Представление педагогического опыта учителя искусства и МХК Прокиной Н.И.
методическая разработка по мхк на тему

Прокина Нина Ивановна

Тема:     Развитие   творческих   способностей   учащихся  на  уроках искусства, МХК и во внеурочной деятельности на     основе внедрения новых педагогических технологий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_prokinoy_n.i.docx63.63 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

  учителя искусства и МХК  Прокиной Н.И.

ТЕМА:     Развитие   творческих   способностей   учащихся  на

                    уроках искусства, МХК и во внеурочной деятельности на      

                    основе внедрения новых педагогических технологий

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе конца XX -начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Одной из тенденций современной педагогики является активизация процесса обучения через творчество учащихся, обусловленная объективными факторами: высокой  ролыо творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, реализующейся в творческой деятельности. Фактически речь идет о создании новой по духу педагогической теории нашего времени и воплощении ее в школьной практике. Поиск такой теории ведется в направлении гуманизации педагогики и школы, в развитии личности ребенка, раскрытии ее неповторимого творческого потенциала. Показательно, что Концепция модернизации образования Российской Федерации ориентирует школу на развитие творческих способностей школьников, что обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности, окружающему миру и себе самому.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

- возросшей потребностью общества в творческой личности и недостаточной готовностью школы к реализации этого социального заказа;

- потребностью инновационных образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогической науке и практической деятельности;

- высоким педагогическим потенциалом искусства в развитии творческих способностей учащихся и его недостаточным использованием для развития творческих способностей учащихся

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

   Организация творческой работы учащихся -  один из главнейших факторов в решении проблемы обучения предмету. Задачи преподавания искусства и  МХК - создавать условия для живого общения учащихся на уроке с произведениями мирового искусства, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни.    

       Считаю, что любое путешествие ученика в мир истории, культуры и искусства должно отличаться креативностью и возможностью для ребенка ощущать себя непосредственным участником развития мировой цивилизации и культуры, пусть даже посредством хорошего  прочтения стихотворения или удачно реализованного творческого проекта.

       Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. Освоение языка искусств, как одной из коммуникативных знаковых систем в культурном освоении мира, применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды,  используя теоретический материал по искусству и  МХК, раскрывать потенциальные способности личности учащихся, использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях  самопознания и самораскрытия учащихся,  сформировать творческое отношение к любому виду деятельности и восприятие  этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

Принципиальное изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

 Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

 Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

 Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

 Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

 Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

 Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

 Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

 Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой , не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

-  Теоретическая база опыта.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» Дмитрий Лихачев (академик)

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского.

Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному.

         С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

         С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

        Педагогическими  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

         Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

         Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В .И. Андреева"" [11; 12], А.В.Брушлинского [47; 52], Л.С.Выготского [63; 64], А.Н.Лука [134], Я.А.Пономарева [175; 176], Е.Л.Яковлевой [257]. Раскрытию психологических особенностей творческого процесса уделяют внимание представители общей психологии А.Адлер, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К.Г.Юнг [3; 10; 129; 192; 196; 222; 253]. Природа творчества как резерва развития творческих способностей анализируется в работах зарубежных (Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор [4; 259; 262; 221]), а также отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Богоявленская, Е.В.Назайкинский, Я.А.Пономарев, А.В.Хуторской [39; "40; 153; 175; 176; 239]). Аксиологический аспект творчества представлен в трудах философов М.С.Кагана, Л.Н.Когапа, Л.Н.Столовича [101; 113; 114; 217]; педагогов А.В.Кирьяковой, И.Я.Лернера [108; 131]. Разработана концепция творческой одаренности (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов), творческой активности личности (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский) [128; 222; 41; 129; 144; 170]. Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей учащихся, раскрываются в работах Б.В.Асафьева, Е.В.Назайкинского, Б.М.Теплова, Л.В.Школяр [19; 153; 222; 247]. Общие теоретико-методологические положения о развитии современного образования рассмотрены в исследованиях А.С.Гаязова, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого [67; 68; 158; 167].

Вопросы о перспективах развития индивидуальных способностей ребенка до уровня творческих в процессе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения рассматривают К.А.Абульханова-Славская,A.Г.Ковалев, А.З.Рахимов, В.Г.Рындак [2; 112; 180; 185; 186; 187; 162; 198]. Осознавая значимость творчества в педагогической деятельности, многие исследователи подчеркивают необходимость обучения этому процессу каждого педагога (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина) [23; 93; 105; 126]. Вопросы творческого саморазвития как базы формирования технологических основ педагогической профессии рассматривает В.Э.Штейнберг [248]. Субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А.Волович, Н.Б.Крылова, А.П.Тряпицына [60; 123; 224].

Разрабатываются теоретические подходы к изучению понятия «способности» (Г.Айзенк, Е.Ю.Артемьева, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Ф.Кликс, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Усова,B.Д.Шадриков [4; 17; 38; 39; 40; 85; 109; 128; 129; 143; 228; 242]). Изучается природа различных творческих способностей школьников: литературно-творческих (А.В.Москвипа, А.Г.Прокофьева), художественных (М.Л.Князева), музыкальных (Б.В.Асафьев, Б.П.Теплов) [148; 180; 111; 19; 222]. Структура и механизм творческой деятельности раскрываются в работах А.М.Матюшкина, Ф.Ш.Терегулова [139; 223]. Антропологические проблемы развития творчества рассматривают Р.М.Асадуллин, Б.М.Бим-Бад [18; 169].

Осознание важности задачи развития творческих ' способностей школьников послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества (В.И.Андреев, И.П.Волков, Л.С.Выготский, В.И.Загвязинский, А.Ю.Козырева, Б.И.Корогяев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.С.Шубинский) [И; 12; 59; 63; 64; 93; 116; 120; 142; 158; 179; 249]. Развитие творческих способностей в педагогической науке рассматривается в тех случаях, когда объектом внимания становятся вопросы использования искусства в обучении и воспитании школьников (Э.Б.Абдуллин, Т.А.Барышева, А.М.Вачьянц, Э.А.Верб, И.И.Зарецкая, Д.Б.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский [1; 26; 53; 55; 96; 100; 142; 143; 156]), использование культурологического подхода в обучении (Т.Б.Алексеева, Е.Б.Бабошина, И.Е.Видт, Г.И.Гайсина, А.Г.Козлова, Н.Б.Крылова [5; 24; 57; 66; 115; 123]).

-  Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

       Творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности. Исходя из сказанного, убеждена в  необходимости целостной  системой развития творческих способностей на уроках искусства и МХК.  Целостность выражается многообразно. Во-первых, это достаточно тесная  взаимосвязанность всех элементов процесса обучения. От того, как осознаны цель и задачи преподавания дисциплины, какие созданы условия и зависит конструирование методов и организационных форм. Системность, целостность развития учащихся на уроках искусства и МХК проявляется, во-вторых, в том, что осознание последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих. В этом проявляется один из принципов педагогики – преемственность (не только в возрастных особенностях, но и в содержании курса искусства и  МХК). Считаю, что  система обучения искусства и  МХК может быть представлена следующим образом:

               Система развития творческих способностей учащихся на уроках МХК

I этап

Развитие отдельных творческих способностей

5-7 классы

Формирование мотива удовлетворенности творческих потребностей, поиск  способов решения задач. Развитие творческой деятельности учащихся, самоопределение.

II этап

Творческая деятельность учащихся в разных областях знаний

8-11 классы

Период формирования чувства идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Творческое самоопределение, формирование жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения.

Примечание: подразумевается, что первоначальное развитие творческих способностей и их актуализация происходило в 1-4 классах.

       Первый этап – развитие отдельных творческих способностей учащихся. Итогом становится то, что деятельность учащихся примет творческий характер (переход от репродуктивного к продуктивному). Имея достаточно надежный способ решения, учащийся анализирует состав, структуру своей деятельности, сопоставляет отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне остроумных способов решения. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается самим ребенком как открытие, творческая находка. В то же время она рассматривается только как новый, «свой» способ, который позволяет решить поставленные задачи.

       Данный этап охватывает классы среднего звена школы (5-7 классы). Особенностью данного возраста является то, что учащимся важно согласовать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле. Взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию «в мирное русло», помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ действия – организация коллективной творческой деятельности. Наиболее популярными ее формами являются: игры; встречи с «кумирами» как наяву, так и через рассказы, видеофильмы; праздники; драматизация.

      Второй этап развития творческих способностей учащихся на уроках искусства и МХК - творческая деятельность в разных областях знания. Речь идет об учащихся 8-11 классов. Это благодарная пора для приобщения к искусству, к художественному творчеству, т.к. школьников отличает повышенная эмоциональность. У них не только возрастают способности к анализу и критике; не менее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости.

      Этот возраст - период формирования чувства идентичности окружающему миру, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Это период творческого самоопределения, формирования жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение. Старшеклассникам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, более опытного товарища.

      В отличие от предшествующих, в 8-11 классах содержание предметов искусства и  МХК дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем. В программе идет обращение к истории мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественных и национальных традиций. Программа курса рассматривается как его продолжение, начатое ранее. В данном случае материал приобретает двухступенчатый характер и обобщается на основе концентрического принципа обучения: пройденное в 5-9 классах повторяется в 10-11 классах на новом уровне и в более сложном культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

       Для этого возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. Аргументация суждений в этом возрасте часто подменяется категоричностью выводов и обобщений. В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, чувство юмора и остроумие. Исходя из этого, я уверена, что в старших классах необходимо проведение таких уроков МХК, на которых учащиеся могли бы творчески самоопределяться и формировать жизненную позицию в творческой деятельности.

      За годы своей деятельности, я убедилась, что почти все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к  самовыражению ребёнка. Моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. Ребёнок на моих уроках - активный участник процесса познания, а не объект, пассивно воспринимающий информацию.

С 2010 года мною  в 8-9 классах ведется интегрированный курс " Искусство", программа которого составлена  на основе авторской программы "Искусство 8-9 классы"- Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской..

       В 10-11 классах я применяю программу Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура".

       Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от "школы объяснения" к "школе развития", перехода от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не просто получать их в готовом виде.

       Специфика курсов " Искусство " и  “Мировая художественная культура” предполагает особые формы и методы обучения, так как применение только традиционных методов и даже их усовершенствование не поможет решить проблему эффективности восприятия его содержания. Прежде всего, это связано с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне, ценности вырабатываются только самостоятельно. Это значит, что проблемная мотивация и варьирование форм общения являются непременным условием методической организации образовательного процесса. Без этого невозможно эмоциональное сопереживание, обеспечивающее адекватное распредмечивание форм художественной культуры, запечатленных в художественных шедеврах.

       Меня всегда привлекали технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,, опыт работы В. Караковского и др.).

       В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Моя главная задача - содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности активной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках искусства я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор. Например, на уроке искусства  « Виды дизайна» в 9 классе девочки создают проект современного школьного костюма , а мальчики делают эскизы современных сотовых телефонов. В 8 классе при изучении темы «Виды искусства» ребятам предлагаются следующие задания: нарисовать свой Храм искусств, составить опорную схему классификации видов искусства или написать эссе «Мой любимый вид искусства». Придерживаюсь мнения, что любая творческая работа учащегося должна быть оценена положительно, являясь стимулом для дальнейшей деятельности.

    Широко использую в работе метод проектной деятельности. Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные  проекты разной направленности:

- творческие ( создание японского сада камней, китайской пагоды, готического витража,  открытки с первым днем весны, предметов декоративно-прикладного искусства, составление викторин и кроссвордов и т.д.);

- исследовательские ( «Забытые памятники архитектуры», «Петергоф и Версаль = ?» , «По главной улице модерна…» и др.);

- игровые («Путешествие в страну народных промыслов»,  «Прекрасная свита Аполлона»);

- информационные ( «Русское барокко», «Истоки европейского барокко», «Все соборы Нотр-Дам во Франции», «Легенды готических соборов» и т.д.)

Проектная деятельность для 8-11 классов:

Групповой проект «Путешествие по городам России» (создание буклетов-путеводителей по русским городам);

«Культура одной эпохи» (создание электронных презентаций по выбору учащихся на основе изученного материала»;

«Моя копилка мировой культуры» (создание диска с шедеврами мировой культуры»;

«ЦОРы в подготовке к урокам МХК» (подбор интернет-ссылок и ресурсов для уроков);  

          Используя на уроках различные технологии, за основу мной взята все же методика Л.М. Предтеченской. Ее особенностью является система художественно -педагогической драматургии урока. Цель системы - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

        Формы проводимых уроков должны быть разными: уроки -информационного типа, лекция, урок - встреча, урок - семинар, урок - представление, урок - дискуссия, зачет, обзор, урок-экскурсия и т. д.  Любой урок должен быть актуален в контексте системы общего образования школьников.

       Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, даже вычленяются иногда две проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.

       "Взволновав, заставить задуматься", - вот главная задача методики Л.М. Предтеченской.

       Урок разделен на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся на уроке, вопросы к ним учителя:

Экспозиция.

Постановка проблемного вопроса.

Разработка проблемы.

Кульминация.

Последействие.

       Основным средством обучения на уроке является постановка вопросов-проблем. Подбор вопросов-проблем производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.

       Так в 8 классе учащиеся  в течение урока ищут ответы на проблемные вопросы: в чем заключается волшебная сила искусства? (урок "Виды искусства") почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? ("Портрет – зеркало души") как соприкасаются жизнь природы и душа человека? "("Пейзаж и натюрморт как жанры живописи") и другие.

       В 10 классе ученики размышляют над проблемами: что более вечно – возвышенное или земное? (урок "Культура Древнего Рима"), в чем загадка  "китайского феномена" в современном мире? ("Художественная культура Китая").

      Обсуждение и разрешение проблем на уроке служит действенным средством нравственного воспитания школьников : "Что есть красота?", "Что движет солнца и светила?", "Что спасет мир – красота или доброта?"

      Интересным и продуктивным для учащихся старших классов стало  использование на уроках технологии "Таксономии мыслительных умений" Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные  на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков, привлекают учеников как раз своей возможностью, помимо знаний, продемонстрировать и собственную точку зрения на изученный материал.

      Метод "кейс-стади"  я использую и на уроках, и во внеурочной деятельности . Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию. Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Основные правила метода:

контекст (описание ситуации);

факты;

определение проблемы и сути конфликта, его причин;

способы и пути разрешения конфликта;

решения по профилактике или преодолению конфликтов.

       Интересным примером применения данного метода стало внеклассное мероприятие «Дорожная история в картинках». Учащиеся искали информацию,  пытались определить суть проблемы и найти пути ее решения.

       Одной из любимых учениками используемых технологий, стала технология «Альтернатива» (Т.А. Прищепа). Она предназначена для создания проблемной ситуации и ориентирована на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Важным этапом работы является подготовка задания. Задание должно иметь несколько вариантов истолкования, объяснения проблемы.

       Участники групп ищут решение или объяснение ситуации и делятся им со всеми, затем им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована. Каждая группа работает над тем вариантом, который на предыдущем этапе был у другой подгруппы. Учитель обобщает полученную от групп информацию, выделяя разные, часто противоположные и при этом обоснованные точки зрения.  Возникает проблемная ситуация: но где же истина?

     Для того чтобы разобраться в появившейся проблеме, необходимо еще раз, не упуская ни одного слова, перечитать первоисточник, обратиться к критическим, философским статьям, найти информацию и т.д. Таким образом, создается внутренняя мотивация для дальнейшего погружения в изучаемую тему. Именно такая мотивация совершенно необходима для эффективности обучения.

 Одной из интереснейших методик для закрепления изученного материала учениками, обогащения словарного запаса и проявления ими своего творческого потенциала  стала методика  создания синквейнов. Это некое пятистрочие, написанное по определенным правилам. Вот примеры синквейнов, созданных ребятами  по мотивам урока о Японии:

Япония.

Таинственная, совершенная.

Созерцает, верит, любуется.

Вслушивается в несказанное...

Страна восходящего солнца.

Фудзияма.

Великая, живая.

Дышит, вдохновляет, не отпускает.

Одна такая на Земле.

Непостижимая...        

     Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий.  Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.
     Предлагаю ученикам  творческие задания : «TV-программы о культуре» и «Новости культуры». Ребята записывают в тетрадь просмотренные передачи о культуре, делятся своими впечатлениями, находят новости культуры села, республики, страны, мира и вкладывают вырезки из газет в специальный конверт в тетради. На уроках уделяется 5 минут на обсуждение найденных новостей.

      Учащимся 8-9-х классов предлагаются творческие задания :

проиллюстрировать любимые мифы Древнего Египта и Древней Греции;

сочинение-размышление «Владеть деньгами – большая пытка, чем добывать их» (Сенека)

 «История одного шедевра»;

«Чему началом могут быть точка и линия»;

«Музыкальные и поэтические образы в русском искусстве 19 века» (подбор  поэтических произведений к живописным полотнам) и т.д.

      Среди прочих выделю задания на «магическое "если бы"» — так подобные задания назвал в своей театрально-педагогической системе К.С. Станиславский.

      На уроке художественной культуры задания на «если бы» имеют цель создания на уроке ситуаций воображаемого погружения в какие-либо предлагаемые обстоятельства: в обстановку жизни автора или героя произведения, в обстановку реальной встречи с произведением искусства в музее, театре, концертном зале и др. Они формулируются обычно в виде обращения-призыва к ученикам — представить себя там-то или тем-то, перенестись туда-то и часто подкрепляются рассказом учителя, дающим пару воображению учащихся. Работа воображения, вера в предлагаемые обстоятельства, несомненно, повлечет за собой работу эмоций и чувств, родит «истину страстей», «правду» переживания. В этой способности побыть автором, побыть героем произведения, сродниться с ними, испытать их чувства и заключается огромная сила художественного сопереживания. Примерами таких заданий стали: «Если бы я оказался в Третьяковке…» (8 класс), «Если бы мне подарили «Черный квадрат» В. Малевича…» (9 класс)

      Поскольку на уроках искусства и МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие воображения и творческих способностей личности, то урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

      На своих уроках я стараюсь дать возможность ребятам порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, мастерская, урок-исследование.

     Подробнее остановлюсь на уроке-диалоге, который относится не только к ведущим технологиям личностно ориентированного образования, но и является важнейшей составляющей частью технологии критического мышления.

     Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нем главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

    Общение организуется на уроке как своеобразная встреча «моего, твоего, вашего», как обмен личным опытом учителя и ученика.

Требования к уроку-диалогу:

- самостоятельность суждений и выводов.

- умение слушать других;

- ответственность за свою точку зрения;

- толерантность.

         Я думаю, что использование учебного диалога на уроке помогает выполнению основной задачи, стоящей перед школой: воспитанию человека мыслящего, творческого, способного отстаивать свои убеждения несущего ответственность  за свою точку зрения, относящегося с уважением к чужому мнению.

Использование информационно-коммуникационных  технологий обучения включает в себя инновационный аспект  моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей,  цвета, графики.

      Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках  как эффективное средство обучения и контроля знаний. Мною разработаны разные виды презентаций:

— презентации- введения;

— презентации- диагностики;

— презентации по отдельным темам курса.

      Сегодня, по-моему, уже никто не сомневается в том, что презентации на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, иллюстративным, полезным, интерактивным, запоминающимся! Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул «копнуть» глубже, развивают их творческий потенциал.

    Что дают презентации для меня - с одной стороны полную свободу в выборе материала, конструировании урока, с другой стороны - серьезную систему, в которую "выливается", все расширяющаяся, коллекция созданных мультимедийных презентаций. И еще один важный аспект - это возможность не "растекаться" в информации на уроке, четко выверенная структура урока дисциплинирует. Если я использую на уроке презентацию, то она, как правило, отражает урок от "А до Я": начиная с темы и эпиграфа урока и заканчивая домашним заданием, и традиционным последним слайдом "Спасибо за урок!" 

Презентации по отдельным темам курса знакомят учащихся с новым материалом

-  Анализ результативности.

За последние несколько лет у учащихся заметно возрос интерес к предмету искусство и МХК, накоплен  опыт проектной и  исследовательский деятельности. Уровень обученности учащихся составляет 100%, а качество знаний 80-90%. Учащиеся активно участвуют в мероприятиях эстетической направленности, становятся призерами победителями  школьных, муниципальных и республиканских олимпиад по МХК, муниципальных и республиканских  конкурсов и конференций.

Уч.год

Фамилия, Имя

Уровень

Муниципальный

Республиканский

2015г

Батина Ольга-9 класс

Самарина Дарья- 9 класс

Губанищева Ирина – 9 класс

Ворожейкина Анастасия- 10 класс

Илькаева Вера – 11 класс

Победитель

Призер

Участник

Победитель

Победитель

Призер

Победитель

Призер

Призер

Победитель

2016г

Дурнайкина Диана-9класс

Губанищева Ирина - 10 класс

Самарина Дарья-10 класс

Ворожейкина Анастасия - 11 класс

Тумайкина Алина -11 класс

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Победитель

Участник

Участник

Участник

Участник

Призер

2017г

Кунаева Марина – 9 класс

Росяйкина Яна – 9 класс

Ежикова Дарья- 10 класс

Устимкина Ксения- 10 класс

Батина Ольга- 11 класс

Самарина Дарья- 11 класс

Победитель

Победитель

Призер

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Победитель

Призер

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость опыта заключается в пересмотре прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, изменении окружающего мира, самого ученика, условий воспитания ребенка, во влечении всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, в оснащении материально-технической базы школы и время

- Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в интернет - публикациях на сайте      ,  выступлениях на конференциях, через  общение с коллегами в сети Интернет

- Наглядное приложение: конспект открытого урока « Искусство» 9 класс

Программа: «Искусство» (авторы: Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская). Раздел 1. «Воздействующая сила искусства».

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;

обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

содействовать осознанию учащимися:

ценности искусства, его воздействия на человека;

ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (на предыдущем уроке или дома) знакомятся с рассказом О' Генри «Последний лист». На урок должны принести ножницы, клей, заготовки для аппликации, белый или цветной картон для основы.

Учитель для практической работы готовит конверты с заданием для каждой пары учеников (диагональная, горизонтальная, вертикальная композиция), несколько запасных основ для открыток и запасной материал для аппликации; для теоретической части урока разрабатывает маршрутную карту виртуального путешествия, подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: Ф. Шуберт. Аве Мария, В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони Адажио (произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

1. Организационный момент.

(Дети входят в класс, оставляют принесенные вещи на рабочих местах и встают за компьютерные столы)

У. Здравствуйте! Желаю всем успешной, радостной работы. Присядьте за компьютерные столы так, чтобы хорошо видеть и слышать меня.

2. Введение в тему.

У.: Сегодня нам придется много путешествовать по виртуальному миру. Чтобы не потеряться и не заблудиться у каждого на столе лежит маршрутный лист (Приложение №1). Напишите на нем свою фамилию, имя. Давайте все вместе просмотрим его. (Кратко комментирует: инструкция №1, таблица, список виртуальных музеев и необходимые термины).

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства». Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство». Запишите ее на первой строчке.

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф -символ обратите внимание: ветка с единственным листочком. Что я хочу вам напомнить?

Д. отвечают

У.: Впишите в свой маршрутный лист автора и название произведения. (О.Генри – Уильям Сидни Портер «Последний лист»). Все прочитали? Надо ли напомнить сюжет?(если кто-то забыл - напомнить). Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче. Это – воздействующая сила искусства, литераьуры.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
Б. Васильев «Завтра была война»

Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему? Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

3. Разработка темы

А). У.: Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека. Но есть и общие. К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости, а в музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

Просматривая следующий видео фрагмент «вертикаль и горизонтали как опорные линии композиции», не забывайте заполнять таблицу (автор, название, композиция).

Обобщение:

У.: Проверьте себя! А) вставьте нужный термин в маршрутной карте.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх; горизонтальная – статичность, спокойствие или движение мимо зрителя; диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Б). Тест (индивидуальная самостоятельная работа).

У.- наблюдает, корректирует, помогает

Кто раньше справился, может «походить» по виртуальным музеям мира. Найти одну картину, которая больше всего понравиться определить композиционное построение, записать к себе в таблицу

У.: Пора возвращаться из нашего виртуального путешествия! Нужно ли кому-то дополнительное время? Заканчивайте работу в соответствии с инструкцией и проходите за столы.

Д.: выключают компьютеры и проходят на свои места.

4. Практическая работа.

Введение.

У.: Вы знаете, что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками. Сегодня в технике «Коллаж», мы выполним поздравительные открытки. (Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре).

У.: Работать будете в парах. В конвертах (Приложение №2) находиться ваше особое задание по композиции, которое нельзя показывать одноклассникам до конца урока. Откройте их, прочитайте задание. Посовещайтесь с партнером и приступайте к выполнению. Если будет нужна помощь – приглашайте меня.

Д. Открывают и рассматривают задание и дополнительное содержимое: основа для открытки, набор для построения композиции, создают свои композиции: оформляют открытки заранее приготовленными материалами. Звучит музыка. (6-10 мин)

У.: Консультирует. Если видит, что композиция готова – предлагает наклеить на открытку. После того, как получился открытка, работа останавливается.

У.: Прежде, чем мы полюбуемся своей работой, наведите порядок на столах! (мусор собирают в целлофановый мешок.)

У.: Покажите свои открытки, а класс постарается определить какая это композиция – горизонтальная, вертикальная или диагональная!

Д.: высказывают мнение.

У.: Пока вы работали, звучала музыка. Это были произведения (перечисляет авторов и произведения)

Заключение.

У.: Спасибо за урок! Вы - молодцы! (возможно, оценивает работы)

 На прощание я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить. И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта учителя русского и литературы

Обобщение опыта работы учителя-словесника по теме "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы". Материал содержит теоретические сведения по теме, практическую часть, разработки уроков...

Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны

Представление педагогического опытаМатериалы к аттестации:Тема инновационного педагогического опыта  «Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с...

Представление педагогического опыта учителя английского языка ГБОУ РДДШ № 1 Ермаковой Ирины Викторовны

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми шк...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя искусства, МХК МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Саранска Долгачевой Елены Николаевны

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАучителя искусства, МХКМОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.СаранскаДолгачевой Елены НиколаевныИспользование системно- д...

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....