Авангард - новая роль художника.
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Байкалова Людмила Сергеевна

Введение к пониманию авангарда через осмысление новой роли художника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avangard_rol_hudozhnika.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ренессанс Авангард Новая роль художника Байкалова Л.С. Караульская средняя школа-интернат

Слайд 2

На протяжении веков сложились две позиции, две роли художника: Подражатель, копиист; Медиум, посредник , проникающий в глубь вещей, за внешнюю сторону видимого мира и обнаруживающий там идеи, высший смысл, законы мироздания .

Слайд 7

Но в определенный момент к ним добавилась другая. Кто изображен на полотнах?

Слайд 8

Ян ван Эйк

Слайд 9

Рогир ван дер Вейден

Слайд 10

Ханс Мемлинг

Слайд 11

Альбрехт Дюрер

Слайд 12

В эпоху Ренессанса произошел переворот в сознании художника, осознавшего себя как Бога – творца . Автопортрет Дюрера для своего времени был величайшей дерзостью, чуть ли не богохульством. Повернуться в анфас к зрителю да еще и посмотреть ему прямо в глаза на картине мог только Иисус Христос. Смертные изображались в профиль, в три четверти или с опущенными глазами, как мужской персонаж на парном «Портрете четы Арнольфини» ван Эйка.

Слайд 14

Как автопортрет картина Дюрера неточна. Его лицо не было таким правильным, глаза – меньшего размера. Зато он выглядел более похожим на Христа. То есть ренессансный художник сознательно подправил имидж, чтобы уподобить себя творцу. «Вслед за Богом идет художник», - собственные слова Дюрера. То есть к ролям копииста-подражателя и медиума – посредника Ренессанс добавил еще одну – художника как Бога-творца .

Слайд 15

А что же произошло с Богом, на чье место попытался встать художник? Куда он делся? Ответ на этот вопрос – две картины, написанные в то же время, что и автопортрет Дюрера. «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда изображает Христа на кресте с натуралистическими подробностями и невиданной ранее экспрессией. Скрюченные пальцы сведены судорогой, суставы вывихнуты, тело мертвенно позеленело – это уже не воскресающий Бог, а бренный человек, погибший ужасной смертью. И горе Марии Магдалины не оставляет сомнений – Бог умер.

Слайд 18

«Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего известна многим. Она поразила Федора Достоевского, когда он осматривал экспозицию Художественного музея в Базеле. Вот как вспоминает об этом его жена. «Эта картина изображает Христа, вынесшего нечеловеческие страдания, уже снятого с креста и предавшегося тлению. Вспухшее лицо его покрыто кровавыми ранами, и вид его ужасен. Картина поразила Достоевского, он остановился перед нею как бы пораженный. В его взволнованном лице было то как бы испуганное выражение, которое случалось в первые минуты приступа эпилепсии.» «От этой картины у иного может вера пропасть» – слова Достоевского. И это ключевые слова . Почему может вера пропасть?

Слайд 20

Суть христианства состоит в вере в воскресение Христа. Он – Царь земной и небесный, а не смертный человек, чье тело может подвергнуться тлению. И так его изображали средневековые мастера от Пьеро ди Козимо до Дионисия. Поэтому изображение смерти Спасителя Достоевский воспринял как удар по всей христианской религии.

Слайд 23

Картины Дюрера, Грюневальда и Гольбейна обозначили поворотную точку в западноевропейском искусстве.»Художник – творец, а Бог умер!» – символически провозгласил ренессансный разум этими картинами. C имволическая смерть Бога произошла спустя 400 лет и в русском искусстве. И лишь один-единственный русский художник Николай Ге сохранил тему Христа живого, который в картинах Ге – смертный человек, покинутый , одинокий, умирающий на кресте в страшных муках.

Слайд 26

Итак, к ХХ веку искусство подошло с полным осознанием смерти Бога. Малевич говорил:»Я начало всего, ибо в сознании моем создаются миры». А раз я Бог, я должен создавать, а не копировать, создавать что-то свое, новое, оригинальное, чего еще не существовало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

новая роль чителя в новой школе

Роль педагога в обществе меняется вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же  исторические  перем...

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Новая роль в новой школе

В современном мире все меняется достаточно быстро. Меняются ценности, приоритеты, взгляды на мнгие общественно-значимые стороны жизни человека. Не могут остаться без внимания и вопросы воспитания и об...

Новая роль в новой школе

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленн...

Русский авангард: новый мир рядом с реальным. Части 1- 2.

Что такое мировая художественная культура? Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это все то, что  создано человеком в ре...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...