Тематическое планирование по МХК 7класс- Данилова Г.И.
календарно-тематическое планирование по мхк (7 класс) по теме

Гуженко Татьяна Владимировна

Тематическое планирование по МХК - 7класс- Данилова Г.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_mhk_7klass-_danilova.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

2017-2018 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Составлена в соответствии с программой: Программа Г.И.Даниловой.

 Искусство 5-9 классы. М: Дрофа, 2014.

Учебник: Данилова Г.И. Искусство. Мир и человек в искусстве. 7 класс.

Дрофа, 2015.

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

(цели и задачи урока, основные понятия)

I. Мир и человек в художественных образах (10ч)

1

стр.3-6

Введение. В мире художественной культуры.

Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре народов мира. Изменение понятия культура с течением времени. Самобытность российской культуры.

2

§1

стр.8-16

Божественный идеал в религиях мира.

История мирового искусства как поиск идеала и совершенной красоты человека. Божественный идеал. Божественный идеал в буддийской религии. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Божественный идеал кроткого и смиренного сердцем человека в христианском искусстве. Истоки художественного канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

3

§2

стр. 16-22

Святые и святость

Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образ святого Себастьяна в искусстве Возрождения.

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью

4

§3

стр.22-32

Герои и защитники Отечества.

Отечества как священный долг и обязанность мужчины. Народный идеал защитника Родины и его художественное воплощение. Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

5

§4

стр.32-37

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства

6

§5

стр.38-46

Священный идеал материнства

Вдохновенный гимн женщине-матери в произведениях мирового искусства. Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения. Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Картины Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа и Мадонна Литта — жемчужины коллекции Эрмитажа.  Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и  святости лучших человеческих чувств. Пречистой Девы лик священный в творчестве Рафаэля — представления художника об идеальном женском образе.

Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом. Икона Богоматерь Владимирская — один из лучших образцов византийской живописи.

7

§6

стр.46-54

Лики женской красоты в русской живописи.

Шедевры русского женского портрета — сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем. Женские образы Ф. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. Кипренского и К. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине К. Брюллова Всадница. Величавая славянка в творчестве А. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной нелегкой работой, их одухотворенность и яркая индивидуальность.

Портреты В. Тропинина как воплощение подлинной женской красоты. Кружевница — шедевр портретного искусства.

8

§7

стр.54-58

Человек в мире природы.

Человек на Земле. Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека в произведениях разных художников.

9

§8

стр.58-66

Времена года.

Смена времен года, запечатленная в разных видах искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни. Музыкальные картины годичного круговорота тепла и холода, расцвета и увядания природы в фортепианном цикле Времена года П. Чайковского. Картины знойного лета в творчестве И.Шишкина Рожь) и великолепия осени в произведениях И. Левитана (Золотая осень). Мотивы и образы зимней природы в скрипичных концертах А. Вивальди Времена года и картине Охотники на снегу П.Брейгеля.

10

§9

стр.67-75

Человек в художественной летописи мира

Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства.

II. Художественная культура народов мира (24ч)

11

§10

стр.77-85

Художественные символы народов мира

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков.

Художественные символы различных стран и их особенности: Египет, Франция, США, Китай, Россия, Япония. Образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Поэтические

символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках.

12

§11

стр.85-90

Единство и многообразие культур

Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других  народов и наций)

13

§12

стр.90-96

Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления об историческом прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса (обзор).

14

§13

стр.96-103

Герои и темы народного эпоса

Читать §12   стр.90-96,   §13  стр.96-103

Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в древнеисландском посе Старшая Эдда. Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми заданиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Значительная часть эпоса — описание битвы. Гибель героя в неравной схватке с противником.

15

§14

стр.104 - 110

Шедевры народного эпоса («Калевала»)*

Карело-финский эпос Калевала, его идейно-художественное значение.

Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вейнямёйнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.

16

§15

стр.111-123

Храмовая архитектура

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия.

17

§16

стр.123-133

Дом — жилище человека

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции.

Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом на Руси. Внешний вид, планировка и назначение избы.

Иглу — жилище народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги.

Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шар, цилиндр, усеченный конус).

18

§17

стр.133-140

Древнерусская иконопись.

Древнерусская иконопись — уникальное явление в мировой художественной культуре.

Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключи-

тельная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве в иконописи. Принцип обратной перспективы, особая роль света и цвета.

19

§18

стр.141-147

Книжная миниатюра Востока

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание

книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

20

§19

стр.148-153

Скульптура Тропической и Южной Африки

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность. Традиционные

маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления.

21

§20

стр.153-163

Искусство орнамента.

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Растительный, геометрический и зооморфный орнаменты.

22

§21

стр.163-173

Художественные промыслы России.

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека

23

§22

стр.174-183

Праздники и обряды народов мира

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие. Религиозные праздники и обряды.

24

§22

стр.183-190

Ах, карнавал! Удивительный мир...

Появление карнавалов в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. Карнавалы различных стран мира

25

§24

стр.190-193

Идут по Руси скоморохи...

Народное искусство скоморохов, первые упоминания о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра

26

§25

стр.193-198

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление в мировой художественной культуре, воплотившее лучшие традиции национального театра. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа.  Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер декораций и реквизита

27

§26

стр.198-206

Искусство кукольного театра.

История возникновения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра

в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России.  Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание. Роль оркестра

28

§27

стр.207-214

Музыка в храме

Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Культовая музыка ислама и буддизма

29

§28

стр.214-223

Колокольные звоны Руси.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры.

Виды колокольных звонов, их тембровое богатство и ритмическое своеобразие. История знаменитых русских колоколов

30

§29

стр.223-229

В песне — душа народа.

Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен. Песня — живой свидетель народной жизни. Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения.

31

§30

стр.229-235

Радуга русского танца

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца.  Виды русского танца  Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драматического действия

32

§31

стр.235-239

Искусство индийского танца

Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных  танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате Натьяшастра. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его мимика. Синтетический характер индийского танца.

33

§32

стр.239-242

Страстные ритмы фламенко

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре.

34

§33

стр.242-247

Под звуки тамтама (танцы народов Африки).

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике. 7класс (УМК А. Г.Мордковича)

Календарно-тематическое планирование по математике. 7класс (УМК А. Г.Мордковича)...

Тематическое планирование по алгебре 7класс к учебнику Ш.А.Алимов и др.

Тематическое планирование по алгебре. 4часа в неделю. 1.Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, С.В. Си...

Календарно-тематическое планирование по математике 7классы

по алгебре в 7  классе(при 5 уроках в I четверти и 3 уроках в неделю во I I – IV четвертях, 120 уроков за год)...

Календарно-Тематическое планирование по обществознанию 7класс ФГОС

Планирование составлено на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова  «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2013....

Календарно-тематическое планирование по технологии 7класс

КТП составлено для 7 класса детей с нарушением слуха...

Тематическое планирование по литературе 7класс

Примерное тематическое планирование по литературе для 7 класса...