Портрет в живописи.
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Худалова Валентина Павловна

Цель урока:

- познакомить учащихся с искусством  живописного портрета;

- дать понятие композиции в портрете;

- развивать интерес к человеку, творчеству созидания;

- развивать наблюдательность,воображение.

Беседа по теме "Портрет".

Портрет - один из сложнейших жанров ИЗО. Когда родилось искусство портрета и как оно развивалось7 Привожу высказывание известного советского художника и искусствоведа Игоря Грабаря...

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи всегда увлекали художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал оссобенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения.Но величайший расцвет портретной живописи приходится на 17 век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцев Рембрандта и Халса, фламандца А.Дейка или испанского художника Д.Веласкеса.

В России расцвет портретного искусства начался в 18 веке. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. К портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любви к народу, обратились русские художники в 19 веке - И.Крамской,И.Репин, В.Серов, В.Перов, Н.Ге, Н.Ярошенко.

Объяснение значения слова "палитра".

Роль и место живописного портрета в истории искусства на примере творчества знаменитого итальянского художника Рафаэля Санти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_24_portret_v_zhivopisi.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

                                          ПОРТРЕТ В ЖИВОПИСИ

Цели:

- познакомить учащихся с искусством живописного портрета,

- обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в XVI-XIX и XX веках;

- дать понятие композиции в портрете;

- совершенствовать технику работы карандашом, красками;

- развивать приемы изображения человека, наблюдательность;

- воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию.

Оборудование:репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна»,«Мадонна Конестабиле», образцы педагогического рисунка.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с историей изображения образа человека в живописи, научимся решать композиционные задачи и изображать лицо человека в цвете.

III. Повторение изученного материала.

  1. Беседа по теме «Портрет» (Актуализация)

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,- пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!"

- Когда родилось искусство портрета и как оно развивалось?

- Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красами. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Изображение лица человека в скульптуре или живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVIIв, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменсван Рейн, фламандец Антонисван Дейк или испанский художник Диего Веласкес.

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. К портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу, обратились русские художники XIX века. Их портреты поражают не внешним блеском, а правдивым обликом человека.

Много великолепных портретов создали И. Репин, В. Cepoв. Они создали для нас образы современников.

2. Проверка домашнего задания.        

Учащиеся зачитывают (рассказывают) подготовленные сообщения, рефераты о жизни и творчестве И. Е, Репина.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказучителя.

    Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.

     

- Объясните значение слова «палитра».

- Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.

Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», - это значит, что живопись этого художника отличается богатым цветом. А про другого говорят: «У него содержательная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. А вообще-то палитра - это тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Палитрой художник пользуется, работая масляными красками. Палитру держат на левой руке. По внешнему краю ее художник выдавливает краски из тюбиков, а в середине палитры он смешивает их.

Учитель. В поселке Репино под Санкт-Петербургом есть «Пенаты» - музей великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. В этом доме он жил и работал в точение многих лет. В музее можно увидеть и его палитру. Писатель Корней Иванович Чуковский, большой друг Репина, рассказывал, что художник питал к краскам особую любовь. Каждый день рано утром Репин приходил в свою мастерскую, радуясь при мысли, что сейчас возьмет в руки кисти, палитру и начнет писать красками.

Поговорим о роли и месте живописного портрета в истории искусства.

Античная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами и художниками, внесла в архитектуру и изобразительное искусство соразмерность, ясность композиции.

Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие духа которого вызывало восхищение. И итальянские художники подхватили и развили это отношение. Их героем стал не средневековый аскет и не христианский мученик, а жизнелюбивый и мужественный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к земному счастью. И хотя художники продолжали писать произведения на библейские и религиозные сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.

Знаменитый итальянский художник Рафаэль Санти (1483 1520 гг.) написал картину «Сикстинская мадонна».

В образе пресвятой богородицы он изобразил совсем юную женщину с ребенком на руках. В ее глазах столько тревоги, она так бережно прижимает к груди сына, что традиционную для его предшественников библейскую сиену и образ богородицы мы воспринимаем как гимн, прославляющий прекрасное чувство материнской любви.

Близка по изображению, проникновенна и нежна «Сикстинской мадонне» другая картина Рафаэля «Мадонна Конестабило» (около 1504 года).

Мастера Возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Не случайно, что многие художники пытались передать улыбку «Джоконды», модели Леонардо да Винчи. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образом для мастеров более позднего времени.

V.        Итог урока.

  1. Заключительноеслово.

Домашняя работа:

подобрать информацию по теме урока; по желанию подготовить рассказ об одном портрете (сведения о модели, анализ картины, сведения об ее создании, личные впечатления и др.) любого художника, который наиболее привлек ваше внимание и вызвал к нему интерес.

Урок  2

 РОЛЬ ЦВЕТА В ПОРТРЕТЕ

Цель урока:

- познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете;

- дать понятие цвета, тона и освещения в портрете;

- развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета; воспитывать интерес к человеку как личности.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. 3.Смачивание красок.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. На предыдущих уроках вы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовым решением образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета.

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение теоретических сведений.

-  Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, его увлечения, духовный мир и психический склад - тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов играет цвет.

Мы уже знаем, что для живописца объект видится через призму цвета. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений. Через нее художник и в портрете выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.

Рассмотрим это на примерах нескольких портретов (ученические работы).

IV.        Актуализация знаний учащихся.

- Работу над портретом, как всегда, мы начинаем с эскиза.

В своих эскизах портрета вы должны также выяснить для себя и представить, каким по настроению будет ваш портрет: лирическим, или героическим, или задумчиво-сосредоточенным и т. д. Одним словом вы должны «прочесть» модель. Она должна подсказать вам и живописно-пластическое решение, и как нарисовать портретируемого - или погрудно или во весь рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед вами возникнет вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображен человек.

Дать какие-то определенные рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, имея в виду всевозможные детали обстановки комнаты или цеха, что аксессуары окружения имеют только второстепенное, подчиненное значение и вводить их в портрет нужно постольку, поскольку они смогут помочь раскрытию образа и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете.

Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета. Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво-сосредоточенный -то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка.

Дополнительный материал для учителя при работе над портретом

Прежде всего подберите модель с хорошо обозначенными скулами, лобными буграми, краями нижней челюсти, глазными впадинами, конструктивно ясным устройством надпереносья. Нежелательны лица с замельченными или расплывчатыми чертами, слишком морщинистые.

    Затем определите общую цветовую гамму и характер освещения. Для фона подбирайте спокойные, сдержанные по цвету, не очень темные драпировки, с тем чтобы легко читались цветовые и тоновые соотношения лица и фона.

    Не рекомендуются ткани слишком резких расцветок: ярко-синих, зеленых, фиолетовых. Отдайте предпочтение фонам, которые по цвету и в тональном отношении звучат мягко и благородно.

    Для начала можно сделать постановки "на сближенных" тонах, чтобы колорит их был четко выражен. Допустим, блондинку с загорелым лицом поместить на золотистом или сиреневом фоне, модель с лицом более смуглым - на коричневато-сером или коричневом, натурщицу с бледным лицом и темными волосами - на серо-голубом или сером. Следует продумать характер одежды портретируемого. Она ни в коей мере не должна акцентировать на себе внимание чрезмерной яркостью и пестротою. Лучше всего, когда костюм натурщика по цвету близок к фону, но светлее или темнее его. Тогда все внимание будет уделено лицу. Не следует забывать, что можно очень выгодно использовать некоторые детали одежды для передачи формы. Например, правильно написанный воротничок платья помогает понять и подчеркнуть объем шеи в пространстве.

    Когда цветовой образ постановки сложился, переходим к следующему, также весьма ответственному этапу - поиску наиболее характерного положения и освещения головы.

    Выбор освещения зависит от самой модели. По этому поводу признанный рисовальщик Энгр писал: "Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углубления глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. Для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве".

    Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы ясно читалась "большая форма", а свет помогал выявить характер лба, носа, объем глазных яблок. В общем надо делать так, чтобы лицо не казалось "слепым" и плоским. Избегайте чрезмерно резких падающих теней от носа.

    Сама поза, наклон головы должны быть естественны для данной модели.

    Замечательный русский портретист В. Тропинин говорил: "Нужно стараться сохранить в посадке, в движении головы, рук натуральную грацию: всякое натянутое, изысканное положение фигуры действует неприятно для глаз; оно в натуре не так замечается, потому что бывает большею частью минутное, временное, а на полотне оно остается навсегда".

    Итак, модель выбрана, фон, освещение продуманы. Приступаем к следующим этапам учебной работы над акварельным портретом.

    Первая стадия - определение формата работы и композиционное решение. Предельно ограничьте ее размер, максимум до 18 см по большой стороне. Затем определите формат. Какой он будет - квадратный, вертикальный, горизонтальный,- это решает автор, исходя из характера постановки, конструкции модели, своего отношения к поставленной учебной задаче.

Надо продумать, сколько места в формате листа займет голова, сколько плечевой пояс, сколько фон, как это распределить по массам, пятнам и силуэтам. Здесь желательно сделать композиционные поиски (кроки) в тоне черной акварелью, размером вдвое меньше будущего оригинала (9 см по большой стороне).

    В выборе композиции не останавливайтесь на самом примитивном варианте, когда голова берется крупно в центре или почти в центре, не оставляйте много фона сверху, снизу, сбоку под тем предлогом, что хочется найти композицию "поострее".

    Выразительность композиции зависит от точно выверенных, логически оправданных пластических масс, уравновешенных между собой и передающих определенное состояние.

    Нужно постараться почувствовать характерные особенности модели, понять ее, настроиться на серьезный творческий процесс, на поиск. Что перед нами за человек: молодой или пожилой, высокий и стройный или плотный и приземистый, веселый или грустный, бодрый или усталый, какова его осанка?

    Когда найдено композиционное решение портрета, приступайте ко второй стадии - выполнению рисунка в заданном размере и формате (рисование картона).

    Поскольку композиционный вариант, как правило, меньше будущего оригинала, увеличьте его по клеточкам, перенеся на тонкую бумагу в виде легкого контурного рисунка, затем, вернувшись к натуре, проработайте внимательно голову в границах найденной композиции.

    Может возникнуть вопрос, как делать картон: тщательно и подробно или общо. Если будем рисовать картон со всеми мельчайшими подробностями, то, переведя его на акварельную бумагу, волей-неволей не избежим раскраски. Такой рисунок может "закрепостить" живопись. Поэтому картон делайте ясным с предельной внимательностью, но общо, без излишней детализации - легким в тоне, жестким по абрисам и максимально конкретным.

    Удобнее рисовать твердым и острым карандашом. Особенно важно точно взять все пропорции, наклоны, характер головы, передать ее конструкцию.

    Третья стадия - подготовка бумаги для работы.

    Акварель требует специальной бумаги. Если вы работаете на обычном альбомном листе, то обязательно смочите его перед  началом работы, и только потом начинайте работать красками

    Четвертая стадия - подготовка предварительного рисунка для работы над оригиналом. Рисунок должен быть хорошо скомпонованным, точно и легко нарисованным, для этого надо острым твердым карандашом, осторожно "пройтись" по рисунку, чтобы его контур был живым, не механическим. Когда рисунок будет уточнен, промойте его слегка чистой водой - уберите жир и лишний слой графита.

    Следующая, пятая стадия - работа над предварительным эскизом цветового решения. Здесь уместно сказать несколько слов о материалах, используемых для живописи акварелью. Чистая акварель - это живопись прозрачными красками. Белила в классической акварели не применяются. Их заменяет белизна бумаги. Слои краски, наносимые на бумагу, должны быть тонки и прозрачны для лучей света. Плотно положенный красочный слой при высыхании будет матовым и грязным, потеряет цветовую насыщенность.

    Для работы акварелью запаситесь палитрой, набором кистей, промокательной бумагой и мягкой тканью. Палитру лучше иметь пластмассовую с углублениями для разведения красок

    Кисти предпочтительно иметь колонковые - большую и маленькую, примерно № 10 и № 2. Вытирайте их мягкой тряпочкой. Избыток краски убирайте промокашкой.

    Для того чтобы успешно работать над портретом, подготовьте эскиз четкого цветового решения с определенной мерой художественной условности. Этот эскиз делайте небольшого размера, примерно 1/4 оригинала. Внимательно изучите и ясно представьте себе цветовой образ постановки, в какую среду помещена модель, как она звучит именно в этой среде. Избегайте так называемых "телесных" красок для лица, постарайтесь понять его локальный цвет именно в конкретном окружении. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов.

    Дополнительные цвета - цвета противоположные, при смешении уничтожают друг друга, дают серый цвет. Если поместить, говоря условно, в сине-голубую среду оранжевый предмет, то он "посереет", станет несколько сложнее по цвету благодаря влиянию среды. Поэтому так важно для художника научиться тщательно анализировать и стараться точно передавать большие отношения красок, вырабатывать в себе снайперское чувство цвета. Очень полезно пронаблюдать звучание одного и того же тона лица в разной среде. Кроме собственного цветового решения, на предварительном эскизе сразу продумайте некоторые моменты технического исполнения: что наиболее целесообразно залить сразу в полную силу, передав мягкость, расплывчатость, бархатистость и прозрачность предметов; какие поверхности залить, вкрапливая краски по-сырому, какие моменты оставить для длительной многослойной проработки. После того как в предварительном эскизе найдено цветовод решение и вы "влезли в душу" данной постановки, то есть почувствовали ее, можно считать, что полностью собран подготовительный материал к портрету и пора приступать к шестой, заключительной, стадии - работе над оригиналом.

    Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике "алла прима" и лессировками, "по-сухому".

    "Алла прима" - значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших поправок. В технике "по-сухому", наоборот, тон и цвет набираются постепенно, слои краски наносятся последовательно. При этом важно, чтобы нижний слой был просохшим и не размывался. В этом приеме максимально используется эффект оптического смешения цветов.

    Конечно, техника акварели - одна из сложнейших, поэтому хороших результатов можно добиться, только приобретя достаточный опыт. Однако напомним, что в процессе работы методом лессировок краски наносятся с учетом того, что-либо они уже ложатся на какой-нибудь цвет, либо на них еще будет ложиться определенный красочный слой, благодаря чему цвет станет сложнее. Об этом не забывайте.

    Можно сочетать обе техники: "алла прима" и "по-сухому", это дает большие возможности. Сначала постарайтесь максимально использовать первый способ, то есть сразу сочно, в полную силу взять цвета, начиная с наиболее плотных. От того, какой силы взяты самые темные оттенки в вашем этюде, зависит плотность и цветовая насыщенность будущего акварельного портрета.

    После того как возможности "алла прима" исчерпаны полностью, дайте этюду хорошо просохнуть и, не торопясь, маленькой кистью продуманно приступайте к самым ответственным частям - лепке лица, тщательной прописи отдельных деталей.

    Прежде чем писать, всегда внимательно изучайте объект изображения, стремитесь увидеть в нем характерное, присущее только ему. Старайтесь понять и передать природу изображаемого. Не оставляйте без внимания второстепенные детали. Правильно расставляя акценты, не забывайте о том, чтобы форма была цельная, значительная, избегайте дробности и пестроты. У всех больших мастеров прошлого в портретах выдержаны основные цветовые отношения: лица к фону, волосам, костюму. Далее, не разрушая большого цветового и тонового пятна лица, тончайше прорабатывайте все детали, согласуя их между собой и подчиняя все главной форме. Особое внимание уделите глазам, которые могут многое сказать о человеке, его характере, внутреннем состоянии.

1. Выполнение рисунка кистью. Намечается общая форма головы и ее положение в пространстве.
2. Прокладка основного цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений.
3. Прорисовка деталей, обобщение и завершение работы, достижение портретного сходства, образная характеристика девочки.

V.        Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок-портрет близкого человека (работа красками).

Во время практической работы делаются целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы:
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполняемой работы.

VI. Итог урока.

  1. Выставкаработучащихся.

- В лучших работах вами достигнута похожесть рисунка оригиналу, но самое главное, что при этом вы сумели языком изобразительного искусства рассказать о себе или же близком вам человеке, раскрыв его душевное состояние, какие-то черты характера.

Домашняя работа: подобрать материал на тему «Великие портретисты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Презентация к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в живописи"

Презентация выполнена к уроку ИЗО в 6 классе по теме "Портрет в живописи". Программа Б.М. Неменского. Презентацию можно использовать для интерактивной доски....

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"  6 класс по сингапурской методике...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Портрет в живописи

Презентация к уроку русского языка "Описание портрета" (6 класс)...

Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.

Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка,  литература и живопись.  Цель: Показать, как муз...