Рабочая программа по искусству для 9 класса
календарно-тематическое планирование по мхк (9 класс) на тему

Старовойтова Любовь Александровна

Рабочая программа по искусству для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_l.a._iskusstvo_9_kl.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

        Артемовского городского округа        

Рассмотрено

на заседании МО учителей-предметников

Протокол от «25» августа 2016 г. № 1

Руководитель методического

объединения

__________        Л.В. Лютова

          подпись              расшифровка подписи

Согласовано

зам. директора по УВР

 ________    Л.И. Сова

   подпись         расшифровка подписи                           

«29» августа 2016  г.

Утверждаю

 и.о. директора МБОУ СОШ № 9

 __________   Н.А. Блинова

     подпись             расшифровка подписи                           

Приказ  

от «31» августа 2016 г.  № 35

Рабочая программа

по искусству (музыка и ИЗО)

для 9 класса

Составитель: учитель искусства

МБОУ СОШ № 9

первой квалификационной категории

Старовойтова Л.А.

Артемовский городской округ

2016 – 2017 уч. год

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре.

Уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  •  анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  •  ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  •  самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

        В результате изучения музыки ученик должен:

        Знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;
  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • богатство музыкальных образов и способов их развития;
  • основные формы музыки;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.

        Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведе ния современных композиторов;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и  современных композиторов (по выбору учащихся);
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке  слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

Содержание тем учебного предмета, курса

  1. Рабочая программа по искусству составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  1.  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации  от 20 августа 2008 г. № 241, от 3 июня 2008 г. № 164, от  30 августа 2010 г. № 889, от  3 июня 2011 г. № 1994, от  31 января 2012 г. № 69), от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации  от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598), от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 года), с Постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189  об утверждении  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993) (с изменениями и дополнениями).
  3. Учебного плана МБОУ СОШ № 9  на 2016 / 2017 учебный год.
  1. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
  2. Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 1; тестов – 1, самостоятельных работ – 2.
  3. Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

Учебники:

  • Ломов, С.П. Искусство: Изобразительное искусство. 9 кл. учебник / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 124, [4] с.: ил.
  • Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И  Науменко, В.В. Алеев. – М. : Дрофа, 2010. – 144 с.: ил., нот.

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

«Изобразительное искусство» - 16 часов

1

Тема № 1

 «Изображение в полиграфии»

6

5

1 (тест)

2

Тема № 2

 «Опыт творческой деятельности»

1

1

3

Тема № 3  

«Изображение в фотографии»

2

2

4

Тема № 4  

«Опыт творческой деятельности»  

1

1

5

Тема № 5  

«Синтетическая природа экранных искусств»  

                        4                

4

6

Тема № 6

«Опыт творческой деятельности»

1

1 (сам. работа)

7

Тема № 7

«Изображение на компьютере»  

1

1

«Музыкальное искусство» - 18 часов                                      

8

Тема № 8  

«Музыка в формировании духовной культуры личности.  Опыт музыкально-творческой деятельности» 

18

16

1 (контр. работа)

1 (сам. работа)

Всего:

34

30

4


Учебно (календарно) - тематическое планирование

Наименование раздела учебной программы по предмету

№ урока

Тема урока

К-во час.

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Дата прове-дения

9 - А

9 - Б

«Изобразительное искусство» - 16 часов

Тема № 1

 «Изображение в полиграфии»

6 часов

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения.

1

Комбинированные уроки

Знать: основы изобразитель-ной грамоты (цвет, тон, коло-рит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция)

Уметь:  применять художес-твенные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности

опрос

Формы полиграфической продукции: книги, журналы.

1

Плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

1

Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии.

1

Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин).

1

Художники книги (В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

1

тест

Тема № 2

 «Опыт творческой деятельности»

1 час

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.

1

Уроки  ознакомления с новым материалом              

Знать: основы виды и жанры изобразительных искусств

Уметь: анализировать содер-жание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности

опрос

Тема № 3 «Изображение в фотографии» 

2 часа

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Художественные образы в фотоискусстве.

1

Комбинированные уроки

Знать: особенности художес-твенной фотографии, худо-жественные образы в фотоискусстве, фотохудож-ников

Уметь: ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения

опрос

Фотохудожники.

1

Тема № 4  «Опыт творческой деятельности» 1 час

Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

1

Урок изучения нового материала

опрос

Тема № 5

«Синтетическая природа экранных искусств»

4 часа

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

1

Комбинированные уроки

Знать: специфику киноизоб-ражения,  средства эмоцио-нальной выразительности в фильме,  выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения

Уметь: ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения

опрос

Документальный, игровой и анимационный фильмы.

1

Фрагменты фильмов. Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

1

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

1

Тема № 6  «Опыт творческой деятельности» 1 час

Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

1

Комбинированные уроки

Знать: основы изобразитель-ной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, простран-ство, объем, ритм, композиция)

Уметь: анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция)

сам.работа

Тема № 7  

«Изображение на компьютере»

1 час

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Проектирование сайта.

1

опрос

«Музыкальное искусство» - 18 часов

Тема № 8  

«Музыка в формировании духовной культуры личности.

 Опыт музыкально-творческой деятельности»

18 часов

Музыка в формировании духовной культуры личности. Арттерапевтические возможности музыкального искусства.

1

Комбинированный урок

Знать: специфику музыки как вида искусства

Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

опрос

Опыт музыкально-творческой деятельности. Прослушивание музыкальных произведений Е. Дош. Высказывание своего отношения к этим произведениям. Контрольная работа № 1 по теме: «Роль музыки в формировании духовной культуры личности»

1

Урок  контроля и оценки  знаний

контр. работа

Своеобразие         раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов  различных  эпох. Проблема  жизни и смерти (реквиемы В.-А.  Моцарта, Д.  Верди, Б.  Бриттена).

1                                                                                                              

Комбинированные уроки

Знать: возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни 

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов

опрос

Опыт музыкально-творческой деятель-ности. Прослушивание музыкальных произведений и обсуждение поставленных в них проблем.

1

Проблема вечности духа  и кратковременности         земной  жизни (в творчестве  И.-С. Баха).

1

Проблема любви и ненависти в трагедии  У. Шекспира «Ромео и Джульетта», в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского  и С.С.  Прокофьева.

1

Тема № 8

 «Музыка в формировании духовной культуры личности.

 Опыт музыкально-творческой деятельности»

18 часов

Опыт музыкально-творческой деятель-ности. Сравнение общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах.

1

Комбинированные уроки

Знать: основные жанры народной и профессиональ-ной музыки

Уметь: узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов

опрос

Тема войны и мира  в творчестве   Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского.

1

Знать: возможности музы-кального искусства в отражении вечных проблем жизни, имена выдающихся композиторов и исполнителей

Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Опыт музыкально-творческой деятельности. Осмысление учащимися места и значения музыки в своей жизни.

1

Личность и общество в творчестве Л. Ван Бетховена.

1

Опыт музыкально-творческой деятельности. Знакомство с популярной литературой, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира.

1

Личность и общество в творчестве А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке.

1

Проблема внутренних  противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский).

1

Проблема внутренних  противоречий в душе человека (Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.

1

Опыт музыкально-творческой деятельности. Знакомство с фрагментами оперных произведений.

1

сам.работа

Тема № 8

 «Музыка в формировании духовной культуры личности.

 Опыт музыкально-творческой деятельности»

18 часов

Особенности  видения картины   мира  в  национальных  музыкальных культурах Запада и Востока.

1

Комбинированные уроки

Знать: богатство музыкаль-ных образов и способов их развития

Уметь: устанавливать вза-имосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов

опрос

Соотнесение национальных  музыкальных культур Запада и Востока с национальными представлениями своего народа.

1

Знать: специфику музыки как вида искусства

Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Опыт музыкально-творческой деятельности. Представление собственной коллекции музыкальных аудио и видеозаписей.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...

Рабочая программа по искусству 8 класс

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...

Рабочая программа по Искусству 8 класс

Рабочая программа по Искусству  8  класс...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...