В. Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»
презентация к уроку по мхк (11 класс)

Пильщикова София Ильинична

Анализ произведения станковой живописи В. Г. Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ произведения станковой живописи в. Г. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» Выполнил: ст. гр. 21К Пильщикова С. И. Проверил: Буркова Л. Ф.

Слайд 2

Годы жизни: 1833 (Тобольск) – 1882 (село Кузьминки) С 1843 по 1846 г. обучался в арзамасском училище, далее в арзамасской художественной школе имени А. В. Ступина, которую он не окончил, но имел там успехи. В 1853 г. был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его приютил у себя преподаватель Егор Яковлевич Васильев. В 1856 г. за портрет двоюродного брата был награждён малой серебряной медалью Академии художеств.Через год картина «Приезд станового на следствие» была отмечена большой серебряной медалью. В 1860 г. получил малую золотую медаль за работу «Первый чин». Год спустя картина «Проповедь в селе» принесла Перову большую золотую медаль, а картина «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала большие споры в обществе и была запрещена к показу в России. Её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков. В декабре 1862 посетил несколько немецких городов, познакомился с коллекциями их музеев, потом прибыл в Париж, где прожил 2 года. Но он очень тосковал по родине, поэтому досрочно вернулся в Москву. В 1865 г. полотно «Проводы покойника» завоевало первую премию на московском конкурсе Общества любителей художеств. За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанные в 1866 г., Перов был удостоен звания академика. Василий Григорьевич Перов

Слайд 3

В 1867 г. Несколько полотен Перова было представлено на Всемирной выставке в Париже. Они получили высокие оценки критиков и публики. В 1869 г. Вместе с Г. Мясоедовым Перов основал Товарищество художественных передвижных выставок и стал членом его правления на 7 лет. В 1870 г. Картины «Странник» и «Птицелов» принесли Перову звание профессора. В 1871 г. Перов представил на 1-й выставке передвижников картину «Охотники на привале», чуть позднее он стал преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1873 г. живописец участвует в венской Всемирной выставке. В том же году он начинает писать этюды к работе «Суд Пугачёва». Он создаст 3 варианта, но ни один автора не удовлетворит. В 1874 г. по мотивам романа Тургенева «Отцы и дети» художник написал картину «Старики-родители на могиле сына». В 1875 г. Перов пробует себя в роли писателя. Некоторые его статьи печатаются в журналах. А в 1877 г. он покидает Товарищество передвижников. В 1878 г. он снова участвовал во Всемирной парижской выставке, представив на ней 6 работ. Последней работой художника стало большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Картина осталась незаконченной. В возрасте 48 лет Василий Григорьевич Перов умер от чахотки. Автопортрет, 1851 г.

Слайд 4

Основная тематика творчества Творчество Перова явилось толчком для развития критического реализма в русской живописи. Мастер бытового жанра и психолог, Перов выступает в ряде случаев и как тонкий пейзажист, и как автор выдающихся портретов. Многие ранние работы отличаются обличительным восприятием, представляя собой живописные карикатуры своего времени. Когда В. Перов жил в Париже, он написал ряд интересных картин со сценами европейской уличной жизни. Перов много и плодотворно работал, создавая картины на социальные темы. В работах середины 60-х гг. художник с глубоким сочувствием показывает несчастную жизнь бедняков. По заказу Павла Третьякова в 1871-1872 гг. Перов создаёт ряд портретов русских литераторов и научных деятелей. Среди них выделяются портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Василий Перов здорово отразил в своих картинах нравы, типы, взгляды и интересы своей эпохи. Во многих своих произведениях Перов обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В 1868-1869 гг. живописец много работал в портретном жанре, стараясь передать особенности характера и духовного мира своих героев.

Слайд 5

Место картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» в творчестве В. Перова Картина относится к жанровой живописи, потому что она знакомит нас с жизнью людей давно ушедших времен. На полотне «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василий Перов отразил набиравший силу после отмены крепостного права в 1861 году новый типаж – купца и фабриканта, постепенно становившегося новым хозяином жизни. Перова волновало столкновение двух противоположных миров. В 1865 году художник специально отправился на знаменитую Нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех концов империи. Перов внимательно за всеми наблюдал и «подобрал» нужные для написания картины типажи, а через год на выставке Академии художеств представил своё творение. За эту картину, а также за не менее известную «Тройку», Василий Григорьевич получил звание академика живописи. Полотно «Приезд гувернантки в купеческий дом» было типичной картиной для 1860-х годов, и не только в творчестве В.Г. Перова. Небольшого размера, с четко выявленным сюжетом, взятым из жизни со всеми ее обыденными подробностями, эта картина была характерной для живописи тех лет.

Слайд 6

Содержание картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василий Перов изобразил на своём полотне юную девушку, которая приехала наниматься гувернанткой в купеческий дом, т.к. в 19-м просвещенном веке было принято, чтобы детей помещиков и купцов обучали люди из образованных и интеллигентных слоев общества. На полотне две главные фигуры – купец и девушка. Основательная, с широко расставленными ногами, уверенная в себе и в своем хозяйском положении, фигура купца. Лицо его с высокомерием, снисходительностью и с некоторым любопытством рассматривает прибывшую. Тоненькая фигура девушки – полная противоположность хозяину. Склонив голову в поклоне, она одновременно достает из сумочки какие-то бумаги, скорее всего, документы о себе и о своем образовании. Неуверенность, обреченность и страх перед будущей жизнью в этом доме талантливо обозначил художник в ее фигурке. При этом гувернантка имела в семье непонятное положение. С одной стороны — она была образованной и свободной девушкой , поэтому не считалась прислугой. Но и ровней хозяевам воспитательница не была, поскольку на них работала.

Слайд 7

Все в этой картине выглядит необычно: светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и столпившимися в них людьми. Фигуры остальных участников композиции отодвинуты на второй план, но они даже более интересны и колоритнее в проявлениях своих чувств, автор все написал на их лицах. Сын купца с ухмылкой поглядывает на девушку. У него явно закрались разнообразные мысли на счёт неё. Сам Перов назвал это взгляд «бессовестным любопытством». За спиной купца столпились его дочери и жена. Они также не отличаются воспитанностью — увидев гостью они выпучили глаза и раскрыли рты. Купчиха уже готова задавать различные каверзные вопросы. Возможно, рада приезду новой гостьи только девочка в розовой юбке. Скорее всего, именно для неё и наняли гувернантку.

Слайд 8

Слева выглядывают слуги торговца. Их интерес к новой персоне не меньше других, но в их глазах нет высокомерия. Там же, в темном углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и светские манеры. Унижение человеческого достоинства, столкновение интеллигенции и мещанства раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня мы принимаем все близко к сердцу, как и первые зрители картины. «Приезд гувернантки» часто ругали за недостаток колорита, и даже А.А. Федоров-Давыдов говорил: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении. Тона этой картины неприятно режут глаза». А ведь яркость и насыщенность цветов на этой картине радуют глаз. Следует только приглядеться, как с помощью цветов выделена центральная группа, как мягко, но определенно по цвету взяты фигуры второго плана.

Слайд 9

Моё мнение о картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» Картина мне понравилась. Прежде всего тем, что в ней тщательно проработаны детали. Молодая девушка, приехавшая в богатый дом, безусловно, понимает, что ее ожидает здесь. Хозяин дома, конечно же, чувствует себя хозяином жизни, но отторжения у меня он не вызывает. Мне понятно любопытство домочадцев. Наверное, на их месте я бы тоже хотела посмотреть на нового человека в своём доме. А что касается социального неравенства, эта картина показывает лишь то, что было нормальным для 19 века.

Слайд 10

Глядя на картину, хочется верить, что у девушки жизнь в этом доме будет несложной, и первое впечатление от встречи не оставит и следа в душе у гувернантки. Также считаю, что богатство – это не всегда воспитанность и дружелюбие. Сегодня картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» находится в Москве в Третьяковской галерее. Благодаря картинам того времени, можно многое узнать о жизни прошлых эпох.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в 19 веке)

Материал  на тему "Ростов купеческий"....

Елка в купеческом доме

Новогодняя экскурсия....

План-конспект урока «Стефан Цвейг. Отрывок из новеллы «Гувернантка».

Открытый урок немецкого языка.Тема: «Стефан Цвейг. Отрывок из новеллы «Гувернантка»....

Учебный фильм по истории "Купеческий стиль в интерьере конца XIX века. Особняк купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге".

Особня́к купцов Брусницыных (Кожевенная улица (Санкт-Петербург), дом 27) — памятник архитектуры в стиле  эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году...

5 нче сыйныфның рус төркемендә татар теленнән “Салават күпере – дуслык күпере” дәресенә технологик карта

5 нче сыйныфның рус төркемендә укучы балалар өчен “Салават күпере – дуслык күпере” (“Балачак – хәтердә мәңге калачак...” циклының йомгаклау дәресеннән соңгы 9 нчы дәресе ) дәресенә технологик карта...

Екатерина Вторая Великая - императрица России. Приезд в Россию и приход к власти. История - 8 класс.

В этой презентации говорится о будущей императрице - Екатерине Второй в молодые годы....

Видео урок "Приезд в Лондон - регистрация в Отеле"

Занятие с активным использованием видео материала Осуществляется технология проблемного обучения. Реализуются Профессионально-ориентированные ситуации общения....