КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ (ОПК) НА ТЕМУ "ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО"
план-конспект урока на тему

Палаева Галина Николаевна

Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму; понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость;

 

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._otkr.ur_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по ОПК

                     

                              4 класс

Тема: «Зачем творить добро?»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Палаева Галина Николаевна

МБОУ «Красноярская СОШ»

 Тема урока: Зачем творить добро?

Цель урока: дать представление о христианской мотивации доброделания; помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока: 

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму; понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 - обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, тетради, учебник.

Ключевые понятия урока: самоотверженность, духовная радость.

                       Ход урока:

1. Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Какие мысли и желания рождает в вас знакомство с подвигом другого человека? Что такое подвиг?  Верно ли я вас понимаю, что подвиг – отказ от эгоизма, т.е. привычки считать себя центром вселенной, и думать о других?

- Вспомните, пожалуйста, заповеди блаженств. Что значит быть блаженным?

2. Объяснение новой темы.

Учитель: Добром и милостью Всевышний

                  Нас наделил и наказал

                  Друг другу кротостью прилично

                  Добро подать, и жизнь отдал.

Тема сегодняшнего занятия звучит – «Зачем творить добро?» (слайд №1)

               Попробуем определить цель нашего урока? (прослушать песню)

(Обращение к слайдам 2-3, чтобы помочь учащимся  понять цель урока.)

                    Как вы думаете, добро можно назвать счастьем?

Подтвердим это пословицами, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку. Пожалуйста!       (слайд  4)

 Какие доводы могут убедить людей творить добро?

Обратимся к учебнику (стр.68)

 (Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы Самому послужить людям, т.к. это является первой причиной творить добро)

-Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

(слайд 5) Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо – добро, добрые деяния, служащие  счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение. Дар – приношение, почет.

Творить - благодарить.

Когда человек делает добрые дела, он благо творит.  Помощь, подарок — это не просто какое-то действие или какая-то вещь, которую мы кому-то отдали. Это, прежде всего, выражение нашего сердечного отношения к тому или иному человеку. Вместе с ощутимым делом, благотворящий человек делится своей любовью.  Он отдает часть своего сердца, делая другого человека сопричастным себе, т.е.  частью своего сердца – счастливым. Когда человек отвечает любовью,  он благо дарит.  Т.е., оказывая человеку почесть, творя ему благодарность, он делает его счастливым – сопричастным себе.  (слайд 6)

А сейчас послушайте, пожалуйста, одну притчу.  (слайды 7-18)

(Слайд 19.) 

-Благотворить и благодарить для души также необходимо, как для тела дышать. Посмотрите, как мы дышим? (дети дышат)

Мы вдыхаем воздух в легкие (берем, получаем) и выдыхаем его (отдаем, возвращаем). Без воздуха человеческое тело погибает. А душа наша дышит любовью. Т.е., чтобы душа жила, ей необходимо добро не только получать, но и давать его. Иначе она погибнет. 

Может ли человек быть здоровым и полным сил, если будет дышать лишь изредка? (дети отвечают)

Нет, чтобы наше тело было здоровым и сильным, наши легкие трудятся без отдыха день и ночь. Вот так же и душа только тогда будет здорова, когда всегда будет желать творить только добрые дела – дела любви.

Кто из наших ближних больше всего творит нам добро, ничего не требуя взамен? (дети отвечают)

 (слайд 20)Благодарность.

-Наши родители. Но часто ли мы их благодарим? Говорим ли теплые слова благодарности за их каждодневный труд ради нашего благополучия? (дети отвечают)

Как вы думаете, чем отличается благодарный человек от неблагодарного? (дети отвечают)

Отличие благодарного человека — это способность замечать чужой труд, чужую красоту, чужую любовь, чужие достоинства.

-Как вы думаете, если Бог ни в чем не нуждается, почему Он желает нашей благодарности? (дети отвечают)

Слайд 21. Благодарность – врата радости.

-Бог есть Любовь и соединиться с Богом можно только через любовь. Любить же способна только здоровая душа. Болезнь души  - это гордость. Если человек гордо думает, что это он сам такой замечательный, и не испытывает ни к кому благодарности, то сердце его перед Богом закрыто. (Щелчок) Когда же человек понимает, что все добро идет от Бога и благодарен Ему и ближним, его сердце открывается. (Шелчок) Благодарность рождает смирение в душе, т.е. исцеляет ее. Вот поэтому Бог, желая нашего духовного здоровья,  духовной радости, желает и нашей благодарности.

Это и есть еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Должны ли мы стремиться к благодарности за свои добрые дела? (дети отвечают)

Добрые дела – дела любви – это самоотдача. Желать благодарности, как выражение ответной любви мы можем. А вот стремление к благодарности, желание похвалы, награды за свои якобы заслуги – это признак гордости, путь к самовозвеличиванию. И если мы обижаемся, когда нас не благодарят – наше сердце закрывается. Если же мы не держим в сердце зла, то за неблагодарных благодарит Бог.

-Итак, (слайд22) зачем же творить добро?    Конечно же, чтобы благо дарить, чтобы радость найти, чтобы мир стал прекрасней и светлей, оттого что мы стали добрей. (Слайд 23)

-А сейчас обратимся к рубрике «Это интересно», вспомнив древнюю легенду об апостоле Петре, который словом и примером пытался уберечь своих воспитанников, совершая, несомненно, доброе дело. (Ученик читает.)

(Слайд 24,25)

- Попрошу теперь обратиться к той лестнице, что начали строить на предыдущих уроках. (Слайд 26) Можно ли утверждать, что творя добро, мы еще выше становимся, ближе к свету, солнцу, радости? Конечно, да!

- На ваших столах не случайно оказались печатные листы. Цельный лист с изображением святого Серафима Саровского содержит вопросы для домашнего задания, постарайтесь, пожалуйста, на них ответить. На половинчатых листочках - слова очень доброй и милой песни, которую мы попробуем сейчас исполнить.  (Слайд 27)

Слайд 29 Всем спасибо! Идите всегда дорогою добра!

Доброта

Музыка Игоря Лученка

Слова Н. Тулуповой

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта

Музыка Игоря Лученка

Слова Н. Тулуповой

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Станет мир прекрасней и светлей,

Если будем мы с тобой добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу основы светской этики "Добро и зло"

Материал урока построен на основе учебника "Основы светской этики" и электронного приложения....

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро"

Конспект урока "Удались от зла и сотвори добро" (урок-исследование по повести А.С.Пушкина "Дубровский")...

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона"

Конспект урока по теме "Икона" предназначен для обучающихся изучающих учебный модуль "Основы православной культуры" в 4 классе. Урок расчитан на два часа. Цель - познакомить детей ...

Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"(по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор!")

Конкурсное испытание "Урок" в рамках заочного  регионального этапа конкурса "Учитель -профи". Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"( по рассказу А.И...