Урок "Древнерусская иконопись"
методическая разработка по мхк (7 класс) на тему

Федорова Лариса Михайловна

Методическая разработка урока дополнена приложениями - заданиями  для проверки и оценки усвоения  учебного материала обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnerusskaya_ikonopis.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

К.п.н., Л.М. Федорова,

учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №11 г. Дубны МО

План-конспект открытого урока в 7а классе по искусству (МХК)

Тема урока: «Древнерусская иконопись».  (§ 17) 

УМК: 

1. Учебник. Данилова, Г. И. Искусство : Мир и человек в искусстве. 7 кл. : учебник  / Г. И. Данилова. – М. : Дрофа, 2014.

2. Программа. Искусство 5 – 11 классы : Рабочие программы. – М. : Дрофа, 2014.

Вид и форма урока: комбинированный, с использованием элементов интеграции с предметом искусство (музыка).  

(урок ознакомления с новым материалом, закрепления изученного,  применения новых знаний и умений на практике, с элементами игры, песенного хорового творчества учащихся, использованием ЭОРов (видеоматериалы, авторские дидактические разработки практических заданий и др.) 

Цели урока:  

  1. образовательные: изучение древнерусской иконописи как особого вида искусства, имеющего мировое художественное значение.  
  1. воспитательные: восприятие традиционных ценностей отечественной культуры через углубление знаний по древнерусской иконописи.  
  1. развивающие:

3.1 развитие умений использования специальных терминов в речи и при решении практических заданий по теме.

3.2 выполнение учащимися творческих заданий в форме групповой и парной работы.

3.3 презентация результатов творческих групповых работ.

Планируемые задачи: 

1. знакомство с древнерусской иконописью как видом религиозной живописи.

2. «присвоение» знаний о древнерусской иконописи как феномене мировой и отечественной культуры, имеющий отличительные черты с точки зрения  православия.

3. организация деятельности творческой работы  групп по выполнению опережающих дополнительных заданий к уроку.

Оснащение урока: 

АРМ и ММК, доска, стенд, хронологическая схема, синтезатор. Наглядные изображения, раздаточный материал с практическими и проверочными заданиями, «Памятка изучающего иконопись», интеллектуальная карта, «Словарик иконописца».

Ход урока: (приблизительные этапы) 

1.

1.1. настрой:

Хоровое исполнение учащимися песни «Молитва», авт. – Е . Крылатов

1.2. Организационный момент: 

1.3. визуально учащиеся знакомятся с записями на доске:

д/з (§17) – задание фиксируется в дневниках, тема урока (Древнерусская иконопись);

мотивационная идея учебной деятельности на уроке (восточная мудрость: «Все пути ведут отсюда туда»), тематические вопросы-связки (1. Где можно увидеть иконы?); 2. Зачем нужны иконы? – проблема ).[*словосочетания-ориентиры для учителя при проведении эвристической беседы: икона украшает, - напоминает ,- соединяет, -образует, -воздействует, -побуждает и др.]

Параллельно на демонстрационной доске (стенде) представлены: хронологическая схема (см. приложение №1);  фотография (фото фронтовика из личного архива семьи учащегося, картина и икона в иллюстративном варианте, как часть задания – разминки. (см. приложение № 2).

Всё это целесообразно применить для мотивации деятельности учащихся в форме небольшой эвристической беседы. Восточная мудрость приоткрывает смысл восприятия искусства иконописи как один из духовно-религиозных образов пути жизни человека в этом мире.

  1. Проверка домашнего задания. Д/з включало подготовку опережающих поисково-наглядных материалов, тематическую творческую работу в группах, закрепление п.16 «Дом – жилище человека».

В ходе организационного момента уже частично проверяется выполнение д/з (на стенде представлены найденные учащимися фото и иллюстрации, хронологическая схема, рассказ о крестьянской избе – жилище наших предков и об особом месте в ней – «Красный угол»).

  1. Основная часть урока (работа с текстом/параграфом, решение номеров, введение новой темы, вопросы по текст/параграфу и т.д.) 

Переход к основной работе на уроке осуществляется через словарную работу по новой теме, что также показывает результат исследовательской работы группы учащихся, выполнявших задание № 1: составить «Словарик иконописца», используя различные виды источников.

Представители группы провели игру, используя свой авторский «Словарик иконописца», как результат работы группы. Учащиеся находили определение новых словарных терминов, используя текст параграфа в учебнике (стр. 133-141).

Знакомство с большим объемом новых терминов позволило перейти к изучению технологии создания икон и пониманию особенностей творческого процесса мастера – иконописца.

Творческие задания других групп:

№ 2: «Иконостас» и его устройство (рассказ или презентация).

№ 3: «Кого и что изображают на иконах?» (рассказ или презентация о святых и особенностях его изображения)

№ 4: «Как появилась первая икона, и кто был её создателем?» (рассказ об иконе «Спас Нерукотворный»)

№ 5: «Самые почитаемые иконы на Руси» (рассказ или презентация).

* Задания повышенной сложности были предложены, выполнены индивидуально отдельными учащимися, проявляющими особый интерес к предмету (и заочно оценены).

*Темы: «Икона «Троица» и её автор», «Икона Николая Чудотворца с житием», «Типы иконографии», «Образ Владимирской Богоматери и её почитание на Руси», «Иоанн Предтеча и его образ в истории нашего города» и др.

Для закрепления темы:

1. Демонстрация видеофрагмента (10 мин.) фильма: реж. Венедиктов, авт. В. Суслов, «Древнерусская икона», изд. «Кварта», ГТГ. (см. YouToabe, 24 июля 2014).

2. Проверка усвоения новых терминов – игра «да»-«нет»:

1.Икона «Троица» - это зримый образ Символа веры христиан?(да)

2. Канон – это право мастера-иконописца создавать свою работу так, как он хочет? (нет)

3. В основу древнерусской иконописи положен принцип линейной перспективы? (нет)

4. Цка – доска для написания иконы? (да)

5. Ковчег – неглубокая прямоугольная выемка на лицевой поверхности доски? (да).

Практическая часть работы выполнялась парами. См. приложение № 3.

В ходе урока также использовалось художественная декламация поэтического произведения в исп. учащегося  (К. Д. Бальмонт. Икона) и оригинальная «физкультминутка», включавшее общее хоровое исполнение песни и гимнастику для глаз.

  1. Подведение итогов: резюме.

Подведение итогов состояло в подтверждении гипотетических ответов-предположений учащихся на проблемный вопрос «Зачем нужны иконы?», обозначенного в начале урока.  

Тезисно:

- для сохранения культурной традиции православного искусства иконописи.

- для передачи очень важной информации о существовании духовного мира и вечной жизни, с религиозной христианской точки зрения.

- для сохранения в памяти потомков представлений наших предков о жизни святых.

- для понимания и восприятия умозрительного образа иного идеального мира, отражающего взгляд церкви, запечатленного в творчестве мастеров-иконописцев,

  1. Выставление оценок производилось по 5-ти бальной системе за: творческие работы, практическую работу (в парах), активную работу в ходе эвристической беседы, игровой деятельности, работу в группах и отдельные наиболее яркие выступления учащихся на уроке.
  2. Рефлексия: 

А. Иконопись как особый вид искусства, преобладающий в христианской православной традиции, представляет собой уникальный феномен отечественной и мировой культуры, имеющий глубокие корни, развивающийся на протяжении двух тысячелетий, имеющий ценностную духовную и материальную значимость.

Б. Знание об искусстве иконописи позволяет человеку чувствовать себя не только культурным с точки зрения светской, но и уважать чувства православных верующих, для которых иконы представляют неотъемлемую часть жизни православной церкви.

В. Иконопись – это религиозный, многофункциональный вид искусства.

Г. Иконописные образы сопутствуют человеку, идущему по пути к духовному идеалу.

  1. Домашнее задание: задание № 7(составить вопросы), п.17, опираясь на текст, проработать интеллектуальную карту в цвете, выделив  в ней основные элементы.(см. приложение № 4).

 В приложениях представлены материалы, которые были использованы на уроке:

Приложение № 1. 

Хронологическая схема возникновения и развития иконописи.

  • Легенда о возникновении первого образа – 1 в. н.э.
  • Начало иконописания – 6 в.
  • Период иконоборчества – 1-я половина 8 в. – 2-я половина 9 в.
  • Утверждение почитания икон (7 Вселенский собор) – 787 г.
  • Принятие христианства на Руси и создание икон  – 10 в.

Приложение № 2. 

Задание – разминка.

На доске-стенде представлены 3 иллюстрации: икона, картина, фотография.

Учащимся предлагается провести аналогию между представленными вариантами изображений, ответив на вопрос, зачем нужны эти виды художественных работ?

Икона

?

Картина

?

Фотография

?

Предполагаемый ответ: сохранить в памяти важную для человека информацию доступными средствами.

Приложение № 3. 

Практические задания для работы парами.

Практическое задание

Работу выполнили:________________________________________________________

Оценка________________, дата_______________, класс______.

Задание № 1

Расположите названия частей и иконописных образов в соответствии с правилами их расположения в нижнем ряду иконостаса.

1

2

3

4

6

7

8

 Образ Спасителя - …

 Образ Богоматери - …

 Образ Иоанна Предтечи - …

 Тайная Вечеря - …

 Царские врата - …

 Образ Николая Чудотворца - …

Задание № 2. Решите кроссворд, используя ключ.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Неглубокая прямоугольная выемка .

2. Перспектива.

3. Автор образа – символа христианской веры.

4.Свод обязательных правил для написания иконы.

5. По выражению Е.Н.Трубецкого икону часто называют «…?...  в красках».

Ключ (по вертикали): икона- это?..

1.

к

О

в

ч

е

г

 

2.

о

Б

р

а

т

н

а

я

3.

Р

у

б

л

е

в

4.

к

А

н

о

н

5.

у

м

о

З

р

е

н

и

е

Задание № 3

Поставьте ударение в словах.

Калька

Иконопись  

Личное  письмо  

Припорох  

Шпонка

Левкас

Задание № 4

Вставьте пропущенные буквы в словах.

П _ в _ л _ ка

К _ нон

К _  _ чег

Прори _ ь

_ клад

Задание № 5. Вставьте пропущенные слова в тексте.

 В старину доску для написания иконы делали из _____________ и называли _______. Если мастер–_____________________ хотел писать большую икону, то он соединял несколько досок _______________________ на затыли. На лицевой стороне заготовки оставлял по краям __________, в середине прямоугольное углубление __________________, а между ними делал скос (лузгу), чтобы изображение лучше сохранялось.

  Готовая икона напоминала о Ковчеге _________ и Ковчеге Завета, они тоже делались из дерева. Гибельная стихия не поглотила _____________________Ноя. В ковчеге Завета хранились ____________________с заповедями. Все они были средствами Богообщения и великими святынями. А чем стала икона для _______________, может быть, одним из путей к ____________________?

Используй подходящие для вставки слова в нужном падеже: спасение, шпонки, христиане, Ной, праведный, липа,  скрижали, ковчег, цка, поля, иконописец.

Задание № 6. Найдите соответствие: 1-  ; 2-  ; 3-  .

1. Фотография

А. Свидетельствует о главной цели Боговоплощения – спасении души человека от вечной смерти.

2. Картина

Б. Запечатлевает авторское видение реальности в художественном образе.

3. Икона

В. Фиксирует сиюминутную реальность.

Задание № 7. Составьте самостоятельно 3 вопроса по теме, предполагающие ответ «да» или «нет»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская иконопись

Интегрированный урок по истории и ИЗО для 6 класса. Просто, интересно....

Иконопись

Данный материал можно использовать на уроке истории в разделе культура древней Руси. А так же на уроках МХК. Этот материал может быть взять за основу, а может изучаться с углублением. В презентации ра...

Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...

конспект урока по теме "Древнерусская живопись:иконопись" + презентация

Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись. ·...

Древнерусская иконопись

Факультативное занятие по МХК. 8 класс. Автор учебника Данилова Г.И. Древнерусская иконопись....

тест "Древнерусская иконопись"

Тест разработан на основе учебника МХК для 7-9 кл. Даниловой Г.И....

Презентация по МХК "Русская иконопись 14-16 в.в."

Презентация по МХК  для 10класса "Русская иконопись 14-16 в.в." предназначена для уроков МХК.  Содержит большое количество иллюстративного материала. Можно также использовать на ур...