Нидерландская живопись. Творчество Яна ван Эйка
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему
Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам из цикла "Нидерландская живопись".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Нидерландская живопись. Творчество Яна ван Эйка
Подлинным родоначальником искусства нидерландского Ренессанса стал Ян ван Эйк (1390 – 1441 гг.).
В церкви Св. Бавона в Генте хранится самое знаменитое из произведений художника – Гентский алтарь, созданный им в 1422-1432 гг. по заказу богатого и влиятельного горожанина Йодока Вейдта. Гентский алтарь занимает особое место не только в истории нидерландской живописи, но и во всем европейском искусстве. В нем воплотились все те черты, которые станут характерными для нидерландской школы XVвека; именно с него началась блестящая пора ее развития и расцвета. Алтарь представляет собой грандиозный многоярусный складень (3,5 м в высоту и 5 м – в раскрытом виде – в ширину), состоящий из 24 отдельных картин, на которых изображено в общей сложности 258 человеческих фигур. На внешних створках алтаря в нижнем ряду находятся портреты донаторов (заказчиков) – Йодока Вейдта с супругой, молящихся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Выше расположена сцена благовещения, помещенная по преданию, в интерьер дома Вейдтов. В самом верхнем ряду представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих прорицательниц-сивилл, предсказавших пришествие Христа.
Живопись на внутренних створках алтаря посвящена теме будущего преображения мира, которое должно наступить после Страшного суда и окончательной победы сил добра над злом, когда на земле установится Царство Божье. В центре верхнего ряда картин изображен восседающий на троне Бог-Отец; справа и слева от него сидят Дева Мария и Иоанн Креститель, а по сторонам славят божественное величие поющие и музицирующие ангелы. Ряд завершают фигуры Адама и Евы – прародителей всех людей. Таким образом, начало земного пути человечества соединяется здесь с его завершением. В нижнем ряду изображена сцена поклонения Агнцу, олицетворяющему Иисуса Христа. Он стоит на установленном посреди цветущего луга алтаре, из его пронзенной груди стекает в чашу кровь, что символизирует искупительную жертву. Перед алтарем помещается источник живой воды, возле которого расположились две группы людей: слева – ветхозаветные праведники и добродетельные язычники, справа – христиане: апостолы, папы, епископы, монахи и благочестивые миряне. На горизонте виднеются башни Небесного Иерусалима.
До наших дней дошло еще несколько картин Яна ван Эйка на религиозные сюжеты, написанные в последнее десятилетие его жизни, и среди них знаменитое «Благовещение» (ок. 1434-1436 гг.). Оно также традиционно наполнено символами. Действие происходит в большом каменном храме. Перед погруженной в молитвы и чтение священных книг Марией возникает небесное видение – архангел Гавриил с переливающимися радугой крыльями за спиной, облаченный в роскошные одежды, расшитые золотом и усыпанные драгоценными камнями. Золотыми буквами написаны слова, которые он произносит: «Радуйся, благодатная»); слова ответа Марии «Се раба Господня»), направленные в сторону архангела, даны в зеркальном отражении. Сверху, сквозь окна, падают на Деву Марию семь золотых лучей – символы семи даров, которые Иисус получит от Бога (мудрость, разум, совет, крепость, знание, чистота и страх Божий); на центральном луче к ней спускается белый голубь – символ Святого Духа. У ее ног помещается лилия – символ чистоты – с семью цветками, олицетворяющими «Семь радостей Марии» (благовещение, рождество Христа, поклонение волхвов, явление воскресшего Христа Марии, Духов день, успение и вознесение Марии). Детально выписан окружающий фигуры интерьер – архитектура церкви, шашки пола с тонким рисунком, табурет с пурпурной подушкой. Здесь все исполнено скрытого смысла: интерьер церкви всеми своими деталями указывает на совершающийся переход от Ветхого Завета к Новому. Об этом говорит расположение окон в стене за спиной Девы Марии – вверху помещен витраж с изображением Бога-Отца, а под ним – три светлых окна, что обозначает переход от иудейского представления о едином Боге к христианской Троице. На это намекает и форма арок – романские (старый стиль) наверху и готические (новый стиль) внизу. В квадратах пола изображены сцены из Ветхого Завета; между ними помещаются знаки зодиака, что символизирует власть Бога над вселенной и планетами. Архангел стоит на знаке месяца марта (25 марта – день Благовещения), Мария – на знаке Девы, традиционно отождествляемом с ней. Изображенные здесь же сцены Ветхого Завета в те времена понимались как прообразы для ряда событий, о которых рассказывает Новый: так, победа Самсона над филистимлянами соответствовала триумфу Христа над грехом; разрушение храма считалось провозвестием распятия и Страшного суда; Давид, отрубающий голову поверженному им Голиафу, предвещал победу Христа над дьяволом. Нижняя часть картины соотносится с земной жизнью и страданиями Иисуса, верхняя – с его божественной природой; в единое целое их объединяет фигура Девы Марии, в Средние века нередко отождествляющейся также с Церковью.
Велика заслуга Яна ван Эйка и в становлении светского портрета как самостоятельного жанра искусства. До наших дней дошло около десяти портретов его работы; они невелики по размеру и написаны очень тщательно. С удивительным искусством и наблюдательностью ван Эйк передавал индивидуальные черты внешности каждой своей модели, особенности ее характера и неповторимое, только ей присущее выражение лица. Более того, он был первым, кто связал в портрете телесное обличье человека в единое целое с его духовным обликом.
Передавая явления жизни во всех присущих им подробностях, он в то же время как бы очищал их от всего случайного и преходящего. Особая сила его искусства – не в правдивом отображении земной действительности, а в удивительном умении преобразить ее в явление божественного порядка. Основываясь на реальной повседневности, он в то же время изображал жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть в идеале. И это – один из главных признаков ренессансной сущности его творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Живопись шерстью. Творчество без границ.
Презентация знакомит с видом рукоделия – шерстяная живопись. Цель- показать приемы выполнения техники. Живопись шерстью очень увлекательное занятие, позволяющее раскрыть свои творческие способности ка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-324607-1395099504.jpg)
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.
Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438180-1397672855.jpg)
Конспект урока по теме "Голландская живопись XVII в. Творчество Рембрандта ван Рейна".
Данный материал поможет учителю МХК при изучении феномена голландской живописи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438180-1397672855.jpg)
Конспект урока "Фламандская живопись. Творчество Питера Пауля Рубенса"
Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к уроку "Фламандская живопись"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438180-1397672855.jpg)
Конспект урока "Английская живопись XVIII в. Творчество У. Хогарта.
Данный материал поможет учителям МХК при подготовке урока на тему "Английская живопись эпохи Просвещения"....
Творчество нидерландского художника-маньериста Артгена ван Лейдена. Видеофильм и справочная информация.
В свое время Артген ван Лейден воспринимался как крупное явление. Его картины за большие деньги приобретали Рембрандт и Рубенс, познакомиться с ним пытался Франс Флорис, хранились они в личной коллекц...