Русский авангард: новый мир рядом с реальным. Части 1- 2.
презентация урока для интерактивной доски по мхк (8 класс) по теме

Иншакова Татьяна Павловна

Что такое мировая художественная культура? Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это все то, что  создано человеком в результате его материального и духовного развития, это  творческая деятельность  человечества, в результате которой меняется и сам  человек,  и окружающий его мир.  Знакомство с лучшими образцами мировой художественной культуры есть процесс увлекательный и необходимый для каждого современного человека. Более 30 презентаций охватывают период от Древнего Египта до современного авангарда,  они являются наглядным пособием к уроку,помогут системно, образно,  изложить основные положения  МХК.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский авангард: новый мир рядом с реальным. Часть 1

Слайд 2

Тема урока: Цель урока: исследовать русский авангард в живописи как отрицание академической живописи и создание новой эклектической эстетики, призванной подчеркнуть самоценность и самостоятельность живописи, творчество утвердителей нового искусства Эпиграф к уроку: "Абстрактное искусство создает рядом с "реальным" новый мир, с виду ничего общего не имеющий с "действительностью". Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Так, рядом с "миром природы" появляется новый "мир искусства" - очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое "абстрактное искусство" называть конкретным искусством". В. Кандинский Русский авангард: новый мир рядом с реальным

Слайд 3

1. Какой период в русской культуре называется серебряным веком? Почему? 2. Что такое русский авангард в живописи? 3. Каковы художественные установки художников – авангардистов? 4 . Какие группы художников – авангардистов вы знаете? 5. Кого из русских художников называют родоначальником «кубофутуризма»? 6. В творчестве какого художника соединились черты кубизма и футуризма? 7. Картины какого художника навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога? 8. Кого называют основоположником особого направления в живописи ХХ в., - «аналитического искусства»? Вопросы для исследования ? ? Г.Свиридов. Время, вперед!

Слайд 4

Русский авангард: пять имен, взорвавшие спокойствие… Игорь Северянин Казимир Малевич Давид Бурлюк В.Мейерхольд Казимир Малевич Владимир Маяковский

Слайд 5

«Я, гений Игорь Северянин…» Александр Новиков. Ананасы в шампанском. «2010 Первое имя: Игорь Северянин. Его называли первым футуристом. В 1918 году на поэтическом вечере в Политехническом музее он был избран «королем поэтов» « Удивительно вкусно, искристо, остро!..» - это и о его поэзии. Король экспрессии, жажды жизни

Слайд 6

ПОЭЗИЯ – ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКА красота кощунственная дрянь Звезды - черви «Небо — труп»!! Я – учитель Маяковского Второе имя: Давид Бурлюк – отец русского футуризма, организатор, обладавший сверхъестественным чутьем, объединил вокруг себя великие таланты - В.Маяковского и В. Хлебникова, создал новую эстетику – антиэстетику футуризма. Король эпатажа Я – издатель В.Хлебникова

Слайд 7

Долой вашу любовь! Четыре крика четырех Третье имя: Владимир Маяковский. Громада-Маяковский – ниспровергатель замшелых авторитетов. Король обновления В.Ма я ковский Долой вашу религию Долой ваш строй! Долой ваше искусство! частей

Слайд 8

Б.Григорьев. Портрет режиссера В.Мейерхольда. 1916 Е.Вахтангов. Фото.. 1910 Четвертое имя: В.Мейерхольд : революционер театра, создавший свою «биомеханику» - творение пластических форм в пространстве и на долгие годы определивший развитие театра. Король жеста. Даешь новый театр?!

Слайд 9

Пятое имя: Казимир Малевич. УНОВИС - утвердители нового искусства , так называлось общество художников, созданное Казимиром Малевичем. Король красок Казимир Малевич. Автопортрет К.Малевич.Черный квадрат Художники-авангардисты начала века взорвали устаревшее визуальное сознание. Феномен черного квадрата Что такое русский авангард в живописи? ?

Слайд 10

Искусство русского авангарда «В настоящее время можно лишь предчувствовать подобную грамматику живописи, когда она будет не столько на основе физических законов (как это уже пытались и даже и теперь пытаются делать: «кубизм»), сколько на законах внутренней необходимости, которые можно спокойно назвать законами души» (Кандинский В.В. О духовном в искусстве . М., 1992. С. 62). Каковы художественные установки художников – авангардистов? ? Авангард (фр. avant-gard – передовой отряд) – явление в художественной культуре ХХ века, связанное с поиском принципиально новых средств выразительности. Авангардисты выступили против устоявшихся канонов искусства, предложили новое понимание понятий «прекрасное», «художественное». Традиционно авангардом называется вся совокупность новаторских художественных тенденций, появившихся в искусстве в начале ХХ века, таких как кубизм, экспрессионизм, дадаизм, футуризм. Отказавшись от норм художественного изображения (масштаба, перспективы, пропорций), художники-авангардисты обращаются к новым техникам, видам и жанрам искусства, таким как коллаж, ассамбляж, реди-мейд («готовая вещь»). В произведении начинает цениться формальная новизна художественного метода, чаще всего произведения авангарда рассчитаны на активное взаимодействие со зрителем, эпатаж. Революционность и радикализм творчества многих художников 1970-х - 1980-х годов, их интерес к творчеству мастеров начала века позволил говорить о «второй волне» авангарда или неоавангарде, который продолжает свое бытование в искусстве.

Слайд 11

Авангардная живопись была представлена обществами «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский) и «Ослиный хвост» (М.Ларионов, Н. Гончарова, С. Бобров, А. Шевченко). В России к футуристам относят художников поддержавших новое течение, таких как М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.Малевич. Русские художники футуристы объявили себя независимыми от западных. Они отличались от западных своей идеологией. Они воспевали не превосходство машин над людьми, не воспевание техники, а возмущались одиночеством человека среди машин А.В.Лентулов. Небозвон. 1910 – е гг. Роберт Фальк. Натюрморт. 1914 Художники-авангардисты начала века взорвали устаревшее визуальное сознание.

Слайд 12

Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом Казимир Малевич. Автопортрет К.Малевич.Черный квадрат Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя . УНОВИС - утвердители нового искусства , так называлось общество художников, созданное Казимиром Малевичем. Кого из русских художников называют родоначальником «кубофутуризма»? ?

Слайд 13

Казимир Малевич. Четыре квадрата

Слайд 14

«Кубофутуристический реализм» Полотно «Дама на остановке трамвая» (1913 г.) на первый взгляд кажется произвольным сочетанием квадратов, треугольников и других фигур. Они плотно наплывают друг на друга, сходятся и расходятся, и из их таинственного движения возникают вполне узнаваемые образы. К.Малевич.«Дама на остановке трамвая» 1913 В 1913 – 1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился соединить черты кубизма и футуризма, т.е. не только представить любой предмет или сцену как сочетание абстрактных геометрических форм, что свойственно кубизму, но и придать им движение, присущее футуризму В творчестве какого художника соединились черты кубизма и футуризма? ?

Слайд 15

К.Малевич. Отдых (Общество в цилиндрах) . 1908.

Слайд 16

Казимир Малевич. Авиатор.1914 Казимир Малевич. Женщина с ведрами Динамическая композиция «Крестьянки с ведрами» . 1912-13. Казимир Малевич.

Слайд 17

Казимир Малевич. Весна

Слайд 18

Василий Васильевич Кандинский был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. В.В. Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи. Он — один из основоположников абстракционизма, создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф. Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как Микеланджело в свое время изменил отношение к скульптуре. Василий Васильевич Кандинский - выдающийся русский график и теоретик изобразительного искусства, Александр Скрябин Прелюдия Си бемоль мажор. Какого художника называют основоположником абстракционизма? ?

Слайд 19

Картина «Синий всадник», написанная в 1903 году, представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей Василий Васильевич Кандинский. «Синий всадник». 1903 Картина «Синий всадник»

Слайд 20

Василий Васильевич Кандинский. «Маленькие радости» 1913

Слайд 21

Василий Васильевич Кандинский. «Композиция 5» 1911

Слайд 22

Художник Василий Кандинский. Светлая картина. 1913 год.

Слайд 23

Мультимедийная презентация «Русский авангард» Литература Наков А. Русский авангард = L'avant-garde russe. — М.: Искусство, 1991. — 192 с. — 25 000 экз. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с. — 20 000 экз. Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000 Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С. М. Турутина и др.; авт. статей Е. Ф. Ковтун и др.. — Л.: Аврора, 1989. — 283 с. Интернет – ресурсы encyclopaedia.biga.ru ru.wikipedia.org wiki/Русский_авангард krugosvet.ru enc…i_obrazovanie…iskusstvo/AVANGARD smallbay.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский авангард: новый мир рядом с реальным. Часть 2

Слайд 2

Наталия Гончарова Наталия Гончарова - русская художница -авангардистка. Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны. Гончарова испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом. Ее поиски шли параллельно поискам ее друга и спутника М.Ларионова, вместе с которым Гончарова стояла у истоков многих художественных объединений начала XX века. Гончарова много работала для театра, в частности сотрудничала с С.П.Дягилевым в создании Русских Сезонов в Париже. Гончарова Наталья Сергеевна. «Аэроплан над поездом» Гончарова Наталья Сергеевна. «В мастерской худоника»

Слайд 3

Наталия Гончарова. Орхидеи Н. С. Гончарова. Крестьяне Темы некоторых работ Наталии Гончаровой явно навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога («Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 г.; «Подсолнухи», 1908-1909 гг.; Влияние Гогена чувствуется в мягких, как бы тягучих контурах фигур, в контрастах плотных, чуть матовых красок.

Слайд 4

Манифестом неопримитивизма стал “Автопортрет с желтыми лилиями”. Мастерская художницы залита светом. На стене – полотна без рам, выполненные в импрессионистической манере. Они наполнены бурным движением мазков и словно рвутся за пределы картины. Живописная стихия торжествует здесь над предметной средой. Стул, прислоненный к картине, почти растворен в ней. Размытому фону противопоставлена более энергичная экспрессионистическая живопись переднего плана. Автопортретный образ художницы отличается нарочитым огрублением черт. Гончарова была первой в плеяде художниц новой формации, вошедших в историю русского искусства под именем “Амазонок авангарда”. Она – прежде всего творец и ее собственный облик словно сросся с кругом ее художественных образов. В автопортрете художница декларирует переходное творческое состояние. Белоснежная с голубыми рефлексами блуза, обрамленная синим контуром, как и картины на стене, подобна белому живописному полотну, на фоне которого происходит цветовой взрыв рыжих лилий. Букет в руке художницы служит метафорой ее могучего творческого темперамента. Н. С. Гончарова. Автопортрет с тигровыми лилиями

Слайд 5

Наталия Гончарова. Велосипедист

Слайд 6

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 Наталия Гончарова. Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного Картины какого художника навеяны живописью Поля Гогена и Винсента Ван Гога? ?

Слайд 7

Марина Цветаева в своем эссе о Н.Гончаровой сравнивает “Испанок” с готическими соборами. “Все от собора: и створчатость, и вертикальноать, и каменность и кружевность. Гончаровские испанки – именно соборы под кружевом, во всей прямости под ним и отдельности от него. Первое чувство – не согнешь. Кружевные цитадели”. Н.Гончарова. «Испанка». 1916г Н.Гончарова. Из серии «Испанки».

Слайд 8

Все, что мог дать Запад, она освоила, и ныне ее путь лежит "...к первоисточнику всех искусств, к Востоку", - писала она в 1913 году. В произведениях художницы сложно соотносится влияние В. Ван Гога, П. Гогена, П. Пикассо, русского традиционного искусства, Древнего Востока. Причем, это было не просто стилизаторством, а осознанной программой, которую Гончарова и ее муж М.Ф. Ларионов определяли как "всечество". Ларионов считал, например, что чужой стиль может стать темой произведения.Павлины в разных стилях - своеобразная иллюстрация такой позиции Гончаровой. Например, павлин в стиле народной вышивки выполнен с максимальной долей геометризации форм. На этой основе предмет превращался в орнаментальный мотив в народном творчестве."Павлин под ярким солнцем" словно распластан на плоскости фона. Локальные цвета с контурной обводкой создают характерный для Н.С. Гончарова. Павлин под ярким солнцем. Стиль египетский. 1911 Интерес к архаическим пластам культуры, ко всему нетрадиционному, неученому творчеству был великим импульсом в художественных поисках начала ХХ века и не только для русских мастеров. Яркий пример - французский художник П. Гогена, уехавший работать на остров Таити, а затем и вовсе переселившийся туда. Искусство древнего Востока оказало огромное влияние на всю художественную культуру XX века. В России тема Востока была обострена ощущением особой связи с его культурой, вызванной как географическим положением, так и историческими причинами. Приверженность к восточному искусству подчеркивает и Н.С. Гончарова

Слайд 9

Н.С. ГОНЧАРОВА. Павлин под ярким солнцем. Стиль египетский. 1911

Слайд 10

Павел Николаевич Филонов – основоположник особого направления в живописи ХХ в., названного им «аналитическое искусство». Он прошёл довольно сложный путь обучения – в 1901г.окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903-1908 гг. занимался в школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а в 1908-1910 гг. посещал как вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл оттуда. Искусство Павла Филонова (1883-1941) явилось одной из самых ярких страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Оно заключало в себе во многом новое философское ощущение действительности, а также оригинальный художественный метод, не оцененные до конца ни современниками, ни историками искусства последующих десятилетий. Фигура Филонова во всей ее масштабности стала закономерной для своей эпохи. Драматическая творческая концепция мастера сложилась накануне первой мировой войны, а его основные художественные приемы возникли и оказались развитыми в полемике с мастерами европейского авангарда начала ХХ века, особенно кубизма и футуризма. Искусство Павла Филонова Павел Филонов. Автопортрет. 1921 Кого называют основоположником «аналитического искусства»? ?

Слайд 11

П.Филонов. Формула весны Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы. Первый манифест аналитического искусства «Сделанные картины» В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“» (пометка: «Изд. „Мировый расцвет“», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков»:

Слайд 12

Павел Филонов. Животные

Слайд 13

А.Филонов. Ярмарка

Слайд 14

А.Филонов. Пир королей

Слайд 15

Филонов П. Композиция. Корабли. Филонов П. Композиция. Корабли. П.Н. Филонов - одна из центральных фигур русского авангарда. Его называли "очевидцем незримого". Художник создал свой метод - аналитическое искусство. Суть метода состоит в соединении творческой интуиции со знанием о предмете изображения и анализом увиденного глазом художника В 1919 году, на выставке в Академии художеств Филонов показал цикл работ под общим названием "Ввод в Мирoвый расцвет". Среди них экспонировалась и картина "Композиция. Корабли". Понятие "Мирoвый расцвет" Филонов связывал с методом аналитического искусства. Для мастера оно означало органическое развитие отдельной художественной темы. Филонов считал, что произведение искусства - это живой организм, живущий собственной жизнью и наделенный собственной энергией. Поэтому картина должна расти и развиваться так же, как и все живое в природе. Художник не заполняет, а наполняет холст, "выращивая" формы как некий живой организм. В картине "Композиция. Корабли" можно буквально проследить, как двигалась рука мастера в союзе с мыслью и воображением от нижнего левого края холста. В произведениях Филонова практически никогда не встречается самостоятельного фона, они густо "населены" людьми, органической и неорганической природой. Создается ощущение, что это некий фрагмент мира, в котором все крепко и тесно взаимосвязано.

Слайд 16

«Бубновый валет» - объединение московских живописцев, с которым связано возникновение и развитие русского авангарда. Началом истории группы стала одноименная выставка, прошедшая в Москве в 1910 году. Основное ядро группы составили Илья Машков, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк. Дерзкое название группы вызывало ассоциации не только с игральной картой, но и с нашивкой на рукавах каторжан. Бросив вызов традициям реалистической живописи, «бубновые валеты» разработали собственную живописную систему, в которой открытия Сезанна и живописные приемы кубизма и фовизма сочетались с восточной орнаментальностью и мотивами русского народного творчества. Их вдохновляла поэзия народной культуры, яркая цветность лубка, трогательная наивность провинциальной вывески. На полотнах «Бубновых валетов» фактура густо положенной на холст краски, экспрессивность цвета превратились в полновластную самодостаточную стихию, а реальный мотив оказался лишь поводом для решения чисто живописных проблем. Художники объединения стремительно двигались к звучности цвета, устойчивости и весомости зрительного образа. В 1912 году из состава объединения выделилось наиболее радикальное крыло (М.Ф. Ларионов, братья В.Д. и Д.Д. Бурлюки, Н.С. Гончарова), организовавшие выставку «Ослиный хвост», а в 1916 году «Бубновый валет» фактически распался Лентулов А.В. (1882-1943). Портрет И.А.Малютина «Бубновый валет» - объединение московских живописцев

Слайд 17

Машков И.И. (1881-1944)). Натюрморт. Фрукты на блюде

Слайд 18

Кончаловский П.П. (1876-1956). Кассис

Слайд 19

Представители художественного общества – «Голубая роза» (А. Арапов, Н.Крымов, П.Кузнецов, Н.Сапунов, М.Сарьян) были тесно связаны с поэтами – символистами Н.Крымов. Автопортрет.1908 Н.Крымов. Розовая зима.1912 М.Сарьян. Виногад.1911 Русские импрессионисты

Слайд 20

Мультимедийная презентация «Русский авангард» Литература Наков А. Русский авангард = L'avant-garde russe. — М.: Искусство, 1991. — 192 с. — 25 000 экз. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с. — 20 000 экз. Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000 Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С. М. Турутина и др.; авт. статей Е. Ф. Ковтун и др.. — Л.: Аврора, 1989. — 283 с. Интернет – ресурсы encyclopaedia.biga.ru ru.wikipedia.org wiki/Русский_авангард krugosvet.ru enc…i_obrazovanie…iskusstvo/AVANGARD smallbay.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по МХК, 11 класс, Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. Союз московских живописцев «Бубновый валет»

«Бубновый валет» — первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объеди...

Авангард - новая роль художника.

Введение к пониманию авангарда через осмысление новой роли художника....

"Русский авангард"

конспект урока построенный на работе в группах. Констпет урока по МХКНа тем: «Русский  авангард "  Подготовила Трейбер Юлия Петровна...

7 класс, изо "Русский авангард"

Знакомство учащихся с авангардизмом 20 века"Русский авангард"...

Мастера русского авангарда

1. Авангард как течение в искусствеАвангардизм - (франц. avantgardisme от avant — передовой и garde — отряд) — обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельны...

Актуальность образа героини рассказа В.Ерофеева «Тело Анны, или Конец русского авангарда». (1989)

Разработка урока по рассказу  В.Ерофеева "Тело Анны, или Конец русского авангарда"...

Русский авангард. Шаг в будущее

Актуальность идей абстракционизма в 21 веке. Супрематизм казимира Малевича. Основные периоды творчества....