Календарно-тематический план по предмету "Эстетическое воспитание".
календарно-тематическое планирование по мхк (9 класс)

Тиукова Людмила Анатольевна

Календарно-тематический план по предмету "Эстетическое воспитание".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю: Санкт-Петербургское  СУВУ.

________________________В.В. Миронов

«_____»____________ 20 __ г.

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа».

Календарный тематический  план уроков по предмету эстетическое воспитание.

Преподаватель — Тиукова Людмила Анатольевна.

Санкт-Петербург

2017 — 2018 гг.

№/№

Дата проведения

Наименование разделов и тем урока

Тип урока

Основные элементы содержания и понятия

 Цели, задачи  урока.

УУД, формируемые на уроке.

Наглядное обеспечение

Формы контроля

По плану

По факту

1

Введение. Подросток в мире культуры.

Беседа. Диалог — знакомство.

Особенности курса, его задачи и содержание. Знакомство с потенциальными возможностями учащихся. Понятия: «культура», «эстетическое воспитание».

Заинтересовать учащихся содержанием курса. Познакомить со структурой тем и занятий, с требованиями, предъявляемыми к учащимся.

Стенды, стенгазеты, фотоальбомы, показывающие работу кабинета эстетического воспитания.  Архив кабинета: артефакты и предметы, имеющие отношение к культурной деятельности человека.

Фронтальный опрос.

2

I раздел. Культура и человек. Личность. Строение личности.

Комбинированный.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, воля. Телесное, душевное и духовное начало в человеке. Этапы развития личности. Эмоциональная жизнь человека. Чувства, разум. Сотворение человека. Богоподобие - основа личности.

Помочь задуматься о сложности, хрупкости и уникальности  человеческой личности. Учить видеть в каждом человеке образ Божий.

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел». Библия. Книга  Бытия. Просмотр фильма «В начале» (библейские истории).

Фронтальный опрос.

3

Человек  и мир.

Комбинированный.

Рождение человека. Крестины, свадебные и  погребальные обряды народов нашей страны. Отечество. Связь с предками и традиционными культурными  ценностями. Любовь к Родине и близким — основа развития личности.

Прививать любовь  к Родине и отечественной культуре.

Дать знания о таинстве смерти, о том, как правильно проводить человека в последний путь, как пережить потерю близкого.

Просмотр и обсуждение х/ф «Послание с небес» о таинстве смерти.  Репродукции памятников героям Великой отечественной войны и  современным героям.

 Фронтальный опрос.

4

 Профессия и призвание.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Профессия и культура. Призвание человека. Роль труда в формировании личности. Ответственность. Зрелость и выбор решений. Подросток — будущий защитник Отечества. Профессия военного.

 Александр Прокопенко — герой нашего времени, вызвавший огонь на себя в Сирии.

«Это вам за пацанов», - слова Романа Филипова, подорвавшего себя в Сирии в схватке с террористами.

Евгений Родионов, до смерти сохранивший верность вере и Отчизне.

«Работайте, братья», - последние слова героя России Магомеда Нурбагандова.

Знакомить учащихся с некоторыми профессиями и формировать ответственное отношение к их выбору.

Помочь подростку осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства.

Просмотр и обсуждение х/ф о Евгении Родионове,  юноше, погибшем в чеченском плену.

Просмотр фильма о псковских десантниках в годы чеченской войны «Русская жертва».

Тестирование по теме «Личность и культура».

5

Юность — пора становления личности. «Легко ли быть молодым?»

Комбинированный.

Молодежная культура. «А чем увлекаетесь вы?» Особенности  переходного возраста. Проблемы молодежи в истории мировой и отечественной культуры. Инициации.

Таланты и способности, их реализация. Проблемы досуга.   Современная молодежная культура.

Дать знания по возможным проблемам в духовной и эмоциональной сфере в переходном возрасте. Учить подростка владеть своими эмоциями и  чувствами.

Прослушивание фрагментов  произведений музыкальной культуры, которыми увлекаются подростки.

Фронтальный опрос.

6

Мужчина и женщина. Мужественность и женственность.

Комбинированный.

Особенности  физиологических и психологических характеристик мужчины и женщины. В чем слабость «сильного» и сила «слабого» пола? Смысл половой дифференциации. Мужественность, героизм, подвиг, способность к самопожертвованию — лучшие качества гражданина. 

Формировать традиционные   ценностные ориентиры в вопросах пола. Учить уважать женщину, материнство. Прививать       элементы культуры отношения полов.  На примерах художественной литературы и фрагментов кино прививать чувства понятия отцовства, верности,

Просмотр и обсуждение х/ф «Костяника» о первой любви.

Фронтальный опрос.

7

Первая любовь.

Комбинированный.

Вдохновляющая сила любви. Сексуальность и эрос. Культура поведения влюбленных. Целомудрие и честь.

«Гимн любви» апостола Павла.

Научить  сравнивать   любовь и страсть и формировать трезвое отношение к собственным чувствам.

Мультфильм А. К. Петрова по произведению И. С. Шмелева «Моя любовь».

Фронтальный опрос.

8

Нравственная культура личности.  Брак и семья.

Комбинированный.

Семья — источник формирования нравственной культуры личности.  Семья как образ Святой Троицы: «Папа, мама, я». Тень добрачных отношений. Как правильно выбрать невесту и создать семью? Верность и предательство. Последствия внебрачных связей. Семья новомучеников Правдолюбовых — пример любви и верности - до смерти. Образцы для подражания.

Прививать традиционные ценности на примере житийной литературы и исторических примерах многодетных и дружных семей.

Просмотр фрагментов: х/ф «Однажды двадцать лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли и документального фильма о семье Правдолюбовых.

Фронтальный опрос.

9

Свадебные традиции  народов нашей страны.

Комбинированный.

Сватовство, обручение, венчание. Свадебные наряды, их символика. Свадебные песни народов нашей страны.

Учить уважать традиции народов страны.  Помочь  различать и понимать смысл свадебных обрядов.

Воспитывать осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие

Исполнение в игровой форме свадебных песен, игр и обрядов.

Слайды свадебных костюмов.

Просмотр фрагмента х/ф «Морозко».

Индивидуальный  устный опрос.

10

Культура поведения человека в обществе. Что такое поведение?

Сообщение и усвоение новых знаний

Что значит «воспитанный человек»? Основа поведения в обществе — нравственные и моральные нормы.

Десять заповедей Моисея.  «Золотое правило» - духовная и нравственная основа этикета.

Формировать представления об общечеловеческой ценности христианских заповедей, ориентировать на нравственно-этическое содержание поступков и событий.  Прививать социокультурные нормы поведения, формировать отрицательное отношение к криминальной лексике и поведению.

 

Просмотр фильма о правилах поведения и истории этикета.

Фронтальный опрос.

Письменная работа.

11

Этикет. Вежливость на каждый день.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Понятие «этикет». Виды этикета: светский и церковный; дипломатический и военный. Особенности этикета в разных культурах.

Формировать ценностные приоритеты личности.

Развивать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Тренинги, практикумы, игры.

Конспектирование материала по теме урока.

12

Культура общения.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Знакомство и приветствия. Язык — культурный код нации.  Сленг, жаргоны, бранные слова. Сакральный язык. Русский и церковно-славянский язык.

Значение некоторых слов: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуй» и др. Бранные слова — их негативное влияние на духовное развитие человека.

Прививать любовь к родному языку, к его корням.

Настраивать на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Учить ответственному отношению к высказанному слову, умению следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Поговорки и пословицы русского языка. Просмотр фильма «Притчи».

Индивидуальный опрос. Проверка конспектов.

13

Правила поведения в гостях.

Повторение и обобщение полученных знаний.

Сервировка стола, правила поведения за столом. Значение культурных навыков в социализации, в личной и общественной жизни.

Прививать уважение к близким, проявляя его в эстетике быта.

Учить практическим навыкам этикета, развивать коммуникативные качества подростков, формируя положительную модель поведения.

Практикумы: чаепития, встреча гостей, изготовление пельменей, блинов.

Контрольная практическая  работа по сервировке стола.

14

Духовная культура личности. Культура духовная  и материальная.

Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний.

Аксиология — наука о ценностях. Истина, Добро и Красота. Религия и искусство. Что такое духовность? Ценности подлинные и мнимые.   Материально-технический прогресс.

Как жить, зачем жить? Совесть как внутренний  закон  человечества.

Есть ли смысл жизни нашей?Человек и животное. Добро и зло. Происхождение и природа преступлений.

Учить отличать истинные ценности от мнимых, формируя эстетический вкус и культуру.

Пробудить интерес к духовной составляющей в человеке.

Помочь в приобретении устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.

Формировать потребность в нравственном совершенствовании.

 Просмотр фильма «За имя Мое». Обсуждение.

Фронтальный опрос.

15

«Начнем с начала». Человек — венец творения.  


Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний.

Великие книги древности: Библия, Коран, Авеста - о сотворении мира и человека. Божественное откровение  и  духовный опыт человечества.  

Дать знания по основным источникам человеческой мудрости, прививать интерес к истории и культуре.

Ресурсы интернета.

Просмотр фильма на нравственные темы Белорусской киностудии «Притчи».

Обсуждение.

Контрольное чтение вслух.

16

Эволюция или сотворение.

  Комбинированный. Сообщение и усвоение новых знаний.

Две модели происхождения мира: креационизм и теория эволюции. «Шестоднев» Свт. Василия Великого и теория эволюции. Ч. Дарвина. Наука и религия. Материализм, дуализм, пантеизм.

Дать знания о базовых моделях происхождения мира. Формировать представления о сложности и красоте Вселенной, о множестве взглядов на ее происхождение. Учить сравнивать, анализировать противоположные точки зрения, формируя собственные убеждения.

Библия. «»Шестоднев Св. Василия Великого. «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» Ч. Дарвина.  

Устный опрос.

17

II Раздел. Человек в мире прекрасного. Эстетическая культура личности.  Прекрасное и безобразное.

Повторение и обобщение полученных знаний.

Эстетическое чувство. Эстетика. Представления о красоте у древних и современных народов. Эстетический вкус. Возникновение эстетики в «недрах античной философии. Источник красоты». Эстетический  идеал. Дурной вкус. Объективное и субъективное в эстетической оценке.

Развивать эстетическое чувство и вкус, способствовать развитию творчества подростков, формировать эмоционально — образное восприятие, положительно влиять на настроение.

Мультфильмы: «Аленький цветочек» и «Снежная королева». Обсуждение.

Тестирование.

18

Трагическое и комическое.

Повторение и  обобщение  полученных знаний.

Разнообразие эстетических категорий. Трагическое как борьба нравственного идеала с объективной реальностью. Трагический герой. Катарсис. Подвиг. Бессмертие человека и бессмертие народа.

Комическое как форма раскрытия и оценки общественных противоречий.

Юмор, ирония, сатира, сарказм — формы комического. Жанры: комедия, сатира, пародия, эпиграмма, фарс, карикатура, шарж.  

Формировать представление о трагическом и комическом в искусстве и в личной жизни. Учить понимать значение «трагического» и «комического» и видеть их проявление.

Давать знания по истории эстетики и по многообразию эстетических категорий, тем самым расширяя представления о богатстве внутреннего и внешнего мира

Фрагменты из «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Реквием» А, А, Ахматовой. «Реквием» В. А. Моцарта.

«Кавказская пленница» Л. Гайдая — образец комедийного жанра.

Тест« Трагическое и комическое в искусстве».

19

Художественная культура. Искусство.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Виды искусства: временные (музыка, литература), пластические или пространственные (живопись, графика, скульптура, архитектура, художественная фотография и декоративно-прикладное искусство), пространственно-временные (театр, кино, эстрада). Художественный образ.

Дать представление о многообразии человеческого творчества, о видах искусства. Зародить интерес к творчеству, к развитию своих способностей. Развивать эмоциональную сферу подростков.

Презентация «Виды искусства». Альбомы и репродукции произведений разных видов искусства.

Тесты  и кроссворды на тему «Виды искусства».

20

  Живопись как вид искусства.

Сообщение и усвоение новых знаний.

 Цвет, свойства цвета. Жанры и техника живописи. Великие произведения великих мастеров.

Учить выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Произведения живописи и иконы, находящиеся в классе, репродукции, интернет-ресурсы.

Кроссворд на тему «Живопись».

21

Графика. Виды графики.

Повторение и закрепление полученных знаний.

История графики, средства графики: линия, пятно, силуэт, штрих и др. Каллиграфия. Материалы графики — папирус, бумага, шелк. Печатная графика. Книжная графика.  Гравюра. Плакат. Величайшие примеры графики др.

Учить различать средства живописи и графики, прививать высокий художественный вкус.

Развивать творчество и фантазию, способствуя реализации личности подростка.

Образцы русской книжной графики: Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов, И. Я. Билибин и др.

Фронтальный опрос.

Рисунок — иллюстация.

22

Скульптура как вид искусства.

Урок — экскурсия в Некрополе Александро — Невской Лавры.

Виды и формы. Станковая и монументальная: «Моисей», «Пьета», «Медный всадник» и др.

Учить  анализировать и обобщать многообразие связей  скульптуры, литературы и  духовной культуры.

Документальный фильм о скульптурных памятниках Санкт-Петербурга.

Тестирование.

23

Архитектура — застывшая музыка.

Урок — экскурсия по Санкт — Петербургу.

Архитектурные стили. История архитектуры. Язык архитектуры.

Развивать вкус и наблюдательность, умение сравнивать, делиться впечатлениями.

Фотоальбомы, репродукции, интернет-ресурсы.

Фронтальный опрос.

24

Декоративно — прикладное искусство.  

Сообщение и усвоение новых знаний.

Народные промыслы: Дымковская игрушка, Палех, Холуй, Семеновская игрушка и др. Промышленная эстетика и дизайн. Реклама. «Рождение ангела».Кто такие ангелы?

 Развивать умение работать в группе, высказывать и формулировать собственное мнение, приводя аргументацию, критически оценивать высказывания одноклассников, возражать и делать замечания в корректной форме.

Фотоальбомы, репродукции, интернет-ресурсы.

Предметы декоративно-прикладного искусства.

Конкурс на самого доброго ангела. Поделки к Рождеству в стиле народных промыслов.

Поделки к Рождеству: ангелы,

25

Литература как вид искусства.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Виды, жанры и стили литературы. Проза и поэзия. История возникновения литературы. Древнейшие виды письменности: клинопись, египетские иероглифы, кириллица, латиница и др. Выдающиеся памятники древности: «Повесть о Гильгамеше», «Илиада»,  «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре.
Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Выставка книг и репродукций, презентация «Древнейшие виды письменности».

Чтение фрагментов древней литературы и любимых  стихов.

26

Музыка.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Язык музыки: звук, нота, мелодия, ритм, фраза, динамика, интонация. Вокальная, инструментальная, камерная музыка.  Музыкальные жанры:

народная музыка, духовная, классическая, шансон, романс, джаз, блюз, электронная, авторская песня.

Учить слушать музыку, различать виды и жанры, понимать настроение, выражать свое понимание и отношение к услышанному.

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Портреты композиторов. Восточная легенда о «казненной» свирели — пример    выразительности   музыкального языка. Прослушивание фрагментов  инструментальной и вокальной музыки. Классической, народной  и современной, сравнение их языка.

Творческий проект.

27

Драматические искусства.

Повторение и закрепление полученных знаний.

Кино и театр. Язык драматических искусств. Роль  кинематографа как самого массового вида искусств. Из истории кинематографа.  

Развивать эмоционально-образное восприятие и оценку произведений различных жанров и стилей.

Просмотр фрагментов классики кинематографа.

Викторина «Угадай название  фильма».

28

III. Раздел. Опыт мировой и отечественной культуры в поисках Истины, Добра и Красоты. Художественная культура первобытного мира. Поэзия мифа и проза истории.

Сообщение и усвоение новых знаний.

«Повесть о Гильгамеше»—  древнейшее клинописное произведение.  Легенда о всемирном потопе. Артефакты истории. Как изучают историю. Археология. Древнейшие памятники истории. Пещера Ляско.

 

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать любовь к   мировой  истории, литературе и культуре.
Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Развивать кругозор и  любознательность.

Мультфильм о Гильгамеше.

Репродукции произведений Микельанджело, Рафаэля, Дионисия с изображением Ноя.

Выполнение диагностических тестов, участие в групповых мини-исследованиях. 

29

Художественная культура древних  цивилизаций.   «Каменный архив».

Повторение и закрепление полученных знаний.

Египетские пирамиды  - первое чудо света. Архитектура Древнего Египта. Религиозные представления. Погребальный культ. «Суд Осириса». Собрание египетских древностей в Эрмитаже.

Воспитывать и поддерживать интерес к творчеству народов мира,

учить замечать   индивидуальные черты памятников разных стилей.

Репродукции и иллюстрации памятников Древнего Египта.

Просмотр документального фильма о коллекции египетских древностей Эрмитажа.

Контрольное

списывание.

30

Сотворение мира.  

Сообщение и усвоение новых знаний.

Вечная книга. Библия.  Адам и Ева. Изгнание Адама и Евы из Рая.  Всемирный потоп.

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать любовь к   мировой  истории, литературе и культуре.
Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Развивать любознательность и поощрять творческие способности.

Чтение вслух фрагментов Священного Писания. Презентация из фрагментов живописи и музыки.

Рисунок, доклад.

31

Скрижали Моисея.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Декалог.  Исход евреев из Египта. Скиния собрания — прообраз христианского храма.  

Воспитывать и поддерживать интерес к творчеству народов мира, особенно к библейской  истории.

Учить самостоятельно работать с книгой, выделяя необходимые сюжеты.

Развивать нравственные качества.  

Художественный фильм «Десять заповедей», фрагмент.

Тестирование. Конспект 10 заповедей. Декалога.

32

 

Цари и пророки.

 Повторение и закрепление полученных знаний.

Древний Израиль. Саул и Давид. Соломон. Строительство храма. Иерусалим — Святой город, столица трех религий. Падение Израиля.

Приобщать подростков  к вечным духовно-нравственным ценностям.

Помогать усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с  библейской историей.

Художественный фильм «Самсон и Далила».

Документальный фильм «Иерусалим — город трех религий».

Контрольное

списывание.

33

«»Так говорил Заратуштра.

Сообщение и усвоение новых знаний

Религия  и памятники Древнего Ирана. Бехистунская надпись, Пасаргады, памятники Персеполиса, гробница Ксеркса I, Дария I, Артаксеркса I, мавзолей Чах-Черак, дворец Ардашира и др.

Приобщать к величайшим памятникам мирового искусства, расширяя кругозор, и  формируя положительные эмоции при восприятии артефактов.

Презентация «Памятники Древнего Ирана».

Тестовые задания.

34

«Начало всех начал».

Сообщение и усвоение новых знаний.

Древняя Индия. Веды. Индийская мифология.

«Колесо жизни». Буддизм. Возникновение и пути распространения.

Знакомить с культурой и религией буддизма.

Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре.

Репродукции памятников Индии: Аджанта, Тадж-Махал, Большая ступа в Санчи, храм Маха Бодхи, Чарашнар и др.

Фронтальный опрос.

35

«Великая стена».

Сообщение и усвоение новых знаний.

Древний Китай. Великий шелковый путь. Достижения китайской цивилизации. Связь России и Китая. История отношений. Харбин и русская культура. Русские летчики, их роль в победе Китая над Японией во Второй мировой войне.

Знакомить с культурой и религией Китая.

Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре. Узнавать о связях России со странами Азии.

Восполнять пробелы в образовании, узнавая новое о подвигах наших героев в Китае.

Интернет-ресурсы, раскрывающие информацию о культуре, религии и  истории Китая.

Фронтальный опрос.

36

Страна восходящего солнца.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Япония. Культура, искусство и религия. Нэцке — миниатюрная скульптура. Поэзия хокку. Искусство Икебаны. Япония и Россия. Св. Николай Японский.

Знакомить с культурой и религией Японии.

Воспитывать интерес и уважение к чужой культуре. Узнавать о связях России с Японией.

Репродукции памятников Японии: храм Тодай—дзи, роща Арасияма, гигантская статуя Будды в храме Котоку — ин, Кинкаку-дзи — Золотой павильон, Киемидзу-дэру, памятник в Хиросиме.

Чтение стихов.

37

Художественная культура Древней Греции. Боги и герои.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Олимпийский Пантеон. Мифы Древней Греции. «Илиада» Гомера.

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать любовь к   мировой  истории, литературе и культуре.
Учить сравнивать и анализировать сюжеты и формы литературы и скульптуры.  

Чтение вслух мифов древней Греции. Просмотр иллюстраций к мифам. Презентация «Мифы Древней Греции в Эрмитаже».

Рисунок и конспект.

38

«Застывшие в камне».

Сообщение и усвоение новых знаний.

Скульптура и архитектура Древней Греции». В поисках идеала. Вершины греческой классики.

Воспитывать художественный вкус, воображение.

Давать знания по искусству Древней Греции. Учить видеть связь между культурой греческой и русской культурой.

Презентации « Скульптура Эрмитажа» и «Русская скульптура Русского музея».

Тест «Виды и формы скульптуры».

39

Семь чудес света.

Сообщение и усвоение новых знаний.

  1. Египетские Пирамиды,
  2. Висячие сады Семирамиды,
  3. Храм Артемиды Эфесской
  4. Храм Зевса в Олимпии,
  5. Мавзолей в Галикарнасе,
  6. Колосс Родосский,
  7. Александрийский Маяк.

Синтез пластики. Эллинизм. Влияние античности на искусство римской и других восточных цивилизаций.

Развивать эмоционально-образное восприятие мира, прививать любовь к искусству, восхищаясь творениями древних мастеров.

Просмотр фильма «Чудеса света».

Конспект и  рисунок по теме урока.

40

Художественная культура Древнего Рима. Капитолийская волчица.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Мифы Древнего Рима. Архитектура и скульптура Древнего Рима. Римский Форум, Колизей, Арка Константина, Пантеон, Аппиева дорога, термы Каракаллы, акведуки и другие памятники.

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать любовь к   мировой  истории, римской литературе и культуре.
Учить сравнивать и анализировать документальные и литературные источники.

Развивать любознательность и поощрять творческие способности.

Документальный фильм о памятниках Рима.

Тестовые задания.

41

Предчувствие Спасителя.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Возникновение христианства. Предчувствие нового мировосприятия в пластическом искусстве. Портрет Константина, мозаика Александра Македонского в Неаполе и др. Архитектура, наука, законы и другие достижения Древнего Рима — основа западно европейской цивилизации.

Знакомить с историей возникновения христианства, с личностью Иисуса Христа, с литературными источниками и памятниками.

Развивать  познавательную деятельность  в гуманитарной сфере. Прививать интерес к христианской литературе и искусству.

Репродукции христианских памятников Древнего Рима.

Собор Святого Петра, Катакомбы.Катакомбы, Ватикан, Аппиева дорога и др.

Фронтальный опрос.

42

Рождение христианства. 

Урок —встреча со святыней.

Евангелие — Благая весть  о Спасителе и Его учении. Новый Завет, его связь и отличие от Ветхого Завета. Новый Завет как духовно — нравственная основа европейских ценностей. Евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Иконографические символы евангелистов. Происхождение слова «христиане». Сирия — родина христианства.

Знакомить  с текстом Евангелия.

Развивать интерес к христианской литературе и искусству.

Четвероевангелие.

Документальный фильм из цикла «Земное и небесное».

Фронтальный опрос.

43

Нагорная проповедь Спасителя — новый нравственный кодекс человечества.

Занятие — встреча со святыней.

Десять заповедей Моисея и  Заповеди Блаженства. Сходство и различия.

Учить сравнивать и анализировать  литературные источники.

Прививать любовь к нравственности и к высшим образцам духовной культуры.

Слушание хора братии Валаамского монастыря, Валаамский распев: «Блаженны нищие духом...». Фрагмент художественного фильма «Моисей».

Фронтальный опрос.

44

«Сей есть Сын Мой возлюбленный».

Урок — экскурсия во времени.

Поздний Рим. Пришествие Спасителя.  Падение Иерусалима и Древнего Рима. Евангельские сюжеты в мировом искусстве. Картины великих мастеров: Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рембрандта, Иванова, Поленова, Рафаэля и др.

Воспитывать любовь к искусству, уважение к творчеству. Прививать потребность в эстетическом развитии.

Развивать художественный вкус на примерах классического искусства.

Просмотр слайдов и репродукций великих мастеров.

Тест.

45

Евангельские притчи.

Урок  - «глоток мудрости».

Притчи: о блудном сыне, о мытаре и фарисее, о Закхее и др.  Значение и смысл. Библейские сюжеты в поэзии и изобразительном искусстве.

Приобщать подростков  к вечным духовно-нравственным ценностям,

помогать усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с  библейской историей.

Мультфильмы на тему евангельских притч.

Фронтальный опрос.

46

Римские катакомбы.

Занятие — путешествие во времени.

Первые мученики за Христа. Эпоха гонений. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Знакомить с понятием о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном.

Дать представление о первых гонениях на христиан.

Документальный фильм из цикла «Земное и небесное».

Фронтальный опрос.

47

Художественная культура    средневековой Европы. «Каменное кружево».  

Урок — встреча с искусством, урок — исследование.

Архитектура Западной Европы. Романское и готическое искусство. Живопись и скульптура — отражение духовных и эстетических исканий  западного христианства.

Воспитывать любовь к искусству, уважение к творчеству.

Прививать потребность в эстетическом развитии.

Развивать художественный вкус на примерах  готического искусства.

Учить различать художественные стили, читать язык искусства.

Фотографии,  слайды, презентации на тему о готическом искусстве.

Тесты.

48

«София — Премудрость Божия».

Сообщение и усвоение новых знаний.

Византия — преемница Римской империи: эллинизм и  христианство. Ромеи — жители Византии. Константин Великий и  легализация христианства. Царьград -  Константинополь. Первый вселенский Собор. Символ веры. Храм Святой Софии. Храм — земная модель Вселенной.

Развивать умение находить, отбирать и систематизировать материал, соответствующий учебной задаче, представлять продукт труда на суд слушателей.

Репродукции и иллюстрации древних храмов: Скинии собрания, храма Соломона, Сионской горницы, храма Святой Софии.

Задание с репродукциями и карточками.

49

«Умозрение в красках».

Сообщение и усвоение новых знаний.

Канон в церковном искусстве как отражение преображенной действительности. Истоки иконы. Период иконоборчества. Торжество Православия. Как читать икону?

Приобщение к духовно-нравственным ценностям   православной иконы.
Учить понимать ее язык, любить и благоговеть перед мудростью и талантом  предков

Репродукции византийских и русских икон, испытавших влияние Византии.

Тесты.

50

Традиционная духовная и художественная культура  русского народа.  Збручский идол.

Групповая работа в классе.

Язычество древних славян. Происхождение слова «Русь». Варяжская Русь. Славянский пантеон. Традиции и обряды. Духовные и эстетические предпосылки принятия православия.  Эстетическое чувство древних славян. Народное искусство.

Развивать умение работать в группе, распределять обязанности, брать инициативу на себя, отстаивать в корректной форме своё мнение.

Учить: уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности;  

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Мультфильм «Князь Владимир». Репродукция иконы «Страшный суд».

Подготовка к спектаклю «Как князь Владимир веру выбирал».

51

Выбор веры.

Урок — путешествие во времени.

Святой князь Владимир. Икона «Страшный суд», ее влияние на выбор веры. Личность в истории. Херсонес — христианская купель Руси. Святыни Крыма. Святитель Климент, святая мученица Параскева Римская, святитель Стефан Сурожский - и сонм крымских святых. Крымская весна.

Святые Кирилл и Мефодий — церковно-славянский и русский языки.

Развивать чувство прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры.

Давать знания о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России.

Просмотр репродукций и слайдов святынь Херсонеса и Крыма. Икона «Страшный Суд».

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ.

Тестовые задания.

52

Иконография Иисуса Христа, Божией Матери и  святых.

Урок — исследование.

Как смотреть иконы. Что такое иконография? Техника, язык иконы. История иконографии. Символизм и реализм в иконописи. Иконостас. Строение, духовный смысл.

Великие иконописцы Древней Руси.

«Борение духа» (Феофан Грек), «Умиротворенная гармония» (Андрей Рублев), «Торжественная радость бытия» (Дионисий).

Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа,

помогать  усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры.

Репродукции византийских и русских икон, древних и современных иконостасов.

Тестовое задание.

53

«Под покровом Тихвинской».  

Урок — паломничество во времени.

История появления иконы в Ладожском озере. Валаам - и Тихвинская икона Божией Матери. История училищного храма.

«Валаамская — родная сестра Тихвинской».

Развивать  умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Приобщать подростков к сложившимся в училище духовным традициям, включать их в позитивную деятельность.

Просмотр презентаций на тему»Под покровом Тихвинской» о духовной жизни в училище.

Стихи и выступления по теме урока.

54

Русь Белокаменная.

Комбинированный.

Связь архитектуры Древней Руси с Византией. Монастырская культура Древней Руси. Значение  монастырской культуры для формирования духовности  русского народа. Просветительская роль монастырей. Тихвинский, Варлаамо—Хутынский и Антониево — Дымский монастыри.

Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа,
помогать  усваивать нравственные нормы и правила поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры.

Мультфильм «Путеводительница».

Устный опрос.

55

«Валаам — моя небесная пристань».

Урок — паломничество во времени.

Связь Валаама с Тихвинской иконой Божией Матери. Скиты и храмы Валаама. Природа. Прпп. Сергий и Герман.

Приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа. Учить уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности;  

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи.

Чтение стихов. Творческие проекты и презентации о Валааме.

56

Двунадесятые и великие праздники.

Урок — встреча со святыней.

Церковный календарь — икона времени. Цикл церковных праздников. Иконография, история и смысл. Праздничные иконы.

Развивать умение находить, отбирать и систематизировать материал, соответствующий учебной задаче, представлять продукт труда на суд слушателей.

Репродукции праздничных икон. Карточки с тропарями праздников.

Выполнение задания «Найти икону праздника».

57

Праздников праздник: «Христос Воскресе!»

Комбинированный.

Главный христианский праздник. История праздника, иконография, гимнография, духовный смысл. Храм Гроба Гроба Господня в Иерусалиме.

Учить пониманию духовного смысла праздника.

Знакомить с народными традициями его празднования в России и других странах.

Иконы и песнопения праздника. Стихи русских поэтов:  А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, Б. Л. Пастернака, Н. В. Стефанович, М. И. Цветаева.

Чтение стихов.

Фронтальный опрос.

58

«От Сотворения — до Искупления».

Творческая композиция.

Значение Пасхи Христовой в жизни человека и место праздника в мировой культуре.

Расширять кругозор, воспитывать художественный вкус и духовную культуру.

Учить уважать позицию других людей, партнёров по общению или деятельности; слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Музыкально — художественная композиция на произведениях лучших образцов искусства. Презентация.

Чтение стихов, текстов из композиции.

59

Музыкальная культура Древней Руси.

Урок — концерт,урок — открытие.

Церковные песнопения и народная музыка. Гимнография. Тропари и кондаки.

Учить различать духовную и светскую музыку, понимать,  что лежит в основе музыки православной и католической церквей, уметь приводить   примеры, различать язык музыки.

Слушание фрагментов Мессы и Божественной Литургии.

Фронтальный опрос.

60

Начало потрясений — Раскол.

Урок —   исторический портрет.

Церковь и государство. Патриарх Никон и Раскол. «Плоть от плоти, кровь от крови — наши», трагедия и последствия Раскола. Обряд и догмат.

Учить отличать обряд от догмы, разбираться в  сложных вопросах отечественной истории, любить свое Отечество и «в горе, и в радости».

Просмотр фильма «Земное и Небесное» о Расколе.

Просмотр картины В. И.  Сурикова «Боярыня Морозова».

Фронтальный опрос.

61

Мой небесный покровитель.

Занятие — встреча со святыней.

Кто такие святые? «Святая Русь» как идеал русской жизни. Краткая история святости. Первые христианские и русские святые.

История русской святости. Александр Невский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский.

 Александро - Невская и Троице — Сергиева Лавра. Дивеево. Канавка Божией Матери.

Прививать любовь к земному и небесному отечеству. Давать знания о святых покровителях земли Русской.

Развитие умение планировать и прогнозировать собственную деятельность.

Посещение Александро — Невской Лавры, ее музеев.

Проверка чернового варианта творческих проектов, посвященных житию   святого.

62

День всех святых.  

Занятие — исследование.

История праздника. Иконография святых.

Знать своего небесного покровителя, узнавать его на иконе, уметь рассказать присутствующим о его житии.

Воспитывать в себе качества, присущие небесному покровителю.

Иконы святых, имена которых носят учащиеся.

Найти на доске икону своего святого и рассказать  о  нем.

63

Исламская культура.

Урок — паломничество в прошлое.

Возникновение ислама. Коран — священная книга мусульман.

Художественные памятники исламской культуры. 

Святыни ислама. Особенности исламской архитектуры. Святыни Мекки и Медины, мечеть Омара (Купол скалы), мечеть аль - Акса и др.

Прививать уважение и терпимость к традициям и религии народов  мира и нашего государства.

Учить отличать традиционный ислам от  ваххабизма (ИГИЛ).

Фотографии,  слайды, презентации.

Выступления учащихся с презентациями.

64

Курам—байрам  и другие   исламские праздники.

Урок — путешествие в культуру ислама.

Праздник жертвоприношения, ураза — байрам (праздник разговения). Казанский Кремль —  центр исламской и православной культуры России. Примеры дружбы народов нашей страны.

Воспитывать  преданность и уважение к традициям своего народа, уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Фотографии,  слайды, презентации.

Дегустация национальных блюд.

Индивидуальный опрос.

65

Художественная культура эпохи Возрождения. Величайший переворот.

Урок — путешествие в истории.

Идеи Возрождения в Италии (Джотто, Данте), Нидерландах (Ян ван Эйк), Германии (Дюрер).

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанжело. Великие музеи мира: Британский музей, Лувр, Эрмитаж, Уффици и др.

Поощрять коллекционирование   произведений классики.  

Учить понимать символический и реалистический языки живописи.

Учить анализировать и обобщать жанровые и стилистические особенности  живописных произведений.

Просмотр произведений живописи музеев мира.

Доклад о полюбившемся художники эпохи Возрождения.

66

Художественная культура Европы  Нового времени.

Урок — исследование.

Появление новых стилей в искусстве: барокко, классицизм.

Творчество Рембрандта. «Блудный сын».

П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Вермеер Дельфтский, А. Ватто и др.  Образцы европейской музыки: И. С. Бах, В. А. Моцарт,

Л. Бетховен, Ф. Шопен.

Прививать интерес к подлинным образцам музыкального искусства. Учить слушать и слышать музыку, выражая свои чувства.

Просмотр репродукций и слайдов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ.

Фронтальный опрос.

67

Культура эпохи Просвещения в России.

Комбинированный.

Эпоха преобразований Петра Великого и Екатерины Великой. Санкт-Петербург - новая столица Российской империи. Влияние  западных традиций на древнерусское искусство.

Образцы архитектурных и живописных  памятников Санкт — Петербурга.

Ломоносов и Московский университет. Академия художеств. Архитектура Санкт — Петербурга. Русская светская живопись:Д. Г. Левицкий, В. Л.

Боровиковский и Ф. С. Рокотов.  

Творчество А. С. Пушкина.

Композитор П. И. Чайковский —  гений  русской музыки.

Воспитывать понимание сложного и разнообразного пути развития русской культуры.

Прививать чувство восхищения и причастности к  отечественной культуре.

Просмотр репродукций и слайдов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений, анализ.

Тестовые задания.

68

Раздел IV. «Русский Крест». «Серебряный» век русской культуры и  «красный»  октябрь.

Урок — исследование.

Творчество поэтов — символистов. А. Блок. Акмеизм: О. Мандельштам. В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак и др.  Дыхание времени в творчестве поэтов: «А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…», - А. Ахматова.

Революция и культура. Тоталитаризм и фашизм в искусстве. Социалистический реализм.

Воспитывать понимание сложного и разнообразного пути развития русской культуры.

Знакомить с отражением темы октябрьского переворота в искусстве.

Учить любить свою Родину «и в «горе,  и в радости».

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи.

Фронтальный опрос.

69

Новомученики и исповедники Церкви Русской. Места памяти пострадавших в годы гонений.

Занятие у карты «Места памяти новомучеников».

Бутовский полигон. Левашовская пустошь.

Общая хронология гонений на Православную Церковь (основные периоды).

Знакомить с понятием о христианском мученичестве как сострадании Христу ради любви к Нему и вечной жизни в Царствии Небесном.

Дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология).

Дать достоверные исторические сведения о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века.

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи.

Б. Л. Солоневич, фрагмент рассказа «Столетний узник. «Мир дому сему»».

Фронтальный опрос.

70

Поместный Собор 1917-1918 гг. и восстановление Патриршества.

Занятие — «Час подлинника».

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, исповедник.

Аполитичность Церкви. Борьба против обновленчества.

Знакомить с понятиями  служения  и выбора.

Дать первичные представления о причинах и истоках гонений на Церковь в первой половине XX века.

Дать панораму основных событий XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи.

Взаимный вопрос — ответ.

71

Первые пострадавшие за веру.

Занятие- «Работа в архиве».

Царственные страстотерпцы .и их слуги. Преподобномученица Елисавета и с ней пострадавшие.

История гибели царской семьи.

Иван Кочуров, митрополит Вениамин и др.

Знакомить с понятиями о вере, верности, любви.

Дневники, воспоминания, письма, стихи, рисунки, фотографии.

Фронтальный опрос.

72

Архиереи — мученики.

Занятие перед иконой.

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Клейма. Архиереи — мученики. Церковная иерархия. Священномученик Владимир Киевский.

Знакомить с понятием ответственности за Церковь и паству.

Дать знания о понятиях: средник, деисис, клеймо, нимб и др.

Описать социальный портрет новомучеников.

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», карта России с указанием мест подвигов новомучеников, фотографии новомучеников, фрагменты документальных кадров, плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др.

Взаимный вопрос — ответ.

73

«Наше оружие — крест и молитва».

Занятие — имитация деятельности (репортаж, суд).

Антирелигиозная деятельность советского правительства (Декрет об отделении Церкви от государства школы от церкви, изъятие церковных ценностей, кампания по вскрытию мощей) и реакция на нее народа России (крестные ходы, молебны, помощь пострадавшим, сохранение святынь). Священномученик Вениамин Петроградский. Мученица Татиана Гримблит

Воспитывать чувство героизма и любви к Богу и Родине, а также чувство благодарности к новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Раскрывать понятия: любовь — ненависть, вера — неверие, верность и предательство, мужество — трусость, надежда — отчаяние.

Иконы новомучеников, документальные фильмы о них, альбомы, книги, воспоминания.

Чтение стихов о подвиге новомучеников.

Письменная работа о житии некоторых из них.

74

«Голос Церкви».

Занятие — работа с документами

Стояние в вере. Явная и сокровенная жизнь Церкви. Сколько осталось храмов, архиереев к началу войны. Тайное монашество, старцы, их наставления, в том числе из заключения, воспитание молодежи.

Раскрыть понятия: стояние в вере, старчество, духовное наставление.

Воспитывать сострадание к новомученикам и восхищение их подвигом.

(Письма из заключения.  Письма духовных отцов духовным чадам. )Фрагменты документальных кадров, плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др.

Фронтальный опрос.

75

Исповедники.

Занятие — исторический портрет.

Церковь в годы Великой отечественной войны и в послевоенный период. Исповедничество. Подвиг врача и епископа Луки Войно — Ясенецкого.

Актуализировать историческую память обучающихся, дать им возможность соприкоснуться с живым свидетельством подвига новомучеников.

Дать представление об исповедничестве и подвижничестве.

 

Фрагменты документальных кадров,  плакаты, картины, развороты книг о новомучениках, предметы, письма и др.

Фронтальный опрос.

76

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Занятие — конференция.

Возрождение церковной жизни и прославление новомучеников. Работа в архивах. Составление житий, обретение мощей. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» - небесная литургия.

Рассказать о возрождении России и Церкви молитвами новомучеников.

Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», карта России с указанием мест подвигов новомучеников, фотографии новомучеников,

Фронтальный опрос.

77

Раздел V. Россия — родина моя. «День Победы порохом пропах...»

Занятие — исследование подвигов истории.

  Значение Победы над фашизмом в духовном возрождении русского народа.

Художественный фильм «Обыкновенный фашизм» Блокадный Ленинград — образец несгибаемой силы духа русского народа.

Искусство в годы Великой отечественной войны.

Прививать любовь и гордость к подвигу героев Отечества.

Знать авторов бессмертных произведений русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Просмотр фрагментов шествия Бессмертного полка в разных городах России и за рубежом. Слушание песен военных лет. Песни: «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова,  «Священная война» В. И. Лебедева — Кумача и  А. В. Александрова и др.

Чтение стихов ко Дню Победы.

78

«Бессмертный полк».

Урок любви и признательности предкам

Крестный ход в бессмертие.

Память подвига отцов — залог нравственной чистоты нации.

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам», - А. С. Пушкин.

Прививать любовь и гордость к подвигу героев Отечества.

Воспитывать чувство благодарности  потомкам, желание быть похожими на них и достойными их подвига..

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи., фрагменты литературных произведений, рассказы — воспоминания педагога и воспитанников. Встреча с ветеранами.

Фронтальный опрос.

79

«Все мы — братья и сестры в стране нашей пестрой».

Дружба народов России — залог мирного развития Российской Федерации. Традиционные религии народов нашей страны: православие, католицизм, лютеранство, ислам, буддизм.

Прививать уважение к традициям и религии народов нашей многонациональной страны.

Документальные кадры, фотографии, демонстрация кадров кинохроники, слайдов, аудиозаписи.

Оценка  докладов воспитанников с презентациями.

80

Заключение. Значение современной и традиционной  культуры   в жизни отдельного  человека и всего государства.

Урок — анализ.

 Подведение итогов курса. Обмен мнениями, впечатлениями, пожеланиями. Просмотр творческих работ, фотоальбомов, отражающих совместную деятельность на уроках эстетического воспитания.

Развивать у подростка чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознавать ответственность за сохранение культурно-исторического наследия России.

Фото, презентации, стенгазеты, видеозаписи  паломничеств, праздников, конференциях, конкурсах, викторин и др,

Защита итоговых творческих проектов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию

Предоставленный материал расчитан для коррекционных учреждений 8 вида седьмых-восьмых классов. Данное календарно-тематическое планирование составленно с учетом психологических и физиологических особен...

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию, социализация воспитанников интерната, профориентация. 1 - 9 класс...

Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Ст...

Календарно – тематическое планирование по гражданско – патриотическому воспитанию для детей 7–11 лет

План работы с детьми по гражданско - патриотическому воспитанию ,которая проводится один раз в неделю....

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию школьников

Цель: формировать духовно-нравственные качества личности....