урок МХК "Нравственная культура" по авторской программе "Основы культурологических знаний в дисциплине МХК у школьников Восточного Забайкалья"
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему

Спиричева Светлана Николаевна

Раскрытие школьниками понятий "Нравственность" и "Мораль" на примере литературных произведений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственная культура

Урок МХК в 10 классе

1. Вводно-мотивационный этап

Слово " нравственность " означает в современном языке примерно то же самое, что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.


Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

С древних времен люди искали ответы на вопросы Нравственной культуры и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” кит. философа Конфуция (5 вв. до н.э.) и его последователей. “Учение середины”- закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии вотношениях с людьми и в гос-ве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине.

2. Операционно-содержательный этап.


Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т. д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.


Этот вид культуры является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся норм и правил поведения.

Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Нравственные (моральные)
принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика.

Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура общества характеризует всю историю человечества, являясь одним из показателей уровня его развития, в известном смысле – критерием его развития. Если иметь в виду «три лика» культуры – духовную, социальную и технологическую, то хотя нравственная культура относится к социальной культуре наряду с правом и политикой, она своей системой ценностей входит в духовную культуру, а являясь регулятивом межчеловеческих отношений – и в технологическую культуру.

Каковы основные особенности нравственной культуры?

Приоритетность моральных принципов. Во всех сферах жизни общества в случаях столкновения интересов научных, экономических, политических, правовых, художественных и даже религиозных следует отдавать предпочтение моральным принципам: «Жизнь человеческая – высшая ценность». Поэтому опыты, опасные для здоровья человека, повсеместно запрещены. В современном законодательстве многих стран поэтому отменена смертная казнь, запрещена эвтаназия («легкая смерть» безнадежно больного человека). В экономике в особые условия поставлены производства, вредные для здоровья работающих, во все большей мере ограничиваются или преобразуются те производства, которые представляют угрозу окружающей среде. Все усилия ООН с момента ее создания направлены на разрешение международных конфликтов путем переговоров, а не силовыми способами.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.

Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

- формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
- ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
- усвоение внешней культуры поведения;
- формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
- формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
- превращение знаний в нравственные убеждения.

Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.


3. Рефлексивно-оценочный этап. 

Валентина Осеева  «Сыновья»

1. Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут

женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

2. В далеком-далеком селении жил небольшой, но гордый народ. Все у них было самое обычное, как и у всех людей - семьи, свое хозяйство, работа и обычные каждодневные радости. 

Издалека пришел в это селение мастер и здесь же и поселился, чтобы доживать свои годы в спокойствие и уединении. Мастер очень любил детей, а они в свою очередь его и часто приходили к нему в гости, т.к. он делал для них чудесные и завораживающие своей красотой игрушки. 

Было всего лишь одно "но" - все его игрушки были очень хрупки и очень легко ломались, когда дети начинали с ними играть. Дети очень огорчались, когда случайно ломались их игрушки и очень переживали. А вместе с ними переживали и их родители. 

В какой-то момент родители собрались и решили поговорить с мастером. Спросить у него - зачем он делает игрушки такими хрупкими. 

На, что мастер ответил им:
когда ваши дети вырастут, то кто-то доверит им свое сердце, а сердце гораздо хрупче и нежнее, чем какие-то игрушки.

Красота души

3. Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще никогда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над одиноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рассказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.

Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостями, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться Бабочки. Вскоре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.

Как только Бабочка подлетела к Цветку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела вырваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сломался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим другом, и горько плача, говорила:

– Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

 4. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?

Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.


Мораль:

Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мировая художественная культура в контексте культурологического знания"

Актуальность данной темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному ч...

авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"

Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней  изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится...

Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических знаний

В данной статье представлен материал по  включению элементов культурологических на уроках химии...

«Праздники" расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучающихся по теме Праздники Британии.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...

Авторская программа факультативного курса по дисциплине «Язык и культура татарского народа»

Авторская программа факулҗтативного курса " Язык и кулҗтура татарского народа"...

Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее тематическую лексику...

Технологическая карта урока английского языка по теме «Праздники: расширение культурологических знаний на основе поисковой деятельности».

Тип урока: Открытие новых знаний и уменийЦель урока: Расширить социокультурную осведомленность обучащихся по теме Британские праздники.Задачи урока: активизировать изученную ранее темат...