План конспект урока "Древнерусская храмовая архитектура"
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

План конспект урока МХК в  9 классе "Древнерусская храмовая архитектура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_drevnerusskaya_hramovaya_arhitektura.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока

по предмету «Мировая художественная культура»

Предмет                        МХК

Класс                        9

Дата проведения        __.__.2014

Учитель                        Бодокина Екатерина Владиславовна

Тема                                Древнерусская храмовая архитектура

Приложения                Презентация «Древнерусская храмовая архитектура» (Приложение 16 «Древнерусская храмовая архитектура». Прилагается отдельным файлом Power Point)

                                Технологическая карта для заполнения по теме урока.

Описание материала: Урок - проект по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока - проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагается презентация, технологическая карта для заполнения по теме урока..

Цели и задачи:

Образовательные.

1. Знакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира.

2. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси.

3. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.

Учебные.

  1. Развивать способности к анализу выразительных средств искусства.
  2. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.

Воспитательные.

  1. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков.
  2. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.

Форма урока: урок-проект, урок-семинар.

Материалы к уроку:

  1. Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура».
  2.  Презентации опережающих заданий учащихся по группам:

1 группа – История архитектуры Собора Святой Софии в Киеве.

2 группа – Особенности новгородской архитектурной школы.

3 группа - Особенности владимирской архитектурной школы.

План урока.

№ п/п

Наименование учебной части

Время

1

2

3

4

1

Организационный момент

1 – 2 мин.

- Проверка готовности учащихся.

- Наличие учебников, тетрадей.

- Наличие подготовленного домашнего задания на электронном носителе.

2

Актуализация знаний

5 – 7 мин.

- Постановка цели.

3

Основная часть

20 – 25 мин.

- Сообщение учителя по теме урока.

- Просмотр слайдов презентации.

- Беседа с учащимися по теме, обсуждение слайдов.

- Заслушивание устных групповых докладов, просмотр слайдов.

4

Подведение итогов урока

7 – 10 мин

- Ответы на вопросы на закрепление материала.

Ход урока.

И однажды возникло из грезы, 

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы

Диво дивное в русской глуши.

Н. Рубцов

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся.

2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока.

Учитель. Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций. Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле.

Слайд 1.

Учитель. В древние времена на Руси основным строительным материалом было дерево. Первое не деревянное храмовое сооружение появилось в конце Х в. - это Десятинная Церковь в Киеве. Она была построена византийскими мастерами из плинфы - широкого и плоского кирпича. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно - полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.

Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?

Предполагаемые ответ учащихся. На севере, в частности в Новгороде, предпочитали природный камень. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен. Но арки и своды все-таки выкладывали из плинфы.

Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.

В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.

Учитель. Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.

Вопрос:  Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси?

Ответы учащиеся должны выстроить по впечатлениям от экскурсий.

Учитель. По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.

Слайд 2.

Учитель. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,

три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),

пять - как Христос и четыре евангелиста,

тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,

тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.

Вопрос. Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?

Слайд 3.

Предполагаемый ответ учащихся. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".

Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.

Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?

Предполагаемый ответ учащихся. Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.

Учитель. Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор. 

Слайд 4.

Предполагаемый ответ учащихся.

Цвет купола также важен в символике храма.

  1. Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  2. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  3. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
  4. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  5. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Слайд 5.

Учитель. Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять – зависело тоже от величины храмов.

Вопрос. Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?

Предполагаемый ответ учащихся. Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.

Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс.

Учитель. Купола с крестами и апсиды - самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

  1. Основная часть.

Учащимся предлагается ответить на вопросы опережающего задания по подготовленным сообщениям с презентациями.

Вопрос. Расскажите о древнейших постройках Киева.

Презентация учащихся 1 группы. Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.

Слайд 8.

Предполагаемый ответ учащихся. Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.

Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.

Слайд 9.

Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.

Слайд 10.

С трех сторон храм окружили галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами - полуземлянками.

Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии: «…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"

Внутреннее убранство храма составляли мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными".

Слайд 11. Иллюстрация картины Н. Рериха "Ярослав Мудрый".

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.

Слайд 12.

На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".

Слайд 13.

Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.

Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию ... И все-таки память о седой старине продолжает хранить древняя София.

Учитель. Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы

Презентация 2 и 3 группы учащихся. Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.

Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.

Предполагаемый ответ учащихся 2 группы.

Презентация 2 группы. Особенности новгородской архитектурной школы.

Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.

В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего Киевского предшественника, новгородская София была пятиглавой.

Слайд 14.

Вопрос. Вспомните, что это символизировало?

Предполагаемый ответ учащихся. Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.

Продолжение ответа по презентации. Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.

Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.

Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.

Слайд 15. Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.

Церковь Спаса на Нередице - Новгородский шедевр. Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.

Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного ... но себе на уме ... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».

Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.

Предполагаемый ответ учащихся. После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света.

Сообщение учащихся 3 группы. Особенности владимирской архитектурной школы.

Слайд 16.

Главный собор Северо-Восточной Руси – Успенский собор во Владимире.

В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.

В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель". Будто бы даже император Фридрих Барбаросса присылал своих умельцев.

Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.

Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь".

Слайд 17.

Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.

На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Слайд 18.

Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.

Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.

Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.

На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.

Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.

Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.

В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли

Слайд 19.

Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.

Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.

Слайд 20.

В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями: « …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь.

Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.

Здесь мирный уголок Владимирской земли,

на берегу, в нешумном отдаленье

от жаркого её сердцебиенья,

храм Покрова, стоящий на Нерли.

Владимирские церкви вдалеке,

в горящем золоте и в стройности могучей.

Над ним простёрлась боголюбовская круча,

а храм ныряет лебедем в реке.

Здесь давняя естественная грань

лесной Мещёры с суздальским Опольем,

покой, краса и полное приволье

и в нынешние дни, и в дедовскую рань.

В иных местах тревоги и шумы,

а этот храм в любое лихолетье

меняет луговые разноцветья

на белоснежные искрения зимы.

В нехитром камне воплотилась филигрань

пленительного древнего искусства.

И припадающие плачут и смеются,

смиряя боль, забывши гнев и брань.

Здесь сказочное зеркало Руси,

и в плеске вод - святая подоплёка.

Вокруг страна - и близко и далёко.

Господь её помилуй и спаси.

Вопрос. Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?

Примерный ответ учащихся. Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полу колонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.

Подведение итогов урока.

Учитель. Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.

Вопросы классу на закрепление материала.

1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?

3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили?

Запись домашнего задания. Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Храмовая архитектура"

В презентации представлены виды сооружений, понятия, значение количества глав, виды крестов. Выход урока на исследвательскую деятельность обучающегося....

План-конспект урока "Храмовая архитектура", ИЗО, 8 класс.

Данный материал раскрывает последовательность изучения храмовой архитектуры с включением истории храма поселка Володарского....

Мезоамериканская храмовая архитектура

Эта презентация выполнена для урока Мировой Художественной культуры в 10 классе по курсу Емохоновой. Но была неоднокоратно использована и на уроках всеобщей истории в 7 и 10 классах. Может быть исполь...

Дидактическая игра "Храмовая архитектура г.Иркутска"

Настольная игра - лото разработана для закрепления знаний....

Храмовая архитектура.

История ИЗОХрамовая архитектура.Типы православных храмовСтили храмов...