Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы
олимпиадные задания по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бабий Елена Александровна

Задания построены на основе Методических рекомендаций по проведению школьного  этапа ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

7-8 класс _______________________________________________________________________________________

Шифр

7-8

За 5 заданий максимально – 143 балла.

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Максимальная оценка – 40 баллов  

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Симфония

Балет

Опера

Определения:

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторство,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

Максимальная оценка: 26 баллов

Вид на Софийский собор

Картинки по запросу медный всадник

1.

2.

3.

3 задание

Даны 8 произведений.

  1. Укажите, какие жанры изобразительного искусства представлены этими произведениями.
  2. Если знаете автора и название, подпишите.

Максимальная оценка – 40 баллов

Картинки по запросу пущин в гостях у пушкина

1.

http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0248495903.jpg

2.

Картинки по запросу пейзаж шишкин3. 

Картинки по запросу дюрер заяц

4. 

5. Скульптурный портрет Петра Первого, Растрелли

6.

7. 

http://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/devyatyy-val-ayvazovskiy+.jpg

8.

4 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину А.А.Пластова «Летом»

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Напишите 3 примера произведений этого жанра (автор, название)

Максимальная оценка – 25 баллов

Ответ:

5 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям. 

Максимальная оценка: 12 баллов

1 – Сонет. 2 – Батик. 3 – Бутафория. 4 – Пантомима. 5 – Анфилада. 6 – А капелла.

А – Вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

Б – Предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

В – Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.

Г – Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

А

Б

В

Г

.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

7-8 класс

_______________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс характеризуется эмоциональной слитностью текста и музыки: мелодия очень тесно связана с литературным текстом, каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки

Симфония

1. В.А.Моцарт, 1 часть симфонии № 40

Балет

3. С.С. Прокофьев, «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта»

Опера

2. М.И. Глинка, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторство

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1.

  • Собор Святой Софии
  • Древняя Русь
  • Сер. XI вв. (1045-1050 гг.)
  • Великий Новгород, Россия

2.

  • «Дискобол», Мирон
  • Древняя Греция
  • Сер. V в. до н.э.

3.

  • Памятник Петру I «Медный всадник», Э. Фальконе
  • Русская культура (Россия)
  • Сер. XVIII в. (1768-1770)
  • Санкт-Петербург, Россия

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  2. правильно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  3. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  4. правильно называет авторов скульптур – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 4 балла.
  5. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 4 баллов
  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимальная оценка: 26 баллов

3 задание

Даны 8 произведений.

  1. Укажите, какие жанры изобразительного искусства представлены этими произведениями.
  2. Если знаете автора и название, подпишите.

1. Бытовой жанр. Н.Н. Ге (2 б.) «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» (2б.)

2. Батальный жанр. А.А.Дейнека. (2б) «Оборона Севастополя» (2б)

3. Пейзаж. И.И.Шишкин (2б.) «Рожь» (2б.)

4. Анималистический жанр

5. Портрет. К.Б.Растрелли (2б) «Портрет Петра I» (2б.)

6. Мифологический жанр. В.М.Васнецов (2б.). «Иван-царевич на сером волке» (2б.)

7. Натюрморт.

8. Маринистический жанр (марина). И.К.Айвазовский (2б). «Девятый вал» (2б.)

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет жанр – по 2 балла. Всего 16 баллов.
  2. правильно указывает автора и название произведение – по 2 балла за каждый элемент. Всего 24 баллов.
  • За ошибки в написании термина, имени или названия снимается 1 балл в каждом случае.

Максимальная оценка – 40 баллов

4 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину А.А.Пластова «Летом»

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Напишите 3 примера произведений этого жанра (автор, название)

Предполагаемый ответ:

1. На мягкой траве под березами, в светлой одежде и ярко-алом платке сидит девочка лет семи, вытянув босые ножки. Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина, художник не показывает нам ее лица. Пока бабушка отдыхает, девочка перебирает ягоды. К правому боку девочки прижалась собака, которую героини картины взяли с собой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добычу» своих героинь в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесными ягодами. На заднем плане – залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес.

2. Детали. Большая плетеная корзина, полная крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче, кувшин с ягодами говорят о том, что девочка со своей бабушкой долго ходили по лесу, искали грибы и ягоды. Собака, на первый взгляд спящая, не теряет бдительности в незнакомом месте – ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу. Яркие, насыщенные цвета одежды героинь (алый платок, голубые бусы девочки, темно-синее платье женщины) в сочетании с такими же яркими красками природы создают образ летнего знойного дня. Две березы (символ России), одна из которых явно моложе, как отзвук образов двух героинь. На тонкой березе красноватый след от снятой коры словно вторит алому платку девочки.

3. Общее впечатление от картины – радостное, солнечное, умиротворенное. Общая цветовая гамма картины «Летом» – яркая, колоритная. Полянка словно залита лучами солнца, проникающими через листву берез, это вызывает ощущение лета, приятной усталости после выполненной работы.

4. Бытовой жанр: Ф.П.Решетников «Опять двойка», П.А.Федотов «Завтрак молодого аристократа» и др.

Критерии:

  1. за описание общей композиции – максимум 5 баллов
  2. за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 5 баллов
  3. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
  4. верное указание жанра – 2 балла
  5. верное указание примеров того же жанра – 2 балла за каждый. Максимально 6 баллов.
  • Связное изложение ответа (связный текст) – 2 балла
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов, за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

Максимальная оценка – 25 баллов

5 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.

1 – Сонет. 2 – Батик. 3 – Бутафория. 4 – Пантомима. 5 – Анфилада. 6 – А капелла.

А – Вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

Б – Предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

В – Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.

Г – Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

А

Б

В

Г

4

3

1

5

2. Батик – название разнообразных способов ручной росписи различных тканей.

6. А капелла (а cappella) – термин, относящийся к вокальной и хоровой музыке, предназначенной для исполнения без инструментального сопровождения.

Критерии:

Участник…

  1. верно соотносит термины и определения – 2 балла за каждое определение. Максимально 8 баллов.
  2. верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.

• За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Оценка: 12 баллов.

Итого за 6 заданий максимально – 143 балла.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч.г.

5-6 класс

________________________________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Даны ряды слов.

  1. Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
  2. Поясните свое решение:
  • почему этот элемент лишний,
  • что объединяет остальные.

Предполагаемый ответ:

Элементы

Объяснение

Виолончель, труба, свирель, арфа

Свирель – народный духовой инструмент, остальные – инструменты симфонического оркестра

Н.А. Римский-Корсаков, Ф. Шуберт, Н. Носов, М.П. Мусоргский, В.А. Моцарт

Н.Носов – детский писатель, остальные – композиторы

«Спящая красавица», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»

«Золушка» – балет (произведение) С.С.Прокофьева, остальные – П.И.Чайковский

День Победы, Международный женский день, День Защитника Отчества, Новый год, Рождество

Рождество – христианский праздник, остальные – государственные праздники

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяетлишний элемент – 2 балла. Макс. 8 баллов.
  2. Дает правильное истолкование элементу – 2балла. Макс. 8 баллов.
  3. Дает верное определение группе – 2 балла. Макс. 8 баллов.

Примечание: если участник дает другой вариант ответа, но правильно и логично его объясняет, ответ засчитывается.

Максимальная оценка – 24 балла  

2 задание:

Даны иллюстрации к сказкам.

1. Укажите названия произведений и их авторов, язык, на котором создано произведение.

2. Если какая-то из сказок стала основой для мультипликационного, художественного произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.

Автор, название

Язык оригинала

Примечание

1

К.И.Чуковский «Айболит» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм(4 б.)

2

А.А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» (4 б.)

Английский (2 б.)

Мультфильм (2 б.)

3

Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (4 б.)

Английский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

4

Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

Критерии:

Участник…

  1. Правильно определяет название, автора и язык оригинала – по 2 балла за каждый верный элемент.
  2. Верно жанр созданного на основе сказки произведения – по 2 балла за каждый верный ответ.

Максимальная оценка: 38 баллов

3 задание

Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение.

  1. Напишите название и автора картины.
  2. Опишите, что изображено на картине, на данном фрагменте, что находится справа и слева от него, какие Вам помнятся детали.
  3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, рассказывающих о картине, передающих ее настроение.

Предполагаемый ответ:

1. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

2. На картине слева от медвежонка художник расположил всю медвежью семью: медведицу и еще двух медвежат, которые забрались на поваленное дерево. По центру (за медвежатами) и справа изображенывеличественные сосны, они настолько высоки, что даже не поместились на полотне полностью. Сумрачный лес пронзается лучами раннего солнца.

3. На картине все смотрится очень гармонично, она очень яркая и реалистичная, передает хорошее настроение. В картине чувствуется тишина леса, которую нарушают медвежата своей возней. Они кажутся добрыми и безобидными, словно приручены.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяетназвание и авторапроизведения – по2баллазакаждыйэлемент.Макс.4балла.
  2. верно описывает элементы композиции картины – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 10 баллов.
  3. описывает настроение – 2 балла за каждый элемент.Макс. 6 баллов
  4. Оправданноерасширениеответа (подробное описание композиции, дополнительные яркие определения, связное изложение ответа) – до 4 баллов.

Максимальнаяоценка – 24балла

4 задание

Показаны произведения различных народных промыслов.

  1. Напиши названия этих промыслов.
  2. Опиши эти виды декоративно-прикладного искусства: где появился, где находится центр этого промысла, по каким приметам его можно узнать, какой материал используется.

Предполагаемый ответ:

1. Гжель. Гжель – русский традиционный промысел, вид росписи керамики, назван так по месту в Московской области, где и появился. Этот вид росписи узнается по характерному сочетанию цветов: белый фон и сине-голубые узоры и цветы, они наносятся одной краской – кобальтом, но после обжига мазки приобретают разные оттенки.

2. Хохлома. Хохломская роспись появилась в XVII веке под Нижним Новгородом, название получила от села Хохлома. Особенность хохломской росписи – в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной обработки деревянного изделия. Роспись сочетаетзолотой цвет с красным и черным, другие цвета (зеленый, коричневый) служат дополнением. Традиционный растительный узор из стилизованных «травок», «ягодок», «цветов», «листьев» почти сплошь покрывает изделие, иногда встречаются изображения птиц и рыб. Мастер никогда не повторяет узор, всякий раз располагает листья, цветы и плоды по-новому.

3. Дымковская игрушка. Дымковская или вятская глиняная игрушка – один из самых старинных русских народных промыслов. Это фигурки высотой около 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными являются всадники, петухи, женские фигуры в широких юбках и кокошниках. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

4. Городецкая роспись.Городецкая роспись по дереву – народный промысел города Городец под Нижним Новгородом, развивается со второй половины XIX века. В основном, это цветочные и сюжетные композиции. Цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Сюжетные изображения условны по характеру, декоративны, показан быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Любимые цвета – ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный фон, на котором особенно ярко выглядят разные цвета основного рисунка.

Критерии:

Участник…

  1. Правильно определяет промысел – 2 балла за каждое название, максимально – 8 баллов.
  2. Правильно описывает промыслы:
  • место возникновения (область) – по 1 баллу, максимально 4 балла;
  • используемый материал – по 1 баллу, максимально 4 балла;
  • характерные цвета и сюжеты – до 3 баллов за каждый промысел, максимально 12 баллов.

Максимально – 28 баллов

5 задание.

Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства.

  1. Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
  2. Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.

1 – Мойдодыр. 2 – И.И. Шишкин. 3 – Ф. Шопен. 4 – Мелодия. 5 – Палитра. 6 – Пеппи Длинныйчулок.

7 – Л. ван Бетховен. 8 – Пастель. 9. – Мольберт. 10 – С. Михалков. 11 – Симфония. 12 – Рассказ. 13 – Тамтам. 14 – Колорит. 15 – Эпитет.  

Вид искусства

Номера

Музыка

3, 4, 7, 11, 13

Живопись

2, 5, 8, 9, 14

Литература

1, 6, 10, 12, 15

Колорит

Соотношение красок (цветов) в картине по тону, насыщенности, яркости

Аккомпанемент

Сопровождение мелодии одним или несколькими инструментами

Критерии:

Участник…

  1. вернораспределяетимена и термины погруппам – 1 баллзакаждыйэлемент. Макс. – 15 баллов
  2. верно определяет значение терминов – по 2 балла за каждое определение. Макс. – 4 балла

Максимально – 19 баллов

По итогам всей работы за орфографические ошибки (особенно в написании имен) снимается до 5 баллов

Итогоза5заданий максимально – 133балла.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

9 класс

_______________________________________________________________________________________

Шифр

9

За 5 заданий максимально – 178 баллов

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Максимальная оценка – 40 баллов  

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Симфония

Балет

Опера

Определения:

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторов,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время. 

Максимальная оценка – 26 баллов

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%28%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%D0%97%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%8B%292.jpg

Исаакиевский собор

1.

2.

3.

3 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину.

1. Напишите название произведения и автора.

2. Опишите сюжет и общую композицию работы.

3. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.

4. Определите общее настроение картины.

5. Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.

6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Максимальная оценка – 35 баллов

Ответ:

4 задание

  1. Отметьте номера произведений, которые относятся к культуре Ренессанса.
  2. Укажите, к каким периодам относятся остальные примеры.
  3. Подпишите знакомые произведения (название, автор).

Максимальная оценка – 46 баллов

1.

fayum1.jpg

2.

Описание картины Альбрехта Дюрера «Автопортрет в образе Христа»

3.

4.

5.

http://centant.spbu.ru/sno/lib/ha/illustr/156.jpg

6.

http://zhitanska.com/sites/default/files/images/stories/ZHVV/Greece_Mikeni/Mikeni_Livinie_vorota.jpg

7.

8.

http://travels4you.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BD-%D0%B2-%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5.jpg

9.

Картинки по запросу искусство ренессанса

10.

11.

http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/mythology/gr/aphrodite/aph005.jpg

12.

5 задание

Соотнесите авторов, вид искусства и произведения, проставив в таблице соответствующие буквы и цифры. 

Максимальная оценка – 31 балл

А – литература

Б – живопись

В – архитектура

Г – музыка

Д – скульптура

Е – иконопись

Ж – кино

З – театр

1 – Петропавловский собор

2 – «Золушка»

3 – «Евгений Онегин»

4 – «Пер Гюнт»

5 – «Мона Лиза дель Джоконда»

6 – «Ромео и Джульетта»

7 – «Одиссея»

8 – «Медный всадник»

9 – «Ветхозаветная Троица»

10 – «Иван Сусанин»

11 – «Явление Христа народу»

12 – «Лебединое озеро»

13 – Михайловский дворец

Автор

Вид искусства

Произведение

П.И. Чайковский

К.И. Росси

С. С. Прокофьев

А.С. Пушкин

А.А. Иванов

Гомер

Г. Ибсен

М.И. Глинка

М. Фальконе

У. Шекспир

Д. Трезини

А. Рублев

Э. Григ

Л. да Винчи



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

9 класс

_______________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс характеризуется эмоциональной слитностью текста и музыки: мелодия очень тесно связана с литературным текстом, каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки

Симфония

1. В.А.Моцарт, 1 часть симфонии № 40

Балет

3. С.С. Прокофьев, «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта»

Опера

2. М.И. Глинка, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторов,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1. Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)

  • Древняя Русь
  • 2-я пол. XII века
  • Русский музей, Санкт-Петербург

2. Храм Софии Киевской

  • Древняя Русь
  • 1037 г. (1 пол. XI в.)
  • Киев, Украина

3. Исаакиевский Собор, (собор преподо́бного Исаа́кия Далма́тского), арх. О. Монферран

  • Россия
  • Сер. XIX в. (1818-1958 гг.)
  • г. Санкт-Петербург

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов.
  2. правильно называет автора 3 примера – 2 балла за верный ответ.
  3. верно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  4. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  5. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  • При орфографической ошибке в написании имени или названия – снимается 1 балл за каждый случай.

Максимальная оценка: 26 баллов

3 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину.

1. Напишите название произведения и автора.

2. Опишите сюжет и общую композицию работы.

3. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.

4. Определите общее настроение картины.

5. Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.

6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Предполагаемый ответ:

1. В.И. Суриков, «Взятие снежного городка»

2. На картине запечатлена широко известная зимняя, точнее, масленичная казачья забава – взятие снежного городка. События, которым посвящена картина, разворачиваются на заснеженном просторе. Далеко вдали видны снежные холмы. По центру картины собралась нарядная толпа крестьян – в белых тулупах, полушубках, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Почти все с восхищением смотрят на всадника в высокой шапке, который берет снежное препятствие на черном скакуне. Он прорвался через толпу защитников городка, "вооруженных" ветками и палками. Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами. За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются, им весело. С правой стороны картины мы видим в санях, украшенных яркой цветастой ковровой накидкой, наблюдает за игрой богато одетая дворянская чета.

Горизонтальная композиция картины подчеркивает масштабы пространства. Нарастающее из глубины движение находит свою кульминацию в яростном прорыв удачливого всадника. Движение следующих за победителем участников игры подчеркнуто диагональным построением основной группы.

3. Детали. Много внимания художник уделил бытовым атрибутам: праздничной одежде (цветные платки, расшитые полушубки, бекеши с меховыми воротниками), убранству саней – всему тому, что создано руками народа. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Всё событие проходит на фоне чистейшего снега. Именно белый фон создаёт ту самую контрастность, которая требуется для максимального акцентирования внимания на людей в картине.

4.  Главные эмоции этого сюжета – жизнерадостность, упоение жизнью, азарт. На картине всё искрится весельем, молодецкой удалью, сверкает красками в зимнем прозрачном воздухе. Удивительная яркость, приподнятость настроения усиливается за счет звучного, насыщенного колорита, построенного на контрастах цветового сочетания белых, красных, синих, желтых, зеленых цветов.

5. Бытовой жанр: В.Г. Перов «Тройка или Ученики-мастеровые везут воду», Ф.С. Решетников «Опять двойка», В.В. Пукирев «Неравный брак»

6. Картины В.И. Сурикова: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы»

Критерии:

Участник…

  1. верно называет автора и произведение – по 2 балла. Макс. 4 балла
  2. верно описывает сюжет – до 3 баллов
  3. описывает общую композицию – до 5 баллов
  4. за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – до 5 баллов
  5. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – до 5 баллов
  6. верное указание жанра – 1 балл.
  7. верное указание произведений (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое. Макс. 6 баллов.
  8. верное указание других работ того же автора – 1 балл за каждую. Макс. 3 балла.
  9. оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, сюжете, жанре, связное изложение текста) – до 3 баллов.
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов.

Максимально – 35 баллов

4 задание

  1. Отметьте номера произведений, которые относятся к культуре Ренессанса.
  2. Укажите, к каким периодам относятся остальные примеры.
  3. Подпишите знакомые произведения (название, автор).

1. Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем»

2. Античность (Древний Рим), Фаюмский портрет (Портрет молодой женщины из Эр-Рийяд)

3. А. Дюрер, «Автопортрет»

4. Микеланджело, «Давид»

5. Античность (Древняя Греция), Скопас, «Мелеагр» (римская копия)

6. Античность (Древняя Греция), «Дремлющая Афина»

7. Античность (Крито-микенская культура), Львиные ворота в Микенах

8. Собор святого Петра, арх. Браманте, Рафаэль, Делла Порта, Микеланджело, Виньола и др.

9. Античность (Древний Рим),  Пантеон

10. Микеланджело, «Пьета»

11. Древний Египет, Маска Тутанхамона

12. Античность (Древняя Греция), Венера Милосская, Агесандр (?)

Критерии:

Участник…

  1. Верно выбирает произведения – 2 балла за каждое. Максимально 10 баллов
  2. Верно определяет культурную эпоху остальных произведений – 2 балла за каждый пример. Максимально 14 баллов
  3. Верно называет приведенные в таблице произведения – 2 балла за каждое. Максимально 22 балла
  • При орфографической ошибке в написании имени или названия – снимается 1 балл за каждый случай.

Максимально – 46 баллов

5 задание

Соотнесите авторов, вид искусства и произведения, проставив в таблице соответствующие буквы и цифры

А – литература

Б – живопись

В – архитектура

Г – музыка

Д – скульптура

Е – иконопись

Ж – кино

З – театр

1 – Петропавловский собор

2 – «Золушка»

3 – «Евгений Онегин»

4 – «Пер Гюнт»

5 – «Мона Лиза дель Джоконда»

6 – «Ромео и Джульетта»

7 – «Одиссея»

8 – «Медный всадник»

9 – «Ветхозаветная Троица»

10 – «Иван Сусанин»

11 – «Явление Христа народу»

12 – «Лебединое озеро»

13 – Михайловский дворец

Автор

Вид искусства

Произведение

Возможный общий балл

П.И. Чайковский

Г

3, 12

3

К.И. Росси

В

13

2

С. С. Прокофьев

Г

2, 6

3

А.С. Пушкин

А

3, 8

3

А.А. Иванов

Б

11

2

Гомер

А

7

2

Г. Ибсен

А, З

4

2

М.И. Глинка

Г

10

2

М. Фальконе

Д

8

2

У. Шекспир

А, З

6

2

Д. Трезини

В

1

2

А. Рублев

Е

9

2

Э. Григ

Г

4

2

Л. да Винчи

Б

5

2

Критерии:

  • Участник верно соотносит авторов, виды искусства и произведения – 1 балл за каждый элемент

Максимально – 31 балл

Итого за 5 заданий максимально – 178 баллов


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

10 класс _______________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс характеризуется эмоциональной слитностью текста и музыки: мелодия очень тесно связана с литературным текстом, каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки

Симфония

1. В.А.Моцарт, 1 часть симфонии № 40

Балет

3. С.С. Прокофьев, «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта»

Опера

2. М.И. Глинка, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Перед Вами десять изображений произведений искусства.

  1. Подпишите известные Вам произведения (название, автор, время создания).
  2. Объедините их в группы (не менее 2 произведений в группе, не более 6 групп). Объясните принцип группировки.

1. Ника Самофракийская, II в. до н.э.

2. «Купчиха», Б.М.Кустодиев, 1915

3. Исаакиевский собор, арх. О.Монферран, сер. XIX в. (1818-1958 гг.)

4. Памятник Минину и Пожарскому, И. Мартос, 1818 г.

5. «Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков, посл. четв. XIX в. (1878-1881)

6. «Видение отроку Варфоломею», М.В.Нестеров, 1889-1890 (кон. XIXв.)

7. Здание двенадцати коллегий, арх. Д.Трезини, 1 пол. XVIII в.(1722-1742)

8. Казанский собор, арх. А.Н. Воронихин, 1811

9. Портрет П.М.Третьякова, худ. И.Е.Репин, 1901

10. Петр I, М.М. Антокольский, рубеж XIX-XXвв.

Номера

Примерные варианты принципов группировки

1

1, 4, 10

Скульптура

2

3, 7, 8

Архитектура

3

2, 5, 6, 9

Живопись

4

3, 2, 7, 8

Произведения в Санкт-Петербурге

5

4, 5, 6, 9

Произведения в Москве

6

4, 6, 9, 10

Мужские образы

7

1, 2

Женские образы

8

5, 10

Произведения, связанные с образом Петра I

9

9, 10

Портреты

10

1, 3, 6, 7, 8

Произведения, связанные с религией

Критерии:

1. Участник правильно называет работу, автора, время – по 1 баллу за каждый элемент. Максимально 29 баллов

2. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 12 баллов.

3. Участник обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стиль, дополнительные сведения, дополнительные варианты группировки) – до 5 баллов за весь ответ.

  • Снимается за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

Максимально – 46 баллов.

3 задание

Рассмотрите и проанализируйте произведение русской живописи.

1. Напишите название работы и ее автора, время создания.Купчиха за чаем

2. Опишите общую композицию работы.

3. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.

4. Определите общее настроение работы.

5. Укажите три работы этого же художника.

6. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра (название, автор).

Предполагаемый ответ:

1. «Купчиха за чаем», Б.М.Кустодиев, 1918 г.

2. На картине представлена купчиха – красивая и румяная женщина. Она сидит на открытом балконе тёплым летним днём. На заднем плане открывается русский пейзаж с зеленью, домами и белокаменными церквушками. На женщине красивое и дорогое платье. На столе стоит традиционный русский самовар, нарезанный арбуз, фрукты и сладости. Купчиха пьёт чай из блюдечка, кот трётся о плечо хозяйки. На соседнем балконе пьёт чай другая купеческая семья.

Картина построена так, что фигура женщины и натюрморт на переднем плане сливаются в устойчивую пирамидальную композицию. Плавные, неторопливо-спокойные ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от краев холста к его центру,

3. Детали. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: купчиха пьет чай из блюдца (подчеркнуто по старинному обычаю), трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот подчеркивает спокойную и беззаботную обстановку чаепития, великолепный «гастрономический» натюрморт и патриархальный город с церквами и торговыми рядами на заднем плане. Все говорит о некоем умиротворении, смаковании сытого, бездумного существования.

4. В работе ощущается умиротворяющее спокойствие, незыблемость. Мягкая, уютная атмосфера картины является олицетворением богатства и благополучия. Яркие краски удивительным цветовым аккордом создают ощущение полноты жизни и в то же время их декоративность, «лубочность» придают всему некую иронию.

5. «Купчиха», «Масленица», «Николай II», «Большевик»

6. Бытовой жанр. В.Г.Перов «Чаепитие в Мытищах», П.А.Федотов «Завтрак молодого аристократа», И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»

Критерии:

  1. Участник верно называет произведение, автора, время создания – по 1 баллу за каждый элемент
  2. За описание общей композиции – максимум 5 баллов
  3. За описание значимых деталей – максимум 5 баллов
  4. За описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
  5. Верное указание других работ этого автора – 1 балл за каждую,
  6. верное определение жанра – 1 балл,
  7. верное указание произведений этого жанра (автор, название) – 2 балла за каждое.
  • Оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, связное изложение) – максимально 4 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 32балла

4 задание

Прочитайте текст, впишите пропущенные слова.

  1. Напишите, что еще знаете об этом стиле (время, важнейшие черты, стилистические особенности).
  2. Приведите 3 примеры из разных видов искусства (автор, название)

«Подчеркивая роль свободной личности, авторы проявили огромный интерес к душевному миру человека. Чувства и мысли, волнения и страсти – излюбленная тема в романе и в портрете романтизма. Портретисты стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Поэтому так подходили для этой роли русские люди, которые в пору Отечественной войны 1812 года стали героическими защитниками России. В момент опасности, грозящей потерей национальной независимости, даже крепостные люди впервые осознали себя личностями.»

Критерии:

Участник…

  1. Правильно определяет слово и стиль – 2 балла
  2. Характеризует стиль согласно заданию – до 5 баллов
  3. Правильно приводит примеры – 4 балла за каждый полный пример (автор, название). Максимально 12 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 19 баллов

5 задание

Познакомьтесь с описанием произведения искусства, приведенным в тексте.

  1. Определите произведение и его автора по перечисленным приметам.
  2. Выделите в тексте подчеркиванием характерные особенности, которые помогают найти ответ
  3. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
  4. К культуре какого народа принадлежит произведение?
  5. Укажите век или время, или эпоху, когда оно был создано.
  6. Укажите место его нахождения.

Вы можете расширить свой ответ, дав дополнительные сведения об этом произведении.

Можно работать в таблице или дать текстовый ответ

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях. В основе сюжета картины лежит библейский сюжет, автор считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после этого момента началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни. Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой.

Произведение

(автор, название)

Вид искусства

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

А.А. Иванов, «Явление Христа народу»

Живопись

Россия, русская культура

1837-57 год, сер.XIX в.

Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет произведение – 2 балла
  2. Верно определяет автора – 2 балла
  3. верно указывает вид искусства – 2 балла
  4. верно указывает страну или народ (культуру) – 2 балла
  5. верно называет время создания – 2балла
  6. верно указывает местонахождение произведения – 2 балла
  7. обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 2 балла за каждый основной правильно выделенный элемент. Максимально 8 баллов.
  8. Оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса (выделяет дополнительные элементы, описывает конкретно композицию и т.д., связно излагает текст) – до 6 баллов.
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 26 баллов

Итого за 5 заданий максимально – 163 балла


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап. 2017-18 уч. г.

11 класс _______________________________________________________________________________________

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Романс

Произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. Романс характеризуется эмоциональной слитностью текста и музыки: мелодия очень тесно связана с литературным текстом, каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки

Симфония

1. В.А.Моцарт, 1 часть симфонии № 40

Балет

3. С.С. Прокофьев, «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта»

Опера

2. М.И. Глинка, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Рассмотрите репродукцию.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Vasily_Surikov_-_%D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D0%BD%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg

  1. Укажите название, автора и время создания полотна.
  2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания представленного образа.

Предполагаемый ответ:

1. «Боярыня Морозова», В. И. Суриков, 1884-87 гг. (пос. тр. XIX в.)

2. Сюжет картины величествен. Образы одновременно статичны и находятся в движении. Заснеженная московскую улица, по которой везут на санях боярыню Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах. Ее образ одновременно печальный и непобедимый. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.   (И т.д.)

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет автора произведения, его названия, время создания – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов.
  2. Дает определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  3. Использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно 1 балл за каждое, но не более 6 за весь ответ.
  4. Оправданное расширение ответа – дополнительно 3 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 30 баллов

3 задание

Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.

1 – Фольклор. 2 – Панно. 3 – Готика. 4 – Батик. 5 – Фреска. 6 – Реализм. 7 – Амфибрахий. 8 – Экспозиция. 9 – Опера. 10 – Монтаж.  

А – основная форма демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной научной концепцией и принципами архитектурно-художественных решений.

Б – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке.

В – стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Г – творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение.

Д – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Е – художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, автор изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). В центре внимания находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом автор не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя, зрителя, слушателя знанием жизни.

Ж – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Характерными чертами стиля являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод.

З – Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями; картина или рельеф, украшающие какой-нибудь участок стены, потолка.

И – музыкально-сценическое произведение, в котором действие и образы воплощаются с помощью синтеза слова и музыки.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

8

5

7

10

4

6

3

2

9

9. Фольклор – народное поэтическое творчество, народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словеcно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Главная особенность фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного слова. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.

Критерии:

  1. Участник верно соотносит 9 понятий с определениями – 2 балла за каждое верное соотнесение.
  2. Участник дает верное определение оставшемуся понятию – 2 балла.
  • За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Максимальная оценка – 20 баллов.

4 задание

Определите художественное полотно по фрагменту.

1. Напишите название работы и имя ее автора.Surikov_streltsi

2. Опишите сюжет и общую композицию работы.

3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.

5. Определите общее настроение работы.

6. Укажите время создания полотна и характерные черты искусства этого времени.

7. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.

8. Укажите три известные работы этого же художника.

9. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра.

Предполагаемый ответ:

1. В.И.Суриков. «Утро стрелецкой казни»

2. Полотно представляет страшное и кровавое событие русской истории: расправу царя Петра над стрельцами, потому что они поддержали в борьбе за власть сестру Петра – царевну Софью.

3. В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Каждый здесь ведет себя по-разному. В геометрическом центре картины (представленный в задании фрагмент) стрелец в белой рубахе кланяется народу. Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя. Молодая женщина в богатой одежде заламывает руки от горя и безысходности. Старуха в бессилии опустилась на землю, рядом с ней девочка лет четырех в красном платке. Другая молодая женщина закрыла лицо руками. Вся эта пирамидально выстроенная группа изображена на фоне храма Василия Блаженного.

Сам Петр, изображенный в стороне, напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящим и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. За его спиной кремлевская стена и башни, как символ власти.

Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы.

4. Стрелец в белой рубахе кланяется народу – белая рубаха как символ очищения перед смертью, кланяется – просит у всех прощения. У стрельца в руках свеча, которую он готовится задуть – символ отлетающей души. Вся народная группа изображена на фоне храма – поддержка верой. Петр изображен отдельно от всех – намек на одиночество против стрелецкого единства.

5. В картине чувствуется сильнейшее напряжение, постоянное столкновение взглядов, эмоциональное проживание ситуации самими героями картины.

6. Картина написана в 1881 году. Вся вторая половина XIX века – время развития реалистического искусства, расцвет его связан был с деятельностью ТПХВ. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель – «знакомить Россию с русским искусством». Выставки устраивались в Санкт-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. Это было уникальное по размаху и продолжительности художественное и общественное явление. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Передвижники обращались к разным темам, жанровая, историческая, портретная и пейзажная живопись – их привычные сферы. Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, морально-философские вопросы, идея нравственного совершенствования человека и человечества, вера в моральную, воспитательную силу искусства. В исторической живописи, вершиной которой стало творчество В.И.Сурикова, встречаются и сюжеты, дающие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности, и героико-поэтический аспект.

8. Картины В.И.Сурикова: «Боярыня Морозова» «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирская красавица», «Степан Разин», «Взятие снежного городка», автопортреты.

9. Исторический жанр: А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда», Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году»

Критерии:

Участник…

  1. верно указывает название работы и автора – по 2 балла, максимум 4 балла;
  2. описывает сюжет и общую композицию – максимум 5 баллов
  3. верно указывает место представленного фрагмента – 1 балл,
  4. правильно описывает значимые детали, их место в композиции и функции – максимум 5 баллов
  5. верно описывает настроение картины, общее эмоциональное состояние – максимум 5 баллов
  6. верно описывает время создания (период, эпоха) и характерные черты искусства этого времени – максимум 5 баллов
  7. верно указывает другие работы того же автора – 1 балл за каждое
  8. верно указывает жанр произведения – 1 балл
  9. верно указывает работы (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое.
  10. оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 3 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 38 баллов.

5 задание

Перед Вами 15 произведений.

  1. Сгруппируйте их по стилю или эпохе, расположите группы в хронологическом порядке. Напишите по возможности – название работы, автора. Приведите еще один пример искусства этой эпохи или этого стиля.
  2. Какие принципы классификации можно еще предложить? Укажите еще 3 группы (не менее 3 произведений в группе, объясните принцип)

1. Ф.Б. Растрелли Зимний дворец 

2. Собор Василия Блаженного (Покрова-что-на-Рву), арх. Барма и Постник, сер. XVI в.

3.  римская мозаика

4.  Древнерусский женский костюм

5. И.С. Бах

6. Парфенон, арх. Иктин и Калликрат, сер. V в. до н.э.

7. Пантеон

8. Собор в Вормсе. XII в.

9. К.П. Брюллов «Всадница», нач. XIX в.

10. А. Муха. «Лето. Времена года», к. XIX в.

11. Ника Самофракийская, нач. II в. до.н.э.

12. М.А. Врубель. «Демон сидящий» к. XIX в.

13. А. Рублев «Троица», нач. XV в.

14. Э. Делакруа, «Портрет Ф. Шопена», нач. XIX в.

15. Пизанская башня и Кафедральный собор Санта-Мария Маджоре, XII-XIV вв.

Стиль, эпоха

Произведения (№, название)

Варианты примеров

Древняя Греция

6 – Парфенон, арх. Иктин и Калликрат, сер. V в. до н.э.

11 – Ника Самофракийская, нач. II в. до н.э.

Афинский Акрополь, Венера Милосская, Афродита Книдская, куросы, коры, «Илиада»

Древний Рим

3 – римская мозаика

7 – Пантеон

Акведуки, колонна Траяна, Триумфальная арка Тита, Колизей, «Капитолийская волчица»

Романский стиль

8 – Собор в Вормсе. XII в.

15 – Пизанская башня и Кафедральный собор Санта-Мария Маджоре, XII-XIV вв.

Собор в Реймсе, Шартре. Замки на р. Луара

Древняя Русь

2 – Собор Василия Блаженного (Покрова-что-на-Рву), арх. Барма и Постник, сер. XVI в. 

4 – Древнерусский женский костюм

13 – А. Рублев «Троица», нач. XV в.

Храм Софии Киевской, храм Софии Новгородской, Храм Покрова на Нерли, Владимирская Богоматерь, Тихвинская богоматерь

Барокко

1 – Ф.Б. Растрелли Зимний дворец

5 – И.С. Бах

Ф.Б. Растрелли Екатерининский дворец, картины П.П. Рубенса, музыка Ф. Генделя

Романтизм

9 – К.П. Брюллов «Всадница», нач. XIX в. 

14 – Э. Делакруа, «Портрет Ф. Шопена», нач. XIX в.

Картины К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, поэзия В.А. Жуковского, Ч.Г. Байрона, музыка Ф. Шопена, Ф. Шуберта

Модерн

10 – А. Муха. «Лето. Времена года», к. XIX в.

12 – М.А. Врубель. «Демон сидящий» к. XIX в.

Архитектура Ф. Шехтеля, А. Гауди, В. Орта, картины участников «Мира искусства»

Возможные принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

2, 6, 7, 8, 15

Культовые сооружения

1, 2, 4, 9, 12, 13

Русское искусство

3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15

Зарубежное искусство

3, 6, 7, 11

Искусство Древнего мира

5, 9, 10, 12, 14

Живопись

1, 2, 6, 7, 8, 15

Архитектура

9, 10, 11

Женские образы

Критерии:

Участник…

  1. Правильно определяет стиль/эпоху – по 1 баллу за каждый период. Максимально 7 баллов.
  2. Правильно располагает группы в хронологическом порядке – 5 баллов. При одной ошибке – 4 балла; при двух ошибках – 3 балла; при трех ошибках и более баллы не начисляются
  3. Правильно выбирает номера произведений для каждого стиля/эпохи – по 1 баллу
  4. Правильно определяет произведения (подчеркнутые) – по 2 балла за каждое.
  5. Правильно приводит пример искусства соответствующего стиля/эпохи – по 2 балла за стиль/эпоху.
  6. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее трех правильных примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 6 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов.

Максимально – 65 баллов.

Итого за 5 заданий максимально – 193 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания к школьному этапу по английскому языку для 11 класса с ответами

Разработка олимпиадного материала к школьному этапу  для 11 класса с ответами....

Задания к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) 5-6 класс (60 баллов)

Первое  задание.  (6б)Укажите названия произведений (1б.). Назовите актёров озвучивающих ведущих персонажей. (1б..)...

Задания для школьного этапа олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 7 - 11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...

Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы в соответствии с Методическими рекомендациями

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) для 5-11 классов составлены на основе Методических рекомендаций....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 10 класса (2023-2024 учебный год)

Олимпиада предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 10 классе и включает  задания, определяющие уровень владения всеми аспектами языка...

Комплект заданий для школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК), 5-11 класс

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...

Комплект задания для школьного этапа ВсОШ (осень 2020) по искусству (МХК), 5-11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам, ориентир...