РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ
методическая разработка по музыке по теме

Рубинова Юлия Георгиевна

рассматривает актуальность игры в ансамбле на уроках музицирования у учащихся музыкально-эстетического отделения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………. 2
  2. Контроль и учет успеваемости……………………………………… 4
  3. Учебный план…………………………………………………………..  6                                                            
  4. Содержание программы………………………………………………. 7                                            
  1. Программные требования по классам;
  2. Примерные программы контрольных уроков (I-IV классы);
  3. Примерные программы зачета (V класс);
  4. Примерные программы для разучивания в VI классе.
  1. Рекомендуемая литература…………………………………………….13                            

Пояснительная записка

Развитие творческой личности, индивидуальности ребенка – это одна из основных задач Детской музыкальной школы.

Фортепиано – струнный клавишно-ударный инструмент. Диапазон фортепиано составляет более 7 октав, охватывает большинство употребляемых в музыкальной практике звуков. Богатые динамические и выразительные средства, возможность воспроизводить многоголосную музыку выдвинули фортепиано как важнейший музыкальный инструмент для исполнения соло, аккомпанемента и всевозможных переложений симфонической и другой музыки. Фортепиано является базовым инструментом для изучения специального предмета, теоретических дисциплин – сольфеджио, музыкальной грамоты, поэтому для успешного обучения в музыкальной школе учащимся отделения сольного пения необходим курс ознакомления с инструментом.

Главная цель данной программы – овладение инструментом, расширение музыкального кругозора детей. Формирование их художественного вкуса, воспитание музицирующих любителей музыки. Надо развивать музыкальные способности детей, учить их владеть основными исполнительскими навыками игры на фортепиано. Необходимо правильно организовать пианистический аппарат, оснастить ученика техническими приемами, научить понимать структурные закономерности музыкального языка и самостоятельно работать с нотным текстом.

Сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей ученика, что послужит залогом его успешной успеваемости. Важно сочетать изучение относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более сложные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки. Учитывая то, что далеко не все учащиеся имеют хорошую музыкальную память, целесообразно пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, а не тратить массу времени и усилий на запоминание наизусть. Полезно включать в репертуар произведения, предназначенные для ансамблевого исполнения, которые развивают умение слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяют юным музыкантам играть интересные и технически сложные пьесы при ограниченных пианистических возможностях. Использование различных видов музицирования  будет способствовать проявлению заинтересованности у учащихся и плодотворности процесса обучения игре на фортепиано.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может включать в индивидуальные планы другие произведения, соответствующие индивидуальным возможностям каждого ребенка (как в сторону усложнения, так и наоборот) и его интересам.

Занимаясь по данной программе, учащийся приобретает самые необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе легких, понятных, интересных ребенку пьес, даже без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая  свобода. Так же юный музыкант приобретает навык выразительного интонирования музыкального звука, мелодии, учится «петь на клавишах», что особенно важно при обучении будущего вокалиста.

Контроль и учет успеваемости

Контроль и учет успеваемости являются неотъемлемой частью педагогического процесса и применяются с  целью повышения уровня успеваемости учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

  1. систематичность;
  2. учёт индивидуальных особенностей учащегося;
  3. коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).

В качестве основных видов контроля можно выделить:

  1. текущий контроль успеваемости учащихся – систематическая проверка знаний, осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий. Текущий контроль направлен на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения учебного материала, имеет воспитательные цели. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки;
  2. промежуточная аттестация учащихся – определяет успешность развития учащегося и усвоение им программы на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация проводится с I по IV класс в форме контрольного урока с целью оценки качества освоения части или всего объема учебной дисциплины. Контрольные уроки выявляют умения и навыки учащихся, проходят в классе и предполагают обязательное выставление оценки. На контрольный урок выносятся 2 произведения, одно из которых в 1 и во 2 полугодиях должно быть исполнено наизусть.
  3. итоговая аттестация учащихся – проводится во 2 полугодии выпускного класса в форме зачета с выставлением оценки с целью определения степени освоения качества и объема учебной программы. На зачет выносятся 2  произведения, одно из которых полифония или пьеса с элементами полифонии.

Уровень сложности произведений определяется педагогом и зависит от способностей и степени продвинутости учащегося.

Зачет проводится в классе в присутствии комиссии, с методическим обсуждением.

Оценка, полученная на зачете, является составляющей итоговой оценки, выставляемой в свидетельство об окончании школы. Итоговая оценка  выводится на основании годовой оценки, оценок, полученных на зачете и в течение последнего года обучения.

Учащиеся могут быть освобождены от сдачи зачета по состоянию здоровья при успеваемости по всем предметам и на основании решения педагогического совета школы.

Оценки учащихся по всем видам контрольных мероприятий фиксируются в соответствующей учебной документации.

Учащиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся в следующий класс.

Учебный план

I класс

II класс

III класс

IV класс

V класс

VI класс

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Содержание программы.

Программные требования

I класс

За время обучения в I классе ученик должен освоить и выучить 10-15 разнохарактерных произведений. Основная работа должна быть направлена на изучение нотной грамоты, формирование аппарата, овладение основными штрихами: non legato, staccato, legato.

II класс

За время обучения во II классе ученик должен освоить и выучить 8-10 произведений, в том числе 1этюд, 1 полифоническое произведение.

III класс 

За время обучения в III классе ученик должен освоить и выучить 8-10 произведений, в том числе 1этюд, 1 полифоническое произведение. В зависимости от способностей и успеваемости учащегося преподаватель может включить в индивидуальный план произведение крупной формы.

IV класс

За время обучения в IV классе ученик должен освоить и выучить 6-8 произведений, в том числе 1 этюд, 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы.

V класс

За время обучения в V классе ученик должен освоить и выучить 4-6 произведений, в том числе 1 полифоническое произведение, 1 произведение крупной формы, желательно включить этюды.

VI класс

За время обучения в VI классе ученик должен освоить и выучить 4-6 произведений. Педагог составляет программу исходя из требований вступительных экзаменов профилирующих учебных заведений среднего или высшего звена.

Требования по гаммам

За время обучения ученик должен освоить все мажорные гаммы до 3 знаков включительно и минорные гаммы (3 вида минора) от белых клавиш.

I класс - гаммы играются в 1 октаву отдельно каждой рукой;

II- V класс – гаммы играются в 1 октаву двумя руками, аккорды по 3 звука и арпеджио – в 1 октаву отдельно каждой рукой;

VIкласс – все изученные гаммы играются в 2 октавы двумя руками, аккорды по 3 звука и арпеджио – в 2 октавы отдельно каждой рукой.

Примерные программы контрольных уроков

(I-IV классы)

I класс

I полугодие

  1. Н.Потоловский  Охотник и зайка

Б.Берлин Пони «Звездочка»;

  1. Русская народная песня «Заинька»

Е.Гнесина Этюд G-dur.

II полугодие

  1. Г.Гумберт Этюд C-dur
    С.Сперонтес Менуэт G-dur;
  2. Л.Любарский Курочка
    Ю.Литлвко Падают листья.

II класс

Iполугодие

  1. Е.Гнесина Этюд C-dur
    Д.Кабалевский Труба и барабан;
  2. Г.Ф.Телеман Гавот
    И.Филипп Колыбельная.

II полугодие

1. Г.Массон, Г.Нафельян Маленькая прелюдия

М.Шух Танец прыгающих утят;

2.К.Черни – Г.Гермер 6этюдов, Этюд №1 C-dur

С.Аллерм Вальс-мюзетт.

III класс


Iполугодие

1. В.А.Моцарт Менуэт F-dur

Н.Торопова Баба-яга;

2. Н.Торопова Канон

М.Шух Ручеек в страну сказок.

II полугодие

  1. К.Черни – Г.Гермер, I часть, Этюд №16

В.Ходош Белка;

  1. Ф.Жан, К.Жан Инвенция на два голоса

Ж.М.Аллерм Арфа.

IV класс

I полугодие

  1. И.С.Бах Менуэт G-dur из «Нотной тетради А.М.Бах»

М.Шух Зимняя сказка;

  1. К.Черни – Г.Гермер, I часть, Этюд №17
    В.Ходош Восточная кукла.

II полугодие

  1. Я.Ванхаль Сонатина C-dur
    Ж.М.Аллерм Мелодия;

  1. Т.Назарова-Метнер Зайчик ты, зайчик, вариации на русскую народную песню
    Дж.Мартин Вистл-стоп буги.

Примерные программы зачета в V классе

  1. С.Павлюченко Фугетта
    М.Невин Джазовая пьеса;
  2. И.С.Бах Маленькая прелюдия С-dur
    В.Ходош Осень;
  3. Г.Телеман Модерато c-moll
    В.Купревич Осенний эскиз;
  4. Г.Гендель Гавот
    Н.Торопова Чарли-Чаплин.

Примерные программы для разучивания в VI классе

  1. И.С.Бах Ария из Французской сюиты №2
    М.Клементи Сонатина соч.36 №2 I часть
    Ф.Шуберт Вальс h-moll
    В.Ходош Золотой петушок;


  2. И.С.Бах Маленькая прелюдия  d-moll
    Й.Гайдн Романс с вариациями
    Г.Беренс Этюд соч.88 №17
    Г.Пахульский Прелюдия op.8 №1 c-moll;

  3. И.С.Бах двухголосная инвенция №1 C-dur
    Й.Гайдн Соната№11 G-dur
    В.Купревич Элегическая серенада
    А.Хевелев Баба-Яга.

Рекомендуемая литература

  1. Музыкальные зарисовки: Учебно-методическое пособие/Н.Торопова – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  2. Детский альбом: учебно-методическое пособие / В.Коровицын. – Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  3. Веселые нотки: Сборник пьес для  фортепиано:3-4 классы ДМШ. Вып.2:учебно-методическое пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  4. Маленький музыкант: Фортепианный альбом / Авт.-сост. М.А.Шух – М.: ООО «Издательство М18 АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003;
  5. Джазовые пьесы для фортепиано. – И.Бриль. – М.: ООО «Издательство Кифара», Москва, 2002;
  6. Пьесы для маленьких и самых маленьких – учебно-методическое пособие / сост. Борисова Е., Костромишина Л. – Спб., 2002
  7. Музыкальная коллекция: сборник пьес для фортепиано: для учащихся 2-3 классов ДМШ: учебно-методическое пособие / сост. И общ. Ред. О.Ю.Гавриш и С.А.Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  8. Фортепиано: Хрестоматия педагогического репертуара. 3 класс.: учебно-методическое пособие / сост. И редактор Б.Е.Милич. – Киев: Музична Украина, 1979;
  9. Юному музыканту-пианисту: учебно-методическое пособие. Хрестоматия педагогического репертуара, 4 класс. Сост. Г.Г.Цыганова и С.А.Королькова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004;
  10. Юному музыканту-пианисту: учебно-методическое пособие. Хрестоматия педагогического репертуара, 5 класс. Сост. Г.Г.Цыганова и С.А.Королькова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006;
  11. Сонатины для маленьких и самых маленьких: учебно-методическое пособие. Сост. Л.Костромитина. – Спб.: изд-во «Союз художников», 2002;
  12. У лукоморья…… 20 зарисовок для фортепиано по мотивам произведений А.С.Пушкина. Для младших классов ДМШ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999;
  13. Сонатины и вариации для фортепиано.1-2 классы ДМШ. Вып.1. Учебно-методическое пособие. / Сост. С.А.Барсукова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002;
  14. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано: Учебно-методическое пособие. 1 класс. Сост. С.А.Барсукова. Изд.2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006;
  15. Крохе музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И.С.Королькова. – Изд.7-е. Ростов н/Д.:Феникс, 2008;
  16. Музыкальная мозаика для фортепиано: 2-3 классы. Вып.56 для ДМШ: Учебно-методическое пособие / Сост. С.А.Барсукова. Изд.2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2007
  17. К.Черни Избранные этюды для фортепиано. Редакция Г.Гермера: учебно-методическое пособие / Ред. С.Диденко. – Москва: Музыка, 1980;
  18. Начинаю играть на рояле. Сборник пьес для фортепиано для ДМШ: учебное пособие / Сост. Б.Березовский, А.Борзенков, Е.Сухоцкая. – Спб.: Грифон, 1992;
  19. Музыкальный букварь. Сборник пьес для начинающих пианистов / Сост. Ю.Литовко. – Спб.: Союз художников, 2002;
  20. Фортепианная азбука: учебно-методическое пособие / Е.Гнесина. – Москва: Советский композитор, 1981;
  21. Веселая музыкальная гимнастика: сборник пьес для фортепиано,  для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ: учебно-методическое пособие / С.Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008;
  22. Пьесы для игры на фортепиано в 4 руки: Джазовые мотивы: переложение Л.В.Пилипенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003;
  23. В музыку – с радостью. Учебно-методическое пособие/Сост. О.Геталова, И.Визная. – Спб.: Композитор, 1997;
  24. Фортепиано. Хрестоматия I часть: Учебно-методическое пособие / Сост. В.Григоренко  - М.: Кифара, 2003;
  25. Фортепиано. Хрестоматия II часть: Учебно-методическое пособие / Сост. В.Григоренко  - М.: Кифара, 2003;

 В дополнение к данному списку литературы можно использовать репертуарный список (классы II-VII), предложенный в программе «Общее фортепиано», Министерства культуры СССР, Москва – 1975.



Предварительный просмотр:

РУБИНОВА Ю.Г.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗИЦИРОВАНИЯ

Методическое сообщение с показом

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие «музицирование» и «ансамбль»;
  2. Из истории появления фортепианного ансамбля, его просветительская роль;
  3. Роль игры в ансамбле при становлении навыков фортепианной игры.
  4. Показ игры в ансамбле с учащейся Тарасевич С., II класс МЭО,  А.Маевский «Веселая румба», I партия.

Приступпая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры на уроках музицирования, необходимо проанализировать сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль.

Рассмотрим каждое из них.

Слово «музицирование» происходит от немецкого  musizieren, что означает «заниматься музыкой». Большая Советская энциклопедия выделяет два значения этого слова. Одно подразумевает исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Другое – игру на музыкальных инструментах вообще. Подобная трактовка слова «музицирование» обуславливает неоднозначность его употребления. В специальной литературе музицирование как термин не определяется, хотя широко используется. В музыковедении, равно как и в методике, нет единой точки зрения относительно семантики термина «музицирование». Чаще всего смысл варьируется в зависимости от контекста.

Более точными представляются определения понятия «музицирование» в Словаре современного русского языка и Толковом словаре русского языка под редакц следующим образом: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой».

При трактовке музицирования как всякого занятия музыкой возникает вопрос: каково соотношение в этом термине профессионального исполнительства и любительского? Изучение педагогического наследия Г.Г. Нейгауза позволяет утверждать, что для него музицирование – это не столько концертная деятельность, сколькопроцесс ознакомления с музыкальными произведениями, имеющий общеразвивающее значение и расширяющий кругозор. Г.Г. Нейгауз утверждает, что заниматься развитием техники в «глобальных» масштабах следует лишь тем, кто в перспективе имеет реальную возможность стать концертирующим исполнителем. Всем остальным студентам лучше использовать резерв времени для знакомства  с музыкой, музицирования, чтения с листа, игры в ансамбле.

Л.А. Баренбойм толкует «музицирование» прежде всего как всякое исполнение музыки, и, таким образом, позволяет говорить о музицировании и в домашних условиях, и в процессе обучения. При этом в каждом частном случае характер музицирования будет оговариваться особо.

Если понятие «музицирование» относится  сугубо к сфере музыки, то понятие «ансамбль» происходит от фр. Ensemble, что означает вместе, сразу и употребляется в самых разных областях знания. Этот термин применяется и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре, и в театре, и, конечно, в музыке. Ансамбль в теории и практики музыки, в свою очередь, имеет несколько значений и содержит много определений, но основными являются следующие: камерное произведение для небольшого состава исполнителей-инструменталистов или вокалистов и согласованность совместного исполнения.

Ансамблевая игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом размышлений и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их совместными усилиями.

Процесс вызревания художественного замысла и процесс его воплощения в конкретных звуковых образах у ансамблиста и у солиста разные. Если пианист-солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, то пианист-ансамблист – только звучание своей партии. Причем знание партии не делает пианиста партнером. Он становится им только в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.

При совместном музыкальном исполнении одинаково необходимы и умение увлечь партнера своим замыслом, передать ему свое видение музыкальных образов, и умение восхищаться замыслом партнера, понять его пожелания, принять их, ужиться в них.

Особенное значение имеет работа в камерном ансамбле для пианистов, т.к. музыканты других специальностей с детских лет систематически встречаются в оркестровом классе, привыкая к коллективному труду, к чувству общей ответственности. Пианисты же овладевают мастерством в условиях индивидуальных занятий , и привыкают к ним, как единственно возможной форме работы, в связи с чем, слушают себя и только себя, а в ансамбле он вынужден отказаться от фокусировки слуха.

Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает :

  1. Синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма партнеров);
  2. Уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики);
  3. Согласованность штрихов всех партий (единство приемов, фразировки).

Выполнить эти технические требования может только музыкант, который имеет хорошо развитое умение слушать общее звучание ансамбля. Ансамблист должен иметь сноровку в быстром изменении фокусировки слуха, умение слушать ансамбль, себя в ансамбле, партнера в ансамбле.

Следует немного обратиться к истории жанра фортепианного дуэта.

Четырехручный дуэт – это единственный род ансамбля, когда два человека занимаются музыкой на одном инструменте.

Фортепианный дуэт стал преимущественно жанром 19 века, и этому было немало объяснений. В прошлые века клавишные инструменты, такие как клавесин и клавикорд, имели слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней могли легко разместиться два исполнителя. Их звук был сравнительно небольшим и не мог существенно зависеть от количества используемых нот. Кроме того, изящный контрапунктурный стиль клавиатурных произведений 16 – первой половины 18 веков не имел нужды в более чем в одном исполнителе.

Когда появилось молоточковое фортепиано, с расширенным диапазоном, со способностью к постепенному увеличению или уменьшению громкости звука, с дополнительными резонатором педали и т.д., возникла совсем другая картина. Этот инструмент скрывал в себе особые возможности во время игры 2-х пианистов: значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались новые неизведанные еще регистровые краски.

Развитие молодого вида ансамбля шло стремительными темпами. К началу 19 столетия он уже имел обширный репертуар и утверждается как полноправная  самостоятельная форма музицирования.

Очень важная причина такого быстрого «роста» фортепианного дуэта заключалась в его демократичности.  Фортепиано ставло любимым и необходимым инструментом, на котором играли соло, в различных ансамблях, аккомпонировали пению, танцам, учили детей. Четырехручные произведения конца 18- начала 19 века, рассчитанные на средний уровень пианистических способностей, были доступны многим любителям. Они с успехом использовались в педагогической практике.

Было также открыто еще одно из свойств фортепианного дуэта, сделавшее его еще более популярным – 4-ручная фактура позволяла воспроизводить оркестровые эффекты. Можно было передавать насыщенность  tutti и разнообразие приемов звукоизвлечения штрихов, тембровое качество отдельных оркестровых групп. В связи с этим появилось множество переложений музыки Й. Гайдна, В. Моцарта, И. Брамса, Ф. Мендельсона и др., что позволило ансамблю нести культурно- просветительскую роль.

Повышенный интерес к ансамблям сделал особенно актуальным воспитание музыкантов-ансамблистов.

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования, в силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся? Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантами проходят произведения различных художественных стилей  исторических эпох. Наряду с репертуаром, адресованным собственно роялю, ансамблист может пользоваться оперными клавирами, аранжировками симфонических камерно-инструментальных и оперных опусов. Иными словами – ансамблевая игра – постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Ансамблевая игра – чаще всего внутриклассная форма работы, что позволяет установить взаимный творческий контакт между педагогом и учеником. Ансамблевая игра восполняет недостаток индивидуального обучения, а ансамблевое музицирование, в процессе которого происходит совместное создание образа, и есть путь для решения этой проблемы. На начальном этапе обучения играв в ансамбле позволяет заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения. Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработке ряда игровых приёмов и навыков. Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой – писал Н.А. Римский-Корсаков. Отсутствие ритмической устойчивости связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности – эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс или  в стремительных пассажах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее проскочить опасный такт. Важно при подборе партнеров, чтобы такой недостаток не был присущ им обоим. Если он имеется только у одного исполнителя, другой оказывается верным помощником, и возникают благоприятные условия для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

Очень полезно играть в ансамбле, читая с листа. При чтении ансамбля с листа нельзя поправляться, останавливаться. Если же происходит остановка у одного из партнеров, другой должен продолжать игру – это научит первого быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Итак, ансамблевое музицирование  способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха – звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового. Игра в ансамбле позволяет вести работу по развитию чувства ритма. Очень интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей, может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе: импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху. Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества  учителя и ученика, позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, выступает как коллективный вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

ДОКЛАД "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе аккордеона".

В последние годы заметно возрос интерес к ансамблевой игре. Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной культуре (академической, эстрадной, фольклорной...

Развитие навыков ансамблевого музицирования.

Материал расскрывает роль и значение, специфику обучения ансамблевой фортепианной игры обучающихся на фортепиано. Данные рекомендации проедназначены для педагогов дополнительного образования....

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона

laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...

Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано

Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музык...

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...