Главные вкладки

    Интегрированный урок по музыке в 5 классе "Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе.
    план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

    Дидыченко Светлана Валерьевна

    Ежегодно в нашей школе проходит Пушкинская неделя. Данный урок был проведён в рамках этой недели. Это интегрированный урок: музыка,  литература и живопись.  Цель: Показать, как музыка выражает сущность литературного образа. Педагогическая идея урока: «Запомнить в музыке можно только то, что понятно эмоционально прочувствовано». Основной образовательной задачей урока является формирование представления об изобразительных и выразительных возможностях музыки, литературы и живописи. Воспитательная задача — вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству слова и музыки, возбудить чувство сопереживания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_5_kl.docx27.32 КБ
    Файл dve_muzy_odnogo_romansa.pptx2.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Корочанская школа-интернат»

    Интегрированный урок: музыка, изобразительное искусство, литература

    5 класс

    «Волшебный мир искусства»

    Портрет в живописи, музыке и литературе.

    Подготовила:

    Учитель музыки  С.В. Дидыченко

    2017-2018 учебный год.

    Цель: Показать, как музыка выражает сущность литературного образа, связь уроков музыки с литературой и живописью

    Педагогическая идея урока: «Запомнить в музыке можно только то, что понятно эмоционально прочувствовано».

    Задачи:

    • Образовательные:
    • формирование представления об изобразительных и выразительных возможностях музыки, литературы и живописи. 
    • формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки.
    • Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.
    • Воспитательная — вызвать у учащихся интерес к взаимному общению на основе интереса к искусству слова и музыки, возбудить чувство сопереживания.
    • Развивающая — совершенствование певческих и исполнительских навыков, активизация эмоционального отклика на музыку, развитие умения содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

    Тип урока: комбинированный.

    Жанр урока: урок-беседа с использованием мультимедиа и видеофрагментами.

    Форма урока: трехчастная.

    Методы:

    • Метод создания «композиции» в форме диалога, раскрывающего интонационно-образное содержание музыкальных произведений.
    • Метод использования широких ассоциативных связей музыки с литературой, живописью.
    • Метод использования наглядности.

    Материально-техническое обеспечение урока: экран, проектор, ноутбук,  колонки.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Вход в класс учащихся. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    Учитель:  Здравствуйте, ребята.

    Ученики: «Здравствуйте!» (музыкальное приветствие Лазарева «Музыка, здравствуй!» )

    Распевание. (Вокально-хоровая работа ). Музыкальная разминка.

    Психологический настрой на урок.

    Разучивание   новой песни. А. Ермолов «Волшебный мир искусства», слайд №1

    Муз. Александра Ермолова, сл. Ксении Кряжевой. Раздать слова песни

    2. Актуализация знаний учащихся - Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

    Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

    Ученики: (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

    Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему, русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Но не только Портрет – это жанр изобразительного искусства, но писатели и композиторы создавали портреты в своих видах искусства.

    Вот и сегодня мы с вами познакомимся с воплощением живописных портретов в волшебном мире литературы и музыки. Запишите тему урока: Портрет в ….

    3. Знакомство с новым материалом- Этап усвоения новых знаний.

    Звучит начало – фортепианное вступление  романса  «Я помню чудное мгновенье»  сл. А. Пушкина, муз. М. Глинки,  

    1. Определите жанр данного произведения?
    2. Вспомним, что же такое романс? (вокальное, поэтическое произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента (камерное).

    Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

    Тысячи музыкальных произведений созданы на литературные  произведения А. С. Пушкина. И это не случайно. Ведь не каждая стихотворная строчка ложится на музыку. Почему именно Пушкин привлекает композиторов? Водимо, особенность в его слоге, в его слове. Пушкинское слово музыкально, ритмично, выразительно. Благословенный дар пушкинского слова с наибольшей силой, красотой раскрывается нам в романсах.

    1. Назовите создателей этого дивного романса? слайд 2.слайд 3

    То, что Глинка написал романс на стихи Пушкина, на самом деле очень символично. Критик В. Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». На стихи Пушкина Глинка написал 10 романсов. Многие исследователи объясняют это не только личным знакомством и увлеченностью творчеством поэта, но и сходным мироощущением двух гениев.

    1. Как называется романс?

    Основоположник русской классической музыки, создавший первую национальную оперу, Михаил Глинка написал одно из самых известных его произведений

    романс «Я помню чудное мгновенье», на стихи А. Пушкина. А самое удивительное заключается в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили женщины, между которыми было гораздо больше общего, чем одна фамилия на двоих.

    Слайд 4.Запишите подтему нашего урока: Две музы одного романса.

    Кто вдохновил Пушкина и Глинку на создание шедевра вокальной музыки? На этот вопрос мы попытаемся ответить во второй части урока.

    1. Кому А.С. Пушкин посвятил это чудесное стихотворение? Слайды 5-9.

    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, первая встреча с которой состоялась в 1819 г, а в 1825 г. знакомство возобновилось. Анна Петровна Керн впервые встретилась с А.С. Пушкиным когда ей было 16 лет. Красавица очаровала поэта. Они хотели новых встреч, но встретились только через 6 лет в Тригорском, куда была приглашена Анна Петровна погостить. Пушкин был приглашен на обед. Около месяца, почти ежедневно, продолжались их встречи в Михайловском, куда поэт был сослан царем. Встречи с Керн надолго запомнились поэту. В сосновом парке в селе Михайловском есть липовая аллея А.П. Керн. Часы, дни, проведенные с А.П. Керн, скрасили жизнь сосланного поэта, вдохновили на творчество.

    Спустя годы чувства к девушке вспыхнули с новой силой. Так появились знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».

    6. Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: композитор Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной. Через несколько лет после трагической гибели Пушкина, так распорядилась судьба, Глинка, известный русский композитор, влюбился в дочь А.П. Керн – Екатерину. Он написал музыку на стихи Пушкина и подарил этот «гимн любви!» семье Керн.

    Да, это один из лучших романсов 19 века. Это исповедь сердца композитора. Сохранив поэтический образ, звучность пушкинского стиха, композитор М. Глинка придал ему широкое мелодичное дыхание, подчеркнул переломы в настроении, внес живое биение пульса в фортепианном сопровождении – сумел стать равным великому мастеру стиха.

    Да, слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Писатель, поэт помогает музыке, композитор помогает слову.

    «Откройся мысль!

    Стань музыкою слово!»

    И вот когда слово зазвучит музыкой, тогда-то и рождаются шедевры, подобные романсу «Я помню чудное мгновенье».

    А что такое шедевр? (образцовое произведение, лучшее).

    Романс «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки на слова А. Пушкина считается шедевром романской лирики.

    Я хотела бы вам напомнить этот романс, слушая его,  постарайтесь ответить на вопрос: сохранил ли композитор особенности стихотворения Пушкина?

    4. Связка-переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока.

    Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» в исполнении Д. Хворостовского.

    • Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

    Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

    Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

    • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
    • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
    • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

    5. Рефлексия :

    • С какими музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?
    • Что такое портрет и каких художников слова и музыки  вы сегодня узнали ?
    • Какое  у вас сейчас настроение?

    Учитель: Давайте с вами продолжим разучивать песню «Волшебный мир искусства» (пение детей)

    Учитель: Дорогие    ребята,    разрешите    поблагодарить    вас    за сотрудничество. Думаем, что каждый из присутствующих заново откроет для себя своего А. С. Пушкина.

     «До свиданья, музыка.» ( муз .прощание Лазарева)

    Учитель: Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два музыкальных произведения музыкальными портретами? Почему? Выучить песню


     Волшебный мир искусства

    У истока реки зародился сюжет,

    По страницам перо закружилось.

    Всё, что думал и чувствовал добрый поэт,

    На бумаге теперь отразилось.

     

    Припев:                Волшебный мир искусства –

                            Мир, полный вдохновения.

    Волшебный мир искусства –

                            Художника творение.

                            Волшебный мир искусства

                            Волнует наши чувства,

                            К себе зовёт волшебный мир искусства,

                            К себе зовёт волшебный мир искусства.

     

    На чудесной палитре цветное пятно,

    С мягкой кисточки краска струится.

    Разрисует художник своё полотно, -

    На картине появятся лица.

     

    Припев

     

    Звуки музыки льются из наших сердец,

    Нотный стан в лёгком вальсе кружится.

    Звонкой трелью зальётся пернатый певец, -  

    Скоро новая песня родится.

     

    Припев (2 раза)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБОУ «Корочанская школа-интернат» Г. Короча Белгородской области Интегрированный урок: музыка, изобразительное искусство, литература 5 класс «Волшебный мир искусства» Портрет в живописи, музыке и литературе. Автор урока: С.В. Дидыченко, учитель музыки

    Слайд 2

    Волшебный мир искусства Тема урока: Портрет в живописи, музыке и литературе.

    Слайд 5

    Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.Пушкин Две музы одного романса

    Слайд 7

    Анна Петровна Керн и Александр Сергеевич Пушкин

    Слайд 8

    Пушкинские горы. Село Михайловское. Аллея А.П. Керн

    Слайд 9

    Пушкин в Михайловском

    Слайд 10

    Михайловское. Парк

    Слайд 12

    Екатерина Ермолаевна Керн и Михаил Иванович Глинка Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

    Слайд 13

    Усадьба Тригорское музыкальный салон. В этой комнате м.И.Глинка впервые исполнил романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи А.С.Пушкина

    Слайд 14

    Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

    Слайд 15

    И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

    Слайд 16

    Романс «Я помню чудное мгновенье

    Слайд 17

    На стихи Пушкина написано много романсов , вальсы , песни , которые мы называем сейчас - шедеврами русской музыки!

    Слайд 18

    На холмах Грузии Зимняя дорога Под вечер осенью…народная Не пой, красавица, при мне Зимний вечер Я вас любил Я помню чудное мгновенье

    Слайд 19

    СПАСИБО ЗА УРОК


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

    Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

    Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

    Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

    Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

    Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

    Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

    Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

    Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

    Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

    Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...

    Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

    Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...