Методы и направления работы на уроках МХК по социализации подростков школы
статья по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья-выступление на Городской научно-практической конференции "Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе" 02.11.2011 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_vystuplenie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция

"Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе"

02.11.2011 г.

Выступление Богачевой Л.В. учителя МХК

Методы и направления работы на уроках МХК по социализации подростков школы

        Возможность соприкосновения человеческой судьбы с красотой- одна из самых сокровенных тайн бытия. Приобщение ребенка к миру прекрасного протекает в процессе  эстетического воспитания. Эстетическое воспитание развивает чувства и эмоции человека, помогает ему осваивать мир духовных ценностей, формирует эстетическое отношение к действительности, стимулирует творческое начало, обеспечивает формирование эстетической культуры личности, способствует творческой самореализации в жизни.

         В развитии теории и практики эстетического воспитания накоплен большой опыт. Многие исследователи в области философии, искусствоведения, педагогики проявляли большой интерес к  данной проблеме.

        Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий МХК накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств.

        В результате анализа работ исследователей, мы можем сделать вывод, что рассмотрение и осмысление концепции эстетического воспитания  было бы невозможно без понимания социально-экономических, исторических и культурных условий, которые в совокупности явились детерминирующим фактором в процессе зарождения, развития и трансформации эстетической мысли.

         Великий математик и мыслитель Пифагор, придавал особое  воспитательное значение  предметам искусства, в которых видел образец гармонии. Он считал, что гармония, прежде всего заложена в красоте, в соразмерности. Он искал числовое выражение красивым соотношениям, которые, по его мнению, внесли в мир при его создании всеобщую гармонию.

        В период Средневековья (Августин, Фома Аквинский), когда господствовала религиозная церковная идеология, занятия музыкой, танцем осуждались в обществе, но тем не менее, Августин подчеркивал их божественное происхождение и не отрицал эстетического воздействия на человека.

        В эпоху Возрождения эстетическое воспитание средствами искусств   носит гуманистический характер. Овладение  предметами искусства становится составной частью образования человека.  

        В эпоху классицизма эстетическому воспитанию средствами хореографии, музыки и театра способствует создание художественно-эстетического направления   основанного на внутренней логике и классицистического понимании мира как завершенного, стройного, логического и  ясного воплощения упорядоченной красоты.

        В 18 веке в эпоху Просвещения проявляется все большей интерес к дисциплинам искусства. Вопросы интеллектуального развития  находят все большее отражение при занятии искусством.

         

Рассматривая занятия искусством как средство эстетического воспитания и опираясь на исследования ученых в области общих вопросов эстетического воспитания средствами мы можем отметить, что природа эстетического воздействия протекает по следующей, условно разделенной схеме, компоненты которой все взаимосвязаны между собой:

1)  развитие эстетического восприятия ( «начинается  с развития культуры ощущений”,- писал В.А. Сухомлинский. «Тонкость восприятия рождает тонкость чувств, развивает благородную человеческую потребность переживать эти чувства».

2) развитие эстетического представления и формирование эстетической оценки (« эстетические чувства становятся более глубокими и сознательными по мере развития и обогащения  эстетических представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира”,- пишет Т.С. Комарова  Она так же отмечает важное значение в умение ребенка  оценить эстетический объект, выделить главные стороны.

3) творческое развитие ребенка, как конечный результат эстетического воздействия является доминантой в этетическом воспитании, отмечают исследователи, в разное время изучавшие этот   вопрос.

 

    Психологи отмечают,  что «обучение детей дисциплинам искусства строится не только на механическом запоминании движений, но и опирается на чувственную, эмоциональную, творческую строну жизни ребенка, будит фантазию».

       В педагогике интерес к проблеме творчества зародился еще в 19 веке. Научные предпосылки разработки данной проблемы были заложены в трудах  многих педагогов исследователей, которые предавали большое значение творчеству в жизни человека и неоднократно указывали на необходимость их формирования еще с детского возраста, тесно связывая данную проблему с  эстетическим воспитанием детей.

      Исследователи в области психофизиологии так же проявляли большой интерес к детскому творчеству и посвящали  специальные труды.

     Поставив ребенка в центр педагогического  процесса и доказав, что воспитание должно протекать в строгом соответствии с его природой,  психологи и биогенетики  сконцентрировали педагогов на необходимость своевременного распознания психофизиологических особенностей детского организма, его природных склонностей и дарований, как основы  формирования и развития творческой личности ребенка.  

           Исследователи утверждают, что  человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как  динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.  К.Маркс  и Ф.Энгельс  справедливо отмечали, что не каждый может стать  Рафаэлем, а лишь тот, в ком сидит  Рафаэль.

   На сугубо  индивидуальный характер генетической наследственности указывала в своих исследованиях и академик Н.П.Дубинин. Он писал, что в современном человечестве  за всю прошлую историю, и в будущем не было и не будет двух наследственно  идентичных людей (121. 32). Прирожденные особенности  нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех “жизненных сил”, которыми человек отчасти наделен от рождения и которые существуют в нем в виде задатков.

      Но в то же время автор отмечает, что человек от природы получает не готовые психические свойства, а функциональные  возможности, природные потенции возникновения и развития тех или иных  качеств личности. Особенности нервной системы образуют почву для формирования различных качеств личности.

       Важность наследственного фактора  в формировании творческой  личности     подчеркивает и  И.П. Павлов, но в то же время, он выделяет систему  воспитания и специального воздействия, как  факторы,  обеспечивающие полноценное  творческое развитие   личности.      Образ  человеческой деятельности, писал Н.Н. Павлов, обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов.

       Большую ценность в разработке исследуемой проблемы имеют идеи и представителей  экспериментальной педагогики считавших незыблемой основой и главным источником всех педагогических систем и методов воздействия  строго научные и математически точные данные о специфики детской природы, полученные в ходе всесторонних экспериментальных исследований физиологических и психологических особенностей детей и

 что каждый человек наделен от природы некими задатками, темп и границы развития которых ею строго определены,  следовательно, «ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы».

       Однако если педагог не может создать несуществующие наклонности, в его силах развить до наиболее возможной высоты все имеющиеся, помочь ребенку реализовать его  потенциал, отмечает  в исследовании проблем эстетического  воспитания детей Г.В.Лабунская.  

Успехи эстетического творчества ученые определяют   в знании технических средств, то есть определенных технических умений и навыков в  конкретном виде деятельности.

   «Знание средств- даже очень несовершенное - способно значительно повысить и углубить  творческую жизнь ребенка»,-  заметил в своих исследованиях М.М. Рубинштейн.  Однако не следует, полагал ученый, профессионально обучать ребенка искусству, преувеличивать  значение технических умений и  навыков в процессе воспитания творческой личности.  Их формирование должно носить вспомогательных характер,  это не самоцель,  а лишь способ, при помощи которого можно “поставить воспитанников в положение творящих”. Их приобретение должно идти рука об руку  с эстетическими переживаниями и творчеством ребенка, поддерживая и развивая его, а не подавляя.

Следовательно, детское творчество можно определить как поисково- познавательную деятельность, в которой ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости, абстрактного и ассоциативного мышления, творческого воображения, активности, способности ребенка самостоятельно  принимать решения.

    По мнению ученых, творчество- производное интеллекта, переломленное через личную мотивационную структуру. Оно связанно с наличием у личности способностей, мотивов, знаний и умений, посредствам которых создается общественно значимый продукт, выполняются определенные действия.  

      Всегда  был  огромный интерес к  проблеме детского творчества.    Анализируя работы ученых, мы можем выделить следующие факторы, способствующие формированию и развитию творчества у детей:

       - наследственность, с точки зрения        биогенетиков  уровень развития творческих способностей человека  определяется природными задатками, которые обязательно заявят о себе и будут реализованы ;

       - социальная среда  преимущественное влияние на становление творческой личности оказывают условия среды, в которую та попадает по воле случая.   Отмечается    неотъемлемая  взаимосвязь и взаимодействие окружающей среды и  человека, наделенного творческими способностями;

       - воспитание, творческое начало, данное ребенку свыше, уже с первых месяцев его жизни стремится обнаружить себя в деятельности ребенка, и прежде всего в играх со своими пальчиками, ручками, ножками, кубиками, палочками, камешками и так далее. Ребенок, творческая сила которого  изначально сама по себе еще не значительна, всеми силами стремиться развить ее, заявить о своих природных способностях. Задача взрослого помочь ему в этом, сделать потребность ребенка в самостоятельных занятиях устойчивой, предоставить свободу и материал для творчества.

Таким образом, проведенный анализ философской, культуроведческой, психолого-педагогической литературы дает основание заключить, что эстетическое воспитание на занятиях искусством направлено на развитие эстетических чувств, представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, на организацию эстетической, художественной творческой деятельности детей.

        Из выше сказанного следует, что механизм формирования эстетического развития  личности ребенка средствами искусства представляет собой:

- целенаправленное развитие  эмоционально-чувственной сферы ребенка и всех участвующих при этом  психических процессов:  быстроты реакции, внимание,  память,  эмоции, восприятие, воображение, образное мышление;              

    -накопление необходимого  усвоенного в процессе образования материала: знания, умения, навыки, опыт, интересы, умение мыслить, обобщать, абстрагировать, моделировать;

  -создания среды, активизирующей творческую активность ребенка: творческие задания, самостоятельные работы,  подбор наиболее интересного музыкального материала, посещение музеев, выставок, театров, концертов и так далее.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».

Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной  си...

Самоопределение обучающихся. Проектная направленность работы на уроках технологии

Образование является составной частью культуры человека и общества.  В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование техноло...

Основные методы активизации учебного процесса на уроках французского языка в средней школе

Во многих странах Европы школьники изучают 2 или 3 иностранных языка. Это считается нормой. В нашей стране вопрос об изучении второго иностранного языка активно начали обсуждать относительно недавно. ...