авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"
рабочая программа по мхк (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней  изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится на знакомство с культурой Восточной Азии и изучается этнокультура Забайкальского края, что является особо ценным для общеобразовательных школ этого региона. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»

Агинский район

Забайкальский край

Решение педсовета

МОУ НОСОШ

 № 36

от 21.08.2014 г;

Утверждаю:

Заместитель директора по УВР

Лескова В.С. /_________/

2014-2015 гг

Утверждаю:

Директор МОУ НОСОШ

Зодбоев А.А. /______/

2014-2015

Авторская программа

для 8-11 классов

«Основы культурологических знаний

в школьной дисциплине МХК

 Восточного Забайкалья»

136 часов

Программа разработана

Учителем ИЗО МХК

Культурологом

Спиричевой С.Н

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

21 век является веком взаимовлияния и взаимообогащения различных культур, созданных человечеством, веком широкого распространения культурных ценностей, веком аккультурации, где пространство национальной культуры подвергается сильному воздействию техногенной культуры.

В новом веке для того, чтобы обеспечить стабильное существование человека и общества, с одной стороны необходимо создать иммунитет национальной культуры, с другой стороны возникает необходимость обновления и обогащения национальной культуры новыми ценностями.

Такой ценностью стала формирующаяся как наука дисциплина «Культурология» как область знания, призванная сформировать системные представления о становлении, функционировании и взаимодействии личности и общества в культуре; раскрыть сущность культуры как основного содержания социальной истории, а духовность личности – как основание ее социальных потенций; акцентировать внимание на национальных чертах самобытности культуры.

Общие вопросы реализации культурологического подхода в образовательном процессе, его системообразующая роль обсуждаются в работах В.И. Андреева, Ю.А. Бельчикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Кирсанова, А.Н. Ростовцева, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. Культурологический подход определяется ими как практико-ориентированный инструмент комплексного осмысления «функционирования социокультурного опыта».

Цель программы: Культурологическая подготовка школьников к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур.

Культурологический подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития межкультурной компетенции будущего специалиста.

Задачи:

- дать школьникам первоначальные сведения о культурологии, как научной дисциплине современного общества (социально-культурный и региональный аспекты; динамика культуры от первобытности до наших дней; морально-этический аспект и мировоззренческий);

- наполнить содержание программы методологическими подходами в культурологии, истории культуры, МХК (философско-исторический, этнический, искусствоведческий).

- дать сведения об истории культуры народов Западной Европы, Ближнего и дальнего Востова, а также Восточного Забайкалья (НРК);

- научить детей устанавливать взаимосвязь между культурами, видеть главное, находить общее, выделять особенное, глобально мыслить, делать собственные выводы и заключения.

В «Пояснительной записке к базисному учебному плану общеобразовательных учебных заведений России» говорится о том, что в его структуру входит инвариантная часть, обеспечивающая формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создающая единство общеобразовательного пространства на территории страны, и вариативную часть, отвечающую целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций, обеспечивающих индивидуальный характер развития школьников².

Предметом, отвечающим этим требованиям, служит школьная дисциплина «Мировая Художественная Культура».

Существующие современные программы по МХК не в полной мере устраивают школьных преподавателей в силу исторической интерпретации, неполноты охвата культур других народов мира и региональных особенностей.

Данная программа является долгосрочной, т.к. рассчитана на 136 часов. Содержательной ценностью программы является то, что она разработана на основе научных поисков и трудов следующих авторов: Пономарева Г.М. «Основы культурологии» - учебник для 10-11 классов; Горелов А.Н. «Культурология – краткий курс для вузов»; Иманакова Е.Г. «История культуры Восточного Забайкалья» - методическое указание; Рапацкая Л.А. «МХК» - программа курса в школе; Киященко Н.И. – программа курса в школе; Гомбоевой Д.Н. – программа для сельских школ Агинского округа и является комбинаторной.

По степени новизны программу можно назвать педагогической инновацией. Данная программа разработана педагогом по собственному замыслу с учетом личного педагогического опыта, и по потребностям учащихся Новоорловской школы Восточного Забайкалья.

Ценностные ориентиры программы

Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней  изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится на знакомство с культурой Восточной Азии и изучается этнокультура Забайкальского края, что является особо ценным для общеобразовательных школ этого региона.

Значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности обсуждается в трудах И.А. Зимней, А.С. Карпова Т.А. Китайгородской, А.В. Мудрика и др.

Содержание РК (региональный компонент) опирается на следующие принципы:

- принцип связи регионального и федерального компонентов;

- принцип содержательной целостности;

- принцип модульности – выделение обязательных единиц содержания и структурирования связей между ними;

- принцип толерантности культур;

- принцип разноуровневой интеграции.

В составлении программы использован межкультурный модульный подход «Зарубежная культура-отечественная-региональная»  с систематизацией материала по эпохам развития культуры.

Практическая значимость: Программа может быть полезна учителям МХК общеобразовательных школ восточно-забайкальского региона для преподавания в 8-11 классах (136 часов).

Личностные, метапредметные  и предметные

результаты освоения программы

В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования, следует обратить внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент следует сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

- формирование мировоззрения, целостного представления о мире и искусстве;

- развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

- накопление опыта эстетического переживания;

- развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

- гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;

- подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

- формирование межкультурной компетенции будущего специалиста на основе культурологического подхода;

- поиск аналогов в искусстве;

- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

- использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

- определение целей и задач учебной деятельности;

- выбор средств реализации целей и задач учебной деятельности;

- самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

- восприятие объектов и явлений искусства;

- восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;

- представление места и роли искусства в развитии мировой культуры;

- представление системы общечеловеческих ценностей, ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

- различение изученных видов и жанров искусства;

- классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации. Полученных из разных источникоа;

- осознание ценности и места отечественного и регионального искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

- уважение и осознание ценности другого народа, освоения ее духовного потенциала;

- развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора;

Структура курса

8 класс «Рождение и детство искусства». На данном этапе дается представление  о том, что такое культура. Рассматриваются в модульном плане (зарубежная, отечественная, региональная культуры) наиболее известные сюжеты и образы первобытной и древней культуры человечества, не утратившие актуальность и нравственную значимость и в наше время.

9 класс «Вечные образы юного искусства». В 9 классе детям даются основы культурологии, т.е.: науки о культуре, структурные элементы и функции культуры. В центре внимания – возникновение религий и отражение этого явления в искусстве. Главная задача – показать духовное богатство и красоту запечатленных и озвученных в произведениях различных видов искусства религиозных сюжетов и образов не только средневековья, но и эпохи возрождения (поиски идеала Человека).

10 класс «Новая поступь искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества 17-18 веков, обращение к проблемам личности, ее связям с обществом и природой. Главное внимание сосредоточено на богатстве проявления разных видов искусств в разных странах мира. Доминантой курса является изучение художественной культуры родного региона – Забайкалья.

11 класс «Искусство России и Европы». На этом этапе школьникам дается представление о становлении культурологии как науки о человеке и культуре. Важным моментом курса является знание о важности воспитания, обучения и образования человека. Изучается искусство 18-21 вв.

Календарно-тематический план

класс

Название раздела

Количество часов

8

«Рождение и детство искусства»

34

Что такое культура?

2

Первобытная культура

3

Культура Древнего мира

29

9

«Вечные образы юного искусства»

34

Науки о культуре

3

Структурные элементы и функции культуры

3

Культура Средневековья

14

Культура Возрождения

14

10

«Новая поступь искусства»

34

Человек в системе культуры

3

Мораль как явление культуры

3

Искусство в системе культуры

3

Культура Просвещения 17-18 вв.

25

11

«Искусство Новейшего Времени»

34

Культура и наука

3

Культура и образование

4

Культура 18-21 вв.

27

Содержание программы 8 класса – 34 часа

«Рождение и детство искусства»

  1. Что такое культура? – 2 ч.

- начало материальной и духовной культуры;

- охотничье-собирательное хозяйство;

- земледельческо-скотоводческое хозяйство;

- искусство - как первобытная отрасль духовной культуры;

- происхождение искусства.

2. Первобытная культура –  3 ч.

- зарубежная: знаменитые очаги первобытной культуры во Франции (пещера Ласко), кромлех в Англии (Стонхенджи), фресковая живопись в Испании (пещера Альтамира), Африке (пещера Тассили); Аллея менгиров в Бретани (Франция); «Венера из Виллендорфа» в Англии.

- отечественная:

Появление человека на территории России – 1 млн - 500 лет назад (Кавказ, Черноморье, Сибирь);

ранний и средний палеолит (80-35 тыс. лет назад – мустьерская культура) – пещера Деринг-Юрях в Якутии, стоянка Филимошки на Дальнем Востоке, Моховский карьер в Кузбассе;

Поздний палеолит (40-10 тыс.лет назад) – стоянка Костенки в Воронеже, Сунгирь под Владимиром, Капова пещера, стоянка на Афонтовой горе под Красноярском; Мезолит (15-6 тыс. лет назад) – стоянка Гремячье, могильник на Оленьем острове (Онежское озеро);

Неолит (7-2 тыс. назад) – трипольская культура, обработка камня, глины, ткачество;

Бронзовый век (33-12 вв. до н.э.) – сплавы, ремесла, конница, колесо (Кавказ, Урал);

Железный век (9-1 вв. до н.э.) – металлы (Сибирь, Алтай, Дальний Восток). Племена скифов, сарматов.

- региональная: очаги первобытной культуры Восточного Забайкалья:

Неандертальцы (35—11 тыс. лет назад)  на Алтае, Чикое, в долине Ингоды, у Сухотинских скал на Титовской сопке в Чите;

Палеолитические стоянки (Толбага, Тангинская, Дарасунская, Атамановская, Сухотинская, Доронинская, Студеное, Косая Шивира, Санный мыс), Варварина гора, Мастерова гора;

Пещеры неолитических племен (Шилкинская пещера), могильники железного века (ст. Оловянная), петроглифы (Титовская сопка) - Исследователь Титов В.И.

Плиточные могилы бронзового века, оленные камни (в Агинском округе - недалеко от Аршана, в районе ст. Могойтуй). 

Первым народом, обитавшем в Забайкалье был кочевой народ хунну (209 год до н.э. — 93 год н. э).

3. Культура Древнего мира - 29 ч.

- зарубежная - сравнительный анализ очагов культур древности:

Египет – 2 часа

- крупнейшие культурные и религиозные центры: Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор;

- Мифы – «Книга мертвых» об Осирисе;

- Пантеон богов: гелиопольская триада (десятка) богов;

- Зодчество: Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре; Мастерская скульптора

- Тутмеса в Амарне; Тема семьи в рельефах Амарны; Бюсты царицы Нефертити;

-Пирамиды Древнего Царства: Джосера, Хеопса, Менкаура, Большой Сфинкс;

Скальный комплекс Абу-Симбел;

- Сокровища Тутанхамона; Гробница Хатшепсут, статуи Рахотепа и Нофрет. Магический реализм «портретного сходства»;

- фресковая живопись в усыпальницах Бени-Гасана.

Палестина – 1 час

Географическое положение между Египтом и Сирией, по реке Иордан; культ Яхве; иудаизм: иудеи - богоизбранный народ; Тора – закон иудеев; Пятикнижие Моисея; возведение Иерусалима при царе Давиде (995 г. до н.э.); мудрость царя Соломона (Библия); гнет Римской империи; предпосылки появления христианства;

Месопотамия (Иран) – 2 часа

Географические особенности Западной Азии; Значение рек Тигра и Евфрата в возникновении  и развитии древнейших цивилизаций; Месопотамия.

История шумеров: Двуречье (Ур, Урук, Лагаш, Вавилон); Возвышение Вавилона (ворота Иштар, Вавилонская башня, сады Семирамиды); пантеон шумерских богов.

Древнейшая литература – источник знаний о Двуречье: клинопись, зиккураты, библиотека царя Ашшурбанипала; поэма «О все видавшем» - идея неотвратимости смерти человека;

Империя Ахеменидов при персидском царе Кире; архитектурные комплексы как признак могущества империи – Пасаргады, Персеполь, Сузы; древнейшие тексты «Авесты», нравственная миссия Заратустры; быки Шеду царя Ксеркса в Пасаргадах; персидские воины в рельефах Персеполя; сцены охоты и раненых животных во дворце Ашшурбанипала.

Греция – 4 часа

Море – как специфический фактор в формировании античной цивилизации; относительная «Молодость» античной цивилизации по сравнению с Египтом, Ираном;

Архаика: Крито-микенская культура: Кносский дворец, фрески, миф о Лабаринте; вазопись – как источник информации о древних греках; Гибель Крита и расцвет Микен.

Первые скульптурные изображения: куросы и коры; рождение нескольких поколений богов: Геи и Урана; Реи и Крона; Мифы; Осколки ушедших чудес: Александрийский маяк, Храм Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский; античная литература: «Одиссея» и «Илиада» Гомера;

Классика: формирование олимпийского пантеона богов; изображения богов: скульпторы Пракситель, Агесандр, Лисипп, Фидий; возникновение театра от культа Диониса; отцы древнегреческого театра – великие драматурги Аристофан, Эсхил, Софокл и момедиограф Эврипид; возникновение  архитектурных ордеров: дорического, ионического и коринфского; их сходство и различие; архитектурный ансамбль - Акрополь в Афинах – заслуга Перикла; творение Фидия – статуя Афины Промахос;

Рим – 2 часа

Археологические свидетельства этрусков: захоронения вождей, капитолийская волчица (Легенда о Ромуле и Реме), канопы;

Римская республика и Римская империя; «Рим – столица Мира»; Римский форум; Римская архитектура: Колизей (виды зрелищ); Пантеон римских богов; становление Римского портрета (влияние этрусков и греков); развитие римской философии – Сократ, Цицерон и др.; ораторское искусство; фресковая и мозаичная живопись Помпей.

Африка – 1 час

Западная и Центральная Африка - колыбель человечества: австралопитеки, петроглифы (8-6 тыс.до н.э.); уникальная архитектура - Большой Крааль (Зимбабве) 5-8 вв. н.э.; Скульптура НОК 5 в. до н.э.), скульптура ИФЕ (12-14 вв. н.э.); латунное литье Бенина (13 в. н.э.); фрески Тассили (Белая дама, Фараон); Африканская маска и орнамент.

Мезоамерика – 1 час

Географические и климатические контрасты Центральной Америки;

Древнеиндейские племена: ольмеки, ацтеки, майя, инки; образование особой культурной области – Мезоамерики; гигантомания в скульптуре ольмеков (гигантские головы); история странствий (кодексы), образ жизни и смерти (храм Смерти и его назначение) у ацтеков; высокогорный народ Инки, их культура; аристократизм искусства майя; «Молодость» древнейших цивилизаций Центральной Америки.

Индия – 2 часа

Чудо Мохенджо-Даро; религиозные книги – Веды: Ригведа, Рамаяна;

возникновение буддизма; легенда о Просветленном Будде; пещерное зодчество;  фрески Аджанты; Религии Индии: индуизм, брахманизм и др.; изображение богов; Жемчужины индийской архитектуры: Тадж-Махал, Хава-Махал, ступа в Санчи и др; национальный индийский костюм;  

Китай – 3 часа

Открытия китайцев для мира: бумага, тушь, шелк и др.; философские школы Китая: конфуцианство, даосизм; философия Фэн-шуй; мифы Китая; живопись Китая, стили живописи; императорский дворец Гугун; история китайского фарфора.

Япония – 3 часа

Особенность географического расположения Японии; Мифы; Пантеон синтоистских богов; кофуны, ханива; Икебана – искусство составление букетов; Самурайская культура: сухие сады, ритуал чаепития (влияние Китая); Японские стихи хокку и танка; Стили японской живописи, шедевры; Искусство анимэ; Национальный японский костюм: кимоно, сабо, зонтики, веера; Искусство грима.

- отечественная: 

Русь - 2 часа

История и происхождение славян. Новгород и Киев – два центра культуры Руси. Синкретизм и анимизм славянской культуры. Культ Перуна – Рода. Письменность славян: буквица, руница, черты и резы, берестяные грамоты Новгорода. Фестский диск. Велесова книга. Гнездовский курган под Смоленском. 

Обычаи славян. Календарь. Турьи рога из Чёрной Могилы в Чернигове. Деревянная скульптура Языческих идолов. Скоморохи. Устное творчество: былины об Иване Годиновиче, о Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче и др.

- региональная:

Бурятия – 3 часа

Процесс формирования бурятского этноса из отдельных племенных групп, крупнейшими из которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. 

Скифы, Хунну (II в. до н.э. Нижнеиволгинское городище).

5 век до н.э. – Шевейская культура.

14 век до н.э. – Дворцовская культура (названа по скалам «Дворцы» в Чите).

Содержание программы 9 класса – 34 часа

«Вечные образы юного искусства»

  1. Науки о культуре – 1 час

– исторические науки о культуре;

- философские науки о культуре;

- специальное знание о культуре.

2. Структурные элементы и функции культуры – 1 час

- духовная и материальная культуры;

- ценности, нормы, обряды, ритуалы, культурные образцы;

- функции культуры.

3. Культура Средневековья (1-12 вв) – 14 часов

- зарубежная: изучение и сравнительный анализ культур Западной Европы:

Христианство – духовный стержень государств Европы; Расцвет византийской империи: храм Святой Софии в Константинополе, фресковая и мозаичная живопись; Романское искусство; Готическое искусство: храмы, храмовая скульптура (собор Парижской Богоматери, Реймский и Кельнский соборы); Витраж и книжная миниатюра; Возникновение средневекового театра – мистерий; народные актеры: трубадуры, ваганты; Рыцарская культура, Культ Прекрасной Дамы;  

Арабо-мусульманские страны: возникновение ислама: легенда о Магомете; положения веры мусульманина; 5 обязанностей мусульманина; святыни ислама (Коран, Коаба, Мекка).  

- отечественная: 

- изучение и анализ культуры Средневековой Руси: принятие христианства; легенда об Иисусе Христе; заповеди И.Х.; Золотое Правило И.Х.; учение о Царствие Божием; Великие Таинства И.Х.; христианское искусство: храмовое зодчество, религиозная литература; создание азбуки Кириллом и Мефодием; древнерусская литература – Повесть о Боярыне Морозовой, Послание Владимира Мономаха, Повесть о Законе и Благодати Иллариона, Повесть о полку Игореве; Театр: скоморохи, медведи, балаганы,

- региональная: изучение и анализ состояния культуры Забайкальского региона

- Монгольский мир - Забайкалье входило в Монгольскую империю Чингисхана; Первым их государством был Хамаг Монгол Улс (1161 г.). Его основателем был дед Чингисхана – Хабул-хан);  В VI—IX веках в Забайкалье жили тюрки-уйгуры. В X—XII веках южная часть региона оказалась в составе государства монгольских племён киданей

 – могильник в Чинданте (Красночикойский район), Будалане (Агинский район), Заиграевский в Бурятии (7-6 вв.), Санный мыс в Бурятии (10-12 вв.),

Хирхиринское городище и Кондуйский дворец в Борзинском районе;

- история появления бурятского народа в Забайкалье; 

4. Культура эпохи Возрождения (14-16 вв) – 14 часов

- зарубежная: 

- предвозрождение (фрески Джотто; скульптура Донателло; архитектура Брунеллески; живопись Мозаччо);

- Итальянское Возрождение: Загадка человеческой души Леонардо да Винчи; Мощь творчества Микеланджело; Материнская любовь Рафаэля; наследие Тициана, Джорджоне; Венок Сонетов Петрарки; «Божественная комедия» Данте Алигьери; Театр Шекспира;

Северное Возрождение: Нидерландов (крестьянский жанр Брейгеля; мистика Дюрера; загадка картин Босха);

- отечественная: архитектура: русское каменное зодчество 15-16 вв.: Соборы Кремля – Аристотель Фьораванти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Бон Фрязин, Барма и Постник; деревянное зодчество (Кижи; типы деревянных построек – шатровые, кубовые и т.д.); иконопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий); книгопечатание (Иван Федоров – книга «Апостол»); литература («Домострой», «Великие Минеи-Четии»); скульптура (Андрей Чохов – Царь-Пушка, Царь-Колокол).

- региональная: изучение и анализ очагов культуры народов Забайкалья. 

- до 14 века – господство Монголии в Забайкалье.

- 16 век – распространение буддизма в Забайкалье, его трансформирование в ламаизм; легенда о Будде; заповеди Будды; учение о Нирване; 5 обязанностей буддиста; святыни буддизма; буддийская живопись – танка, мандала; буддийско-ламаистский пантеон богов;

- буддийская живопись – танка, мандала; буддистско-ламаистский пантеон богов;

Содержание программы 10 класса – 34 часа

«Новая поступь искусства»

  1. Человек в системе культуры – 3 часа

- место человека в культуре;

- смысл и значение процесса социализации;

- человек в истории культуры.

2. Мораль как явление культуры – 3 часа

- мораль в контексте культуры;

- нравственная культура личности;

- этика о культуре.

3. Искусство в системе культуры – 3 часа

- особенности искусства как культурного явления;

- структурные элементы и функции искусства;

- значение искусства для человека.

4. Культура Просвещения 17 -18 века – 25 часов

- зарубежная:

Эпоха географических открытий, разума и жажды знаний; ученые: Г.Галилей, Н.Коперник, Д.Бруно, И.Кеплер;

Философия Просвещения: Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо, Н.Буало, Декарт;

Классицизм во Франции: Пуссен, Лоррен, Ватто - живопись; Мольер, Корнель – театр; Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен – музыка;

Барокко в Италии: Рубенс - живопись; Версаль, Лувр – архитектура;

Английская живопись: Гейнсборо, Рейнольдс – портрет; Хогарт – сатира;

Голландская живопись 17 в.: психологизм картин Рембранта (Возвращение блудного сына); становление жанра натюрморт – Снейдерс, Хеда, Клас; бытовой жанр – Терборх, Вермеер;

Испанская живопись: религиозная тематика у Ф.Гойи; Д.Веласкез – портрет;

- отечественная:

Россия на пути к Европе; Бунташный век;

Гений Петра 1: реформы, строительство СПб, пригородов (Петергоф, Царское Село, Павловск, Ораниембаум);

Театр на Руси: «Театральная храмина» П. Волков – драматург; опера, балет (Кшесинская)

Иконоборчество: Раскол на старообрядцев и новообрядцев; русская литература 18 в. (деятельность протопопа Аввакума);

Парсуна: Симон Ушаков, Назарий Савин, Гурий Никитин;

Классицизм: Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор, здание 12 Коллегий – Трезини;

Философия: Ломоносов, Карамзин;

Барокко в России: Смольный монастырь, Зимний дворец (Растрелли); Екатерининский дворец в Кусково, дворец Юсуповых – архитектура;

Скульптурный портрет: Козловский (фонтаны Петергофа), Шубин (бюсты), Фальконе (Медный всадник), Клодт (конные статуи); Мартос, Опекушин;

- региональная: 

- в 17 веке присоединение Сибири к России – деятельность Ерофея Хабарова, казачьего атамана Тимофея Ермака, землепроходца Петра Бекетова.

- в 1653 г. основан Петром Бекетовым Нерчинск; с 1689 г. – Нерчинск – столица Забайкалья;

- ссылка протопопа Аввакума, его Житие (1654);

- 1664 г. – строительство первого в Забайкалье Нерчинского Успенского мужского монастыря;

- рудознатное дело: организация приисков серебряных и золотых;

1690 г. – основана Чита;

- старообрядцы в Забайкалье (1809);

- строительство Агинского буддийского дацана;

- распространение эпоса «Абай Гэсэр» –  «Илиада Центральной Азии»;

Содержание программы 11 класса - 34 часа

«Искусство Новейшего Времени»

  1. Культура и наука – 3 часа

- особенности науки как культурного знания;

- историческое развитие науки;

- деятели науки.

2. Культура и образование – 4 часа

- роль образования в культурном мире человека;

-  обучение и воспитание в древних цивилизациях;

- обучение и воспитание в античности и средневековье;

- Образование в культуре 16, 17, 18 вв., в наше время.

3. Культура 19-21 веков – 27 часов

- кризис современной культуры; философия о кризисе

- техника – как фактор кризиса культуры

- концепция новой интегральной культуры

- зарубежная – 8 ч.

19 век – век романтизма: фантастические миры Гофмана; рыцарские романы В. Скотта, сказки В. Гауфа, X. К. Андерсена, картины Т.Жерико, Э.Делакруа и др.

Музыка романтизма: произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера, Верди.

20 век – век реализма в Европе. Социальный роман (Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер и др.; Английский социальный роман (Ч. Диккенс, Д. Голсуорси); Барбизонская школа художников (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Ф. Добиньи) - пейзажная живопись; Черты реализма в музыке Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.

Разнообразие стилей: импрессионизм (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.); постимпрессионизм П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др.; натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя).

Модернизм. Первое направление модернизма в литературе - символизм; дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.; Фовизм: А. Матисс, А. Дерен, А. Марке;  кубизм (сумма геометрических фигур) П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне; футуризм (1909 г.);  самое значительное явление в искусстве ХХ столетия - сюрреализм: А. Бретон, С. Дали, Г. Мур; Абстракционизм - "беспредметное искусство" (В. Кандинский, К. Малевич); Постмодернизм – отказ от всякого рода традиций и норм.

- отечественная – 10 ч.

XIX век - "золотой век" русской культуры, время мощного культурного подъема, всех сфер духовной жизни российского общества. Литература: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов.

Музыкальное искусство: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, представители "Могучей кучки": А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.

Реализм в живописи — И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.

"Серебряный век" (с 90-х гг. XIX в. до 1922 г) - отказ от "социального человека", эпоха индивидуализма. Новые имена: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев;  эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений: Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм - благодатная почва для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Культурная сокровищница "серебряного века" есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России.

Советский период в развитии России: культура в период Великой отечественной войны. Радио и кино; деятельность киностудий "Лен"Серебряный век" фильм" и "Мосфильм" ("Два бойца" Л. Д. Лукова, "Секретарь райкома" И. А. Пырьева и др.). Фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры; О. Бергольц "Ленинградская поэма" и В. Инбер "Пулковский меридиан". Война, героизм в полотнах художников А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С. Герасимова "Мать партизана", А. Пластова "Фашист пролетел"; советский военный плакат (Т.Моор, Тоидзе).

Постсоветский период: молодые поэты и писатели А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич.

История русского кинематографа. Русский балет 20 века; крупнейшие музеи в России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Госуд.музей им. Пушкина и др; Оперное искусство – Большой и Малый театры в Москве, Мариинский в СПб;

Церковь и социокультурная жизнь общ-ва; Уроки-экскурсии в православные храмы,  дацаны; Элитарная и массовая культуры 21 в.; Гламур как стиль жизни современного человека; Современные молодежные субкультуры; Народные художественные промыслы России: Истоки и современное развитие; Стили в музыке 21 века.

- Региональная культура – 8 ч.

18-19 вв.- высылка старообрядцев (семейских), в конце 19 - начале 20 века – прибытие крестьян-переселенцев. 

- народное образование и просвещение в Забайкалье: горно-заводская школа в Нерчинском заводе; «навигацкая» школа и горное училище в Нерчинске; создание сети образовательных учреждений: начальные школы, церковно-приходские, приюты, училища, гимназии, ПТУ, миссионерские школы; Вузы Края;

1827 год – ссылка в Читу декабристов; их культурная деятельность  в Сибири;

1829 г. - добыча золота и серебра.

- литературное движение: история, развитие, персоналии видных деятелей: Н.Кузаков, О.Димов, А.Казанцев, Е.Е.Куренной; Г.Р.Граубин, М.Е.Вишняков, В.И.Балябин, Г.А.Головатый, А.Жамбалон, Б.Гармажапов, Ж.Балданжабон, Ц.Жамбалов;

- ИЗО Забайкалья: Рязанцев П.Н., Верхотуров Н.И., И.Н.Жуков, А.Г.Тяпкина;

- пейзажная живопись: Л.С.Рыжов, В.И.Форов, Кандалов В.В., С.М.Павлуцкий; Цыренжап Сампилов, Зорикто Доржиев, Дашинима Дугаров;

- деревянное зодчество: Дом Лукина (Бабушкина 82), деревянная церковь Михаила Архангела «Церковь декабристов» 1776;  

- каменное зодчество: Дом Бергута (гостиница Даурия), Торговый Пассаж купца Второва, дворец братьев Шумовых (сходство с Зимним дворцом в СПб); Бутинский дворец (1860-е); Доходный дом Старновского;

- Меценаты Забайкалья: деятельность купцов Бутиных (дворец Бутиных),

творчество художника Кандинского;

- Театры Забайкалья: «Забайкальские узоры» - театр национальных культур, Краевой драматический театр, Забайк-й государственный театр кукол; Удан-Удэнский театр оперы и балета; Агинский театр современной драмы и синтеза «ДалиТэ»;

- музыкальная культура: композиторы края Н.Будашкин, В.Волков, Л.Аверьянов; музыкальные коллективы: «Забайкальские узоры», «Забайкальские казаки», ансамбль русских народных инструментов им.Будашкина, ансамбли «Самоцвет» и Песни и Пляски штаба СибВО, деят-ть Областной филармонии;

- Храмы и церкви Забайкалья: кафедральный собор в честь иконы Казанской Божьей Матери в Чите, церковь Пресвятой Богородицы в Калиновке Нерчинского района – старейшая от Байкала до Амура, Свято-Никольский в п.Агинском; дацаны: Цугольский Иволгинский, Гусино-озерский, Читинский, Агинский (Амитхаша);

- Мемориалы: памятник-мемориал Пограничников Забайкалья, мемориал боевой и трудовой славы Забайкалья, мемориал в Агинском, посвященный 60-летию Победы в ВОВ, площадь Революции и памятник Борцам за Советскую власть Забайкалья в Чите;

- Скульптура Забайкалья: Бронзовый олень, памятник Петру Бекетову, памятник «Любовь и верность» декабристам в Чите, Н.И.Жуков – забайкальский Роден «Замок души моей»; Даши Намдаков – «Вселенная кочевника»;

- Известные музеи: Читинский краеведческий им.Кузнецова, областной художественный музей, музей - церковь Декабристов, музей археологии, палеонтологии при ЗабГПУ, Агинский краеведческий им.Цыбикова, Нерчинский краеведческий музей (Бутинский дворец), музей декабристов в Петровск-Забайкальске;

Методическая разработка уроков

8 класс «Рождение и детство искусства»

1 четверть

Первобытная культура - 8 час

1 урок Тема: «Что такое МХК? Понятие «культура»

2 урок Тема: «Начало материальной и духовной культуры человечества»

3 урок Тема: «Ареалы стоянок первобытных людей в мировом масштабе»

4 урок Тема: «Возникновение архитектуры в первобытном обществе»

5 урок Тема: «Пешерная живопись мира»

6 урок Тема: Обобщающий урок по региональному первобытному искусству

7 урок Тема: «Художественная культура Древнего Египта. Мифы»

8 урок Тема: «Дома, в которых обитает вечность»

2 четверть

Культура Древнего мира – 10 час

1 урок Тема: «Сокровища фараона Тутанхамона»

2 урок Тема: «Египетские каноны в живописи и скульптуре»

3 урок Тема: Обощающий урок по Древнему Египту

4 урок Тема: «Культура Древней Палестины»

5 урок Тема: «Культура Передней Азии»

6 урок Тема: «Художественная культура Древней Греции. Крито-Микенская культура»

7 урок Тема: «Греческая архаика»

8 урок Тема: «Греческая классика»

9 урок Тема: «Пантеон греческих богов. Мифы»

10 урок: Тема: Обобщающий урок по зарубежному искусству

3 четверть

Культура Древнего мира - 11 час

1 урок Тема: «Художественная культура Древнего Рима. Этруски»

2 урок Тема: «Римский портрет. Колизей»

3 урок Тема: «Художественная культура Древней Африки»

4 урок Тема: «Культура Мезоамерики: ольмеки, ацтеки, инки, майя»

5 урок Тема: «Культура Древней Индии. Чудо Мохенджо-Даро»

6 урок Тема: «Каменное и пещерное зодчество Древней Индии»

7 урок Тема: «Художественная культура Древнего Китая. Открытия. Мифы»

8 урок Тема: «Живопись Древнего Китая»

9 урок Тема: «Императорский дворец Гугун. Китайский форфор»

10 урок Тема: Обобщающий урок по зарубежной культуре

11 урок Тема: «Художественная культура Древней Японии. Синтоизм»

4 четверть

Культура Древнего мира

1 урок Тема: «Японская поэзия: хокку, танка»

2 урок Тема: «Стили японской живописи. Икебана»

3 урок: Тема: «Самурайская культура. Ритуал чаепития, сухие сады»

4 урок Тема: «Художественная культура Древней Руси. Славянская культура»

5 урок Тема: «Искусство Киевской Руси»

6 урок Тема: «Слово о Полку Игореве»

7 урок Тема: «Древнее Забайкалье: становление местных народов»

8 урок Тема: «Древние культуры: шевейская, дворцовская»

9 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной и региональной культуре

9 класс «Вечные образы юного искусства»

1 четверть

Европейское Средневековье

1 урок Тема: «Понятие «Культура», его смыслы и определения»

2 урок Тема: «Основные элементы культуры»

3 урок Тема: «От античности – к средневековью. Могущество Византии»

4 урок Тема: «Романский стиль в европейском зодчестве»

5 урок Тема: «Готическая мистика»

6 урок Тема: «Рыцарская культура. Культ Прекрасной Дамы»

7 урок Тема: «Средневековый театр Европы»

8 урок Тема: Обобщающий урок по зарубежной культуре»

2 четверть

Русь христианская

1 урок Тема: «Культура средневековой Руси. Условия принятия христианства»

2 урок Тема: «Легенда об Иисусе Христе. Заповеди Христа»

3 урок Тема: «Храмовое искусство»

4 урок Тема: «Горстка букв Кирилла и Мефодия»

5 урок Тема: «Памятники средневековой литературы»

6 урок Тема: «Храмовое зодчество»

7 урок Тема: «Петр и Феврония»

8 урок Тема: «Становление средневекового Забайкалья»

9 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной культуре

3 четверть

Европейское Возрождение

1 урок Тема: «Искусство Европейского Предвозрождения»

2 урок Тема: «Культура Итальянского Возрождения»

3 урок Тема: «Гений Леонардо да Винчи»

4 урок Тема: «Рафаэль Санти»

5 урок Тема: «Гений Микеланджело»

6 урок Тема: «Божественная комедия» Данте Алигьери

7 урок Тема: «Венок сонетов» Петрарки

8 урок Тема: «Театр Шекспира»

9 урок Тема: «Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер»

10 урок Тема: «Загадка картин И.Босха, народность – Брейгеля»

11 урок Тема: Обобщающий урок по искусству европейского Возрождения

4 четверть

Начало великого пути Руси

1 урок Тема: «Каменное зодчество Руси: строительство Кремля»

2 урок Тема: «Деревянное зодчество: Кижи»

3 урок Тема: «Книгопечатание на Руси. Памятники литературы»

4 урок Тема: «Православная иконопись. Андрей Рублев»

5 урок Тема: «Принятие буддизма-ламаизма в Забайкалье»

6 урок Тема: «Легенда о Просветленном Будде»

7 урок Тема: «Буддистское искусство: живопись, скульптура, архитектура»

8 урок Тема: Обобщающий урок по отечественной и региональной культуре

10 класс «Новая поступь искусства»

1 п/г

Основные культурологические сведения

Эпоха Просвещения в Европе

1 урок Тема: «Понятие «культура», его смыслы и определения»

2 урок Тема: «Периодизация развития культуры»

3 урок Тема: «Человек в системе культуры»

4 урок Тема: «Нравственная культура общества»

5 урок Тема: «Что такое мораль»

6 урок Тема: «Искусство как культурное явление»

7 урок Тема: «Структурные элементы и функции искусства»

8 урок Тема: Семинар по культурологии

9 урок Тема: «От античности – к средневековью»

10 урок Тема: «От средневековья – к Возрождению»

11 урок Тема: «Эпоха Европейского Просвещения. Развитие философии»

12 урок Тема: «Французский классицизм»

13 урок Тема: «Итальянское барокко»

14 урок Тема: «Английская живопись 17 века»

15 урок Тема: «Голландское искусство 17 века»

16 урок Тема: «Испанская живопись»

17 урок Тема: Семинар по европейскому Просвещению

18 урок Тема: «Россия на пути к Европе» старообрядцы и новообрядцы

2 п/г

От средневековья – сразу к Просвещению России!

Присоединение Сибири к России

1 урок Тема: «Петровская эпоха. Пригороды Петербурга»

2 урок Тема: «Развитие театра на Руси»

3 урок Тема: «Процесс иконоборчества на Руси»

4 урок Тема: «Развитие живописи: парсуна»

5 урок Тема: «Русская литература 18 века: Житие Протопопа Аввакума»

6 урок Тема: «Классицизм в России»

7 урок Тема: «Барокко в России»

8 урок Тема: «Скульптурный портрет. «Медный всадник»

9 урок Тема: Семинар по отечественной культуре

10 урок Тема: «Присоединение Сибири к России: исторические предпосылки»

11 урок Тема: «Нерчинск – первая столица Забайкалья»

12 урок Тема: «Строительство первого Успенского мужского монастыря»

13 урок Тема: «Чита – вторая столица Забайкалья»

14 урок Тема: «Агинский буддийский дацан – первая сангха в Забайкалье»

15 урок Тема: «Героический эпос Гесер»

16 урок Тема: Семинар по региональной культуре

11 класс «Искусство Новейшего Времени»

1 полугодие

Культура Европы 19-20 вв

1 урок Тема: «Возникновение науки»

2 урок Тема: «Специфика науки культурология»

3 урок Тема: «Школьное образование в цивилизациях древнего мира»

4 урок Тема: «Школьное образование в эпоху античности и средневековья»

5 урок Тема: «Образование в культуре 16, 17, 18 вв., в наше время»

6 урок Тема: «Кризис современной культуры»

7 урок Тема: «Техника – как фактор кризиса культуры»

8 урок Тема: Семинар по культурологии

9 урок Тема: «Россия на пути к Европе»

Преемственность Россией европейской культуры – 17 век, деятельность петровских реформ; стремление России к новому; реформы церкви – старообрядцы и новообрядцы.

10 урок Тема: «От иконы – к парсуне»

11 урок Тема: «Романтизм в европейской живописи»

Культура: буржуазные революции, нестабильность общества, поиск справедливости народа; мечта о лучшей жизни; возникновение нового течения в искусстве 17-18 вв – романтизм; творчество французских художников Э.Делакруа (Свобода, ведущая народ), Т.Жерико (Плот «Медузы»).

12 урок Тема: «Реализм в музыке Верди»

Противоречия эпохи 18-19 вв. отражены в направлении реализма в Европе: искусство показывает жизнь такой, какая она есть, протест против социальной несправедливости, внимание к человеку «третьего сословия»; творчество итальянского композитора Д.Верди (прослушивание фрагментов знаменитых опер)

13 урок Тема: «Сюрреализм в Европе»

Разное восприятие мира людьми: реализм и сюрреализм. Понятие «сюрреализм». Творчество испанского художника Сальвадора Дали. Специфика картин этого гениального мастера. Просмотр и анализ знаменитых работ Дали. Монолог «Пылающего жирафа» С.Дали.

14 урок Тема: «Импрессионизм – новое искусство»

15 урок Тема: «Стиль Модерн в архитектуре». Антонио Гауди. Ле Корбюзье.

16 урок Тема: «Кубизм Пикассо»

17 урок Тема: Семинар по европейской культуре 19-20 вв

2 полугодие

Культура России и Забайкалья 19-20 вв

1 урок Тема: «Золотой век русской культуры. Развитие литературы, живописи, скульптуры в 18 веке»

2 урок Тема: «Могучая кучка» в музыке России

3 урок Тема: «Реализм в картинах художников-передвижников»

4 урок Тема: «Серебряный век литературы России»

5 урок Тема: «Культура в период Великой отечественной войны 20 век»

6 урок Тема: «История русского кинематографа»

7 урок Тема: «Церковь и социокультурная жизнь общ-ва»

8 урок Тема: «Декабристы в Сибири: их культурная деятельность. Памятник любви и   верности»

9 урок Тема: «Литературное движение Забайкалья 20 века»

10 урок Тема: «Изобразительное искусство Забайкалья»

11 урок Тема: «Каменное зодчество Забайкалья»

12 урок Тема: «Меценаты Забайкалья: Бутины»

13 урок Тема: «Театры Забайкалья»

14 урок Тема: «Музыкальная культура Забайкалья»

15 урок Тема: «Мемориалы и скульптура Забайкалья»

16 урок Тема: Семинар по региональной культуре

Хрестоматийные ресурсы

  1. Горелов А.А. Культурология Учебное пособие М. Эксмо 2005 г.
  2. Искусство 5-11 классы. Рабочие программы ФГОС М. Дрофа 2013 г.
  3. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И., Основы культурологии: Учебное пособие для 11 класса Изд. 2-е, доп., перераб.

Авторы региональных источников

  1. Е.Г.Иманакова «История культуры Восточного Забайкалья» Учебно-методическое пособие Чита ЧГУ 2006 г.
  2. И.В.Голубева «Художественная культура Забайкалья» Учебно-методический комплект Чита ЗабКИПКРО 2012 г.
  3. Савицкая Т.И. «Акша литературная» Монография Чита ЗабКИПКРО 2012 г.
  4. Е.Г.Иманакова «Музееведение» Методические указания Чита ЧГУ 2005 г.
  5. Е.Г.Иманакова «История изобразительного иск-ва Забайкалья» Методические рекомендации Чита Поиск 2001 г.
  6. Авдеев С.М. «Чита православная» Материалы экскурсии Чита 2005
  7. Камедина Л.В. Русский храм Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013
  8. Камедина Л.В. Родом из Библии Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013
  9. Камедина Л.В. Основы православной этики Азбука православной культуры Чита «Палитра» 2013;
  10. Константинов М.И. «Археология Забайкальского края: верхний палеолит» ЗабГУ Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35);
  11. Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 года). – Иркутск, 2011. – 272 с.;
  12. Семья Шумовых /авт.-сост. Гончаренко Р.В. – Чита: Центр.гор.б-ка им. А.П.Чехова, 2008. – 54 с.;
  13.  Шойдокова Н.Ц.; Голубева И.В. «Художественная культура Забайкалья» Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ  ЗабКИПКРО 2016 Г;
  14. Цындыма Бабуева «Сокровища Дакини» Агинское «Агын Унен» 2015-07-24
  15. Город Нерчинск К 300-летию присвоения Нерчинску статуса города Брошюра Нерчинский Краеведческий музей 1989 г.
  16. По старинным улочкам Нерчинска К 360-летию города. Альбом Нерчинск «Нерчинская звезда» 2015 г.
  17. Гриневич Г.С. монография «Праславянская письменность. Результаты дешифровки»  1993 II, M., 1999) 
  18.  Ярослав Кесслер. “Азбука: послание к славянам”
  19. Окладников, 1958. ... Асеев И. В. Прибайкалье в средние века.
  20. Составители: к. истории, н.. доцент О.А. Яремчук; к. истории, н.. доцент Ю.Н. Ланцова; доцент М.В. Пряженникова «Культура Забайкалья в первой половине XX века» УМК (ФГБОУ ВПО ≪ЗабГУ≫) Чита 2013 г;

Электронные ресурсы

  1. http://www.prosv.ru/ebooks/Solodovnikov_MXK_6-11kl/1.html
  2. http://studme.org/1594102426594/istoriya/drevnyaya_istoriya_vostochnoy_evropy
  3. http://bookucheba.com/istoriya-rossii/pervobyitnoe-obschestvo-5783.html
  4. http://tv-altes.ru/index.php?dn=article&id=630&to=art
  5. http://shkola78.ucoz.ru/publ/uchenikam_kraevedenie/zabajkale_v_drevnosti/8-1-0-187
  6. http://www.chita.ru/wikismi/p51529/
  7. http://oldchita.megalink.ru/history/
  8. baikal-discovery.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мировая художественная культура в контексте культурологического знания"

Актуальность данной темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному ч...

Культурологический подход в школьном географическом образовании

Урок  автором  рассматривается  как источник формирования и развития национального  менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором.  Содержание материала  о...

урок МХК "Нравственная культура" по авторской программе "Основы культурологических знаний в дисциплине МХК у школьников Восточного Забайкалья"

Раскрытие школьниками понятий "Нравственность" и "Мораль" на примере литературных произведений....

Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических знаний

В данной статье представлен материал по  включению элементов культурологических на уроках химии...

«Праздники" расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучающихся по теме Праздники Британии.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...

Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...

Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее темат...