Музыкальная игровая
материал (музыка) по теме

Филиппова Ирина Петровна

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, музыкальная аптека, музыкальное развитие малышей, домашний кукольный театр, знакомство с мировой музыкальной культурой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             

                             



Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

Познакомить детей с музыкальными инструментами, закрепить их название.

Разрезать картинки с музыкальными инструментами.

Предложить ребенку собрать их и назвать инструмент.



Предварительный просмотр:

Согревалка

Давайте-ка попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ручками подвигаем, подвигаем,

И ножками озябшими потопаем, потопаем,

И ушками холодными похлопаем, похлопаем.

Котик

Котик серенький присел,

Киска, киска – брысь.

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет

Через киску упадет

Мишка

Неуклюжий, косолапый ходит по лесу медведь,

Если спросят, что он любит, скажет: «Меду бы поесть».

                 

Мячик

Шлеп да шлеп ладошкой,

Шлеп да шлеп немножко.

Мячиком играю – деток забавляю,

Я шлепну сильно по мячу

И на пол покачу! Оп-па!

Рева

Не реви, не реви

Куплю сухари.

Не вой, не вой

Куплю другой.

Не плачь, не плачь

Куплю калач.

Дождик

Мелкий дождик моросит – кап, кап, кап, кап.

Во дворе листва шуршит – ш-…

Мокнет мяч у ворот,

Мокнет поле, огород.

Солнце, солнце, отзовись,

Солнце, солнце, появись

Ёжик

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк

Превратиться ёж в клубок.

    Котик

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубы белые.



Предварительный просмотр:

Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ

КМО для музыкальных руководителей на тему: «Природа как средство эстетического   и нравственного воспитания детей»

Сообщение на тему:

«Азбука экологического воспитания средствами музыки»

П.Джалиль                                                                                                           музыкальный                            МДОУ № 6                                                    2010                                               руководитель                                     «Теремок»                                                                                                            Филиппова И.П.

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни» (С. Николаева).

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

  1. Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;
  2. использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной деятельности.

Современное формирование экологического сознания дошкольника невозможно без взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной составляющих, ведь ребёнок познаёт мир не на рациональной, а на эмоциональной основе.  Больно видеть, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое, нерукотворное и неповторимое. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно, воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.

В психолого-педагогической литературе, посвящённой изучению эмоционального развития дошкольника, утверждается, что отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.

Воспитание современного человека на ряду с наукой искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии.

Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Под влиянием музыки развивается у ребёнка художественное восприятие, богаче становится переживание. Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке.

Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер изложения: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка. Педагог поощряет правильные реакции детей на музыку.

Таким образом, следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных  произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать  добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких  слушателей — концерты. Они наполняют жизнь детей яркими впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Это могут быть концерты, посвященные творчеству какого-либо композитора (М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кабалевского и других), музыкально-литературные концерты, посвященные творчеству детского писателя или поэта (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Барто и других), музыкальные викторины, вечера народной, классической музыки.

Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка».  Но, наряду с произведениями классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения написанные детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").

Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес, рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать. Традиционным стал у нас праздник «Осенний бал», «Праздник прилёта птиц», который мы отмечаем каждую весну.

Я с уверенностью могу сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.

Музыкальный руководитель делится своим опытом использования музыки для воспитания у детей любви к родной природе.

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое признание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.



Предварительный просмотр:

Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению                                      Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть телевизор и компьютер – подключившись к Интернету, можно общаться молча. Отечественная система образования постепенно превратила все предметы в письменные. Иногда и писать не надо – достаточно обвести кружком номер правильного ответа. Все целесообразно и действенно. А поговорить?..

В результате у вашего ребенка, что называется, плохо подвешен язык, и ему трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль. У него, а значит, и у вас, возникают сложности при общении. Если ваш ребенок еще мал, то один из способов решить проблему – завести дома кукольный театр. Это поможет вам научить малыша правильно вести диалог, искать выход из сложных ситуаций, а кроме того, цепкая память детства сохранит яркие впечатления о ваших разговорах за ширмой.

Какие куклы выбрать?

"Актеров" кукольного театра можно купить в магазине, сделать самим (например, связать) или приспособить для этой цели обычные куклы и мягкие игрушки. Один человек может управлять двумя перчаточными куклами. Если вас в семье четверо, то вся труппа в сборе.

Какую роль играет ширма?
За ширму можно спрятаться. Это очень важно в нашем случае: ребенок чувствует себя в безопасности, он не стесняется. Часто он верит, будто бабушка в самом деле не может понять, кто говорит за куклу, и учится говорить на разные голоса – короче, входит в роль. Сделать ширму очень просто – возьмите, например, три боковые плоскости большой картонной коробки и обтяните их куском ткани или наклейте на картон звезды из разноцветной фольги. Такая ширма складывается и не занимает много места. Можно сделать несколько таких ширм-декораций к разным спектаклям.
Воистину велика роль ширмы в развитии коммуникативных навыков! Вы никогда не задумывались над тем, почему в православной церкви во время исповеди используется епитрахиль, которой священник накрывает того, кто исповедуется? Помимо всего прочего – так легче говорить.

Если ширмы нет

Кукольный спектакль можно разыгрывать прямо на столе. В этом случае подойдут и обычные куклы, и марионетки – ими управляют с помощью веревочек. Это удобнее делать папе, стоя над столом-сценой. Кукла-марионетка может быть больше остальных персонажей и играть роль Великана.

Пишем сценарий


Для кукольного спектакля возьмите хорошо известный ребенку сюжет. Например, если у вас девочка, подойдет сказка про Красную Шапочку. С чего там дело начиналось? Мама напекла пирожков. Вот вам и первая реплика готова.

Действие первое


Мама Красной Шапочки. Поставлю-ка я тесто, испеку приожков с … (начинка на ваше усмотрение). А ты, дочка, пойдешь проведать бабушку и отнесешь ей пирожки.
Красная Шапочка. А можно, мамочка, я буду тебе помогать?

После этого идете на кухню вместе и печете пирожки по нехитрому быстрому рецепту (дети обожают лепить из теста и с гордостью узнают свой испеченный корявый коржик в ряду ваших скучных стандартных изделий). Пока лепите пирожки – конечно же, общаетесь, разговариваете. Заодно решена проблема, где взять время на игры в куклы и на разговоры с детьми, когда надо готовить обед.

Действие второе и  последующие


Возвращаетесь в комнату. Кукла Красная Шапочка идет по лесу к бабушке. В корзинке у нее лежат настоящие пирожки (слепите несколько совсем маленьких).

Вводим неизвестный персонаж

После того как вы несколько раз отыграли знакомый сюжет и ребенок хорошо запомнил все роли, введите элемент импровизации. Например, пусть на пути Красной Шапочки встретится Лесная фея и заведет с ней разговор. Или Колобок неожиданно наткнется на колючего Ежика. Куклу для новой роли переоденьте заранее, но не показывайте ее ребенку. Новый персонаж должен обращаться к тому герою, за которого говорит малыш. Поскольку по сценарию этих реплик нет, ребенку придется придумывать ответы на ходу. Только делайте это первый раз без зрителей. Когда это станет привычным, импровизируйте понемножку каждый раз и поощряйте такие попытки у ребенка.

Меняемся ролями

Сегодня вы были Волком, а ваш малыш – Зайцем, а завтра наоборот. Вчера ему нужно было убегать, а сегодня догонять. Так формируется понятие "разные интересы" и умение поставить себя на место другого – почувствовать себя в его шкуре просто буквально.

Ты говоришь – я молчу

Каждому "актеру" приходится дожидаться своей реплики, то есть говорить по очереди. Ребенок привыкает выслушивать чужую реплику до конца и только после этого начинать свою. Этот редкий навык очень пригодится ему в будущем. (Всегда ли у нас хватает терпения и такта выслушать человека не перебивая?)

Подбираем музыку


Попробуйте подобрать музыку для каждого спектакля и мелодию для каждого персонажа. Запишите на диск и включайте негромко музыку во время представления. Если мелодия звучит, а герой не появился (вы его задержали), спросите тихонько у малыша: "Чья это тема, ты не помнишь? Кто должен сейчас появиться?"

Зрители

Зрителями могут быть свои домашние, а можно пригласить других детей. Есть еще один вариант. Если в вашем доме много детей, устройте дворовый кукольный театр, где у каждого ребенка своя кукла и для того, чтобы сыграть спектакль, надо собраться всем вместе – летом во дворе, зимой у кого-то дома. У этого варианта есть несомненные преимущества: восстанавливаются добрососедские отношения, практически утраченные в наше время, дружат дети.

Увлечение кукольным театром обычно заканчивается вместе с детством. Но навыки общения, импровизации, а главное – разговорные навыки остаются. Ведь это так важно – уметь разговаривать.



Предварительный просмотр:

Знакомство с музыкальной культурой

             

         Музыкальные произведения

Слушайте вместе с ребенком отрывки из разных музыкальных произведений. Те произведения, отрывки из которых ребенку очень понравились, попробуйте слушать целиком от начала до конца.

Познакомьте ребенка с названиями музыкальных направлений: классическая музыка, джаз, рок, фольклор. Жанров в музыке: песня, танец, опера, балет, симфония и т.д.

Иногда бывайте с ребенком на музыкальных концертах. Возможно, двухчасовой концерт в консерватории вашему ребенку не высидеть. Но в конце каждой учебной четверти и учебного года в каждой районной музыкальной школе проходят отчетные концерты учеников - от самых крошечных, четырехлеток, играющих песенки про петушка, до выпускников, исполняющих довольно серьезные произведения. Как только ваш ребенок устанет, вы тихонько выйдете из зала, что в небольшом помещении музыкальной школы проще, чем в огромном зале консерватории.

Композиторы

Если ребенок увлекся музыкой, расскажите ему о том, кто такой композитор. Покажите портреты самых выдающихся композиторов человечества. Дайте прослышать отрывок произведения того или иного композитора.

Портрет любимого композитора, произведение которого ребенку нравится больше всего повесьте в детской комнате на видном месте и напишите под ним фамилию, имя и, если ребенок разбирается в датах, годы жизни композитора.

Музыкальные инструменты

Показывайте ребенку в книгах, в детских энциклопедиях по музыке изображения разных музыкальных инструментов. Называйте инструменты, вкратце объясняйте, как на них играют.

Если во время прослушивания музыки в записи отчетливо слышно звучание какого-то одного инструмента, скажите ребенку, слышишь, это играет скрипка (арфа, фортепиано и т.д.). Если вам удастся купить кассету с короткими музыкальными фразами, сыгранными на отдельных инструментах, подберите к кассете картинки и слушайте, разглядывая их.

Бывая на концертах или в театре, где есть оркестр в оркестровой яме, во время антракта подойдите поближе к сцене, покажите и назовите ребенку те инструменты, которые вам удалось увидеть.  

Нотная грамота

Если ребенок увлекся музыкой, начните изучение нот и других музыкальных знаков.

Если вы делаете это для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки, совершенно необязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой.

Для начала купите себе (а не ребенку!!!) учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а учебник для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете объяснять ребенку.

Если ребенок пошел в музыкальную школу или начал заниматься музыкой с преподавателем, ему, естественно, придется выучить ноты и массу музыкальных знаков. Чтобы этот процесс прошел более или менее безболезненно, конечно, надо превратить его в игру.

Сделайте ребенку музыкальное лото или домино. Развесьте подсказывающие плакаты на стенах в его комнате, а еще лучше, во всей квартире, чтобы они чаще попадались ребенку на глаза.

                   



Предварительный просмотр:

Музыкальная терапия для всей семьи

Консультация для родителей

В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону.  

И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он так привык, по крайней мере нецелесообразно.

Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:

  1. психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
  2. физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
  3. вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.

Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.

Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.

По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие колыбельные мотивы:

  1. "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),
  2. "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),
  3. "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),
  4. "Колыбельная Светланы",
  5. "Спи, дитя мое".

Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший-голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.

Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:

  1. Бах И.С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;
  2. Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;
  3. Беллини В. "Каватина Нормы";
  4. Вивальди А. "Зима";
  5. Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);
  6. Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.

Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.

К активизирующим музыкальным произведениям относятся:

  1. Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";
  2. П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,
  3. С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, отрывок
  4. М. Глинки "Романсы",
  5. А. Вивальди "Весна",
  6. Л. Боккерини "Менуэт",
  7. Ф. Шуберта "Форелленквартет".

Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.



Предварительный просмотр:

Если у вас депрессивное состояние, то вам    обязательно следует слушать музыку.

Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Можно попробовать Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

 

Для того чтобы расслабиться,

 попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».  

                Тонизирующая музыка:

 Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.



Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие малыша:

вместе весело играть...

        

        

        Музыка - это гармоничный мир, полный светлой радости и тихой печали, бесшабашного веселья и спокойной, созидающей энергии. Каждый может найти в музыке что-то свое, необходимое только ему. И чтобы это произошло, надо только как можно раньше приоткрыть таинственную дверь и показать маленькому человечку ступеньки-этапы, ведущие к вершине.

Один из этапов в музыкальном развитии малыша наступает тогда, когда он начинает извлекать звуки из музыкальных инструментов. Причем, если говорить об использовании погремушек, то они скорее вредят формированию музыкального слуха, поскольку их звучание трудно назвать мелодией.

С 4-5 месяцев у ребенка просыпается наибольший интерес к звукам и их воспроизведению. Именно в этом возрасте следует дать малышу в качестве игрушки синтезатор (использование синтезатора возможно только тогда, если при надавливании на одну клавишу инструмент издает один звук-ноту, а не целую мелодию). Можно также дать ребенку любой другой музыкальный инструмент. Более 100 лет назад была доказана прямая связь между развитием мелкой моторики руки и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому сначала мы используем клавишные и струнные инструменты (гитару, балалайку), благодаря игре на которых и развивается мелкая моторика руки. Затем, уже в возрасте 7-8 месяцев - духовые инструменты (например, дудочка). Игра на подобных инструментах способствует развитию органов дыхания и, соответственно, улучшению снабжения мозга малыша кислородом. Пусть ребенок случайно ручкой заденет клавиатуру или струны и обнаружит возможность извлекать звуки. До полутора-двух лет ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах.

Чтобы привить ребенку вкус к музыке, не нужно быть музыкантом, нужно только хотеть этого.

Однако для того, чтобы обучать ребенка музыке, необходим профессиональный подход, поэтому лучше обратиться к преподавателю. Но в этой статье я стремлюсь показать, что может делать любой из родителей для музыкального развития малыша, независимо от его собственного уровня музыкального образования.

В ХХ веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки, француз Морис Мартено. Все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения.

По методике Судзуки, обучение проводится путем имитации и на слух. Сольфеджио дается по его методике позже: когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он может учиться читать нотную запись. Чтение нот - тоже музыка. Музыка - это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать).

Метод Мартено включает три этапа:

1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2) ребенок узнает, как записать этот ритм или мелодию;

3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

Опыт других педагогов показывает, что нотную грамоту можно преподавать и одновременно с обучением игре на инструменте, когда малышу годик-полтора. Но это обучение происходит в игровой форме. Например, Лена Данилова, московский педагог-методист, предлагает писать партитуру в виде разноцветных геометрических фигур, где каждая фигура соответствует определенной ноте - клавише фортепиано. Каждая нота отмечается своим цветом (на каждую клавишу наклеивается кружочек или квадратик своего цвета). Самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. В природе все гармонично: семь нот, семь цветов радуги:

"До" - красный, "Ре" - оранжевый, "Ми" - желтый, "Фа" - зеленый, "Соль" - голубой, "Ля" - синий, "Си" - фиолетовый. "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Надо придерживаться этого принципа цветов и нот всюду в нотной записи, на других инструментах.

До начала обучения нотной грамоте надо дать малышу почувствовать различие между высокими и низкими звуками, причем это можно сделать с использованием различных предметов: двух колокольчиков, хрустального бокала и кастрюли и др. Можно изобразить это различие с помощью звуков голоса (слово "высокий" произнести на высокой ноте, "низкий" - на низкой), чтобы малыш еще лучше почувствовал разницу между ними. Эффективно использовать ксилофон для различных игр с ребенком. Играйте на нем любые мелодии, короткие музыкальные фразы, можно просто гамму.

Можно сочинить дополнительный язык общения с малышом - язык музыки. Для начала необходимо использовать язык простых звуков, извлекаемых из ксилофона или другого музыкального инструмента.

Привычку к импровизации надо воспитывать с раннего детства. Можно пропевать то, что говорите, свой разговор с ребенком. Родители напевают малышу вопрос, а подросший малыш поет ответ.

С восьми- или девятимесячным ребенком можно играть в игру, которая поможет постепенно сформировать "опорные музыкальные образы". Просите ребенка, чтобы он сыграл, как бежит заяц, волк, медведь, летит птичка и другие знакомые ему животные. Так, если малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему "танец" медведя с рычанием. Если ребенок стучит по клавишам высоких звуков - покажите ему мышку.

Затем следуют более сложные "произведения": "Сыграй, как зайчик бежит, и вдруг за ним погнался волк". Можно ребенку продемонстрировать, как это сыграть.

Для тех, кто знает нотную грамоту, стоит как можно раньше начать рисовать с ребенком ноты, показывать клавиатуру. Обучать игре по нотам можно приблизительно в возрасте 1,5 года.

Следующие музыкальные игры предназначены для ребенка в возрасте год-полтора:

1) "Аккомпанемент": нарисовать ограниченную часть клавиатуры музыкального инструмента и указать кружочком клавишу, которую малыш должен нажать, а родители или поют птицей, или рычат, как медведь.

2) "Плясуны": ребенок нажимает клавишу, а родители весело изображают подходящего по звуку животного.

3) "Концерт": устраивать маленькие домашние концерты. Ребенок играет на каком-нибудь инструменте, а все взрослые радуются и аплодируют.

4) "Студия звукозаписи": записывать на магнитофон звуки, воспроизводимые ребенком, а потом всей семьей прослушивать запись. К полутора годам можно научить и самого малыша пользоваться диктофоном, нажимать кнопки записи и проигрывания.

Все игры направлены на то, чтобы ребенку было хорошо и радостно на занятиях музыкой: это должно быть превращено в непрерывную развивающую игру. Самый большой интерес к музыке появляется у ребенка с двух до трех лет, и это надо максимально использовать.

И, наконец, следует также иметь в виду, что формирование слухового аппарата занимает 2-3 года, совершенное владение абсолютным слухом и музыкальной композицией проявится у ребенка позже: просто и естественно. Поэтому никогда не следует говорить малышу, что он поет фальшиво. С психологической точки зрения правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Человек, про которого говорят, что "ему медведь наступил в детстве на ухо", как правило, имеет заниженную самооценку и негативный "Я-образ".

Безусловно, музыкальные способности тесно связаны с эстетическим и интеллектуальным развитием человека, а обучение музыке - действительно, воспитание души ребенка. И об этом никогда не стоит забывать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игровая

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, м...

Музыкальная игровая

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, м...

Музыкальная игровая

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, м...

Музыкальная игровая

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, м...

Музыкальная игровая

Музыкальная игровая для дошкольного возраста: игроритмика, диагностические собиралки, музыкальные игры, дидактические игры, музыкальные консультации, игры - лото, музыкальная терапия для всей семьи, м...

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...