Конспкет урока "Философия и литература Франции XVIII в."
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Бондаренко Марина Юрьевна

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к урокам из цикла "Художественная культура европейских стран XVIII в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_i_literatura_frantsii_xviii_v.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Философия и литература Франции XVIII в

       Просвещение выдвинуло за короткое время – с 1740 по 1780-е гг. – множество прославленных талантов: публицистов, писателей, философов.

       Самым старшим в кругу французских просветителей был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755). Родился будущий философ в семье небогатого дворянина де Секонда в замке Луа-Брэд, недалеко от города Бордо. Еще учась в колледже при монастыре в Жюльи, Монтескье увлекся изучением права, готовясь стать судьей. В 1720 г. Монтескье написал роман «Персидские письма», который вышел анонимно в 1721 г. Не выходя за рамки эпистолярного жанра, автор сумел превратить свое произведение в политический трактат. Монтескье рассматривал в своем романе два типа государства: восточную деспотию и европейскую монархию – и критиковал оба типа государства во имя республики. Он утверждал, что деспотизм всегда калечит людей, подавляя свободное проявление индивидуальных черт характера.

         В своих произведениях «Размышления о причинах величия и падения Римской империи» и «Дух законов» Монтескье рассматривал существование разных форм общества и пришел к следующему: мир знает только три формы правления: деспотическую, монархическую, республиканскую. Юридические нормы государства определяются исключительно формой самого государства, где законы – это юридические выражения правил, определяющих отношения между верховной властью и членами общества. Следовательно, именно законы формируют политическую свободу, которая состоит в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено этими законами.

        Самым ярким представителем новой философской мысли, яростным борцом за проникновение просветительских идей в общество был Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). В своих произведениях подвергал скептическому анализу все государственные и церковные устои. Вольтер ясно и доходчиво излагал в своих статьях научные открытия, вмешивался в судебные процессы, выпускал сатирические памфлеты. Его неистощимая энергия повсюду распространяла свободомыслие и волю к борьбе. Авторитет Вольтера был ни с чем не сравним: вся Европа прислушивалась к его голосу, властители мира – короли – были вынуждены заискивать перед человеком, который олицетворял собой разоблачительную мысль эпохи. Вольтер был прежде всего мастером художественного слова – поэтом, автором трагедий, комедий. Как и все просветители, он ставил перед своим творчеством практические цели: воздействовать на умы посредством искусства и, создав новое общественное мнение, содействовать совершению социального переворота. Именно искусство представлялось ему наиболее действенной формой распространения идей, и поэтому он широко использовал его в своей борьбе с феодализмом и его моралью.

        Вопросами теории искусства занимался и Дени Дидро (1713- 1784). Познания его в этой области были чрезвычайно разносторонними: музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства – все это входило в круг его интересов и специальных исследований. В 1746 г. издатель Лебретон пригласил Дидро в качестве редактора «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это издание Дидро превратил в мероприятие огромной культурной  и политической важности. Вместе со всеми деятелями французского Просвещения он создал монументальное произведение общенационального значения, преодолевая многочисленные препятствия, сопротивление цензуры, опасения своего издателя, запреты и преследования властей. «Энциклопедия» издавалась в течение 30 лет.  В 1746 г. Дидро выпустил свои «Философские мысли», которые парламент сразу осудил на сожжение, так как в них Дидро полностью и безоговорочно отрекся от христианского Бога. Основная мысль произведения – провозглашение веротерпимости, равенства всех религий и право человека сомневаться в существовании Бога. До конца своих дней Дидро выступал против тирании, произвола и невежества. Его основная идея – торжество просвещенного и гуманного человеческого сознания.

         Ни один из философов и писателей Просвещения не имел такого захватывающего влияния на своих современников, как Жан Жак Руссо (1712-1778), хотя большое внимание в его произведениях было сосредоточено на моральных проблемах, не обладающих остротой и злободневностью политических или социальных вопросов. Он утверждал, что человеку свойственно врожденная доброта, справедливость, стремление ко всему лучшему. Но если человек, столь безупречный от рождения, становится, развращаясь всякими пороками, живым воплощением зла, то виноваты здесь только законы общества, в котором он живет. Следовательно, такое общество глубоко фальшиво, противоестественно и бесчеловечно. Руссо  бросает в публику свои знаменитые афоризмы: «Существовать для нас – значит чувствовать», «Прежде чем мыслить, мы начинаем переживать». Естественное, искреннее чувство утверждается как главная ценность внутреннего мира человека. Отсюда новая мораль: только способность или неспособность на такое чувство определяет значительность человека. Она может уравнивать неравных по рождению людей или, наоборот, ставить бедного ремесленника выше вельможи.

        Руссо получил известность после опубликования им трактата «Рассуждения о науках и искусствах» (1749). В небольшом произведении он изложил систему взглядов, которая вошла потом в историю общественной мысли под названием руссоизм. Основная мысль трактата сводилась к следующему: цивилизация не только не дала счастья людям, а, наоборот, усугубила бедственное положение одних и паразитизм других, умножила человеческие пороки и страдания. Трактат превратился в красноречивое отрицание науки, прогресса и цивилизации.

         Руссо призвал к воспитанию в человеке высоких чувств человеколюбия. Все его творчество было тесно связано с его философией, «религией сердца». Произведения Руссо представляют особую ветвь и своеобразный итог просветительского культурного движения. Знаменательно, что именно этот писатель и философ произнес грозное пророчество: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Зарубежная литература Франции

РОМАНТИЗМ ВО ФРАНЦИИ Эстетика и периодизация французского романтизма...

Зарубежная литература Франции

ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ...

Великобритания и Франция в XVIII веке

Учебный материал по теме: "Великобритания и Франция в XVIII веке"...

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧ. XIX ВВ. В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ “ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА”.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧ. XIX ВВ. В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ “ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА”.Статья посвящена изучению взглядов п...