспект урока

Конспект урока по теме "Икона" предназначен для обучающихся изучающих учебный модуль "Основы православной культуры" в 4 классе. Урок расчитан на два часа. Цель - познакомить детей с православной иконой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Икона40 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»

Тема урока "Икона"

Цель урока - познакомить детей с православной иконой

Планируемые результаты

Предметные: Ознакомить с особенностями отличия икон от картин; ознакомить с творчеством русских иконописцев; мотивировать на приобретение навыков ознакомления с православными иконами; мотивировать на понимание взаимосвязи иконы и молитвы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Метапредметные: Усваивать основы работы текстами по теме «Иконопись- стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Личностные: Умение отличать иконы от картин; стремление к осознанию уважительного отношения иконам; стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон.

Тип урока – комбинированный

Виды деятельности: Участие в беседе. Ответы на вопросы. Просмотр и обсуждение презентации "Чудотворные иконы". Просмотр и обсуждение фильма "Свет неугасимый". выполнение словарной работы. Написание рефлексивного текста.

Ключевые понятия: икона, образ, нимб, святыня, иконостас, темпера, оклад, одигитрия, умиление, Богородица.

Материалы к уроку:

учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры»,

тетради (рабочие листы),

репродукции икон.

Оборудование: ноутбук, телевизор, колонки.

Дополнительная литература для учителя

1. Энциклопедия для детей. т.7. Искусство. ч.1. - М: "Аванта+" 1999 г.

2. Словарь православной лексики в русской литературе 19-20 века. - М: "АСТ-Пресс" 2015 г.

3. Сергеев В.П. Рублёв (Жизнь замечательных людей) - М: "Молодая гвардия", 1991 г.

4. Ерёмина Т.С. Предания о русских иконах. - М: Владос, 1994 г.

План урока №1

1. Организация учебной деятельности на уроке ОПК.

2. Что мы знаем об иконах, какими бывают иконы, их отличие от картин.

3. Работа с учебником основы православной культуры. Чтение и анализ раздела «Свет иконы». Ответы на вопросы.

4. Работа в тетради: вклеиваем репродукцию, выполняем словарную работу.

5. Чудотворные иконы пресвятой Богородицы.

6. Просмотр презентации "Чудотворные иконы".

7. Работа с учебником с.81

8. Создание рефлексивного текста

9. Домашнее задание.

План урока №2

1. Организация учебной деятельности на уроке ОПК.

2. Прослушивание сообщений об иконах.

3. Наши святыни. Обряд обращения к иконам.

4. Работа с текстом учебника «Основы православной культуры». Чтение и анализ раздела "Поклонение и поклон" с.80. Ответы на вопросы.

4. Просмотр и обсуждение мультфильма "Свет неугасимый".

5. Фронтальная рефлексия.

6. Домашнее задание.

Ход урока

Реализация темы "Икона" – первый  урок

1. Организация учебной деятельности на уроке ОПК.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем изучение основ православной культуры. (осеняю себя крестом: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь), садитесь.

2. Что мы знаем об иконах, какими бывают иконы, их отличие от картин.

Скажите мне ребята, когда мы обращаемся к Богу с молитвой, что мы используем, на что мы смотрим? (мы смотрим на иконы)

А где мы можем увидеть иконы? (иконы есть дома, в музеях, в церквях)

Если икона в доме, где её можно увидеть? (стоит на полочке, в шкафу, в красном углу).

Вспомните мультфильм "Приключения Серафимы", когда девочки пришли попить чай в комнату к бабушке, то они увидели икону Николая чудотворца в .... (шкафу).

Почему бабушка прятала икону в шкафу? (потому что в это время люди не верили в Бога и надеялись только на себя, была борьба с религией).

Да, действительно, иконы часто можно увидеть в доме в шкафу, на полочке, на двери. А в русских избах был красный угол, когда человек входил в дом, то сразу видел в углу икону и осенял себя крестом.

Кроме того, мы знаем, что очень ценные и старые иконы, за которыми требуется специальный уход, хранятся в музеях, где соблюдается определённая влажность и температурный режим. Например, икона "Владимирской Божьей матери" хранится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Но больше всего икон мы можем увидеть, когда попадаем ..... (в церковь, храм). В храме или церкви очень много икон. Одни висят на стенах, другие при входе в алтарь составлены рядами в огромный иконостас.

Как вы уже догадались, тема нашего урока называется …  «Икона», и нам необходимо познакомиться …. (ответы детей) с тем, что из себя представляет православная икона.

Что представляют собой иконы, чем они отличаются от картин? (ответы детей)

Иконы это изображение Богородицы или Богоматери (матери Христа), Иисуса Христа, его учеников (апостолов) и разных святых. Если в иконе изображается Иисус Христос, то они называются господними, если Богородица, то Богородничными.

Икона, в отличие от картины, пишется на доске темперными (яичными) как в старину, или другими красками. Иногда иконы украшаются драгоценными окладами с отверстиями для лица и рук.

Икона, в переводе с греческого означает "образ". Образ Богоматери, образ Иисуса Христа. Если Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, то она либо прижимает его к щеке, либо сидит с ним рядом. Отсюда сложились каноны написания икон, либо это "Умиление", когда мать прижимается к младенцу щекой, либо "Одигитрия", когда младенец сидит с ней рядом.

В древних книгах существует описание того, как выглядела Богородица и Иисус Христос. Поэтому иконы пишут по специальным правилам - канонам. Но существует предание, что икону Владимирской Богоматери писал с живого лица евангелист Лука.

Кто из вас ребята знает, как мы узнаём, что в иконе изображён святой?

Обычно, вокруг головы святого изображается жёлтый круг. Это световой круг, или нимб. Ведь святые люди, как бы излучают свет. А свет побеждает тьму, изгоняет зло и страх. В Библии написано, что Бог есть Свет и Свет во тьме светит и тьма не объяла его. Поэтому святые люди являются носителями света.

3. Работа с учебником «Основы православной культуры».

Давайте откроем учебник на с.76 (чтение материалов учебника)

Чтение и анализ раздела «Свет иконы»

Ответы на вопросы учебника с.81

- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

- Как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве?

4. Работа в тетради:

- вклеиваем репродукцию иконы в тетрадь

- вставляем в текст пропущенные слова:

1. В переводе с греческого языка икона означает .... "образ"

2. Икону Владимирской Богоматери писал с живого лица евангелист ...... (Лука)

3. В храме иконы, при входе в алтарь, составлены рядами в огромный ...... (Иконостас)

- Выполняем словарную работу

Икона - ...... (изображение Иисуса Христа, Богородицы и других святых)

Нимб - ..... (световой круг вокруг головы святого, изображается жёлтой или золотой краской)

Оклад - .....(рельефное, металлическое покрытие на иконе с отверстиями для лица и рук, оклады могут быть серебряными или золотыми)

5. Чудотворные иконы пресвятой Богородицы.

Для чего люди обращаются к иконам с молитвой? (чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других).

Обращаясь к иконам, человек обращается к Богу в молитве, просит прощения и спасения, здоровья и благополучия для себя и для тех, кто нам дорог.

Иногда, человек получает исцеление от икон. Это чудо, когда человеку никто не может помочь, его исцеляет Бог. Через иконы Бог проявляет свою благодать. И люди называют такие иконы чудотворными.

6. Просмотр презентации "Чудотворные иконы" (просмотр слайдов на усмотрение учителя и количества времени).

7. Работа с учебником с.81

Учитель задаёт вопрос:

- Для чего люди обращаются к иконам с молитвой? (чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других).

8. Создание рефлексивного текста

Написание эссе «Иконы – наши святыни»

9. Домашнее задание: Прочитать раздеты: «Икона и молитва», «Это интересно» с.78-80, приготовить сообщение об иконах.

===================================================================

Реализация темы «Икона» - второй урок

Ход урока

1. Организация учебной деятельности на уроке ОПК.

Просмотр фильма "Детская молитва" Илья Малов. https://www.youtube.com/watch?v=m2fKww-JgaM

- Да, ребята, молитва выражает наши лучшие мысли и чувства. Главное из которых – любовь к маме, папе, родным и близким сердцу людям, к Богу.

2. Прослушивание сообщений об иконах, репродукции которых дети вклеили в тетрадь.

3. Наши святыни. Обряд обращения к иконам.

Иконы, не просто изображения, к ним обращаются как к святыням. К иконам обращаются с молитвой, ставят горящую свечу. Но икона, только проводник наших молитв -обращений к Богу. В молитве, мы обращаемся не к самой иконе, а к образу Живого Бога. Подойдя к иконе, люди осеняют себя крестом, совершают поклоны, прижимаются лбом и целуют.

Почему мы поклоняемся иконам, совершаем поклоны? (выражаем свое почтение и покорность)

4. Работа с текстом учебника «Основы православной культуры».

Чтение и анализ раздела «Поклонение и поклон» с.80

Ответы на вопросы:

Какими бывают поклоны? (поклонение головы, поясной поклон, земной поклон)

Чем поклонение отличается от поклона? (Поклонение означает, уважение, почитание. Православные христиане считают, что поклоняться можно только Богу)

5. Просмотр и обсуждение мультфильма "Свет неугасимый" (26:28 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=AMT6wHnnz94

Вопросы для обсуждения:

1. О какой иконе рассказала бабушка своему внуку? (об иконе Иверской Богоматери)

2. Как относился к иконам император Феофил, что он приказал? (Относился к иконам плохо, считал их идолами языческими, приказал уничтожить иконы)

3. Как вдова спасла икону? (Она отдала войнам много золотых монет, она попросила денег у старшего и среднего брата)

4. Кем был младший брат? (иконописец)

5. Что приказал сделать Феофил младшему брату? (Приказал растоптать икону)

6. Почему на иконе, появился след от копья? (вдова не смогла найти достаточного количества денег и варвар воткнул копьё в икону)

7. Как мальчик отреагировал на рассказ бабушки? (мальчик сказал, что никогда бы так не поступил).

8. Какая ситуация в это время сложилась в стране, как люди относились к религии, вере, иконам? (В стране была борьба с религией, люди не верили в Бога, иконы и молитвы считали пережитками старого мира. Чтобы построить новое, нужно разрушить старое).

9. Какое задание дали пионеры мальчику (Белову)? (Забрать икону у бабушки и принести в сарай)

10. Выполнил пионерское задание мальчик? (да, он похитил икону и отнёс в сарай)

11. Какие чувства испытывал мальчик после этого? (он переживал, понимал, что поступил подло, и что бабушка будет переживать и за него и за икону)

12. Какое решение принял мальчик, когда пионеры сжигали иконы в костре? (выбирая между красным галстуком и тёмной иконой, он выбрал икону, достал ее из огня и отнес домой)

13. А как вы бы поступили с иконой на месте мальчика? (ответы детей)

6. Фронтальная рефлексия

Учитель предлагает детям закончить предложения:

Урок помог мне…

Я узнал, что иконы ….

Меня удивило…

Сегодня мне удалось…

Я мечтаю о …

7. Домашнее задание.

Вместе с родителями посетить церковь, обратить внимание на иконостас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (ОПК) НА ТЕМУ "ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО"

Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что твори...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...