Конспект урока МХК Содружество изобразительных искусств и танец.
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Конспект урока МХК Содружество изобразительных искусств и танец.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по мировой художественной культуре   9 класс

Тема урока. Изобразительные  искусства и танец.

Цели и задачи урока:

-проследить эволюцию развития профессионального танца;

-познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства;

-рассмотреть виды хореографического творчества (бытовой и сценический танец);

-расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях;

-дать понятия о балетных формах: вариации, па-де-де, па-де -труа, па-де-катр;

-формирование компетентностей обучающихся во время работы в группах;

-развивать творческое воображение и формировать эстетическую культуру учащихся;

-воспитывать эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов.

 Тип урока: комбинированный.

Жанр урока: урок-панорама

 Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация познавательной деятельности.

 Учитель. (Звучит музыка « СИРТАКИ»)

     Весной и летом на склонах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими музами водит хороводы. Вся природа слушает этот божественный хор.

  Кто эти Музы? (— богини в древнегреческой мифологии[1], дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери богини Гармонии[3], живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка»

Мельпомена (с театральной маской) – трагедии;

Каллиопа (со свитками в руках) – эпической поэзии;

Талия (в воздушных одеждах) - комедии;

Терпсихора (с лирой) – танца;

Евтерпа (в венке из цветов с флейтой) – музыки к лиричным песням;

Эрато (со струнным инструментом) – лирической поэзии;

Клио (с грифельной дощечкой) – истории;

Полигимния (задумчивая, укрытая плащом) – песен-гимнов;

Урания ( с моделью планеты) – астрономии.

 (Просмотр фрагмента мазурки из фильма «Война и мир» по роману Л. Толстова)

III. Мотивация познавательной деятельности.

 Учитель

       В греческих мифах живут 9 муз-покровительниц науки и искусства. Покровительница темы нашего  УРОКА  МУЗА ТАНЦЕВ ТЕРПСИХОРА.

    МНОГИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБРАЩАЛИСЬ К МУЗАМ, ИЗОБРАЖАЯ ИХ В  СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

IV. Изучение нового материала.

 Эпиграф: «Танец-это тайный язык души».

 Наш урок пройдет в жанре урока - панорамы, где мы проведем обзор хореографического искусства.

На Олимпе 9 МУЗ ВОДЯТ СВОИ ХОРОВОДЫ, А НОЧЬЮ СПУСКАЮТСЯ  К ЛЮДЯМ И ОДАРИВАЮТ ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТЯМИ К ТВОРЧЕСТВУ, УСТАНАВЛИВАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗЕВСА.

Учитель. (БЕСЕДА В ФОРМЕ ДИАЛОГА).

  ЧТО ОСТАЛОСЬ И СОХРАНИЛОСЬ ОТ ЭТИХ МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ТАНЦАМИ?  ВЫЯСНИМ ЭТО НА НАШЕМ УРОКЕ.

 ЧТО ЗА МУЗЫКА ЗВУЧАЛА? (СИРТАКИ)

На слайде вы видите танец «Сиртаки»- это своеобразный древнегреческий хоровод. В античной Греции танцу обучали всех для того, чтобы человек мог достичь гармонии между физической силой мышц и красотой  пластичности движений.

АНАЛИЗИРУЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАЛСЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.

 СКУЛЬПТУРЫ, РОСПИСИ ,БАРЕЛЬЕФЫ ОСТАВИЛИ НАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРЕОГРАФИИ Древней ГРЕЦИИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ  В ХОРЕОГРАФИИ СЕГОДНЯ. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ НА СЛОВЕ

«ХОРЕОГРАФИЯ».

 Словарная работа.

 ХОРЕОГРАФИЯ, ТАНЕЦ, РИТМ

УчительЧто такое хореография?

Обучающиеся.

ХОРЕОГРАФИЯ - ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ТАНЦА И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,  А ТАКЖЕ ЗАПИСЬ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ. ХОРЕЯ-С ДРЕВНЕ ГРЕЧЕСКОГО - ТАНЦЫ,ГРАФО-ПИШУ. ХОРЕОГРАФИЯ ИПИСЫВАЕТ ТАНЦЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.

Учитель.

СЛОВО ТАНЕЦ ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ХОРЕОГРАФИЕЙ. ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ? ТАНЕЦ-ИСКУССТВО РИТМ ДВИЖЕНИЙ. ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

 РИТМ-ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОГО.ДВИЖЕНИЙ.

КТО ТАКОЙЙ ХОРЕОГРАФ? 

ХОРЕОГРАФ-МАСТЕР ХОРЕОГРАФИИ, БАЛЕТМЕЙСТЕР.

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ УЧ-СЯ

Учитель 

 На слайде вы видите  символы двух видов искусств.

ДВА РИСУНКА - ЛИРА И ПУАНТЫ

 -КАКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВ ОБЪЕДИНЕННЫ В ТАНЦЕ? (МУЗЫКА  И ХОРЕОГРАФИЯ)

-МОЖЕТ  ХОРЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ МУЗЫКИ? (НЕТ)

 Так считал и французский хореограф, и танцор 19 века

Заложенная в нас природою любовь к музыке тянет  за собою любовь к танцу.  Эти два искусства-братья, неотделимы друг от друга.Ж.Ж. Невер.

 Учитель

  -Давайте проследим  дальнейшее развитие танца.

История развития танца

 С конца 16 века Терпсихора поселилась во дворцах знати. Ни один бал или праздник не обходился без дивертисментов и интермедий, которые исполняли артисты балета.

 Словарная работа.

 Дивертисмент - развлекательная сценка, с элементами танца, песен;

 Интермедия - небольшая комическая сценка, исполняется между действиями.

  В России и Украине традиции классического танца развивались в крепостном театре помещиков

В России - театр графа Шереметьева, у которого пела крепостная актриса Прасковья Жемчужная.

 Сложно представить себе современное общество без танцевального искусства.

Слайды.

  Виды танцевального  искусства

Народные, классические бальные и современные танцы

 Учитель:

Давайте вспомним значения этих слов, мы знакомились с ними  на уроках музыки.

Классический танец - образцовый, система строгих правил

Народный танец - принадлежит  народу, стране, отвечает духу народа, его национальным традициям

Бальный танец - для исполнения на танцевальных вечерах, балах, хотя большинство имеют народные  корни.

Современный танец - касается одной эпохи. (Просмотр фрагментов видео – фильма, современных видов танцев).

 Вы уже знаете, что такое балет, предлагаю вставить пропущенные слова и составить определение (задание в рабочей тетради).

Балет - музыкально-театральный вид  искусства, мысли и чувства которого раскрываются при помощи музыки, танца и мимики.

Давайте вспомним, что является основой балета?

Основой балета является классический танец, который может быть связан с другими видами танцев. Слайды

V. Практическая, творческая деятельность.

Народный танец.

  Народный танец отвечает духу, характеру той нации, которая его создала. Украинские  танцы не перепутать с латиноамериканскими танцами. Это выражается  в пластике, движении ,манере исполнения. Некоторые танцы стали визитной карточкой народа: лезгинка, тарантелла, хота, чардаш, полька, гопак.

( Просмотр народного танца).

Бальный танец.

 Бальный  танец  произошел от народных танцев и исполняется в парах.

В 19 веке - это вальс, мазурка, полька.

 Существуют  и современные бальные танцы. Это европейские и латиноамериканские танцы.

(Просмотр бального  танца)

Эстрадные танцы.

  С  эстрадными  танцами мы встречаемся чаще. Это танцевальные  композиции развлекательного  характера, сопровождающие  песни эстрадных исполнителей. За последние  годы хореографическое  искусство расширило сферу своей деятельности: хореографы работают и с фигуристами, и с гимнастами.

 (Просмотр эстрадного танца).

Классический балет.

Классический балет - высшая форма хореографии. В основе его танец и пантомима.

Возник балет в Италии 500 лет назад. В 16-17 веках балет был роскошным видом искусства .в 17-18 веке во Франции стал самостоятельным видом искусства.

В 1826 году впервые балерина танцевала в пуантах. В театре Ла Скала в Милане, Италия. В 1838 году был издан трактат по теории балета «Кодекс Терпсихоры».

В балете взаимодействуют несколько видов танца: классический танец, характерный, ритмопластический (пантомима). Формы классического балетапа-де-де (фр. «танец вдвоём») который складывается с общего выхода солистов (антре). Парной лирической части (адажио). Двух сольных вариаций (аллегро) и общего финала (кода). Па-де-труа (фр. «танец втроём»), две солистки и солист. Па-де-карт (фр. «танец четверых»). Кордебалет – большая группа артистов, которая играет роль балетного «хора». Пантомима - искусство выражать мысли и чувства при помощи мимики и жестов.

Просмотр танца).

Классический балет-вершина хореографического искусства.

(Просмотр видео-концерта с целью закрепления теоретического материала).

Русское балетное искусство имеет глубокие корни и традиции.

 Демонстрация выступлений нескольких знаменитых актёров балета 20-21 века: Г. Улановой, М. Плисецкой, С. Лифаря, В. Васильева, Н. Бессмертной, М. Лиепы, Н. Павловой, Е. Максимовой

Учитель

Классическая  школа танца нашла себя и на Востоке, и в Азии, Индии, Африке…

Индийский  танец-драма на сюжеты легенд, эпических произведений, тем их жизни.

Первый создателем и  исполнителем танцев был бог Шива, который танцуя, создал весь мир.

Для этого использовались элементы  «мудра»  пальцы и  «хоста»-позиции рук и тела .Древнии  скульптуры зафиксировали  движения  танцев.

Пекин национальная школа  «Цзинцюй» - специфический  китайский жанр музыкальной  драмы, объединяет драматический диалог, пение, пластику, акробатику, у-шу…

                                             ( Просмотр   китайского и индийского танца)

Учитель

Как вы считаете, есть отличие в композиционном построении танцев, балета стран  Запада и Востока? Что общее?

  Ответ

Несмотря на отличия, они не противостоят друг другу, а дополняют и обогащают общечеловеческую культуру.

Вывод:

Танец-это тайный язык души (народа, артистов, музыкантов и т.д.).

VI. Подведение итога урока.

Тестовое задание (В рабочей тетради).

1. Вид сценического искусства, основным способом которого есть неразрывно связанные между собой музыка и танец, которые отображают сюжетно-образную концепцию драматичного произведения:

а) народные танцы; б)свинг; в) ритуальные танцы; г) балет.

2. Танец, который является визитной карточкой фольклора народов кавказского региона:

а) фламенко; б) лезгинка; в) чардаш; г) румба.

3. Танцы Латинской Америки:

а) хастл, свинг, рок–н-рол; б) кадриль, полька, мазурка; в) самба, румба, танго; в) танго, рок-н-рол, ламбада.

Выставление оценок

Домашнее задание. Создать фотоальбом или презентацию: «Виды театров», «Корифеи балетного искусства», «Танцы народов мира» (по выбору)

Какова история театра графа Н.П. Шереметьева

Древний род Шереметьевых являлся одним из самых знатных и богатых в России. Представители этого рода занимались весьма широкой сферой деятельности: меценатством, строительством храмов и благотворительностью. Особой гордостью рода Шереметьевых стал домашний театр, который считался одним из самых лучших российских театров XVIII века и достойно конкурировал с придворным императорским театром. Основоположником театра был Петр Борисович Шереметьев, но руководил театром его сын – Николай Петрович.

Знакомство графа Николая Петровича с театральной жизнью началось во время его заграничных путешествий по Европе. С тех пор Николай Петрович стал знатоком театрального искусства и начал окружать себя артистами, музыкантами и художниками.

Крепостной театр графа Шереметьева был основан в 1751 году. Изначально спектакли театра показывались на двух сценах – усадебной, расположенной в резиденции Кусково, и городской, которая находилась в театральном флигеле, пристроенном к московскому дому Шереметьевых на улице Никольской.

В наследство от отца Николаю Петровичу досталась труппа крепостных актеров, и граф начал усиленно заниматься их совершенствованием и профессиональной подготовкой, приглашая для этого специальных педагогов. Обучение театральному искусству крепостные музыканты и артисты проходили в Москве и Санкт-Петербурге, но и сам граф любил заниматься со своими подопечными.

Каждый день актеров труппы занимали репетиции, занятия с педагогами и обучение иностранному языку, который был необходим для исполнения виртуозных партий на языке оригинала. Если актеры были ленивы и нестарательны в учении, их наказывали, ставя на колени либо ограничивая их питание хлебом и водой.

В крепостном театре Шереметьева существовала традиция – артистам присваивались новые сценические имена, соответствовавшие названиям драгоценных камней. Так, на спектаклях пела Анна Буянова-Изумрудова и танцевали Татьяна Шлыкова-Гранатова, Кузьма Деулин-Сердоликов и Фекла Урусова-Бирюзова.

Самой талантливой актрисой крепостного театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, которая в семь лет попала в дом Шереметьевых, была ведущей актрисой театра, а через несколько лет (в 1801 году) стала графиней Шереметьевой.

Репертуар театра соответствовал интересам зрителей той эпохи. На сцене театра ставились иностранные комедии и оперы, переведенные на русский язык, а также балеты, написанные специально для графского театра. При этом сам Шереметьев нисколько не жалел средств на развитие своего детища, приобретая прекрасные декорации и изумительные костюмы.

В 1787 году Николай Петрович в своем родовом гнезде Кусково построил новое здание, в котором он предполагал ставить грандиозные оперы и балеты с участием многочисленного хора и большого количества танцовщиков. На каждую премьеру, проходившую в этом театре, приезжала вся Москва, а содержатели частных театров жаловались городскому начальству, что граф отбивает у них зрителей.

Еще один новый театр Николай Петрович построил в своем подмосковном имении Останкино. Открытие театра состоялось в июле 1795 года. Главной особенностью этой сцены была оригинальная планировка, позволявшая за один час превращать ее из театрального в бальный зал. С 1796 года личные обстоятельства (смерть жены) и обязательства казенной службы в корне изменили образ жизни Николая Петровича. И в 1804 году крепостной театр Шереметьева полностью прекратил свое существование, оставив после себя множество достижений, которые стали наследием русской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки и изобразительного искусства

Конспект урока иузыки и изобразительного искусства "Радуга музыкальной весны". Н аинтегрированном уроке поставлена цель: развитие творческих способностей у детей с помощью музыки.  В конспекте ук...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока - проекта по изобразительному искусству на тему: "городецкая роспись"

Предлагаю конспект урока-проекта образовательной деятельности для учащихся 2 класса ДШИ по теме: «Городецкая роспись». Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...