Вторая жизнь картин
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Морозова Мария Евгеньевна

Интегрированный урок(МХК и физика) даёт представление о творчестве Рембрандта и расширяет знания о различных видах излучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._vtoraya_zhizn_kartin.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Паликская средняя общеобразовательная школа №2»

Интегрированный урок МХК и физики.

Тема:

 Вторая жизнь картин.

Цель:  вовлечь детей в исследовательскую деятельность, ответить на вопрос: «Какие знания из области физики нужны при реставрации картин?»

Задачи:

По МХК: 

   Познакомить учащихся с историей создания картины Рембрандта «Даная», расширять и углублять знания о творчестве голландского художника.

Развивать интерес к творчеству Рембрандта, творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать чувства добра и любви к людям, критическое отношение к человеческим порокам.

по физике:

Сравнить, обобщить, систематизировать и расширить знания о различных видах излучения

Показать применение различных видов излучения при реставрации картин

Продолжить формирование познавательного интереса через содержание изучаемого материала.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя МХК.

3. Формулировка темы,

цели,

сообщение задач урока.

4.  Актуализация знаний по МХК.

Актуализация знаний по физике.

6. Объяснение нового материала.

7. Закрепление изученного.

8. Итог урока

9.Заключительное слово

10. Рефлексия

8. Д.З.

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.

Обратимся к психологическому тесту, он — на Слайде; это большой цветной спектр. Каждый из вас должен выбрать цвет, который соответствует вашему рабочему настроению. Имейте в виду: яркие цвета (красный, оранжевый) означают вашу активность, добрый настрой;  холодные (синий, фиолетовый) — пассивность, мрачность.

(На экране СЛАЙД с репродукцией картины Рембрандта «Даная», звучит музыка)

В нагроможденьи
Интерьера
Одна
Лежит
Во искушенье.
И сквозь портьеры
Луна
Сочится,
А она
Без сна
Томится –
Вся обнажена
Бесстыже,
И вожделения
Полна,
И гривой
Рыжей
Раскидаться
страждет
Без стеснения
На шёлке
Простыней…
Игриво
Блещут очи,
Томно, зыбко
Маячит
На губах
Улыбка:
К себе манИт
И сладкую усталость
Прочит.
И в щёлку
Из теней
Следит за ней
Горячий
Взор
В упор –
И утолиться жаждет,
И утомиться хочет…

                   Лариса Бесчастная.

- Как называется картина и кто её автор?

- Да, это картина Рембрандта «Даная». В таком виде картина была не всегда.

СЛАЙД (испорченная картина)

- 15 июня 1985 года, субботним утром, в ленинградском (ныне - санкт-петербургском) Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего дважды проткнул картину ножом. Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями".

- Как вы думаете, что было сделано, чтобы картина приобрела прежний вид?

- Какова тема урока? После реставрации начинается вторая жизнь картин.  СЛАЙД (Записывает на доске)

- Спасать шедевр принялись мгновенно, промывая полотно водой. К вечеру реакция была остановлена, но стало очевидно, что 30 процентов авторского письма было утрачено навсегда. Пострадала самая ценная часть картины - женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Некоторые детали - например, драпировка, прикрывавшая ноги Данаи - и вовсе исчезли, зато обнаружились ранние редакции картины.
Бригада реставраторов трудилась над восстановлением "Данаи" целых
12 лет. Только натеки с картины снимали более 2 лет.
"Даная" в полностью отреставрированном виде появилась перед посетителями музея только в октябре 1997 года. СЛАЙД ( репродукция картины Рембрандта «Даная»)

- Как вы думаете, почему на уроке, кроме учителя МХК, присутствует учитель физики?

-Сообщение задач урока.

 

Тест.

Взаимопроверка. СЛАЙД

Доклады.

- Далеко не все представляют себе отчетливо, что такое реставрация памятников искусства. Некоторые посетители музеев, например, узнав, что то или иное произведение реставрировано, не скрывают своего разочарования, так как, очевидно, понимают под реставрацией имитацию—подделку, грубое вторжение в художественный замысел произведения. Это — ошибочное представление. Современная реставрация ставит перед собой задачу предотвратить и устранить изменения, вызываемые естественным старением материала, и по возможности максимально восстановить его первоначальное состояние и свойства.

Уже несколько столетий существуют специальная технология и методика реставрации картин. 

Однако многие процессы вплоть до недавнего времени были весьма ограничены в своих возможностях. Здесь на помощь пришла наука, и в частности физика.

 - Об этом расскажет Татьяна Владимировна.

Таблица (приложение 2) (физкультминутка)

- Давайте вспомним виды электромагнитного излучения, в этом нам поможет таблица, которую мы вместе с вами заполним.

- Заполните таблицу (распечатана по числу учащихся)

-Давайте у доски проверим выполненную работу

 - Какие из этих видов излучения используются при реставрации картин? Почему?

Рентгенографическое исследование

Рентгенография живописи. При рентгенографировании картину кладут на съемочный стол красочным слоем вверх таким образом, чтобы исследуемый фрагмент находился над проемом, сквозь который проходит рентгеновское излучение. Сверху на картину в светозащитном пакете из черной бумаги кладут рентгеновскую пленку, слегка прижимая пакет листом войлока или резины соответствующего размера.

При рентгенографировании на исследуемое произведение падает поток рентгеновских лучей, теряющий при прохождении через картину свою интенсивность в зависимости от материала и толщины соответствующего участка живописи. Прошедшее излучение, попадая на рентгеновскую пленку, засвечивает ее соответственно интенсивности падающего на нее излучения. Таким образом на рентгеновской пленке формируется теневое изображение исследуемого объекта.

Основной параметр, определяющий качество рентгеновского снимка — значение анодного напряжения трубки. В зависимости от типа трубки и схемы выпрямительного устройства рентгеновского аппарата оптимальные значения этого напряжения при исследовании различных видов живописи могут меняться, что требует проведения пробных съемок.

Время экспозиции определяется дозой излучения,падающего на пленку, и зависит от нескольких факторов (значения анодного напряжения, тока трубки, фокусного расстояния), для каждой конкретной установки определяемых индивидуально.

При съемке произведения необходимо учитывать особенности конструкции основы, чтобы ее изображение не искажало рентгеновского изображения красочного слоя. Например, при рентгенографировании живописи на холсте, натянутом на подрамник с крестовиной, следует при съемке располагать картину красочным слоем вниз, а пакет с пленкой укладывать между холстом и крестовиной.

Специальные виды рентгенографических исследований. Рентгенографическое исследование живописи позволяет выявить особенности строения и структуру произведения. Однако в ряде случаев в зависимости от характера конкретной вещи или поставленной задачи необходимо применять специальные виды рентгенографии. Владение этими методами позволяет получать важную информацию при использовании того же оборудования, что и при обычной рентгенографии.

Получение разделенных рентгеновских изображений методом послойно — контактной рентгенографии предоставляет важную информацию при исследовании двусторонней живописи. Сущность метода заключается в том, что во время съемки рентгеновская пленка находится в контакте с исследуемой поверхностью произведения, а рентгеновская трубка или исследуемое произведение перемещаются относительно друг друга. При этом удается получить удовлетворительное изображение красочного слоя, в контакте с которым находилась рентгеновская пленка; изображение противоположной стороны при этом размазывается

Исследование в инфракрасном излучении

Инфракрасные лучи, расположенные за участком видимого красного света, в противоположность коротковолновым ультрафиолетовым лучам обладаютсильным тепловым действием.

При работе в инфракрасной области для изучения живописи используют зону ближних инфракрасных лучей, а исследование проводят путем фотографирования на специальных фотопластинках или пленках или используют с этой же целью специальные приборы — электронно-оптические преобразователи и телевизионные инфракрасные системы, позволяющие трансформировать невидимое инфракрасное изображение в видимое.

Исследование в инфракрасных лучах основано на свойстве материалов пропускать, поглощать или отражать их иначе, чем видимый свет. Именно поэтому близкие по цвету материалы, обладающие одинаковой для видимого света способностью его поглощения и отражения, по-разному реагируют на действие инфракрасных лучей: одноцветные, но не сходные по составу участки живописи, сфотографированные на инфракрасных пластинках, обнаруживают различную тональность и четкие границы их нанесения, что позволяет выявить тонировки и реставрационные записи на произведениях старой живописи, неразличимые под слоем поверхностных загрязнений или старого лака и недоступные поэтому для исследования с помощью ультрафиолетовых лучей.

Способность инфракрасных лучей проникать сквозь отдельные слои живописи позволяет фиксировать не суммарное изображение красочных слоев (как на рентгенограмме), а лишь некоторые из них. В тех случаях, когда нижележащие слои обладают достаточно высоким коэффициентом отражения для этого вида излучения, а верхние слои живописи оказываются для него достаточно прозрачными, можно обнаружить переделки и авторские изменения композиции, авторский рисунок, скрытые под записями или «исчезнувшие» надписи и подписи.

Исследование в ультрафиолетовом излучении

Исследование с использованием ультрафиолетовых лучей в техническом отношении достаточно простое и доступное средство научного анализа произведений искусства. В практике изучения живописи их применение сводится к визуальному наблюдению или фотографированию вызываемой ими видимой люминесценции, то есть свечения вещества в темноте под действием фильтрованных ультрафиолетовых лучей. Различают два вида такого свечения: флуоресценцию — свечение, прекращающееся в момент, когда кончается действие источника его возбуждения, и фосфоресценцию — свечение, продолжающееся некоторое время после окончания действия источника возбуждения. В исследовании произведений живописи используют только флуоресценцию.

Под действием ультрафиолетовых лучей вещества органического и неорганического происхождения, в том числе некоторые пигменты, лаки и другие компоненты, входящие в состав произведения живописи, светятся в темноте. При этом свечение каждого вещества относительно индивидуально: оно определяется его химическим составом и характеризуется конкретным цветом и интенсивностью, что позволяет идентифицировать то или иное вещество или обнаруживать его присутствие.

Исследование в отраженных ультрафиолетовых лучах. Не все испускаемое источником ультрафиолетовое излучение поглощается исследуемой поверхностью и преобразуется в видимое свечение. Часть его отражается от объекта и может быть зафиксирована фотографически. Фотографирование живописи в отраженных ультрафиолетовых лучах является самостоятельным видом ее исследования, во многом дополняющим исследование в свете видимой люминесценции

Исследование в видимой области спектра

Согласно электромагнитной теории света, к видимому излучению относят электромагнитные волны, длина которых лежит в интервале от 400 до 760 нм. При этом красному свету соответствует наиболее длинные световые волны, а фиолетовому — наиболее короткие. В обычных условиях оптимальная чувствительность глаза приходится на волны примерно 555 нм, резко уменьшаясь в сторону более коротких и более длинных волн. При этом надо учитывать, что видимость различных цветов спектра в сильной мере зависит от интенсивности излучения. Кроме того, в дневное время глаз чувствительнее к желтому участку спектра, тогда как в сумерки максимум смещается к сине-зеленому участку.

Наиболее простым средством исследования произведений живописи, позволяющим получать значительную информацию, является визуальное изучение в видимом свете. Произведение станковой живописи или отдельную композицию настенной росписи рассматривают сначала целиком, а затем внимательно изучают отдельные ее части.

Первые сведения дает осмотр произведения в наиболее выгодном освещении; затем исследование ведется с помощью простой или бинокулярной лупы небольшого увеличения (2-2,5х), помогающее детальнее рассмотреть особенности основы и красочного слоя, изменение его структуры, характер записей, подпись и т. д. Пользоваться сильной лупой на этой стадии исследования не рекомендуется. Визуальный осмотр позволяет составить представление о сохранности живописи, ее реставрациях, особенности исполнения, изменении композиции, а главное, определить круг вопросов, подлежащих дальнейшему выяснению.

Осмотр станковой живописи лучше всего вести при хорошем естественном, лучше солнечном, освещении. При этом картина должна быть укреплена так, чтобы ей легко можно было придать любое положение по отношению к свету. Если дневной свет недостаточно интенсивен, применяют искусственные источники, равномерно освещающие всю поверхность произведения, но не повышающие заметно температуру окружающей среды. При исследовании настенной живописи необходимо пользоваться искусственными источниками света, так как только они дают возможность добиваться наиболее выгодного освещения, позволяющего судить об особенностях произведения. В качестве искусственных источников света обычно используют осветительные приборы, применяемые при фотографии.

Объяснение сопровождается презентацией.

- Вернёмся к картине Рембрандта. Какие виды излучения Могли быть использованы  при её реставрации? Почему?

Т.В. Физико-рентгеновское исследование. Рентгеновские лучи обладают малой длиной волны и большой проникающей способностью (объясните с помощью таблицы на форзаце учебника.), проходили сквозь живопись и фиксировались на пленке. Те участки картины, где художник использовал плотные краски с большим атомным весом, на рентгенограмме были светлыми, а другие – темными.

М.Е. Многие исследователи творчества Рембрандта не находили на полотне никаких ярких признаков мифа о Данае и сомневались в названии картины.

Т.В. (СЛАЙД) На рентгенограмме две поднятые руки, что позволило сделать вывод, что над картиной работали дважды в 1636 и 1649 году.

М.Е. Рентгенограмма показала, что вначале героиня похожа на Саскию. Переписывая картину в 1649 году, Рембрандт придал Данаи черты своей 2-ой жены Хендрекье. Он сделал героиню более зрелой, золотой дождь заменил желтоватым светом. С тайной пришлось расставаться: на полотне именно “Даная”.

 Картина была покрыта лаком. Лак был тоже современным. Чтобы картину покрыть вновь лаком, надо знать состав этого лака, который использовался художником.

Т.В.. Как вы думаете, при помощи какого вида излучения ученые определили его состав?

Состав лака был определен с помощью инфракрасного излучения. По тому, как лак поглощал это излучение, можно судить не только о его составе, но и о возрасте входящих в него элементов. Ученые определили, что в лаке смолы мастики и даммари свежие: покрытие реставрировали в XIX и XX веках.

Наше исследование подходит к концу, какие выводы вы можете сделать?

Учитель МХК:

- Благодаря учёным, реставраторам, картина «Даная» получила второе рождение.

Судьба Майгиса сложилась гораздо прозаичнее - он долгое находился в психиатрической больнице и отказывался вспоминать эту историю с картиной Рембрандта. Недавно журналисты газеты «Лиетувос ритас» выяснили, что Бронюс Майгис живет сегодня в литовском пансионате, играет на местном рынке на аккордеоне и вроде как на досуге пишет воспоминания о покушении на «Данаю».

- Никогда не поздно признать свои ошибки, отреставрировать душу. Об этом стихотворение «Реставрация» малоизвестного автора Валерия Злыгостева,

 написанное в 2011 году. 

Реставрация
Краски поблекли и цвет потеряли,
Для реставрации времени нет.
Раньше и кисти в руках не дрожали,
Как обновить своей жизни портрет?

Старый подрамник в кладовке пылится.
Тоже в порядок пора привести.
Где-то местами слегка золотится,
Где-то придётся и грязь отскрести.

Тюбики с красками взял у природы,
Пробую первый несмелый мазок.
Но не хватает какой-то свободы,
Где-то пропущен был важный урок.

Мысли и память имеют оттенки.
Их ОСВЕЖАТЬ нам полезно, ЛЮБИТЬ!
Жизни картина, у многих на стенке,
Так обветшала - не восстановить!

Где-то в душе затаилась тревога,
И от волнения руки дрожат.
Лучше абстракция, как у Ван Гога,
Но не Малевича "Чёрный квадрат".

Психологический тест.

По МХК: Написать миниатюру (рассуждение или свободная форма) на тему «Вторая жизнь картин»


По физике: заполнить таблицу (два вида излучения) и указать их применение при реставрации картин.



Приветствие учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Называют автора; возможно, течение, к которому он принадлежал.

Высказывают предположение о реставрации картины.

Записывают тему в тетрадях по МХК и по физике

Высказывают предположение о роли физики при реставрации картин, называют цель урока.

Составляют опорный конспект в  тетрадях по МХК

Поочерёдно выходят к доске, заполняют «шапку» таблицы и выбирают прибор, изображенный на картинке.

Работают самостоятельно, заполняя по одной строке в таблице.

Делают записи в тетрадях по физике.

Работа с учебником.

Ответы учащихся.

Приложение 1.

Тест.

  1. Назовите годы жизни Рембрандта Харменса ван Рейна.

а) 1770- 1827

б) 1606- 1699

в) 1806- 1852

2. Какая картина не принадлежит Рембрандту?

а) «Возвращение блудного сына»

б) «Автопортрет с Саскией на коленях»

в) «Девятый вал»

3. К какому направлению принадлежит творчество Рембрандта?

а) Романтизм.

б) Реализм.

в) Классицизм.

4. В историю мировой живописи Рембрандт вошёл как блестящий мастер

а) натюрморта

б) автопортрета

в) пейзажа.

5.  Как звали первую жену Рембрандта?

а) Саския

б) Анетта

в) Ирина.

Приложение 2

Доклад 1.

 “Даная”-  одна из самых целомудренных картин мира. Великий живописец Голландии Рембрандт вошел в историю мировой культуры как автор “Данаи”, “Возвращение блудного сына” и т.д., его судьба трагична так же, как и судьба его картин.

“Даная”-  любимое детище мастера. Он создал ее в 1636 году. В это время известность художника велика, он богат и женат на божественной женщине Саскии. Именно в этот период и рождалось “Даная”.

В основе картины мифический сюжет: аргасскому царю Акристию предсказали, что он погибнет от руки своего внука. И чтобы этого не случилось, он свою дочь Данаю подверг заточению в башне. Бог богов Зевс узнает о предсказании и, превратившись в золотой дождь, проникает в башню на любовное свидание. У Данаи рождается сын, он вырастает и расправляется с Акристием.

Рембрандт не расставался с «Данаей» всю жизнь, но в старости художник оказался нищим. В 1656 году он оказался несостоятельным должником и его картина “Даная” была продана жителю Амстердама. И только в 1772 году Екатерина II вернула картину в Россию в Эрмитаж.

Доклад 2.

Более двух миллионов уникальных произведений искусства хранится в сокровищнице Государственного Эрмитажа. Научные сотрудники музея постоянно наблюдают за состоянием находящихся в запасниках ценностей. Однако, несмотря на тщательный уход, время неумолимо накладывает на них свой отпечаток. Большинство материалов, из которых созданы памятники культуры, подвергаются естественному старению: тускнеют и трескаются краски, темнеет камень, разрушается дерево. Процесс этот усиливается при резких колебаниях влажности, температур, а также под влиянием многих других причин.

Как сохранить гениальные творения, многие из которых были созданы за несколько веков до нашей эры?
Бороться за долговечность памятников культуры, предупреждать возможные их изменения и возвращать частично утраченные качества призваны реставраторы. Девять специальных мастерских Эрмитажа ведут эту работу. Археологическое дерево и металл, ткани и керамика, скульптурные произведения и изделия из цветного камня, стенные росписи из древнейших раскопок, гравюры и рисунки, картины и древнерусские иконы проходят сложный процесс исследования. Эти наблюдения тщательно изучаются и обобщаются, после чего разрабатываются методы и приемы реставрации.

Приложение 3

     

вид излучения

длина

волны, частота

источники

свойства

применение

Действие на человека

Низкочастотное

Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафиолетовое

Рентгеновское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Книгам - вторую жизнь"

В жизни человека огромную роль играет книга. К сожалению, в последнее время школьные библиотеки плохо пополняются новой литературой, а старые книги ветшают. Один библиотекарь не в состоянии и выдавать...

Мастер класс по декупажу на пластмассе.«Вторая жизнь старым вещам.»

Занятия творчеством воспитывают у ребенка чувство прекрасного. Формируют отношения к вещам.Предлагаю  вашему вниманию "Мастер -класс по декупажу на пласмассе" Вторая жизнь старым вещам"...

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...

мой творческий проект "Вторая жизнь"

мой творческий проет по технологии "Вторая жизнь"...

Конкурс поделок из бросового материала «Вторая Жизнь!» 1-20 марта 2013 год.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3118408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 120px; float: right; "}}]]Конкурс поделок из бросового ...

Мастер-класс "Вторая жизнь пластиковой бутылки"

Обучение и использование пластиковых бутылок для создания полезных вещей и украшения интерьера....