Символизм Босха
творческая работа учащихся по мхк (10, 11 класс) на тему

Терентьев Антон Александрович

Исследование символов в произведениях Иеронима Босха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Символизм Босха33.75 КБ
PDF icon Презентация к тексту2.28 МБ

Предварительный просмотр:

ИЕРОНИМ БОСХ

1 слайд (титул)

Еру́н Анто́нисон ван А́кен – около 1450—1516 - нидерландский художник, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Уникальное явление в истории  западноевропейского искусства. Оно не укладывается ни в рамки общеевропейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи.

2 слайд ПЛАН И ЛЕТЕРАТУРА

3 Слайд (картины)

В отличие от других нидерландских мастеров (Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена) Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения не имели аналогов ни в современном ему искусстве ни в предшествующем.

4 слайд (возрождение)

XV век – Нидерланды и Италия определяют пути развития европейского искусства. Начинается переворот в культуре, получивший название Возрождения в Италии и «Нового искусства» (т.н. Северное Возрождение) в Нидерландах. Босх был современником Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, однако итальянское искусство ни в области идейного содержания ни в решении художественных задач не затронуло его. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался методами точного изображения человека (анатомией, пропорцией, ракурсом), построением математически точной перспективы. Северное Возрождение так и не преодолело средневековых традиций расчленения пространства на фрагменты и изображения фигуры изолированно от окружения, как некого символа. Главное для Босха – содержание, экспрессия, эмоциональная выразительность, картина – это текст.

5 слайд (картину босха)

Босх создал особый мир образов , где царит зло и страдание, это мир, населенный грешниками , отвратительными монстрами, демонами, предстающий перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. «Чертовщина» на картинах Босха призвана забавлять зрителей, щекотать им нервы, дать повод для обсуждения? Или в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл (множество ученых предприняло попытки объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование)? Или Босх это кто-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавший свои невиданные образы из глубин подсознания, подобный Сальвадору Дали́? Может, искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию? Или его произведения – результат его связей с религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху?

6 слайд. (Биография и окружающая обстановка)

Иероним ван Акен родился около 1453 г. (???) в Хертогенбосе (торговый город в герцогстве Брабант у бельгийской границы, принадлежащему Бургундии). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Дошедшие до нас сведения свидетельствуют о том, что Босх был вполне благополучным и уважаемым человеком, был женат на знатной особе. Он не оставил ни дневников, ни писем, все сведения о нем взяты и книг счетов Братства Богоматери, посвящённого культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Последнее упоминание о нем содержится там же в отчете о совершении отпевания живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике.

Факт принадлежности Босха к прежде упомянутому Братству Богоматери служит подтверждением его благочестия и делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо еретической секте. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Более того заказчиками его работ  в разное время были герцог Бургундии Филипп 1й Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих 3й, а работа «Семь Смертных грехов» висела в личных покоях лютого инквизитора короля Испании Филиппа 2го. (связь с ересями невозможна)

До последнего времени считалось, что все триптихи Босха предназначались для церквей (традиционная алтарная форма), сейчас же высказываются предположения, что это вовсе не иконы, у них другая функция – создание некого визуального ряда с каким-то новым смыслом, в основном сакральным, но зачастую и светским. К подобному выводу пришел немецкий искусствовед Ханс Бельтинг, обнаружив облик «Сада земных наслаждений», выполненный в традиционной для церквей форме триптиха-ретабля, находится в вопиющем противоречии с содержанием, исполненным откровенным эротизмом и оккультизмом, что усиливает эмоционально-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ воздействие. Так «Сад земных наслаждений» писался для частной коллекции герцога Нассау-Бреда Генриха 3го. Возможно, в то время было модно после стаканчика вина пригласить гостей взглянуть на диковинку: сначала лицезреть триптих закрытым, а затем шокировать всех содержимым, и вызвать тем самым повод к беседе. К тому же есть свидетельства, что картина была заказана к свадьбе герцога, что оправдывает излишний эротизм центральной части, т.к. шутки о любовных отношениях в тот период были вполне уместны и позволительны.

Творчество Босха – этический трактат о греховности человека и мира. С этой позиции художник солидарен с позициями уходящей эпохи Средневековья. Главная идея его искусства – назидание и поучение (как и всего средневекового искусства), и все же его нельзя отнести исключительно к средневековому искусству. Поглощенность проблемами земного существования человека, отступление от незыблемых канонов, выбор интерпретации злободневных тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и его причастности к процессу рождения культуры Нового времени.

Но откуда добропорядочный бюргер и благочестивый уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока? Видимо, ответ кроется в духовном состоянии общества, в котором он жил: разрушение тысячелетнего средневекового порядка. Средневековые идеалы – бедность, смирение, целомудрие, благочестие, - уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами, художники прославляют красоту и земную любовь. Церковь теряет свой авторитет: костры инквизиции убивают тысячи выдающихся людей, разврат при папском престоле и тд. Прежде готическая живопись ограничивалась, в основном, иконами, фресками, иллюстрирующими жития святых, в Позднее Средневековье они не утратили своего места, но в них проникают новые темы и мотивы – смешение священного с мирским. Важным атрибутом становится античная тематика. Так же творчество Босха несомненно питали и книги, получившие массовость благодаря Гуттенбергу, повествовавшие о человеческой глупости, беспутности, посещении загробного мира  и т.п.

Как считает, историк культуры Йохан Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологии европейца XV века. Популярность тем смерти и ада объясняется кризисом и ломкой мировосприятия (то, что было плохо, стало хорошо), к этому прибавляется всеобщее ожидание конца и света и антихриста. Причина: эпидемии чумы, Столетняя война, голод, вторжение турок, ереси. Поколеблено все, что казалось незыблемым.

Популярность приобретают астрономия (вызывает доверие - предсказывают всемирный потоп в 1524 году, 7 планет – 7 грехов, зодиаки – все символы) и алхимия (запрещено заниматься).

Все это, возможно, стало для Босха побудительными мотивами  в создании своих фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре.

САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ

Каждая работа Босха воссоздает мир, сущность которого, возможно, была понятна образованной части его современников, жившими теми же идеями, которыми проникнуто творчество художника. Мы же можем лишь догадываться об истоках его фантастических образов.

Триптих находится в Прадо, выполнен маслом на доске 200х389см

Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множество интерпретаций как «Сад земных Наслаждений»

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

На внешней поверхности закрытого алтаря  в технике монохромной живописи «гризайль» изображена прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши, покрытой зеленью, окутанной туманной пеленой        . Эту панораму специалисты рассматривают как начало развития жанра пейзажа, несмотря на ее фантастичность. А вот ЧТО хотел изобразить Босх – вопрос: либо это земля на третий день творения, либо после всемирного потопа, посланному человечеству за грехи. Слева можно увидеть маленькую фигурку Творца на престоле с книгой в руках. По верху идет надпись из Псалтири: «ибо он сказал - и сделалось, он повелел – и появилось».

Босх создает мир «чистой образности», где нет моральных оценок, и, поэтому, трудно интерпретировать смысл – то ли это мир человеческого греха, то ли небесное царство. Множество обнаженных людей, фантасмагорических животных, птиц, разбросанных по всему триптиху, собрано в группы. Упорядоченность этих групп, четкая выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражения лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы»,  которыми художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздания и смысле человеческой жизни.

Разгадать это письмо пытаются уже не одно столетие. Босх писал быстро, без поправок, без наложения красок слой за слоем, как это делали остальные. От этого фигуры потеряли свою весомость и стали напоминать фантомы, явившиеся в сновидении. Гармония и беспечность, царящие на картине, подчеркиваются ярким цветом, отсутствием теней и светом, распределенным равномерно по всей поверхности доски.

Для образованных людей того времени появился новый род удовольствия – интеллектуальный, питающийся заново открытой античной мудростью. Данный триптих пронизан абстрактной отвлеченностью рациональной символики, где каждая деталь требует прочтения, ка необходимая составная часть универсальной концепции мироздания.

Левая створка внутренней поверхности изображает рай: сотворение Адама и Евы, зарождение живого из воды, в центре – Источник Жизни. Фантастический пейзаж художник наделяет реальными и нереальными видами флоры и фауны: и трехголовая птица, и крылатая рыба, и морской конек-единорог, и существо с рыбьим хвостом читающее книгу. Здесь заложено странное противоречие между чистой непринужденностью и стыдливостью (даже сотворение первых людей пропитано неким эротизмом: Адам воодушевленно смотрит на созданную из его ребра Еву, Бог держит ее как на церемонии заключения брака). Так же идея парности всех живых существ, заложенная богом, проходит через работы многих художников, у Босха же звери и птицы иллюстрируют другую присущую особенность: кошка держит в зубах мышь, птица – лягушку. Данное предусмотрено самим Творцом и на правой створке терзать будут уже не зверушек а людей. Возможно, это и символ того, что пороки заложены в нас с самого рождения

Мистическое сближение астрологии и христианства, мистики и веры, наиболее полно отражаются в работах Босха (как ни у кого другого).

В центре левой створки расположен водоем, из которого поднимается причудливое розовое сооружение, напоминающее по фактуре панцирь рака с усами и клешнями. Кто-то видит в этом табернакль (в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное, прообразом является Скиния с Ковчегом Завета), а кто то астрологический знак созвездия рака. В круглом основании его сидит сова. Ее изображение в центре картины видимо несет основополагающий смысл и видимо служит знаком планеты Сатурн. По представлениям современников при нахождении Сатурна в созвездии Рака перед обществом встанут все проблемы прошлого – придется нести ответ за старые грехи.

Если в изображении рая изображены, пусть и жестокие, но нормальные связи, то в изображении ада (правая створка) все перевернуто. Самые безобидные вещи превращены в монстров и орудия пытки. Огромный монстр тащит человека, истекающего кровью, музыкант распят на струнах арфы, другой привязан к грифу лютни. Босх утверждает: после смерти никому не будет пощады и прощения грехов. Пожар на заднем плане грозится все уничтожить, его пламя окрашивает воду в багряный цвет, делая ее похожей на кровь.

Место, отведенное в Рае источнику жизни, занято здесь трухлявым «деревом смерти», вырастающим из замерзшего озера. Вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Он бесстрастно и даже иронично взирает на происходящее вокруг. Повязка на его теле не может скрыть шанкр – следствие сифилиса, крайне распространенной болезни в ту пору. Есть мнение, что это автопортрет Босха.

В этом мире властвует птицеголовый монстр, который пожирает человеческие тела, переваривая которые, низвергает их в сточную яму, вокруг которой представлены кары за возможные грехи (гневливец пригвожден к доске, завистника терзают собаки, гордыня смотрится в зеркало в заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Моралисты называли любострастие «музыкой плоти», и вот у Босха музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. «Музыкальным адом» стали называть эту створку. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни, змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол для азартных игр превратится для любителей в западню. Образы ужасных наказаний отнюдь не фантазия художника : в то время в Европе существовала масса способов пыток (как, в общем, и образы чудовищ можно было видеть на каких-то иллюстрациях в книгах).

На центральной доске изображены различные земные наслаждения. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Среди них четыре «Замка тщеславия» (тригона), заполненных акробатами, поющими птицами. Замки собраны из мрамора, бусин, золота, драгоценных камней, вызывают ассоциации с «раком» в Раю.

Почти с уверенностью можно сказать, что все изображенное художником – иносказание. А вот в чем оно состоит, есть множество толкований. Единого ключа ко всем картинам нет, символы происходят из различных источников (фразеологизмы, каламбуры, ритуалы, трактаты, астрология, магия, религия).

Изображениями на фоне фантастических сцен, в которых участвуют и чернокожие люди, и нереальные персонажи, Босх показывает символическую картину мироздания. Птолемей делил Ойкумену на четыре треугольника, обращенными вершинами друг к другу. Этим тригонам соответствовали 4 знака зодиака (в переводе «круг зверей»), 4 стихии, планеты, страны и народы. Вера во влияние космических сил на мироздание была очень «модной» и популярной в это время и захватила умы образованных людей.

При изображении «хоровода» вокруг (звери бегущие по нему так же изображают знаки зодиака) озера в центре Босх блестяще решает все задачи многофигурной композиции: удаление планов, сокращение размеров фигур (при том, что чаще его изображения предельно условны, непропорциональны или нереальны).

Изображение человека в обнимку с совой чаще рассматривают как предпочтение мудрости любовным утехам. Однако сова, занимающая важное положение практически во всех картинах Босха, может быть истолкована по-разному. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, - хмурого, меланхоличного, но склонного к наукам. В другом случае, это знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Сова использовалась в качестве приманки для ловли других птиц, следовательно, могла быть символом искушения и обмана. Но чаще всего, сова, ничего не видящая днем, символизирует душу человека, пребывающего во грехе. Также как перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево – бренную оболочку. «Слепец» и «хромец» - сова и пустой кувшин – душа и тело человека, забывшего бога.

Изображение винограда, граната, клубники, ежевики, яблок – возможно, аллегория распутства, плотского, преходящих радостей. Хотя, отдельно взятые, они обозначают совсем другое. Вишня – райская ягода, ее сладость – мягкость натуры доброго человека. Ежевика – символ чистоты Девы Марии, земляника – знак праведности и трудолюбия. Также, есть мнение, что с помощью этих нежных скоропортящихся ягод, Босх показал быстротечность бытия. Или с их помощью показан мнимый рай, чьи наслаждения пусты и ничтожны, ведут к нравственной гибели. Хотя, скорее нельзя сказать, что изображенные наслаждения показаны с любованием, без какого-то негативного оттенка. Парное изображение предметов, показывает сексуальные влечения, подобные аллюзии были характеры для народных голландских сказок.

По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, тк погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в красивые перья и питается испражнениями – он более греховен, нежели сам дьявол.

Вообще образ сада земных наслаждений перекликается с утверждением итальянских гуманистов  15 века «Рай – вокруг нас»: вновь настал Золотой век человечества (теория Гесиода о золотом , серебряном, медном, железном веках). Миф о золотом веке имел нечто общее с библейским рассказом о райском блаженстве. При том, в золотой век правил низвергнутый с небес на землю Кронос-Сатурн (съевший своих детей), который представлял еще и Время, которое проходит, неся людям старение, гибель начинаний и смерть. Образ Сатурна начинает  совмещаться с образом дьявола, а поскольку дьявол был хромым из-за падения с небес, то и Сатурн в Средневековье изображался хромым или одноногим. В это же время к изображению Сатурна стали приписывать знак водолея – кувшин в качестве подпорки под отсутствующую ногу. Случайность ли, что птицеголовый монстр в аду в кувшинанх на ногах и ест людей?

К сожалению, забыты образные выражения, пословицы и крылатые фразы, бытовавшие во времена Босха. Они также нашли место в произведениях художника. Замысловатость и многозначность этого аллегорического языка, возможно, позволяют сказать, что главная цель Босха – показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность, злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете.

Например, существовала пословица «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек сам виноват в своих наказаниях. Те женщины, что любуются собой подолгу в зеркало, в конце концов увидят зад черта.

На острие ножа – диск где семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря, рядом с которым флаг с изображенной жабой – символом ереси.

Пара ушей, скрепленных стрелой, давит толпу грешников и разит их огромным клинком. На лезвии – клеймо «М». Возможно это первая буква из «mundus» - мир, либо первая буква имени антихриста (по пророчествам должно начаться на эту букву). Некоторые считают это сердцем, проткнутым стрелой (как у Брейгеля). Некоторые критики считают это намеком на мужские половые органы, а круг и волынку на голове чудовища женскими и мужскими сексуальными символами, хотя изображение волынки могло бы быть намеком на гомосексуальное извращение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Искусство Символизма

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся...

МОСТ НАД БЕЗДНОЙ Паолы Волковой - Босх Корабль дураков

http://www.youtube.com/watch?v=w-X0Lk3mdrk&feature=share&list=PLD45402863DBCA8DE...

урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха

Цели урока:способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;способствовать развитию интереса у у...

Конспект урока "Творчество Иеронимуса Босха"

Данный материал поможет учителю МХК при подготовке к уроку на тему "Нидерландская живопись XV - XVI вв. Творчество И. Босха"....

«Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».

Испепиляющие годы!Безумья ль в васНадежды ль есть?             А.А. Блок...

Урок МХК в 11 классе по теме "Фантастический мир Иеронимуса Босха"

Цель урока-  обеспечение усвоения знаний об особенностях  культуры Северного Возрождения, ее авторов, характерных форм, символического начала. .Урок освоения нового материала, урок-лекция с ...