Рабочая программа факультатива «Культурология».
рабочая программа по мхк на тему

Воробьев Андрей Михайлович

Факультатив расчитан на углубленное изучение истории и теории культуры в школе. Основное внимание уделено современным тенденциям развития культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog-a_fakultativa_kulturologiya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива «Культурология».

Общая характеристика учебного предмета.

Программа разработана в соответствии с Примерными программами среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (под общ. ред. академика РАО М. В. Рыжакова).

Нормативный срок освоения программы.

Программа факультатива рассчитана на 34 недели (2 ч. в неделю).

Специфика программы: 

Целью факультатива является сформировать у обучающихся представлений о современных процессах в социокультурной сфере. В основе лежит проблемный подход к культуре как формирующемуся явлению. Акцент делается на актуальные вопросы и проблемы культуры.

Форма обучения – очная.

Вклад учебного предмета в достижение целей образования

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования основными целями изучения культурологии:

  1. завершение формирования целостного представления о мире;
  2. формирование у обучающегося представлений о человеке как творце культуры;
  3. обеспечения условий духовно-нравственного развития обучающихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур, социокультурное становление личности;
  4. обеспечение условий формирования гражданской идентичности;
  5. подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории.

Результаты освоения учебного предмета.

Изучение культурологии направлено на формирование следующих компетенций:

Личностные УУД:

  1. готовность к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории;
  2. готовность к осознанному выбору своей роли в современных социокультурных процессах.

Регулятивные УУД:

  1. умение выстраивать траекторию индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, ставить цели и определять пути их достижения в данной области;
  2. прогнозировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности;
  3. контролировать результаты индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности и сравнивать их с намеченными целями для последующей корректировки;
  4. способность к внесению необходимых дополнений в план индивидуальной образовательной деятельности;
  5. выработка способности к оценке полученных навыков и умений;
  6. получения навыка мобилизации интеллектуальных и творческих сил ради достижения целей дополнительного образования.

Коммуникативные УУД:

  1. способность формулировать цели, форму и план индивидуальной познавательной и интеллектуальной деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. способность формулировать вопросы и критерии ответа на них, призванные служить ориентирами в сборе и анализе информации;
  3. способность к диалогу с целью разрешения конфликтов столкновения интересов;
  4. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

  1. самостоятельное определение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. структурирование и систематизация знаний;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. способность анализировать и выделять смысл при работе с различными источниками информации;
  6. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  7. умение работать с различными формами информации;
  8. умение понимать специфику культуры, ее особенности и основные феномены.
  9. способность оперировать основными терминами и понятиями предметной области «Культурология» и понимать их взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами.

предметные:

  1. давать определение понятиям и явлениям мировой культуры;
  2. наблюдать, описывать и понимать явления культуры использую для этого соответствующую терминологию;
  3. усвоить особенности языка различных культур;
  4. представлять место и роль культуры в обществе и жизни отдельного человека;
  5. выработка устойчивого интереса к явлениям культуры;
  6. структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
  7. представлять место и роль культуры в жизни человека и общества;
  8. представлять систему человеческих ценностей;
  9. осознавать и уважать ценность культуры разных народов мира;

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп

Наименование тем / модулей

Всего, час.

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практические занятия (семинары, лабораторные занятия)

1.

МОДУЛЬ 1. Современное искусство как явление культуры.

20

15

5

Семинар «Человек как творец культуры».

Тема 1. Генезис стилей. Реализм.

4

3

1

Тема 2. Модерн.

4

3

1

Тема 3. Генезис стилей. Экспрессионизм.

4

3

1

Тема 4. Генезис стилей. Абстракционизм.

4

3

1

Тема 5. Современная архитектура.

4

3

1

2.

МОДУЛЬ 2. Формы и жанры современной художественной культуры.

12

9

3

Семинар «Человек как творец культуры».

Тема 1. Формы современного актуального искусства.

4

3

1

Тема 2. Уличное искусство.

4

3

1

Тема 3. Кинематограф и музыка в XX – нач. XXI вв.

4

3

1

3.

МОДУЛЬ 3. Современные проблемы культурологи.

32

24

8

Практическая работа «Структура культуры».

Тема 1. Географическая и историческая типология культуры.

4

3

1

Тема 2. Культура и экология.

4

3

1

Тема 3. Национальные и религиозные конфликты как проблема культуры.

4

3

1

Тема 4. Письменность в культуре.

4

3

1

Тема 5. Современная медиакультура.

4

3

1

Тема 6. Мифотворчество в современной культуре.

4

3

1

Тема 7. Массовая культура.

4

3

1

Тема 8. Субкультуры и контркультура.

4

3

1

Промежуточная  аттестация (по четвертям /  семестрам)

2

2

Итоговая аттестация

2

2

Итого

68

48

20

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование  модуля/ раздела/ темы.

Содержание обучения, а также наименование и тематика практических занятий (семинаров, лабораторных занятий),  форм организации занятий, видов деятельности обучающихся  используемых образовательных технологий и рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов

МОДУЛЬ 1. Современное искусство как явление культуры.

Тема 1. Генезис стилей. Реализм.

Импрессионизм и открытия в оптике. Реализм в XX в. (Р. Кент, Р. Гуттузо, мексиканские муралисты). Фотореализм.

Тема 2. Модерн.

Неоромантизм и модерн: Прерафаэлиты, А. Муха, Тиффани.

Тема 3. Генезис стилей. Экспрессионизм.

Постимпрессионизм (П. Гоген, В. Ван Гог), О. Дикс, А. Матисс, Д. Поллок.

Тема 4. Генезис стилей. Абстракционизм.

Понимание абстракционизма. В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, К. Бранкузи, В. Татлин.

Тема 5. Современная архитектура.

Архитектурные эксперименты во второй половине XX века. Деконструктивизм, Метаболизм, «Узкие дома», Хай тек. Декоративное оформление современной архитектуры (дом-слон, дом-корзинка)

Тема 6. Кинематограф и музыка в XX – нач. XXI вв.

Джаз, Рок-н-ролл, рок. Рок-опера. Эйзенштейн, сюрреализм, неореализм. Феномены авторского и массового кино.

МОДУЛЬ 2. Формы и жанры современного искусства.

Тема 1. Формы современного актуального искусства.

Инсталяция, перформанс, энвайромент. Концептуальное искусство. Поп-арт.

Тема 2. Уличное искусство.

Зарождение стрит-арта. Виды стрит-арта. Живописный стрит-арт. Инсталяции в стрит-арте. Роль городского пространства. Флеш-моб.

МОДУЛЬ 3. Современные проблемы культурологи.

Тема 1. Географическая и историческая типология культуры.

Понятие восточной и западной культуры. Север и юг в культурной парадигме. Марксистская типология культуры. Понятие «осевого времени».

Тема 2. Культура и экология.

Энвайроментализм, критерии всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тема 3. Национальные и религиозные конфликты как проблема культуры.

Национальная культура. Религиозные войны. Геноцид. Толерантность.

Тема 4. Письменность в культуре.

Формирование текстоцентричности европейской культуры. Концепция «Галактики Гутенберга». История книгопечатания. Текст как определяющий элемент культуры.

Тема 5. Современная медиакультура.

Телевидение. Реклама. Феномен мемов. Компьютерные игры. Сериал vs роман XIX в.

Тема 6. Мифотворчество в современной культуре.

Отличия архаичных и современных мифов. Городская мифология. СМИ и мифотворчество.

Тема 7. Массовая культура.

Признаки массовой культуры. Анализ основных произведений массовой культуры (кинематограф, литература, соц. сети).

Тема 8. Субкультуры и контркультура.

Понятие субкультуры и контркультуры. Теория множественности элит (А. Бентли). Субкультуры до XX века. Основные субкультуры. Современные тенденции.

Практические занятия (семинары, лабораторные занятия) - темы

Практическая работа «Структура культуры».

Семинар «Человек как творец культуры».

Используемые образовательные технологии

Технология развивающего обучения;

Технология опережающего обучения;

Технология развития критического мышления;

Игровые технологии.

Перечень рекомендуемых методических материалов, литературы, Интернет-ресурсов

Энциклопедии и справочники:

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. – М.: Эллис Лак, 1997.

Дополнительная литература:

Вальран В. Н., Советская фотография, 1917-1955 / Валерий Вальран. – Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2016. – 284 с.

Герман М. Ю., Импрессионизм : основоположники и последователи / Михаил Герман. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008.

Герман М. Ю., Модернизм : искусство первой половины XX века / Михаил Герман. – Любое издание.

История русского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова). Любое издание.

Культурология. ХХ век : Энциклопедия в 2 т. / [Гл. ред., сост. С.Я. Левит; Отв. ред. Л.Т. Мильская]. – СПб : Унив. кн., 1998.

Музыкальная Энциклопедия. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2005. – 1 электр. опт. диск.

Романтизм. [Электронный ресурс]: – М.: Директмедиа, 2004. – 1 электр. опт. диск.

Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – Любое издание.

Ресурсы сети Интернет:

WIKIPAINTINGS visual art encyclopedia. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.wikipaintings.org/ru 

Архитектура России. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarh.ru 

Библиотека по культурологи. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm

Виртуальный музей. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum-online.ru 

Живопись России XVIII-XX век. - [Электронный ресурс]. URL: http://sttp.ru

Искусство. Газета издательского дома «Первое сентября». - [Электронный ресурс]. URL: http://art.1september.ru

Искусство в школе: научно-методический журнал. - [Электронный ресурс]. URL: http://art-in-school.narod.ru

История искусств. - [Электронный ресурс]. URL: www.artyx.ru 

Коллекция архитектурных планов. - [Электронный ресурс]. URL: http://kannelura.info/ 

Композиторы ХХ века. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.maestroes.com 

Культура России. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianculture.ru 

Культурология. Библиотека. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.countries.ru/library.htm 

Педагогика искусства. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal 

Портал «Музеи России». - [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru 

Российский общеобразовательный портал. Коллекция: мировая художественная культура. - [Электронный ресурс]. URL: - http://artclassic.edu.ru/ 

Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция. - [Электронный ресурс]. URL: http://music.edu.ru 

Русский биографический словарь. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulex.ru

Теория и история культуры в персоналиях. - [Электронный ресурс]. URL: http://ortlib.narod.ru/cult00.htm 

Энциклопедия культур. - [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ  И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Форма аттестации

Семинар по теме «Человек как продукт и творец культуры».

Практическая работа «Структура культуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс

Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

рабочая программа факультатива "компьютерная графика" 7кл

рабочая программа факультатива разработана по учебнику Угринович....

Рабочая программа дисциплины "Культурология". 2 курс (СПО)

Рабочая программа дисциплины "Культурология" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)" Минспорта Чувашии. Программа содержит указание ...