Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.
материал по теме

Титова Ирина Юрьевна

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.

Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.   

Это значит:

ü  уметь точно формулировать проблемы;

ü  быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;

ü  выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия;

ü   самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;

ü  гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная компетентность базирующаяся на информационных технологиях.

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры  учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.

Информационная компетентность учителя  формируется на  этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства  обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне является массовое освоение новых педагогических технологий, формирующих активную роль обучаемого.

Одна из основных задач - сформировать у обучаемого профессиональные навыки самостоятельной работы со знаниями.    

Это значит:

  • уметь точно формулировать проблемы;
  • быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
  • выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия;
  •  самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
  • гарантированно придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений проблем.

Основой для повышения активной роли обучаемых должны стать информационная компетентность базирующаяся на информационных технологиях.

Современный этап развития человеческого общества  характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации,  появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры  учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.

Информационная компетентность учителя  формируется на  этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства  обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости.

Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие  уровни формирования информационной компетентности:

  • уровень потребителя информации;
  • уровень пользователя компьютером;
  • уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
  • уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.

Основными педагогическими условиями влияющими на  формирование ИК педагога являются:

  • создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями;
  • обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК;
  • выполнение творческих проектов  с учетом учебной специализации педагогов с использованием информационных технологий.

Основными элементами процесса формирования ИК являются:

  • умение применять информационные технологии для демонстрации печатных  и графических документов;
  • умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
  • умение создавать презентации;
  • умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
  • умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
  • умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
  • умение использовать компьютерное тестирование;
  • умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для  корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования

Открытое образование - система организационных, педагогических и информационных технологий.

     Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.

Открытое образование - система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. В начале 20 века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Традиционные формы получения образования в системе открытого образования интегрируются в  единое образовательное пространство.

Цель открытого образования - подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Особенности открытого образования

  • Использование специализированных технологий и средств обучения - применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий;
  • Тестовый контроль качества знаний - использование тестовых систем на базе компьютерных технологий;
  • Экономическая эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения;
  • Гибкость - возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе.
  • Модульность - возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям
  • Параллельность - возможность обучения при совмещении с другими видами деятельности.
  • Асинхронность - реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
  • Новая роль преподавателя - возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий.
  • Новая роль обучающегося - повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы.
  • Внедрение информационных технологий - технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
  • Интернациональность - возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

В МОУ СОШ №1 состоялся районный семинар руководителей общеобразовательных школ «Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования». В рамках данного семинара были даны 10 фрагментов открытых уроков, которые перекликались с темой нашего семинара.

Уроки  с  использованием  ИКТ вели:

  1. Хорева Лариса Николаевна, учитель начальных классов , 2 кв. категория.

Предмет: окружающий мир, 1 класс.

Тема: Почему мы так часто слышим слово экология

На уроке была использована презентация созданная  учителем, с использованием материала собранного  учащимися данного класса.

  1. Клюева Светлана Ивановна, учитель начальных классов, высшая кв. категория.

Предмет: литературное чтение, 2 класс.

Тема: Обобщение по теме «Детские писатели».

На уроке была использована презентация созданная  учителем.

  1. Елина Любовь Викторовна, учитель математики, 1 кв. категория.

Предмет: алгебра и начала анализа, 11 класс (информационно-технологический профиль)

Тема: Подготовка к ЕГЭ.

Использование ИКТ на уроке позволяет эффективнее использовать время урока, нагляднее объяснять материал, применять на уроке различные формы контроля.

  1. Ногичева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая кв. категория.

Предмет: русский язык. 10 класс (художественно-эстетический профиль)

Тема: Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание «С».

На уроке был использован фильм созданный учащимися. Филь создан на основе социологического опроса учащихся школы, прохожих на улице по теме «Полезно или нет пить пиво?» Использование ИКТ на уроке дает возможность посмотреть и дать возможность высказаться по поводу увиденного. Данный урок получил высшую оценку качества, по мнению присутствующих на уроке руководителей.

  1. Круглова Елена Викторовна, учитель физики и информатики, 1 кв. категория.

Предмет: информатика, 5 класс (школьный компонент)

Тема: «Создание движущихся изображений в программе Power Point»

Раннее изучение информатики (информатика ведется с 3 класса) позволяет быстрее освоится ребенку в информационном пространстве и освоить навыки работы с персональным компьютером. На уроке учащимися были продемонстрированы не только работа на компьютере, но развитие воображения  ученика. В конце урока учащиеся продемонстрировали свои мини-мультфильмы.

  1. Исакова Раиса Ивановна, учитель математики, высшая кв. категория.

Предмет: классный час, 8 класс

Тема: «Защита Портфолио ученика».

Использование ИКТ на классном часу позволяет расширить тематику классных часов и сделать их нагляднее.

  1. Кузина Ирина Сергеевна, учитель технологии, 2 кв. категория.

Предмет: технология, 7 класс

Тема: «Интерьер жилого дома».

Использование ИКТ на уроке позволяет эффективнее использовать время урока, нагляднее объяснять материал.

Уроки  с  использованием КМ-школа вели:

  1. Семенова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория.

Предмет: Литература. 9 класс

Тема: Лирика А. Твардовского.

Использование на уроке программного продукта КМ-школа позволяет учителю углубленно изучать предмет. В данном продукте имеется разработки уроков, медиа ресурсы, тренажеры, тесты и т.д.

  1. Кафидова Ольга Вячеславовна, учитель английского языка,2 кв. категория.

Предмет: английский язык, 3 класс

Тема: Мой дом. Моя комната.

Использование на уроке программного продукта КМ-школа позволяет ученику наглядно изучать предмет. Применение интерактивной доски на уроке в сочетании с интерактивными объектами КМ-школы у4величивают эффективность урока в несколько раз. Заметили гости семинара.

Уроки  с  использованием тестовой системы дикобраз  вели:

  1.  Титова Ирина Юрьевна, учитель информатики, высшая кв. категория.

Предмет: русский язык

Тема: независимая экспертиза знаний, 9 класс

С целью своевременного выявления уровня обученности учащихся и выполнения оперативной коррекции учебной деятельности, школа применяет  технологию автоматизированной диагностики качества образования "Дикобраз". Диагностика выполняется методом безбумажного компьютерного тестирования с использованием технологии Интернет-тестирования в компьютерном классе. Учитель получает полный анализ проведенного тестирования, что позволяет своевременно скорректировать знания учащихся.

Титова И.Ю. зам. директора по инновационной работе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования репертуарных решеток Дж. Келли для оценки компетентности педагога в рамках реализации реформы системы образования

Материал написан совметсно с старшим методистом Краснооктябрьского отделаСПС ОП МОУ ЦПК города Волгограда Любезновой Е.В. в попытке осмыслить понятие компетентности педагога и способов ее выявления. Н...

Новая роль в новой школе

В современном мире все меняется достаточно быстро. Меняются ценности, приоритеты, взгляды на мнгие общественно-значимые стороны жизни человека. Не могут остаться без внимания и вопросы воспитания и об...

Новая роль в новой школе

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленн...

Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога в рамках работы РМО.

Организация деятельности работы РМО по повышению качества образования (опыт работы)....

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...

Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"

Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов  «Новые стратегии успеха в современном образовании»  Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...