Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы в соответствии с Методическими рекомендациями
олимпиадные задания по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бабий Елена Александровна

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) для 5-11 классов составлены на основе Методических рекомендаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

5-6 класс

Шифр

5-6

1 задание

Даны ряды слов.

  1. Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
  2. Поясните свое решение:
  • почему этот элемент лишний,
  • что объединяет остальные.

Элементы

Объяснение

Баллы

«Сказка о Золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Черная курица», «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»

Балалайка, гусли, гитара, свирель, гармонь

И.О.Левитан, И.И. Шишкин, М.И. Глинка, В.А.Серов, В.М. Васнецов

Масленица, Сабантуй, Навруз-байрам, Иван Купала, Рождество

Максимальная оценка –  24 балла

Получено баллов

2 задание:

Даны иллюстрации к сказкам. 

1. Укажите названия сказок и их авторов, язык, на котором создано произведение.

2. Если какая-то из сказок стала основой для мультипликационного, художественного, музыкального произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.

1. http://www.bashnia.sannata.ru/ill/0015/03s.jpg

http://www.chaskor.ru/gallery/22/40/529_396_skazki_V5.jpg2.

3. http://jzk.si/wp-content/uploads/2015/11/67191.jpg

4. Иван Билибин Царевна-лягушка

Автор, название

Язык оригинала

Примечание

1

2

3

4

Максимальная оценка –  44 балла

Получено баллов

3 задание

Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение. 

  1. Напишите название и автора картины.http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/68/Die_drei_Bogatyr.jpg
  2. Опишите, что изображено на картине, на данном фрагменте, что находится справа и слева от него, какие Вам помнятся детали.
  3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

Ответ:

Максимальная оценка –  28 баллов

Получено баллов

4 задание

Даны портреты разных авторов

  1. Назови этих авторов.
  2. К каким странам относятся эти авторы?
  3. Напиши 1-2 произведения каждого автора (баллы начисляются за каждое произведение отдельно).

1.Chopin, by Wodzinska.JPG

2. http://www.skazka.com.ru/files/photos/large395.jpg

3.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Rachmaninov_peinture.jpg

4.http://www.improvisus.com/klassika/21.jpg

Максимальная оценка – 27 баллов

Получено баллов

5 задание.

Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства. 

  1. Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
  2. Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.

1 – Акварель. 2 – Хоттабыч. 3 – Аккомпанемент. 4 – П.И.Чайковский. 5 – Колорит.

6 – П.А.Корин. 7 – В.А. Моцарт. 8 – Арфа. 9. – С.Т.Аксаков. 10 – В.М.Васнецов.

11 – Повесть. 12 – Гарри Поттер. 13 – Дирижёр. 14 – Эпитет. 15 – Эскиз.  

Вид искусства

Номера

Музыка

Живопись

Литература

Дирижёр

Эскиз

Максимальная оценка –  19 баллов

Получено баллов

Максимальная оценка за 5 заданий –  142 балла

Получено баллов



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

5-6 класс – ключи и критерии

1 задание

Даны ряды слов.

  1. Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
  2. Поясните свое решение:
  • почему этот элемент лишний,
  • что объединяет остальные.

Предполагаемый ответ:

Элементы

Объяснение

«Сказка о Золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Черная курица», «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Черная курица» – автор А. Погорельский, остальные сказки – А.С.Пушкин

2+2+2=6

Балалайка, гусли, гитара, свирель, гармонь

Гитара – европейский (испанский) народный инструмент, остальные – русские народные инструменты

2+2+2=6

М.И.Глинка, И.И.Шишкин, И.О.Левитан, В.М.Васнецов, В.А.Серов.

М.И.Глинка – композитор, остальные художники

2+2+2=6

Масленица, Сабантуй, Навруз-байрам, Иван Купала, Рождество

Рождество – христианский праздник, остальные – языческие праздники

2+2+2=6

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет лишний элемент – 2 балла. Макс. 8 баллов.
  2. Дает правильное истолкование элементу – 2 балла. Макс. 8 баллов.
  3. Дает верное определение группе – 2 балла. Макс. 8 баллов.

Примечание: если участник дает другой вариант ответа, но правильно и логично его объясняет, ответ засчитывается.

Максимальная оценка – 24 балла  

2 задание:

Даны иллюстрации к сказкам. 

1. Укажите названия произведений и их авторов, язык, на котором создано произведение.

2. Если какая-то из сказок стала основой для мультипликационного, художественного, музыкального произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.

Автор, название

Язык оригинала

Примечание

1

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (4 б.)

Шведский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

2

Ш. Перро «Спящая красавица» (4 б.)

Французский (2 б.)

Мультфильм, фильм, балет (П.И.Чайковский) (6+2=8 б.)

3

А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» (4 б.)

Шведский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

4

Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

Критерии:

Участник…

  1. правильно определяет название, автора и язык оригинала – по 2 балла за каждый верный элемент.
  2. верно указывает жанр созданного на основе сказки произведения – по 2 балла за каждый верный ответ.
  3. При сообщении дополнительных сведений (автор балета) – 2 балла.

Максимальная оценка: 44 балла

3 задание

Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение. 

  1. Напишите название и автора картины.
  2. Опишите, что изображено на картине, на данном фрагменте, что находится справа и слева от него, какие Вам помнятся детали.
  3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, передающих настроение работы.

Предполагаемый ответ:

1. В.М.Васнецов «Богатыри»

2. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин. За ними холмистые поля. На фрагменте показан Илья Муромец, он в середине. Слева от него Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Илья Муромец смотрит вдаль, прикрывая глаза от солнца. Добрыня уже вынимает меч из ножен, он готов броситься в бой, защищая свою родину. Алеша Попович еще молодой богатырь, он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли говорят о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, музыкант.

3. В этой картине чувствуется сила и мощь. Величественные богатыри, гордо сидят на лошадях, кажутся особенно уверенными и значительными.

Критерии: 

Участник…

  1. верно определяет название и автора произведения – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 4 балла.
  2. верно описывает элементы композиции картины – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 10 баллов.
  3. описывает настроение – 2 балла за каждый элемент, макс. 6 баллов
  4. Оправданное расширение ответа (подробное описание композиции, дополнительные яркие определения, связное изложение ответа) – до 4 баллов

Максимальная оценка – 28 баллов

4 задание.

Даны портреты разных авторов

  1. Назови этих авторов.
  2. К каким странам относятся эти авторы?
  3. Напиши 1-2 произведения каждого автора (баллы начисляются за каждое произведение отдельно).

1. Фридерик Шопен, Польша.

Полонезы, мазурки, вальсы, Прелюдия № 7, № 20, Этюд № 12 «Революционный»

2. Ганс Христиан Андерсен, Дания. 

«Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стой-кий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лу-койе», «Снежная королева», «Огниво», «Девочка со спичками»,  «Свинопас», «Соловей»

3. С.В.Рахманинов, Россия.

Концерт для фортепиано с оркестром № 2, романс «Островок»,  «Сирень»

4. Н.А.Римский-Кор-саков, Россия. 

Оперы «Садко», «Снегурочка», сюита «Шехеразада»

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет авторов – 2 балла за каждое имя. Макс. 8 баллов.
  2. верно указывает страну – по 2 балла. Макс. 8 баллов.
  3. верно указывает произведения – по 1 баллу за каждое. Макс. 8 баллов.
  • Оправданное расширение ответа (большее количество произведений, полное имя автора) - дополнительно до 3 баллов.

Максимальная оценка – 27 баллов

5 задание

Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства. 

  1. Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
  2. Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.

1 – Акварель. 2 – Хоттабыч. 3 – Аккомпанемент. 4 – П.И. Чайковский. 5 – Колорит. 6 – П.А.Корин.

7 – В.А.Моцарт. 8 – Арфа. 9. – С.Т. Аксаков. 10 – В.М.Васнецов. 11 – Повесть. 12 – Гарри Поттер. 13 – Дирижёр. 14 – Эпитет. 15 – Эскиз.  

Вид искусства

Номера

Музыка

3, 4, 7, 8, 13

Живопись

1, 5, 6, 10, 15

Литература

2, 9, 11, 12, 14

Дирижёр

Человек, управляющий оркестром, хором

Эскиз

Предварительный набросок к картине, рисунку.

Критерии:

Участник…

  1. верно распределяет имена  и термины по группам – 1 балл за каждый элемент. Макс. – 15 баллов
  2. верно определяет значение терминов – по 2 балла за каждое определение. Макс. – 4 балла

Максимально – 19 баллов

По итогам всей работы за орфографические ошибки (особенно в написании имен) снимается до 5 баллов

Итого за 5 заданий  максимально – 142 балла.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

7-8 класс

Шифр

7-8

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Музыкальное произведение

Баллы

Номер

Название, автор

Фуга

Сюита

Опера

Балет

4. Ответ:

Максимальная оценка –  40 баллов

Получено баллов

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

Вы можете расширить свой ответ дополнительными сведениями (автор, произведения того же автора, произведения с похожими стилистическими чертами, особенности).

http://pics.livejournal.com/humus/pic/00t3faf4

http://worldofnature.ru/images/content/photo_big_2528.jpg

1.

2.

3.

Максимальная оценка – 28 баллов

Получено баллов

3 задание

Даны 8 произведений.

  1. Выберите из предложенных авторов произведений правильный вариант и впишите в таблицу: В.В.Верещагин, В.А.Серов, М.С.Сарьян, И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, А.К.Саврасов, В.А.Ватагин, П.А.Федотов
  2. Если знаете название произведения, подпишите.
  3. Укажите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения.

1. Сарьян М. С. Натюрморт. Виноград

2. http://nearyou.ru/aivazovsk/ru/r50val.jpg

3. PICT0077

4. hello_html_m1ee413a1.png 

5. http://pochep.bezformata.ru/content/image76803132.jpg

6. http://blender3d.org.ua/forum/other/iwe/upload/theknightatthecrossroads_thumb.jpg 

7. http://www.passportmagazine.ru/workdir/photos/318_2.jpg 

8. http://www.torontoforumoncuba.com/uploads/5/1/8/5/5185218/8787570_orig.jpg

Максимальная оценка – 44 балла

Получено баллов

4 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину К.П.Брюллова «Всадница»

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Укажите 3 картины того же жанра.
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Максимальная оценка – 32 балла

Получено баллов

5 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.

1 – Жанр. 2 – Натюрморт. 3 – Волюта. 4 – Глиптика. 5 – Эпопея. 6 – Романс.

А – Орнаментальное украшение в виде завитка или спирали; характерная часть капители ионической колонны.

Б – Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства.

В – В теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

Г – Литературное произведение эпического характера, в котором изображаются крупные исторические события.

А

Б

В

Г

Максимальная оценка – 12 баллов

Получено баллов

Максимальная оценка за 5 заданий

– 156 баллов

Получено баллов



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

7-8 класс – ключи и критерии

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента

Фуга

2. И.С.Бах «Органная фуга»

Сюита

3. Г.В.Свиридов, «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

Опера

Опера (итал. труд, сочинение) – музыкально-сценический жанр, основанный на синтезе музыки и литературы, танца, театра, живописи, ДПИ

Балет

1. П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Предполагаемый ответ: призывные фанфары, изящная мелодия, легкое звучание, певучая мелодия, исполняемая скрипками, вальсовый аккомпанемент, взволнованность, полетность звука, подвижная музыка, безыскусность и простота, трехчастная форма и т.д.

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 за одно произведение.
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства. Напишите:

1. названия произведений,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

  • Косметическая ложечка. Плы-вущая девушка
  • Древний Египет
  • Древнее Царство, к. XVв. до н.э. (сер. 2-го тыс. до н.э.)
  • ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
  • Парфенон, арх. Иктин и Калликрат
  • Древняя Греция
  • Сер. V в. до н.э.
  • Греция, Афины, Акрополь
  • Царь-колокол
  • Русская культура (Россия)
  • 1735г., сер. XVIII в.
  • Кремль, Москва, Россия

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  2. правильно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  3. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  4. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  5. При сообщении дополнительных сведений (автора, произведения того же автора, произведения с похожими стилистическими чертами, особенности) – по 1 дополнительному баллу, но не более 4 баллов для всего ответа
  • При орфографической ошибке в написании имени или названия – снимается до 2 баллов.

Максимальная оценка: 28 баллов

3 задание

Даны 8 произведений.

  1. Выберите из предложенных авторов произведений правильный вариант и впишите в таблицу: В.В.Верещагин, В.А.Серов, М.С.Сарьян, И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, А.К.Саврасов, В.А.Ватагин, П.А.Федотов
  2. Если знаете название произведения, подпишите.
  3. Укажите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения.

1. М.С.Сарьян «Виноград». Натюрморт

2. И.К.Айвазовский. «Девятый вал». Маринистический жанр (марина)

3. В.А.Ватагин, набросок экзотического животного. Анималистический жанр

4. П.А.Федотов. «Сватовство майора». Бытовой жанр

5. А.К.Саврасов. «Грачи прилетели». Пейзаж

6.  В.М.Васнецов «Витязь на распутье». Мифологический жанр

7. В.А.Серов «Девочка с персиками». Портрет

8. В.В.Верещагин «Апофеоз войны». Батальный жанр

Критерии:

Участник…

  1. верно указывает автора – по 2 балла. Всего 16 баллов.
  2. верно указывает название (смотри подчеркивание) – по 2 балла. Всего 12 баллов
  3. верно определяет жанр произведения – по 2 балла за каждый элемент. Всего 16 баллов
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов.

Максимально – 44 балла

4 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину К.П.Брюллова «Всадница»

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Укажите 3 картины того же жанра.
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Предполагаемый ответ:

1. На картине изображена сцена прогулки. Выделяется всадница, которая останавливает на полном скаку коня. Она управляет им уверенно, вызывая неподдельный восторг у маленькой девочки возле балкона. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки, выбегает встречать и восхищённо смотрит на свою старшую подругу. Даже природа взволнована – стволы деревьев накренились от пробежавшего по ним ветерка, а по небу мчатся облака.

2. Детали. Лохматый пес у ног коня Джованины – он делает пространство на картине объемным. Ошейник собаки – надпись «Samoylova», свидетельство заказчицы. Бегущие по небу облака – подчеркивают движение в картине.

3. Полотно динамично, лишь на секунду остановлен бешеный ритм жизни. Вороной конь лоснится после прогулки, он все еще бьет копытом, собака радостно встречает всадницу. Амацилия, живая и шустрая, не смогла усидеть на месте, заслышав, как возвращается ее старшая сестра. Огромные глаза девчушки выражают обожание и радость. «Всадница» просто дышит жизнью, она становится вестником всех земных радостей – настолько непосредственна картина. Тут есть все: и оживленные образы героев, и смелость композиционного решения, и величие предгрозового неба, и разнообразие оттенков палитры.

4. Портрет: О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», В.А.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина», В.Л.Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»

5. К.П.Брюллов: «Последний день Помпеи», «Портрет Ю. Самойловой, удаляющейся с бала», «Итальянский полдень»

Критерии:

  1. за описание общей композиции – максимум 5 баллов
  2. за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 5 баллов
  3. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
  4. верное указание жанра – 2 балла
  5. верное указание работ того же жанра (автор и название) – по 2 балла за каждый пример. Максимально 6 баллов.
  6. верное указание других работ того же автора – 2 балла за каждую. Максимально 6 баллов.
  • Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 3 балла.
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов

Максимально – 32 балла

5 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.

1 – Жанр. 2 – Натюрморт. 3 – Волюта. 4 – Глиптика. 5 – Эпопея. 6 – Романс.

А – Орнаментальное украшение в виде завитка или спирали; характерная часть капители ионической колонны.

Б – Искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства.

В – В теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

Г – Литературное произведение эпического характера, в котором изображаются крупные исторические события.

А

Б

В

Г

3

4

1

5

Натюрморт – Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению мира вещей, композиционно организованных в одну группу.

Романс – камерное вокальное произведение, рассказывающее о любви, человеческих взаимоотношениях, чаще лирического характера.

Критерии:

Участник…

  1. верно соотносит термины и определения – 2 балла за каждое определение. Максимально 8 баллов.
  2. верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.

• За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Оценка: 12 баллов.

Итого за 5 заданий максимально – 156 баллов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

9 класс – ключи и критерии

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента

Баллы

Фуга

2. И.С.Бах «Органная фуга»

2+2+2=6

Сюита

3. Г.В.Свиридов, «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

2+2+2=6

Опера

Опера (итал. труд, сочинение) – музыкально-сценический жанр, основанный на синтезе музыки и литературы, танца, театра, живописи, ДПИ

2+2 за пример (название и автор) =4

Балет

1. П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

2+2+2=6

Предполагаемый ответ: призывные фанфары, изящная мелодия, легкое звучание, певучая мелодия, исполняемая скрипками, вальсовый аккомпанемент, взволнованность, полетность звука, подвижная музыка, безыскусность и простота, трехчастная форма и т.д.

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент (максимум в таблице)
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений,

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

Вы можете расширить свой ответ дополнительными сведениями (известные произведения той же эпохи, той же культуры, особенности).

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  2. верно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  3. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  4. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  5. При сообщении дополнительных сведений (известные произведения той же эпохи, той же культуры, особенности) – по 1 дополнительному баллу, но не более 4 баллов для всего ответа
  • За орфографические ошибки – снимается до 2 баллов.

1. Маска Тутанхамона

  • Древний Египет
  • Новое царство, 14 в. до н.э.
  • Египетский музей, Каир, Египет

2. Ника Самофракийская

  • Древняя Греция
  • II в. до н.э.  (192 г. до н.э.)
  • Лувр, Париж, Франция

3. Храм Софии Киевской

  • Древняя Русь
  • 1037 г. (1 пол. XI в.)
  • Киев, Украина

Максимальная оценка: 28 баллов

3 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину.

  1. Напишите название произведения и автора.
  2. Опишите сюжет и общую композицию работы.
  3. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  4. Определите общее настроение картины.
  5. Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

Предполагаемый ответ:

1. П.А. Федотов «Завтрак молодого аристократа или Гость не в пору»

2. Мы видим молодого дворянина, испуганно прикрывающего ломоть черного хлеба, который составляет всю его утреннюю трапезу. На картине показан момент, когда к завтракающему человеку готов ворваться нежданный гость.

В картине нет развернутого сюжетного действия. Внимание художника сосредоточено на одной фигуре, развитие действия только предполагается. Зритель может лишь угадывать, что произойдет дальше. Герой картины расположен в центре всей композиции. Его окружает богатая обстановка, он как бы является центром этой роскоши. Молодой человек выделен ярким цветом домашнего шелкового одеяния, эту яркость подчеркивает белый цвет шерстки пуделя. Но на заднем, затененном плане видно, как рука гостя уже готова отодвинуть дверной полог, пудель уже готов с радостным лаем приветствовать входящего.

3. Детали. В пространстве картины много «говорящих» деталей. Множество разнообразных предметов: ковер под ногами щеголя, корзина для бумаг в форме античной вазы, рекламные листы (один из них предлагает устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, уютное зеленое кресло, ширмы. Все это должно сказать зрителю о большом достатке молодого аристократа. Даже собака породы пудель свидетельствует о богатстве, ведь это очень модная в середине XIX века порода. Одежда не простая: домашний шелковый костюм в модном восточном стиле (шаровары, халат, феска) стоил дорого. И главная деталь – кусок черного хлеба, так контрастирующий со всей аристократической обстановкой. Кусок хлеба, который показывает, что молодой человек на самом деле беден.

4.  Главные эмоции этого сюжета – испуг, смятение. Неожиданный гость вполне может понять, что герой совсем небогат, что он живет напоказ, пускает пыль в глаза. И растерянность на лице жующего юноши, и быстрый жест руки, прикрывающей хлеб, это подчеркивают.

 

5. Бытовой жанр: В.Г.Перов «Тройка или Ученики-мастеровые везут воду», Ф.С.Решетников «Опять двойка», В.В.Пукирев «Неравный брак»

6. Картины П.А.Федотова: «Вдовушка», «Сватовство майора», «Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый крестик»

Критерии:

Участник…

  1. верно называет автора и произведение – по 2 балла. Макс. 4 балла
  2. верно описывает сюжет – до 3 баллов
  3. описывает общую композицию – до 5 баллов
  4. за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – до 5 баллов
  5. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – до 5 баллов
  6. верное указание жанра – 1 балл.
  7. верное указание произведений (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое. Макс. 6 баллов. верное указание других работ того же автора – 1 балл за каждую. Макс. 3 балла.
  8. Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, сюжете, жанре, связное изложение текста) – до 5 баллов.
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов.

Максимально –  37 баллов

4 задание

  1. Отметьте номера произведений, которые относятся к культуре Древнего Рима.
  2. Подпишите название, по возможности укажите автора, культуру, время создания.        

                

1. Палетка Нармера. Ок. 3000 г до н.э.

2. Парфенон, сер. V в. до н.э., арх. Иктин и Калликрат

3. Колизей (Амфитеатр Флави-ев), I в. н.э. (72-80 гг. н.э.)

4. Статуя вельможи Каапера. Сер. III тыс. до н.э.

5. Арка Тита, 82 г. н.э.

6. Дремлющая Афина, V в. до н.э.

7. Львиные ворота в Микенах, сер. XVIII в. до н.э.

8. Великие пирамиды в Гизе,  XXVI—XXIII века до н. э.

9. Пантеон, 126 г.

10. Статуя императора Гая Юлия Цезаря из Прима Порта, кон. I в. до н.э.

11. Венера Милосская, Агесандр (?), рубеж II-I вв. до н.э.

12. Колонна Траяна, 113 гг. н. э.

Критерии:

Участник…

  1. Верно выбирает произведения (выделены в тексте) – 2 балла за каждое. Максимально 10 баллов
  2. Верно называет приведенные в таблице произведения – 1 балл за каждое. Максимально 12 баллов
  3. За подробные ответы (время, культура) дополнительно до 3 баллов к ответу.
  • За ошибки снимается до 3 баллов.

Максимально – 25 баллов

5 задание

К каким видам искусства относятся следующие понятия? Заполните таблицу.         

1 – мозаика

2 – арабеск

3 – бюст

4 – закомара

5 – мизансцена

6 – па-де-де

7 – ковка

8 – кулиса

9 – резьба

10 – перспектива

11 – адажио

12 – архитрав

13 – коринфский ордер

14 – роспись

15 – портик

16 – батман

17 – вышивка

18 – марина

19 – барельеф

20 – светотень

21 – дивертисмент

22 – конфликт

23 – ремарка

24 – монумент.

Архитектура

4, 12, 13, 15

Скульптура

3, 19, 24

Живопись

2, 10, 18, 20

Танец

2, 6, 11, 16, 21

Театр

5, 8, 22, 23

Декоративно-прикладное творчество

1, 7, 9, 14, 17

Критерии:

Участник верно соотносит понятия и виды искусства – 1 балл за каждый элемент

Максимально – 25 баллов

Итого за 5 заданий максимально – 155 баллов.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

10 класс

Шифр

10

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Музыкальное произведение

Баллы

Номер

Название, автор

Фуга

Сюита

Опера

Балет

4. Ответ:

Максимальная оценка –  40 баллов

Получено баллов

Задание 2

Даны 10 фотографий произведений искусства.

  1. Подпишите известные Вам произведения (название, автор, время создания, вид искусства).
  2. Объедините их в группы (не менее 2 произведений в группе). Объясните принцип группировки.

1.http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/23032888.44/0_851b0_3ebaf886_XXXL

2. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bb/NAMA_Ath%C3%A9na_Varvakeion.jpg/250px-NAMA_Ath%C3%A9na_Varvakeion.jpg

3. http://www.pushkin-book.ru/img/pushkin/pushkin_memorial.jpg

4. http://design-kmv.ru/wp-content/uploads/2014/05/sotvorenieadama.jpg

  1. http://dymka.teploruk.ru/i/resize/?c=nvBahiAqBdhuAel8bBC2bc5ycDel8btCguuChdpCgrpofayoehuphfyrr5u3b3esoso5fh5h_df

6.

7. http://wergin.ru/_upload/fm/697.jpg

8. http://michel.hiblogger.net/img/userfiles/2011/02/21/97752/copy_of_03b8d1ac6fd52dabf2d1b3c25df41534-m5uws.jpg

9. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/Serebryakova_SefPortrait.jpg/300px-Serebryakova_SefPortrait.jpg

10. http://stroiremdoma.ru/images/stroiremdoma/2015/05/0_c486e_e402130a_xl.jpg

Номера

Примерные варианты принципов группировки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Максимальная оценка –  57 баллов

Получено баллов

Задание 3

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение.

  1. Напишите название работы и ее автора.http://www.art-portrets.ru/art/vasnetsov/vityaz-na-rasputye.jpg
  2. Укажите время создания полотна.
  3. Опишите общую композицию работы.
  4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
  5. Определите общее настроение работы.
  6. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.
  7. Укажите три работы этого же художника.
  8. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра (название, автор).

Ответ:

Максимальная оценка –  35 баллов

Получено баллов

Задание 4

Дано 6 фрагментов текстов по истории стилей.

1. Объедините номера текстов, относящихся к одному и тому же стилю, в три пары.

2. Напишите названия этих стилей.

1. Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами.

2. Это художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Художественным формам стиля свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

3. Этот стиль воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

4. Искусству свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Синтез искусств приобрел всеобъемлющий характер: городские ансамбли, дворцы и церкви, благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам, приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.

5. Предполагалось изображать переживания, сильную личность, отвергающую обывательское существование, жаждущую высшего напряжения творческих сил. Авторы стали показывать эмоциональное отношение человека к внешнему миру. Они внесли много нового в изобразительное искусство. Исключительно важное значение придавалось эффектам освещения, образующим контрасты света и тени, а также сильному звучанию насыщенных красок – все это призвано выразить порывы души, переживания человека.

6. Развитие новой музыкальной культуры в середине XVIII века породило возникновение множества частных салонов, музыкальных обществ и оркестров, проведение открытых концертов и оперных представлений. Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Музыкальная культура, как и литература, а также изобразительное искусство, воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы. Музыка удивительным образом сочетает в себе внешнюю простоту и ясность с глубоким внутренним содержанием, которому не чужды сильные чувства и драматизм.

Максимальная оценка –  18 баллов

Получено баллов

Задание 5

Познакомьтесь с описанием произведения искусства, приведенным в тексте.

  1. Определите произведение и его автора по перечисленным приметам.
  2. Выделите в тексте подчеркиванием характерные особенности, которые помогают найти ответ
  3. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
  4. К культуре какого народа принадлежит произведение?
  5. Укажите век или время, или эпоху, когда оно был создано.
  6. Укажите место его нахождения.

Вы можете расширить свой ответ, дав дополнительные сведения об этом произведении.

        

Можно работать в таблице или дать текстовый ответ

Художнику удалось с помощью небольшой картины рассказать целый роман о девочке, о ее характере, чувствах – таких же светлых и чистых, как и ее облик. Эта картина – ода весне, обаянию юности и непосредственности, всему тому, что восхищает и радует нас в жизни.

Наверно, секрет прелести этого произведения прост – живописец сумел передать трепет ускользающего мгновения, но при этом придать картине завершенность, законченность. Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется – она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенется, как бабочка, и улетит обратно в сад.

Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и удивительной внутренней гармоничностью, и огромной жизненностью. Используя импрессионистические приемы, в частности свободную вибрацию мазка, автор с большим мастерством передает игру света, его насыщенность, и то, как ложатся тени.

Произведение

(автор, название)

Вид искусства

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

Максимальная оценка –  24 балла

Получено баллов

Максимальная оценка за 5 заданий

 174 балла

Получено баллов



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

10 класс – ключи и критерии

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента

Баллы

Фуга

2. И.С.Бах «Органная фуга»

2+2+2=6

Сюита

3. Г.В.Свиридов, «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

2+2+2=6

Опера

Опера (итал. труд, сочинение) – музыкально-сценический жанр, основанный на синтезе музыки и литературы, танца, театра, живописи, ДПИ

2+2 за пример (название и автор) =4

Балет

1. П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

2+2+2=6

Предполагаемый ответ: призывные фанфары, изящная мелодия, легкое звучание, певучая мелодия, исполняемая скрипками, вальсовый аккомпанемент, взволнованность, полетность звука, подвижная музыка, безыскусность и простота, трехчастная форма и т.д.

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент (максимум в таблице)
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

Задание 2

Даны 10 фотографий произведений искусства.

  1. Подпишите известные Вам произведения (название, автор, время создания, вид искусства).
  2. Объедините их в группы (не менее 2 произведений в группе). Объясните принцип группировки.

1. П-т Марии Лопухиной, В.Л. Боровиковский, кон. XVIII в. (1797 г.), Москва, ГТГ, живопись (4 б.)

2.  Афина Парфенос, Фидий, V в. до н.э., Национальный археологический музей, Афины, скульптура (4 б.)

3. Памятник А.С.Пушкину, скульп. А.М.Опекушин, 1880 г., Москва, скульптура (4 б.)

4. Микеланджело, «Сотворение Адама» (роспись Сикстинской капеллы), 1508-1512 гг. (нач. XVI в.), живопись, Италия. (4 б.)

5. «Барыня», дымковская игрушка, ДПИ (2 б.)

6. Большой Сфинкс (Сфинкс Хефрена (Хафры), сер. 3-го тыс. до н.э., Гиза, скульптура (3 б.)

7. Витраж, ДПИ (2 б.)

8. Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»,  1495-1498 (кон. XV в.), живопись, Милан. (4 б.)

9. З. Серебрякова

«За туалетом. Автопортрет», 1909 г. (нач. XX в.), Москва, ГТГ, живопись (4 б.)

10. ДПИ (1 б.)

Номера

Примерные варианты принципов группировки

1

2, 3, 5, 6, 10

Скульптура

2

1, 4, 8, 9

Живопись

3

 5, 7, 10

Декоративно-прикладное искусство

4

2, 6

Искусство Древнего мира

5

1, 3, 5, 9

Русская культура (русское искусство)

6

1, 2, 5, 9

Женские образы

7

3, 4, 6, 8, 10

Мужские образы

8

2, 10

Мифологические сюжеты

9

4, 8

Библейские   сюжеты

10

4, 7, 8

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

11

1, 3, 9

Портреты

12

1, 3, 9

Работы находятся в ГТГ

13

4, 8

Росписи внутренних помещений (фрески)


Критерии:

1. Участник правильно называет работу, автора, время, вид искусства (выделено курсивом) – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 32 балла (см. таблицу)

2. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 20 баллов.

3. Участник обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стиль, дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 5 за весь ответ.

  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимально – 57 баллов.

Задание 3

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение.

  1. Напишите название работы и ее автора.
  2. Укажите время создания полотна.
  3. Опишите общую композицию работы.
  4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
  5. Определите общее настроение работы.
  6. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.
  7. Укажите три работы этого же художника.
  8. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра (название, автор).

Предполагаемый ответ:

1-2. В. М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882 г. (кон. XIX в., может быть указан 1877, как год первого варианта).

3. Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. Композиция полотна разворачивается горизонтально. Перед нами поле смерти, усыпанное человеческими останками, витязь повернут к нам спиной, его лица практически не видно, тем самым художник направил внимание зрителя на камень-предсказатель. В картине предполагается естественное движение слева-направо, но камень, перед которым стоит конь, как бы останавливает воина, преграждает путь. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Из привычных трех надписей, упоминаемых обычно в былинах или сказках, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. А впереди уходящее в невообразимую даль поле…

4. Детали. В картине достаточно деталей, которые скажут о безысходности, о тревоге. Полуопущенное копье, полустертая надпись на камне. На переднем плане справа останки человека и коня, как предостережение: кто-то уже раздумывал над этой надписью… Вороны, уже слетающиеся к камню.

5. В картине чувствуется печаль слитая с неведомой тревогой. Отсутствие живых персонажей, кроме героя и зловещих воронов – символов близкой гибели, говорит о том, что надежды нет, трагическая развязка неизбежна. Хотя в целом закатный пейзаж привносит и некую лирическую интонацию.

6. Возможное расширение. Первый вариант картины была создан в 1877 году, а в 1878 году – представлен на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин. Второй вариант написан специально для коллекции С. Мамонтова. Эта картина 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первый вариант находится в Серпуховском художественно-историческом музее.

Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь?

7. «Ковер-самолет», «Богатыри», «Аленушка», «Снегурочка», «Иван-Царевич на Сером Волке»

8. Мифологический жанр.

9. М.А.Врубель «Царевна-лебедь», И.Билибин «Баба-яга», В.А.Серов «Похищение Европы», И.Е.Репин «Садко в подводном царстве»

        

Критерии:

Участник…

  1. верно указывает название работы и автора, время создания – по 2 балла, максимум 6 баллов
  2. описывает общую композицию – максимум 5 баллов
  3. правильно описывает значимые детали, их место в композиции и функции – максимум 5 баллов
  4. верно описывает настроение картины, общее эмоциональное состояние – максимум 5 баллов
  5. верно указывает другие работы того же автора – 1 балл за каждое
  6. верно указывает жанр произведения – 1 балл
  7. верно указывает работы (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое.
  8. оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, жанре, связное изложение) – максимально 4 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимально – 35 баллов

Задание 4

Дано 6 фрагментов текстов по истории стилей.

1. Объедините номера текстов, относящихся к одному и тому же стилю, в три пары.

2. Напишите названия этих стилей.

3, 4 – Барокко

2, 6 – Классицизм

1, 5 – Романтизм

Критерии:

Участник…

  1. правильно объединяет фрагменты в пару – по 3 балла. Максимально 9 баллов.
  2. верно определяет стиль – по 3 балла. Максимально 9 баллов.
  • При ошибке в написании стиля снимается 1 балл

Максимальная оценка – 18 баллов

Задание 5

Познакомьтесь с описанием произведения искусства, приведенным в тексте.

  1. Определите произведение и его автора по перечисленным приметам.
  2. Выделите в тексте подчеркиванием характерные особенности, которые помогают найти ответ
  3. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
  4. К культуре какого народа принадлежит произведение?
  5. Укажите век или время, или эпоху, когда оно был создано.
  6. Укажите место его нахождения.

Вы можете расширить свой ответ, дав дополнительные сведения об этом произведении.

Можно работать в таблице или дать текстовый ответ

Художнику удалось с помощью небольшой картины рассказать целый роман о девочке, о ее характере, чувствах – таких же светлых и чистых, как и ее облик. Эта картина – ода весне, обаянию юности и непосредственности, всему тому, что восхищает и радует нас в жизни.

Наверно, секрет прелести этого произведения прост – живописец сумел передать трепет ускользающего мгновения, но при этом придать картине завершенность, законченность. Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется – она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенется, как бабочка, и улетит обратно в сад.

Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и удивительной внутренней гармоничностью, и огромной жизненностью. Используя импрессионистические приемы, в частности свободную вибрацию мазка, автор с большим мастерством передает игру света, его насыщенность, и то, как ложатся тени.

Произведение

(автор, название)

Вид искусства

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

В.А.Серов, «Девочка с персиками»

Живопись

Россия, русская культура

1887  год, конец XIX в.

Россия, Москва, Государственная Третьяковская галерея

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет произведение – 2 балла
  2. верно определяет автора – 2 балла
  3. верно указывает вид искусства – 2 балла
  4. верно указывает страну или народ (культуру) – 2 балла
  5. верно называет время создания – 2 балла
  6. верно указывает местонахождение произведения – 2 балла
  7. обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 2 балла за каждый основной правильно выделенный элемент. Максимально 6 баллов.
  8. оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса (выделяет дополнительные элементы, описывает конкретно композицию и т.д., связно излагает текст) – до 6 баллов.
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 24 балла

Итого за 5 заданий максимально – 174 балла



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап

11 класс

Шифр

11

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Музыкальное произведение

Баллы

Номер

Название, автор

Фуга

Сюита

Опера

Балет

4. Ответ:

Максимальная оценка –  40 баллов

Получено баллов

2 задание

Рассмотрите репродукцию.

  • Укажите название, автора и время создания полотна.
  • Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания представленного образа.

Максимальная оценка – 30 баллов

Получено баллов

3 задание

Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.

1 – Ризалит. 2 – Сонет. 3 – Гравюра. 4 – Балет. 5 – Фреска. 6 – Сентиментализм. 7 – Андеграунд. 8 – Анималистика. 9 – Либретто. 10 – Мизансцена.  

А – Художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющиеся массовой культуре и официальному искусству. Включают в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства.

Б – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля, один из важнейших элементов режиссуры.

В – Часть здания, выступающая вперед за основную линию фасада по всей высоте. Чаще всего располагаются симметрично по отношению к центральной оси здания.

Г – Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.

Д – Стихотворение (стихотворная форма) из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

Е – Техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке.

Ж – Вид графики, включающий многообразные способы ручной обработки клише и печатания с них оттисков.

З – музыкально-сценическое произведение, в котором содержание и образы воплощаются через музыку и танец.

И – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения. Для него характерен культ чувства, частной жизни, сельского существования. Его герой – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Максимальная оценка – 20 баллов

Получено баллов

4 задание

Определите художественное полотно по фрагменту.

  1. Напишите название работы и имя ее автора.
  2. Опишите сюжет и общую композицию работы.
  3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
  4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
  5. Определите общее настроение работы.
  6. Укажите время создания полотна и характерные черты искусства этого времени.
  7. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.
  8. Укажите три известные работы этого же художника.
  9. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра.

Максимальная оценка – 38 баллов

Получено баллов

5 задание

Перед Вами 15 произведений.

  1. Сгруппируйте их по стилю или эпохе, расположите группы в хронологическом порядке. Напишите по возможности – название работы, автора. Приведите еще один пример искусства этой эпохи или этого стиля.
  2. Как еще принципы классификации можно предложить? Укажите еще 3 группы (не менее 3 произведений в группе, объясните принцип)

1.  

2. http://iskusstvu.ru/images/posobie/5_1_2/1.jpg

3.

4.

http://www.5arts.info/wp-content/uploads/2012/06/03_friedrich-caspar-davied.jpg

5.

6. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/All_Gizah_Pyramids-3.jpg/340px-All_Gizah_Pyramids-3.jpg

7.

8.

9.

10. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/JSBach.jpg

10. http://smallbay.ru/images7/michelangelo07.jpg

12.

13.

14. #11, Joseph Karl Stieler, 1820

15.

Стиль, эпоха

Произведения

(№, название)

Варианты примеров

Баллы

Возможные принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

Максимальная оценка за 5 заданий

197 баллов

Получено баллов

Максимальная оценка – 69 баллов

Получено баллов



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ

(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап.

11 класс – ключи и критерии

1 Задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
  4. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.

Музыкальный жанр

Номер музыкального фрагмента

Баллы

Фуга

2. И.С.Бах «Органная фуга»

2+2+2=6

Сюита

3. Г.В.Свиридов, «Вальс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»

2+2+2=6

Опера

Опера (итал. труд, сочинение) – музыкально-сценический жанр, основанный на синтезе музыки и литературы, танца, театра, живописи, ДПИ

2+2 за пример (название и автор) =4

Балет

1. П.И.Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

2+2+2=6

Предполагаемый ответ: призывные фанфары, изящная мелодия, легкое звучание, певучая мелодия, исполняемая скрипками, вальсовый аккомпанемент, взволнованность, полетность звука, подвижная музыка, безыскусность и простота, трехчастная форма и т.д.

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет жанровую принадлежность и произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент (максимум в таблице)
  2. Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример
  3. Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимальная оценка – 40 баллов  

2 задание

Рассмотрите репродукцию.

  • Укажите название, автора и время создания полотна.
  • Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания представленного образа.

Предполагаемый ответ:

1. Франсиско Гойя, «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» («Расстрел повстанцев»), 1814г., (первая треть XIX в.)

2. Показан непосредственно миг перед залпом. Зловещее черное небо. Во мраке выделяются светом фонаря две группы, стоящие друг против друга. Фигуры повстанцев полны выразительности и драматизма. Среди них выделяется могучий испанец в белой рубахе. Он бесстрашен, в гневе. Рядом с ним мужчина со сжатыми кулаками, он более сдержан. Рядом сгорбленный человек со сжатыми пальцами рук – он понимает, что обречен, и смиренно ждет смерти... Солдаты стоят монолитной группой, они как будто лишены эмоций, это олицетворение зла и насилия, они безлики. Все написано широко, свободно, крупными энергичными мазками.

Критерии:

Участник…

  1. Верно определяет автора произведения, его названия, время создания – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов.
  2. Дает определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  3. Использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно 1 балл за каждое, но не более 6 за весь ответ.
  4. Оправданное расширение ответа – дополнительно 3 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимально – 30 баллов

3 задание

Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшемуся понятию.

1 – Ризалит. 2 – Сонет. 3 – Гравюра. 4 – Балет. 5 – Фреска. 6 – Сентиментализм. 7 – Андеграунд. 8 – Анималистика. 9 – Либретто. 10 – Мизансцена.  

А – художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющиеся массовой культуре и официальному искусству. Включают в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства.

Б – расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля, один из важнейших элементов режиссуры.

В – часть здания, выступающая вперед за основную линию фасада по всей высоте. Чаще всего располагаются симметрично по отношению к центральной оси здания.

Г – жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве.

Д – стихотворение (стихотворная форма) из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

Е – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке.

Ж – вид графики, включающий многообразные способы ручной обработки клише и печатания с них оттисков.

З – музыкально-сценическое произведение, в котором содержание и образы воплощаются через музыку и танец.

И – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения. Для него характерен культ чувства, частной жизни, сельского существования. Его герой – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

7

10

1

8

2

5

3

4

6

9. Либретто – полный текст музыкально-сценического сочинения, то есть оперы, оперетты, балета, мюзикла. Литературная основа музыкально-сценического произведения, краткое изложение.

Критерии:

  1. Участник верно соотносит 9 понятий с определениями – 2 балла за каждое верное соотнесение.
  2. Участник дает верное определение оставшемуся понятию – 2 балла.
  • За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Максимальная оценка – 20 баллов.

4 задание

Определите художественное полотно по фрагменту.

  1. Напишите название работы и имя ее автора.
  2. Опишите сюжет и общую композицию работы.
  3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
  4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
  5. Определите общее настроение работы.
  6. Укажите время создания полотна и характерные черты искусства этого времени.
  7. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.
  8. Укажите три известные работы этого же художника.
  9. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра.

Предполагаемый ответ:

1. В.И.Суриков. «Утро стрелецкой казни»

2-3. Полотно представляет страшное и кровавое событие русской истории: расправу царя Петра над стрельцами, потому что они поддержали в борьбе за власть сестру Петра – царевну Софью.

В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких. Каждый здесь ведет себя по-разному. В геометрическом центре картины (представленный в задании фрагмент) стрелец в белой рубахе кланяется народу. Один из стрельцов впал в отчаянье и повесил голову, другой – седовласый старик – смотрит на окружающих невидящим взглядом и не может поверить в реальность происходящего. Лицо стрельца с черной длинной бородой полно внутреннего напряжения, он собрал всю силу воли, чтобы с честью пережить грядущую казнь. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя. Молодая женщина в богатой одежде заламывает руки от горя и безысходности. Старуха в бессилии опустилась на землю, рядом с ней девочка лет четырех в красном платке. Другая молодая женщина закрыла лицо руками. Вся эта пирамидально выстроенная группа изображена на фоне храма Василия Блаженного.

Сам Петр, изображенный в стороне, напряжен. Он сидит на коне, как бы возвышаясь над происходящим и наблюдая за тем, как его солдаты и офицеры готовят приговоренных к казни. Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. За его спиной кремлевская стена и башни, как символ власти.

Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя; вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев; ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. Художник умышленно сдвинул все сооружения к Лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной народной толпы.

4. Стрелец в белой рубахе кланяется народу – белая рубаха как символ очищения перед смертью, кланяется – просит у всех прощения. У стрельца в руках свеча, которую он готовится задуть – символ отлетающей души. Вся народная группа изображена на фоне храма – поддержка верой. Петр изображен отдельно от всех – намек на одиночество против стрелецкого единства.

5. В картине чувствуется сильнейшее напряжение, постоянное столкновение взглядов, эмоциональное проживание ситуации самими героями картины.

6-7. Картина написана в 1881 году. Вся вторая половина XIX века – время развития реалистического искусства, расцвет его связан был с деятельностью ТПХВ. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель – «знакомить Россию с русским искусством». Выставки устраивались в Санкт-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. Это было уникальное по размаху и продолжительности художественное и общественное явление. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Передвижники обращались к разным темам, жанровая, историческая, портретная и пейзажная живопись – их привычные сферы. Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, морально-философские вопросы,  идея нравственного совершенствования человека и человечества, вера в моральную, воспитательную силу искусства. В исторической живописи, вершиной которой стало творчество В.И.Сурикова, встречаются и сюжеты, дающие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности, и героико-поэтический аспект.

8. Картины В.И.Сурикова: «Боярыня Морозова» «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Сибирская красавица», «Степан Разин», «зятие снежного городка», автопортреты.

9. Исторический жанр: А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда», Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году»

Критерии:

Участник…

  1. верно указывает название работы и автора – по 2 балла, максимум 4 балла;
  2. описывает сюжет и общую композицию – максимум 5 баллов
  3. верно указывает место представленного фрагмента – 1 балл,
  4. правильно описывает значимые детали, их место в композиции и функции – максимум 5 баллов
  5. верно описывает настроение картины, общее эмоциональное состояние – максимум 5 баллов
  6. верно описывает время создания (период, эпоха) и характерные черты искусства этого времени – максимум 5 баллов
  7. верно указывает другие работы того же автора – 1 балл за каждое
  8. верно указывает жанр произведения – 1 балл
  9. верно указывает работы (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое.
  10. оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 3 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов

Максимально – 38 баллов.

5 задание

Перед Вами 15 произведений.

  1. Сгруппируйте их по стилю или эпохе, расположите группы в хронологическом порядке. Напишите по возможности – название работы, автора. Приведите еще один пример искусства этой эпохи или этого стиля.
  2. Как еще принципы классификации можно предложить? Укажите еще 3 группы (не менее 3 произведений в группе, объясните принцип)

Стиль, эпоха

Произведения

(№, название)

Варианты примеров

Древний Египет

6 – Великие пирамиды в Гизе

15 – Статуя Каапера «Сельский староста»

Пирамида Джосера (арх. Имхотеп), храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль Бахри, храмы в Карнаке и Луксоре, Большой сфинкс

Древний Рим

1 – римская мозаика

7 – Пантеон

Акведуки, колонна Траяна, Триумфальная арка Тита, Колизей, «Капитолийская волчица»

Готика

9 – Амьенский собор

13 – книжная миниатюра

Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор

Ренессанс

2 – Ф. Брунеллески Воспитательный дом

10 – Микеланджело «Давид»

12 – Л. да Винчи «Мона Лиза дель Джоконда»

Рафаэль «Сикстинская мадонна», Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры», произведения Петрарки, А. Данте, У. Шекспира

Барокко

3 – Ф.Б. Растрелли Зимний дворец

10 – И.С.Бах

Ф.Б.Растрелли Екатерининский дворец, картины П.П.Рубенса, музыка Ф. Генделя

Классицизм

5 – М.Ф.Казаков Сенат

14 – Л. ван Бетховен

В.И.Баженов Дом Пашкова, картины Н.Пуссена, А.П.Лосенко, трагедии Расина, комедии Мольера, музыка Й.Гайдна, В.А.Моцарта

Романтизм

4 – Ф.Каспар «Восход луны над морем»

8 – О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»

Картины К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, поэзия В.А.Жуковского, Ч.Г.Байрона, музыка Ф.Шопена, Ф.Шуберта

Возможные принципы группировки:

Номера

Принцип группировки

6, 7, 9

Культовые сооружения

2, 3, 5

Светские сооружения

3, 5, 8

Русское искусство

1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Зарубежное искусство

1, 6, 7, 15

Искусство Древнего мира

4, 8, 10, 12, 13, 14

Живопись

2, 3, 5, 6, 7, 9

Архитектура

8, 10, 12, 14

Портреты

Критерии:

Участник…

  1. Правильно записывает стиль/эпоху – по 1 баллу
  2. Правильно располагает группы в хронологическом порядке – 5 баллов. При одной ошибке – 4 балла; при двух ошибках – 3 балла; при трех ошибках и более баллы не начисляются
  3. Правильно выбирает номера произведений для каждого стиля/эпохи – по 1 баллу
  4. Правильно определяет произведения (подчеркнутые) – по 2 балла за каждое.
  5. Правильно приводит пример искусства соответствующего стиля/эпохи – по 2 балла за стиль/эпоху.
  6. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее трех правильных примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 6 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов.

Максимально – 69 баллов.

Итого за 5 заданий максимально – 197 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания к школьному этапу по английскому языку для 11 класса с ответами

Разработка олимпиадного материала к школьному этапу  для 11 класса с ответами....

Задания к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) 5-6 класс (60 баллов)

Первое  задание.  (6б)Укажите названия произведений (1б.). Назовите актёров озвучивающих ведущих персонажей. (1б..)...

Задания для школьного этапа олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 7 - 11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...

Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы

Задания построены на основе Методических рекомендаций по проведению школьного  этапа ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников для 10 класса (2023-2024 учебный год)

Олимпиада предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 10 классе и включает  задания, определяющие уровень владения всеми аспектами языка...

Комплект заданий для школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК), 5-11 класс

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...

Комплект задания для школьного этапа ВсОШ (осень 2020) по искусству (МХК), 5-11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам, ориентир...