Опыт использования репертуарных решеток Дж. Келли для оценки компетентности педагога в рамках реализации реформы системы образования
статья по теме

Утина Мария Николаевна

Материал написан совметсно с старшим методистом Краснооктябрьского отдела
СПС ОП МОУ ЦПК города Волгограда Любезновой Е.В. в попытке осмыслить понятие компетентности педагога и способов ее выявления. Навеяно приближающейся аттестацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыт использования репертуарных решеток Дж. Келли для оценки компетентности педагога в рамках реализации реформы системы образования»

 

Утина М.Н., учитель информатики,

 педагог – психолог МОУ СОШ № 16 г. Волгограда,

Любезнова Е.В., старший методист

Краснооктябрьского отдела
СПС ОП МОУ ЦПК г. Волгограда

Профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры.

Т.Г. Браже д.п.н., профессор СПбАППО

     Важным условием повышением качества образования в современной школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Улучшение профессионального мастерства педагогов сказывается позитивно на качестве образовательного процесса, его результатах.

 В настоящее время профессиональная компетентность педагога предполагает знание нескольких наук: педагогики, психологии, акмеологии, андрагогики, социальной педагогики и социальной психологии. Как определяется слово «профессионал»? Профессионал – специалист в своем деле, который имеет соответствующую подготовку и высокую квалификацию; хорошо знающий и умело выполняющий свою работу. Условия быстрой смены различных  технологий предполагают осознание, понимание, оценивание  учителем собственного педагогического опыта; способность увидеть свой профессиональный труд в целом; быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми педагогическими  технологиями.  Следовательно,  актуальным  вопросом  может стать   способ оценки профессиональной компетентности педагога в условиях развития современной системы общего образования.

Сможет ли заслуженный педагог учить по-новому, как выявить его компетентность или же некомпетентность, как оплачивать труд педагога?

Возможность использования психологической диагностики с целью  оценки  профессиональной компетентности педагога  не нова, требования к методикам  остаются  традиционными: они  должны быть надежными,  валидными,  оперативными в проведении, информативными и простыми в обработке.

 В настоящее время в  исследовательской  практике  репертуарные методики имеют широкую область применения репертуарные решетки Дж. Келли. При трудностях во взаимодействии субъектов эти методики позволяют выявить неблагополучные зоны, а также те особенности индивидуального сознания и самосознания личности, которые эти трудности   общении порождают.

       Для оценивания   профессионально-личностных качеств педагогов образовательного учреждения, для определения образа реального и идеального педагога с точки зрения учителей и обучающихся, мы провели исследование компетентности педагогов  с помощью репертуарных решеток. В исследовании приняли участие 36 участников образовательного процесса МОУ СОШ № 16 города Волгограда: 18 педагогов и 18 обучающихся старших классов.

 В список элементов мы включили   характеристики, которые являются  базовыми для определения педагогической компетентности учителя: стиль преподавания, информационная компетентность, коммуникативная компетентность, личные качества педагога и используемые формы и методы обучения.  Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале представленность того или иного качества, причем каждое качество было дано в виде биполярной линейки (например: «хорошо знает предмет преподавания 1 2 3 4 5 «плохо знает предмет», где крайнее левое значение, «1», соответствует значению «хорошо знает предмет»). Всего было дано 45 таких шкал, оценивание каждым респондентом проводилось дважды: «типичный педагог» и «идеальный педагог». По каждой шкале определялись средние значения по выборке и стандартное отклонение. Несомненно, в будущем количество шкал может быть существенно сокращено.

По итогам исследования были составлены портреты идеального и типичного педагогов с точки зрения учителей и обучающихся.

Портрет идеального педагога (по мнению обучающихся): доступно объясняет, добрый, прост в общении, справедливо оценивает, помогает при затруднении, ответственный, сотрудничает, молодой.

Портрет типичного педагога (по мнению обучающихся): хорошо знает предмет, относится уважительно к обучающимся, справедливо оценивает, ответственный, пожилой.

Портрет идеального педагога (по мнению учителей): открыт к новому,  речь поставлена великолепно, хорошо знает предмет, может заинтересовать обучающихся, открыт в общении, относится уважительно, справедливо оценивает, помогает при затруднении, сотрудничает, ответственный .

Портрет типичного педагога (по мнению учителей): оптимист, эрудированный, сотрудничает с обучающимися, ответственный, пожилой.

          По мнению обучающихся, деловые качества «идеального» и «типичного» педагогов во многом совпадают. Однако, типичному учителю не хватает доступности в преподавании предмета, доброты и простоты в общении.  Исследование показало, что обучающиеся  хотят видеть не только компетентного, но и молодого, демократичного педагога. Сравнение портретов попарно, выявление явных несовпадений в ожиданиях,  позволяет выявить возможные причины конфликтных ситуаций между педагогами и обучающимися.

        Портреты «идеального» и «типичного» педагогов с точки зрения учителей совпадают только по двум характеристикам: «сотрудничает» и «ответственный». Кроме того, «типичный» педагог, по мнению большинства, - «пожилой»  и «эрудированный». «Идеальный»  же педагог, по мнению респондентов,  «должен обладать обширными познаниями, быть коммуникативно компетентным, открытым  к новому».         Сравнительный анализ портретов идеального педагога с точки зрения обучающихся и учителей показывает, что здесь достаточно сходства в представлении и тех и других: «открыт в общении», «относится  к обучающимся уважительно», «справедливо оценивает», «помогает при затруднении», «сотрудничает», «ответственный».         Отдельного внимания  достойны характеристики, которые встречаются  в большинстве  портретов:  способность справедливо оценивать  деятельность   считают важным качеством и  обучающиеся и педагоги, но при этом,  «типичный  педагог»,  по их мнению,  оценивает, скорее, «несправедливо». И обучающиеся, и учителя, выделяют такую   характеристику типичного педагога, как «пожилой возраст», и наряду с этим  одним из определяющих запросов   является  «молодой возраст и открытость новому».

         Следует отметить, что среди педагогов наблюдался большой разброс  во мнениях, что затруднило выделение целостного образа «типичного педагога» с  точки зрения учителей.  

      Проведенное исследование помогло найти проблемные места, вызывающие разногласия между учителями и учениками, помогло выявить сходства и различия в портретах учителей с разных точек зрения и обозначить качества педагогов, которые, при определенных условиях, могут стать причиной возникновения конфликтной ситуации. Опыт применения метода личностных конструктов в определенной мере может содействовать разрушению сложившихся стереотипов в  восприятии педагогов и оценки их компетентности. На наш взгляд, результаты данного исследования могут быть использованы для     их обсуждения с целью построения наиболее адекватной потребностям обучающихся образовательной среды, где   педагоги  будут являться  одним из самых значимых показателей эффективности ее функционирования. Полученные данные при определенных условиях могут активизировать социально-перцептивную рефлексию учителей.    

 По результатам проведенного исследования в образовательном учреждении  были проведены методические  совещания классных руководителей по темам: «Проблема привлечения молодых педагогов в школу», «Допустимость общения учителей и обучающихся на темы, выходящие за рамки предмета».  

Практическая значимость методики Дж. Келли для оценки компетентности педагога заключается в том, что ее применение практически исключает фальсификацию результатов, так как  в ней отсутствуют « прямые вопросы»   и испытуемому сложно выделить социально желательные ответы в процессе тестирования.  Нами был получен опыт оценки компетентности учителей методом простым в использовании и обработке (программа MS Excel). В дальнейшем мы планируем модифицировать данную методику и провести исследование представлений об идеальном и реальном педагоге администрации МОУ СОШ, а также сопоставить усредненные данные с данными по отдельным учителям.

 

 

Литература:

  1. Браже Т.Г. Современная аттестация учителей: цели и тенденции// Педагогика. - 1995. - № 3.
  2. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  3. Положение о портфолио педагога общеобразовательных учреждений Волгоградской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Повышение качества образования через развитие профессиональной компетентности педагога в рамках работы РМО.

Организация деятельности работы РМО по повышению качества образования (опыт работы)....

Научно-практический семинар: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках модернизации образования»

•Перспективы работы городского методического  объединения учителей иностранного языка в условиях новых веяний и приоритетов....

Педагогический опыт: "Внеклассная работа по математике как фактор личностного развития обучающихся в рамках реализации Концепции математического образования"

Настоящий опыт основан на реализации принципов развивающего обучения, активности обучающихся, которые характеризуются  высоким уровнем мотивации, особыми личностными характеристиками обучающихся,...

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...