Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
учебно-методический материал по обж (10 класс)

Иванова Ольга Григорьевна

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_obzh_ivanova.docx715.21 КБ

Предварительный просмотр:

http://warwall.ru/_ph/4/159231345.jpg

Методическая разработка по дисциплине «ОБЖ»

Тема урока: «Качества личности военнослужащего как защитника Отечества»

                                              Автор: преподаватель Иванова О.Г.  

Тема урока: «Качества личности военнослужащего как защитника Отечества»

Форма урока:  системно-деятельностный урок с элементами технологии «Педагогическая мастерская»

Цель: выявление основных личностных качеств, присущих военнослужащему – защитнику Отечества

Задачи:

Предметные

1. Обзор исторических событий с примерами проявлений героизма со стороны военнослужащих

2. Поиск идейного содержания в подвигах военнослужащих

3. Выявление взаимосвязи исторических событий в период Великой Отечественной войны и современных принципов поведения военнослужащих в условиях военного конфликта

4. Определение духовно-нравственных ценностей в исполнении воинских обязанностей

Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций и текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов, объединять их по идейному содержанию.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с произведением искусства

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1Формировать умение работать в группах.

2.Умение представлять результат своей работы.

3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других обучающихся.

4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

5. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

6. Устраивать эффективные групповые обсуждения.

Личностные результаты:

  1. Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  2. Высказывание личностного толкования понятий («мужество», «героизм», «отвага», «патриотизм»)
  3. Нравственная оценка поступков героев художественных произведений о периоде ВОВ 1941-1945 г.г., взаимосвязь с качествами личности военнослужащих

Дидактика:

1. фрагмент видеофильма «Начало Великой Отечественной войны», фильма «Подвиг 6 роты»

2. презентация

3. раздаточный дидактический материал (репродукции, понятия, взаимооценки).

Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД: 

– задание «Продолжи мысль»

– формулировка проблемы самими обучающимися

– постановка целей

– планирование

– ярко выраженный мотивационный момент, который провоцирует учащихся на решение проблемы (фильм «Подвиг 6 роты»)

– работа с произведениями искусства (поиск общей темы)


Урок «Качества личности военнослужащего как защитника Отечества»

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Актуализация

– Внимание на экран (слайд-фильм «Подвиг 6 роты»).

– О чем мы будем говорить?

– то помогло военнослужащим исполнить свой долг?

–     

Просмотр слайд-фильма

О военной службе и военных конфликтах/о войне.

- Личные качества

 

Качества личности военнослужащего

 

Проблематизация

– Как вы думаете, какими человеческими качествами должен обладать военнослужащий?

- Помогут ли эти качества в  борьбе с терроризмом?

- Какие именно качества помогут в «Науке побеждать»?

– По выводам какого события были закреплены принципы в Женевских конвенциях 1949 года?

- Какие события ВОВ 1941-1945 г.г. помогут нам определить основные качества , присущие военнослужащему – защитнику Отечества?

- Какова цель нашего занятия?

 

– Профессионализм, физическая сила, Героизм, мужество, любовь к Родине, самопожертвование, упорство при достижении цели, патриотизм.

- Да

- Упорство, дружба

- ВОВ 1941-1945 г.г.

- Исторические примеры подвигов военнослужащих

- Определить качества военнослужащего, помогающие при борьбе с врагами Отечества.

 

Целеполагание и планирование

– Откуда можно узнать о событиях военной истории нашего государства?

- Если события где военнослужащий проявил себя настоящим героем не происходили на самом деле, а образ был собирательным, то где можно встретить примеры таких героев?

– Следовательно, какая будет 1 цель в решении этой проблемы?

– Всегда ли мы можем понять, глядя на картину или фотографию какова идея их создания, о чем нам рассказал художник, каким представил своих героев?

- Формулируем вторую цель…

- Многие произведения говорят о подвигах советского народа, но относятся к прошлому веку, о чем расскажут эти произведения современному человеку?

- Стоит ли память о тех подвигах, которые  были так давно?

- Сформулируйте 4 цель в решении нашей проблемы?

– Какая из целей лично вас больше всего интересует?

– Какая из целей, на ваш взгляд, самая сложная?

 

– Из книг, периодических изданий, из СМИ

- В искусстве

1. Изучение произведений искусства о проявлениях героизма

– Нет.

2. Понимание идеи в произведениях искусства о героизме и мужестве

- Упростить способ изображения

– Сопереживания, боли, гордости и т.д.

- о патриотизме, о подвигах народа

- Да, потому что это рассказ о прошлом, о том, что может случиться еще раз, о вечных ценностях

3. Прошлое нельзя забывать

–…….

– …….

 

 

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ОНЗ)

                                      Освоение нового понятия  «духовное оружие военнослужащего»

                                      Освоение метапредметного способа – работа в группах

                                      Освоение предметного способа – восприятие и осмысление морально-нравственных   ценностей защитников Отечества

Работа по плану: 1 цель

Знание произведений искусства периода ВОВ

- Произведения искусства подобраны для 4 групп, в каждой группе по 5 человек. 5 человек-это пять лучиков звезды, а Красная звезда была символом Красной Армии. На партах у вас есть произведения искусства и стихи, посвященные темам картин. Рассмотрите картины и подберите к ним соответствующие строки.

Работа в группах

Задание: «Подберите стихотворение, дополняющее картину»

1 группа:

  1. «После изгнания фашистов» Т.Г. Гапоненко 1943-1946
  2. «Фашист пролетел» А.А. Пластова 1942
  3.  «Ленинградка» (в сорок первом) Б.С. Угаров 1961
  4. «За что?» Раненный ребенок. А.И. Харшак 1942

2 группа

  1. «Победа» Моисеенко Е.Е. 1970-1972
  2. «Победа» (Рейхстаг взят) Кривоногов П.А.1948
  3. «Возвращение» В.Н. Костецкий 1945-1947
  4. Воин-освободитель Е.В. Вучетич 1946-1949-скульптура

3 группа

  1. «Защитники Брестской крепости» П.А. Кривоногов 1951
  2. «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека 1942
  3. «Поединок. На Курской дуге» 1964 П.А. Кривоногов
  4. Обвинение… 1967. Нюрнбергский процесс. Кукрыниксы.

4 группа

  1. «Мать партизана» С.В. Герасимов 1943
  2. Кукрыниксы. «Таня». 1942-1947 годы.
  3. М. В. Альперт (1899-1980) Комбат. 1942-фото
  4. Г. М. Шегаль. Медсестра (В свободную минуту) 1945 г.

  

Работа по плану: 2 цель

Проверка понимания шедевров

– У каждой группы представлено 4 произведения искусства, рассмотрите их и попробуйте объединить все 4 изображения под единым понятием.

- Расскажите об основной идее каждого произведения

Задание: «Найдите идейную составляющую в произведениях, объедините их единым понятием»

 

 

 

Работа по плану: 3 цель

Изучить особенности  плакатного искусства в годы ВОВ.

Работа в группах

Задание: «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.»

По критериям:

- Что изменилось в сравнении с живописью?

- Какова основная идея?

- Какими способами художники выразили эту идею?

- Можно ли с помощью трафарета воспроизвести этот плакат?

Для 4 групп плакаты:

- «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

- И.М. Тоидзе «Родина- мать зовет!» 1941(литография)

- Окно ТАСС М. Черемных  №14 сентябрь 1943

- Окно ТАСС № 1248 П. Шухмин, Д. Бедный 1945

 

– Каждая группа получает 1 слово из вариантов «мужество, героизм, отвага, патриотизм» (таблички со словами раздать).  

Задание:

Дать толкование слову

(обсудить и записать)

Найти примеры в произведениях искусства

 

Мужество

– Что такое «мужество»?

МУЖЕСТВО-это душевная стойкость и смелость.

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример мужества в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «мужество»?

 Это будет наш 1                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявлена героем/героями стойкость духа.

– Потому что это храбрость, присутствие духа в опасности.

«Духовное оружие военнослужащего– это мужество и храбрость и присутствие духа в опасности»

 

   Героизм                            

– Что такое «героизм»?

– ГЕРОИЗМ-Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример героизма в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «героизм»?

 Это будет наш 2                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется героизм героя/героев.

– Потому что это проявление решительности, стойкость духа и готовность пожертвовать собой ради других.

«Духовное оружие военнослужащего состоит из… героизма, а героизм-это способность к совершению подвига»

 

ОТВАГА

– Что такое «отвага»?

– ОТВАГА-Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль ""3а отвагу"". (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример отваги в этих произведениях.

– Почему представление о духовном оружии связано со словом «отвага»?

 Это будет наш 3                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:………….

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется отвага героя/героев.

– Потому что это проявление храбрости и бесстрашия, а это говорит о стойкости духа.

«Духовное оружие военнослужащего состоит из… отваги, а отвага-это способность идти на риск преодолевая страх»

 

Патриотизм

– Что такое «патриотизм»?

– ПАТРИОТИЗМ - Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. (словарь Ожегова)

- Посмотрите на произведения искусства у вас на столах, найдите пример патриотизма в этих произведениях.

– Как идейное и духовное оружие связано со словом «патриотизм»?

 Это будет наш 4                                               (запись в тетради)

Зачитывают свои определения:…………. (Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. )

Диалог

– Приводят примеры, объясняя в чем проявляется патриотизм героя/героев.

– Патриотизм-это одна из составляющих духовного оружия. Любовь к Родине, ответственность перед народом укрепляет боевой дух. (За мной моя страна, мой город, моя семья)

«Духовное оружие военнослужащего состоит из… патриотизма – духовного источника сил воина»

 

Работа по плану: 3 цель

Прошлое нельзя забывать

По официальным данным в Великой Отечественной войне погибло 26,6 человек. Это была самая страшная война XX века. Сегодня не смотря на мирное время в нашей стране продолжают гибнуть люди.  

- Каждой группе нужно придумать и  рассказать/представить живописную картину, агитационный плакат или фотографию которая была бы посвящена событиям Великой Отечественной войны или современным трагическим событиям по критериям:

- в ней заложена идея борьбы или отношения к событиям

- она могла бы служить идейным и духовным оружием в борьбе с терроризмом

- не содержала бы сцен насилия, излишней правдивости в изображении человеческих жертв

На экране: Слайды о трагедии в Беслане, взрывы в московском и петербургском метро, захват заложников на Дубровке.

Работа в группах

Задание «Послание моему поколению»

 

– Прочитайте 4 составляющих духовного оружия человека?

- Как выдумаете, что еще можно добавить к этим ключевым словам?

5 определение:

Духовное оружие военнослужащего – это способность противостоять врагам с помощью   мужества, героизма, отваги и патриотизма.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

Взаимоконтроль и взаимооценка по работе групп:

Мы с вами сегодня выполнили ряд заданий и для оценки нашей работы, я прошу каждую группу оценить работу других групп по пятибалльной шкале:

За каждое задание

  1. «Подберите стихотворение, дополняющее картину»
  2. «Дать характеристику примерам массового искусства в период ВОВ 1941-1945 г.г.»
  3. Задание «Послание для моего поколения»

Обучающиеся выставляют оценки в бланке, комментируют кратко свой ответ

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Истинный патриот сознательно любит свое Отечество. В первую очередь каждый военнослужащий должен дорожить своей честью – внутренним нравственным достоинством человека.

Также военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, касающиеся обращения с раненными и больными, с гражданским населением в районе боевых действий. Человеколюбие – является неотъемлемым качеством российского воина.

        Обучающиеся записывают, что должен военнослужащий , чтобы с честью и достоинством нести звание защитника Отечества

РЕФЛЕКСИЯ

– Заполнение небольшой анкеты:

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Заполнение анкеты

               

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка новых учебно-методических материалов

Разработка новых учебно-методических материалов в учебном году 2013-2014 года:-Разработаны нормативы для сдачи на пояса для младших классов с картинками (на два первых пояса). В связи с тем, что назва...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания посадочного места  элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание символьной библиотеки с помощью Мастера символов Symbol Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания изображения символа элементов с помощью Мастера символов Symbol Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный мет...

Методическая разработка Использование учебно-методического комплекса «Наноэдъюкатор II» в урочной, внеурочной деятельности учащихся по биологии.

Данная методическая разработка содержит опыт применения учебно- методического комплекса  «Наноэдъюкатор  II» в урочной и внеурочной деятельности учащихся....

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов» Номинация: «ЭУММ для урока»

Муниципальный педагогический конкурс «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов»Номинация:        «ЭУММ для урока»...

Методическая разработка по английскому языку по теме "Личные качества человека" (10 класс)

Презентация с включением макросов drag and drop позволяет в интерактивной форме отработать с учащимися лексико-грамматические упражнения на уроке английского языка в 10 классе общеобразовательной школ...

разработка «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для обучающихся 1-4 классов»

Тема методической разработки  - «Комплект учебно-методических материалов для итогового занятия внеурочной деятельности по теме «Профессии» для 1-4 классов».УМК разработан ...