Красота нерукотворного мира
методическая разработка (музыка) по теме

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Цель урока: Воспитание родственного внимания к миру, к человеку.

                       «Познай себя – другого человека – весь мир».

Задачи урока:

1.Осознание красоты Божественного мира. Прочувствование  смысловой   интонации в различных видах искусства. 

2.Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как основ творческого воображения. 

"Мир есть книга. Она открыта каждому человеку. Она учит добру и красоте. Перевернём страничку этой книги. Ты видишь Землю. На Земле и над ней – великое множество творений: жучков, муравьёв, весёлых стрекоз, разноцветных бабочек. Это мир нерукотворный, мир, который сотворил Бог. Бог присутствует везде, но увидеть Его нельзя. Если быть внимательным, то можно научиться видеть в красоте и разумном устройстве мира Премудрость и Любовь Бога, создавшего мир".  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна

учитель музыки МОУ СОШ 5

город Белореченск Краснодарский край.

интегрированный с ОПК  урок музыки 4 класс.

Тема урока: «Красота нерукотворного мира» интегрированный урок  в рамках темы «Можем ли мы увидеть музыку?»   (3 четверть)

Цель урока: Воспитание родственного внимания к миру, к человеку.

                       «Познай себя – другого человека – весь мир».

Задачи урока:

1.Осознание красоты Божественного мира. Прочувствование  смысловой   интонации в различных видах искусства.  

2.Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как                                           основ творческого воображения.

Использованная литература:

1.Л. Шевченко учебник ОПК

2.Л. Горюнова «Добротолюбие»

3.Л. Маслова «Урок музыки – урок исскуства»

Сценарий урока.

Песня – оттуда же, откуда и цветы.

Н. Бердяев

Учитель: «Мир есть книга. Она открыта каждому человеку. Она учит добру и красоте. Перевернём страничку этой книги. Ты видишь Землю. На Земле и над ней – великое множество творений: жучков, муравьёв, весёлых стрекоз, разноцветных бабочек. Это мир нерукотворный, мир, который сотворил Бог. Бог присутствует везде, но увидеть Его нельзя. Если быть внимательным, то можно научиться видеть в красоте и разумном устройстве мира Премудрость и Любовь Бога, создавшего мир.

Рассказ ученика «Сотворение мира».

Войдём в тихую, свежую тень берёзовой рощи. Пройдём по лесной полянке с цветущими колокольчиками. Мир украшен разнообразными растениями: травой полевой, лилиями…Посмотри, как они растут! А вот зашумел о чём-то ветерок. Мир звучит голосами нежных птиц небесных. Кто их питает? Звенит весёлый дождик, ворчит шумный гром. Откуда они? И ты спрашиваешь: «Как научиться читать эту книгу, понимать наш красивый мир?» И просто, и трудно: надо научиться видеть, слышать и рассуждать».

Ребята! Что такое музыка? Где мы с ней встречаемся?

Дети: На уроках, дома, в кинофильмах, мультфильмах, сказках, спектаклях…

Учитель: А где ещё? Подумайте.

Дети: В природе. Музыка – это звуки природы (пение ручья, шёпот листьев, шелест ветерка…)

Учитель: Наш мир окружен звуками. Он как оркестр, весь соткан из голосов.

Посмотрите на эту картину, «звучит» ли она?

Показ одной из репродукций картин русских художников Левитана, Поленова, Шишкина на которой изображён яркий, солнечный пейзаж.  

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Всмотримся, вслушаемся в природу.

Впечатления детей в зависимости от репродукции картины, выбранной для показа на      уроке.

Какие чувства мы испытываем, глядя на эту картину?

-Нам хорошо?

-Да.

-Светло?

-Да.

-Каково состояние нашей души?

-На душе легко, спокойно.

-Безмолвна ли эта картина?

-Она звучит. Звучит голосами природы.

А связано ли настроение человека с природой, с погодой? Ребята, вспомните, были ли у   вас такие случаи в жизни, когда ваше настроение изменялось в связи с изменением погоды?

(Дети вспоминают такие случаи).

Учитель: Давайте вспомним любимого вами героя детской сказки. Самый  лучший в мире    

Карлсон очень разумно заметил, что жалко не тех людей, которые живут с плохой погодой, а тех, у которых вообще нет никакой погоды. Но бывает погода, которая у человека внутри, в его душе – это его настроение. Когда человек сочиняет музыку, его настроение, непременно передаётся звуками. Мы, слушая музыку, обязательно это настроение почувствуем. Нам подскажет его  звучание музыки.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Учитель: Какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку?

Дети: Хорошее, светлое, радостное. Ему было спокойно.

Учитель: А как вы это почувствовали?

Дети: Музыка была необыкновенно певучей, красивой, на душе было спокойно.

Учитель: А как вы думаете, какое время дня хотел показать нам композитор? Когда вам бывает так спокойно и хорошо?

Дети: Утром, когда мы просыпаемся.

Учитель: А почему утром вам так хорошо?

Дети: Тепло, светло, уютно, солнышко ласкает нас своими лучами; всё живое просыпается.

Настроение прекрасное.

Учитель: А в музыке было такое настроение?

Дети: Да. Звуки были ясные и светлые, такие же, как звуки природы – светлые, прозрачные,

чуть ленивые.

Учитель: Ребята, а вы не заметили, как мелодия постепенно «просыпается», «потягивается»?

Что происходит в природе, когда она просыпается с первыми лучами солнца?

Дети: Солнышко всходит, распускаются цветы, прохладно, просыпаются тучки, поют птицы, жужжат пчёлки, блестят капельки росы.

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание на то, как композитор живо «рисует» картину

восходящего солнца. В – мелодии свет и нежность, солнце выглядывает робко, а затем

смелее и смелее, своими волшебными лучами согревает мир и оживляет его, и,

наконец, становится тепло и ярко! Можно показать жестом звучание музыки.

Мы уже слышали эту музыку раньше. Это произведение «Утро».

Солнышко всходит

И небо светлеет

И в каждой росиночке

Солнце блестит.

Природа волнует всех людей одинаково, но люди искусства рассказывают о ней особым языком: поэты – стихами, художники с помощью красок, композиторы с помощью звуков.

Учитель: А вы знаете, сколько всего музыкальных звуков?

Дети: Всего семь.

Учитель: Назовите их.

Дети: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.

Учитель: А как же композиторы обходятся всего семью звуками, создавая такое многообразие музыкальных произведений? Может всё зависит от перестановки звуков?

Учитель играет произвольный набор звуков.

Получилась у меня музыка?

Дети: Нет. Это неинтересно, некрасиво!

Учитель: А что нужно, чтобы эти звуки ожили?

Дети: Нужен смысл, выразительность.

Учитель: Нужна интонация. Ведь музыка вся берётся из нашей жизни, она передаёт всё, что звучит у нас в душе. Послушайте, я сейчас вложу в эти звуки смысл, интонацию, а вы угадайте, что я хотела вам сказать.

Исполняются звуки - соль, до, ля, фа, ми, до, ре. (Восторженно, торжественно).

Дети: Вы хотите поделиться своей радостью.

Учитель: Но эти звуки могут иметь и другой смысл.

Следует различное исполнение мелодии: обиженное, озорное и т. д. Ребята дают характеристики интонации.

Учитель: Видите, оказывается из одних и тех же звуков, может получиться разная музыка.

Разучивание песни Р. Роджерса «Звуки музыки».

А теперь давайте попробуем определить цвет каждой нотки, её форму, объём, почувствуем её энергию.

Исполняются звуки:

«До» - круглая, аккуратная, светло-серая.

«Ре» - яркая, звонкая, ослепительная, серебряная, может быть зелёная.

«Ми» - мягкая, теплая, пушистая, гибкая, ласковая, малиновая или синяя.

«Фа» - зычная, крикливая, красная.

«Соль» - благородная, гордая, торжественная, как гимн, белая.

«Ля» - певучая, нежная, камертон земли.

«Си» - неустойчивая, застывшая на краю обрыва, будто приподнялась  и

готова вот-вот упасть.

«До» - устойчивая, уверенная, круглая как наша земля. Это наша опора!

Учитель: Как красиво наша песенка засветилась всеми цветами радуги!  Может ли радуга засверкать у нас в классе? Вспомните, как звучала музыка Э. Грига.

Вокальная работа. С помощью образного сравнения звучание радуги становится привлекательным занятием. Дети поют точно, стараясь не пропустить ни одного звука.

Класс делится на группы – восемь групп (по 3-4 человека). Одни, поют ноту «До» 2-й октавы, другие группы, соответственно, ноты «Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До» в нисходящем движении. Первая группа исполняет ноту «До» и держит звук, пока не отзвучат все остальные ноты звукоряда. Получается диссонирующий аккорд, звучит одновременно весь звукоряд.

Предварительный показ на фортепиано.

Учитель: Вот как засветилась наша радуга! А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? Какая она «радуга»? Какое настроение появилось у вас, когда вы вдруг увидели радугу?

(Обобщение жизненного опыта детей)

Что делать после дождика?

По лужицам скакать!

Что делать после дождика?

Кораблики пускать!

Что делать после дождика?

На радуге качаться!

Что делать после дождика?

Друг другу улыбаться!

Звучит песня О. Хромушина « Радуга».

Раз! Два! Радуга!

Раз! Два! Радуга!

На небо дорожку распахнула нам!

Раз! Два! Радуга!

Раз! Два! Радуга

Побывать бы там!

Учитель: А в этой песенке  композитор, так же как и вы восхищается радугой, или у него другие чувства?

Дети: Чувства авторов песни, поэта и композитора, очень близки нашим, они словно дети

веселятся, радуются жизни. Мы почувствовали это, слушая песню.

Учитель: А какие цвета вы «увидели», слушая эту песню?

Дети: Яркие, радостные, солнечные, цвета радуги – перечисляют.

Учитель: а можем ли мы почувствовать запах этой песни?

Дети: Конечно! Эта песня «пахнет» свежестью, запахом озона, прибитой дождём пыли,

запахом прохлады.

Учитель: Ребята, а мы с вами уже разучили и исполнили вступление к этой песне. Это наши музыкальные звуки, звукоряд, который «светился» всеми цветами радуги.

Далее продолжается разучивание песни. При разучивании обращается внимание на упругий пульс музыки, сравнивающийся с озорными капельками дождя, лёгкость звучания, аккуратность исполнения – в каждой капельке – маленькая радуга. Представьте капельку дождя на своей ладошке: она очень маленькая, но в ней частичка большого, живого, нерукотворного мира.  Давайте будем беречь эту частичку жизни!

Слушая и исполняя музыку, мы ощутили чувство радости, мы слились воедино с природой, мы, «услышали» и «увидели» её в музыке, в живописи, в литературе. А самое главное, мы приобщились к первозданной красоте Божественного мира, к музыке Божественной природы. Господь не только сотворил наш удивительный мир, но и дал возможность людям быть счастливыми, озарив их светом Истины Христовой.

Будьте чуткими!

Что такое звуки?

За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром!

Ничего нет в мире

Музыки чудесней,

Потому, что музыка живёт во всём.                        

 (В. Семернин).

Домашнее задание детям: Пусть музыка живёт в вашем маленьком мире. Нарисуйте его.



Предварительный просмотр:

Горбулина Татьяна Геннадьевна

учитель музыки МОУ СОШ 5

город Белореченск Краснодарский край.

Урок музыки 4 класс.

Тема урока: «Красота нерукотворного мира» интегрированный урок  в рамках темы «Можем ли мы увидеть музыку?»   (3 четверть)

Цель урока: Воспитание родственного внимания к миру, к человеку.

                        Познай себя – другого человека – весь мир.

Задачи урока:

1.Осозннание красоты Божественного мира. Прочувствование  смысловой   интонации в различных видах искусства.  

2.Развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как                                               основ творческого воображения.

Сценарий урока.

Песня – оттуда же, откуда и цветы.

Н. Бердяев

Учитель: «Мир есть книга. Она открыта каждому человеку. Она учит добру и красоте. Перевернём страничку этой книги. Ты видишь землю. На Земле и над ней – великое множество творений: жучков, муравьёв, весёлых стрекоз, разноцветных бабочек. Мир сотворил Бог. Бог присутствует везде, но увидеть Его нельзя. Если быть внимательным, то можно научиться видеть в красоте и разумном устройстве мира Премудрость и Любовь Бога, создавшего мир. Войдём в тихую, свежую тень берёзовой рощи. Пройдём по лесной полянке с цветущими колокольчиками. Мир украшен разнообразными растениями: травой полевой, лилиями…Посмотри, как они растут! А вот зашумел о чём-то ветерок. Мир звучит голосами нежных птиц небесных. Кто их питает? Звенит весёлый дождик, ворчит шумный гром. Откуда они? И ты спрашиваешь: «Как научиться читать эту книгу, понимать наш красивый мир?» И просто, и трудно: надо научиться видеть, слышать и рассуждать».

Ребята! Что такое музыка? Где мы с ней встречаемся?

Дети: На уроках, дома, в кинофильмах, мультфильмах, сказках, спектаклях…

Учитель: А где ещё? Подумайте.

Дети: В природе. Музыка – это звуки природы (пение ручья, шёпот листьев, шелест ветерка…)

Учитель: Наш мир окружен звуками. Он как оркестр, весь соткан из голосов.

Посмотрите на эту картину, «звучит» ли она?

Показ одной из репродукций картин русских художников Левитана, Поленова, Шишкина на которой изображён яркий, солнечный пейзаж.  

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Всмотримся, вслушаемся в природу.

Впечатления детей в зависимости от репродукции картины, выбранной для показа на      уроке.

Какие чувства мы испытываем, глядя на эту картину?

-Нам хорошо?

-Да.

-Светло?

-Да.

-Каково состояние нашей души?

-На душе легко, спокойно.

-Безмолвна ли эта картина?

-Она звучит. Звучит голосами природы.

А связано ли настроение человека с природой, с погодой? Ребята, вспомните, были ли у   вас такие случаи в жизни, когда ваше настроение изменялось в связи с изменением погоды?

(Дети вспоминают такие случаи).

Учитель: Давайте вспомним любимого вами героя детской сказки. Самый  лучший в мире    

Карлсон очень разумно заметил, что жалко не тех людей, которые живут с плохой погодой, а тех, у которых вообще нет никакой погоды. Но бывает погода, которая

у человека внутри, в его душе – это его настроение. Когда человек сочиняет музыку, его настроение, непременно передаётся звуками. Мы, слушая музыку, обязательно это настроение почувствуем. Нам подскажет его  звучание музыки.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Учитель: Какое настроение было у композитора, когда он сочинял эту музыку?

Дети: Хорошее, светлое, радостное. Ему было спокойно.

Учитель: А как вы это почувствовали?

Дети: Музыка была необыкновенно певучей, красивой, на душе было спокойно.

Учитель: А как вы думаете, какое время дня хотел показать нам композитор? Когда вам бывает так спокойно и хорошо?

Дети: Утром, когда мы просыпаемся.

Учитель: А почему утром вам так хорошо?

Дети: Тепло, светло, уютно, солнышко ласкает нас своими лучами; всё живое просыпается.

Настроение прекрасное.

Учитель: А в музыке было такое настроение?

Дети: Да. Звуки были ясные и светлые, такие же, как звуки природы – светлые, прозрачные,

чуть ленивые.

Учитель: Ребята, а вы не заметили, как мелодия постепенно «просыпается», «потягивается»?

Что происходит в природе, когда она просыпается с первыми лучами солнца?

Дети: Солнышко всходит, распускаются цветы, прохладно, просыпаются тучки, поют птицы, жужжат пчёлки, блестят капельки росы.

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание на то, как композитор живо «рисует» картину

восходящего солнца. В – мелодии свет и нежность, солнце выглядывает робко, а затем

смелее и смелее, своими волшебными лучами согревает мир и оживляет его, и,

наконец, становится тепло и ярко! Можно показать жестом звучание музыки.

Мы уже слышали эту музыку раньше. Это произведение «Утро».

Солнышко всходит

И небо светлеет

И в каждой росиночке

Солнце блестит.

Природа волнует всех людей одинаково, но люди искусства рассказывают о ней особым языком: поэты – стихами, художники с помощью красок, композиторы с помощью звуков.

Учитель: А вы знаете, сколько всего музыкальных звуков?

Дети: Всего семь.

Учитель: Назовите их.

Дети: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.

Учитель: А как же композиторы обходятся всего семью звуками, создавая такое многообразие

музыкальных произведений? Может всё зависит от перестановки звуков?

Учитель играет произвольный набор звуков.

Получилась у меня музыка?

Дети: Нет. Это неинтересно, некрасиво!

Учитель: А что нужно, чтобы эти звуки ожили?

Дети: Нужен смысл, выразительность.

Учитель: Нужна интонация. Ведь музыка вся берётся из нашей жизни, она передаёт всё, что звучит у нас в душе. Послушайте, я сейчас вложу в эти звуки смысл, интонацию, а вы угадайте, что я хотела вам сказать.

Исполняются звуки - соль, до, ля, фа, ми, до, ре. (Восторженно, торжественно).

Дети: Вы хотите поделиться своей радостью.

Учитель: Но эти звуки могут иметь и другой смысл.

Следует различное исполнение мелодии: обиженное, озорное и т. д. Ребята дают характеристики интонации.

Учитель: Видите, оказывается из одних и тех же звуков, может получиться разная музыка.

Разучивание песни Р. Роджерса «Звуки музыки».

А теперь давайте попробуем определить цвет каждой нотки, её форму, объём, почувствуем её энергию.

Исполняются звуки:

«До» - круглая, аккуратная, светло-серая.

«Ре» - яркая, звонкая, ослепительная, серебряная, может быть зелёная.

«Ми» - мягкая, теплая, пушистая, гибкая, ласковая, малиновая или синяя.

«Фа» - зычная, крикливая, красная.

«Соль» - благородная, гордая, торжественная, как гимн, белая.

«Ля» - певучая, нежная, камертон земли.

«Си» - неустойчивая, застывшая на краю обрыва, будто приподнялась  и

готова вот-вот упасть.

«До» - устойчивая, уверенная, круглая как наша земля. Это наша опора!

Учитель: Как красиво наша песенка засветилась всеми цветами радуги!  Может ли радуга засверкать у нас в классе? Вспомните, как звучала музыка Э. Грига.

Вокальная работа. С помощью образного сравнения звучание радуги становится привлекательным занятием. Дети поют точно, стараясь не пропустить ни одного звука.

Класс делится на группки – восемь групп (по 3-4 человека). Одни, поют ноту «До» 2-й октавы, другие группы, соответственно, ноты «Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До» в нисходящем движении. Первая группа исполняет ноту «До» и держит звук, пока не отзвучат все остальные ноты звукоряда. Получается диссонирующий аккорд, звучит одновременно весь звукоряд.

Предварительный показ на фортепиано.

Учитель: Вот как засветилась наша радуга! А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу? Какая она «радуга»? Какое настроение появилось у вас, когда вы вдруг увидели радугу?

(Обобщение жизненного опыта детей)

Что делать после дождика?

По лужицам скакать!

Что делать после дождика?

Кораблики пускать!

Что делать после дождика?

На радуге качаться!

Что делать после дождика?

Друг другу улыбаться!

Звучит песня О. Хромушина « Радуга».

Раз! Два! Радуга!

Раз! Два! Радуга!

На небо дорожку распахнула нам!

Раз! Два! Радуга!

Раз! Два! Радуга

Побывать бы там!

Учитель: А в этой песенке  композитор, так же как и вы восхищается радугой, или у него другие чувства?

Дети: Чувства авторов песни, поэта и композитора, очень близки нашим, они словно дети

веселятся, радуются жизни. Мы почувствовали это, слушая песню.

Учитель: А какие цвета вы «увидели», слушая эту песню?

Дети: Яркие, радостные, солнечные, цвета радуги – перечисляют.

Учитель: а можем ли мы почувствовать запах этой песни?

Дети: Конечно! Эта песня «пахнет» свежестью, запахом озона, прибитой дождём пыли,

запахом прохлады.

Учитель: Ребятки, а мы с вами уже разучили и исполнили вступление к этой песне. Это наши музыкальные звуки, звукоряд, который «светился» всеми цветами радуги.

Далее продолжается разучивание песни. При разучивании обращается внимание на упругий пульс музыки, сравнивающийся с озорными капельками дождя, лёгкость звучания, аккуратность исполнения – в каждой капельке – маленькая радуга. Представьте капельку дождя на своей ладошке: она очень маленькая, но в ней частичка большого, живого, нерукотворного мира.  Давайте будем беречь эту частичку жизни!

Слушая и исполняя музыку, мы ощутили чувство радости, мы слились воедино с природой, мы, «услышали» и «увидели» её в музыке, в живописи, в литературе.

Будьте чуткими!

Что такое звуки?

За окном метель.

Что такое звуки? По весне капель.

Это струны ливня, это первый гром!

Ничего нет в мире

Музыки чудесней,

Потому, что музыка живёт во всём.                         (В. Семернин).

Домашнее задание детям: Пусть музыка живёт в вашем маленьком мире. Нарисуйте его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Красота внутреннего мира в сказке Оскара Уайльда «Мальчик-Звезда».

Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения....

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе "С помощью чего мы познаём красоту окружающего мира"

Данная разработка урока поможет учителю  сформировать у школьников знания о строении, значении органов чувств человека, а также  воспитает необходимость соблюдения правил гигиены для   ...

Сценарий "Красота Божьего мира"

Сценарий выступления на тему "Красота Божьего мира"...

Конкурс «Красота окружающего мира»

Цели: формирование активного эстетического отношения к действительности, навыков общения с искусством через работу с репродукциями, слайдами, навыка осмысления собственных эмоций; развитие умения чутк...

Сертификат международного конкурса "Красота божьего мира"

Сертификат за участие в международном конкурсе "Красота божьего мира"...


 

Комментарии

Пантелейчук Полина Николаевна

Татьяна Геннадьевна,спасибо Вам за желание делиться своим опытом!Прекрасная, впечатляющая разработка.Яркий иллюстративный ряд, умело подобранное музыкальное сопровождение и подача материала - все это гармонично сочетается и производит сильное впечатление.

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Полина Николаевна! Приятно, что урок понравился, он проходит всегда ярко и эмоционально, особенно нравится детям сравнивать звуки и краски, выполнять творческие задания.

янись ольга вячеславовна

Я прочитала Ваш урок, он мне понравился, Спасибо за прекрасную работу.

Горбулина Татьяна Геннадьевна

Спасибо, Ольга Вячеславовна! Есть идея - сделать интегрированный урок музыки с математикой. Это в планах. Буду обращаться к Вам за помощью.