Нидерландская живопись. Творчество Яна ван Эйка
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам из цикла "Нидерландская живопись".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_yan_van_eyka.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нидерландская живопись. Творчество Яна ван Эйка

         Подлинным родоначальником искусства нидерландского Ренессанса стал Ян ван Эйк (1390 – 1441 гг.).

        В церкви Св. Бавона в Генте хранится самое знаменитое из произведений художника – Гентский алтарь, созданный им в 1422-1432 гг. по заказу богатого и влиятельного горожанина Йодока Вейдта. Гентский алтарь занимает особое место не только в истории нидерландской живописи, но и во всем европейском искусстве. В нем воплотились все те черты, которые станут характерными для нидерландской школы XVвека; именно с него началась блестящая пора ее развития и расцвета. Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный складень (3,5 м  в высоту и 5 м – в раскрытом виде – в ширину), состоящий из 24 отдельных картин, на которых изображено в общей сложности 258 человеческих фигур. На внешних створках алтаря в нижнем ряду находятся портреты донаторов (заказчиков) – Йодока Вейдта с супругой, молящихся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Выше расположена сцена благовещения, помещенная по преданию, в интерьер дома Вейдтов. В самом верхнем ряду представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих прорицательниц-сивилл, предсказавших пришествие Христа.

        Живопись на внутренних створках алтаря посвящена теме будущего преображения мира, которое должно наступить после Страшного суда и окончательной победы сил добра над злом, когда на земле установится Царство Божье. В центре верхнего ряда картин изображен восседающий на троне Бог-Отец; справа и слева от него сидят Дева Мария и Иоанн Креститель, а по сторонам славят божественное величие поющие и музицирующие ангелы. Ряд завершают фигуры Адама и Евы – прародителей всех людей. Таким образом,  начало земного пути человечества соединяется здесь с его завершением. В нижнем ряду изображена сцена поклонения Агнцу, олицетворяющему Иисуса Христа. Он стоит на установленном посреди цветущего луга алтаре, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь, что символизирует искупительную жертву. Перед алтарем помещается источник живой воды, возле которого расположились две группы людей: слева – ветхозаветные праведники и добродетельные язычники, справа – христиане: апостолы, папы, епископы, монахи и благочестивые миряне. На горизонте виднеются башни Небесного Иерусалима.

         До наших дней дошло еще несколько картин Яна ван Эйка на религиозные сюжеты, написанные в последнее десятилетие его жизни, и среди них знаменитое «Благовещение» (ок. 1434-1436 гг.). Оно также традиционно наполнено символами. Действие происходит в большом каменном храме. Перед погруженной в молитвы и чтение священных книг Марией возникает небесное видение – архангел Гавриил с переливающимися радугой крыльями за спиной, облаченный в роскошные одежды, расшитые золотом и усыпанные драгоценными камнями. Золотыми буквами написаны слова, которые он произносит: «Радуйся, благодатная»); слова ответа Марии «Се раба Господня»), направленные в сторону архангела, даны в зеркальном отражении. Сверху, сквозь окна, падают на Деву Марию семь золотых лучей – символы семи даров, которые Иисус получит от Бога (мудрость, разум, совет, крепость, знание, чистота и страх Божий); на центральном луче к ней спускается белый голубь – символ Святого Духа. У ее ног помещается лилия – символ чистоты – с семью цветками, олицетворяющими «Семь радостей Марии» (благовещение, рождество Христа, поклонение волхвов, явление воскресшего Христа Марии, Духов день, успение и вознесение Марии). Детально выписан окружающий фигуры интерьер – архитектура церкви, шашки пола с тонким рисунком, табурет с пурпурной подушкой. Здесь все исполнено скрытого смысла: интерьер церкви всеми своими деталями указывает на совершающийся переход от Ветхого Завета к Новому. Об этом говорит расположение окон в стене за спиной Девы Марии – вверху помещен витраж с изображением Бога-Отца, а под ним – три светлых окна, что обозначает переход от иудейского представления о едином Боге к христианской Троице. На это намекает и форма арок – романские (старый стиль) наверху и готические (новый стиль) внизу. В квадратах пола изображены сцены из Ветхого Завета; между ними помещаются знаки зодиака, что символизирует власть Бога над вселенной и планетами. Архангел стоит на знаке месяца марта (25 марта – день Благовещения), Мария – на знаке Девы, традиционно отождествляемом с  ней. Изображенные здесь же сцены Ветхого Завета в те времена понимались как прообразы для ряда событий, о которых рассказывает Новый: так, победа Самсона над филистимлянами соответствовала триумфу Христа над грехом; разрушение храма считалось провозвестием распятия и Страшного суда; Давид, отрубающий голову поверженному им Голиафу, предвещал победу Христа над дьяволом. Нижняя часть картины соотносится с земной жизнью и страданиями Иисуса, верхняя – с его божественной природой; в единое целое их объединяет фигура Девы Марии, в Средние века нередко отождествляющейся также с Церковью.

          Велика заслуга Яна ван Эйка и в становлении светского портрета как самостоятельного жанра искусства. До наших дней дошло около десяти портретов его работы; они невелики по размеру и написаны очень тщательно. С удивительным искусством и наблюдательностью ван Эйк передавал индивидуальные черты внешности каждой своей модели, особенности ее характера и неповторимое, только ей присущее выражение лица. Более того, он был первым, кто связал в портрете телесное обличье человека в единое целое с его духовным обликом.

        Передавая явления жизни во всех присущих им подробностях, он в то же время как бы очищал их от всего случайного и преходящего. Особая сила его искусства – не в правдивом отображении земной действительности, а в удивительном умении преобразить ее в явление божественного порядка. Основываясь на реальной повседневности, он в то же время изображал жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть в идеале. И это – один из главных признаков ренессансной сущности его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Живопись шерстью. Творчество без границ.

Презентация знакомит с видом рукоделия – шерстяная живопись. Цель- показать приемы выполнения техники. Живопись шерстью очень увлекательное занятие, позволяющее раскрыть свои творческие способности ка...

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.

Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...

Конспект урока по теме "Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта ван Рейна".

Данный материал поможет учителю МХК при изучении феномена голландской живописи....

Конспект урока "Фламандская живопись. Творчество Питера Пауля Рубенса"

Данный материал поможет учителю МХК  при подготовке к уроку "Фламандская живопись"....

Конспект урока "Английская живопись XVIII в. Творчество У. Хогарта.

Данный материал поможет учителям МХК при подготовке урока  на тему "Английская живопись эпохи Просвещения"....

Творчество нидерландского художника-маньериста Артгена ван Лейдена. Видеофильм и справочная информация.

В свое время Артген ван Лейден воспринимался как крупное явление. Его картины за большие деньги приобретали Рембрандт и Рубенс, познакомиться с ним пытался Франс Флорис, хранились они в личной коллекц...