Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.
методическая разработка по музыке на тему

Чубун Татьяна Владимировна

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия у детей с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

        Вопрос о развитии слухоречевого восприятия особенно остро встаёт при обучении детей. Перед детьми с речевыми нарушениями (в частности с ОНР) постоянно ставят задачи звукового анализа, часто недоступную для понимания последними.

К моменту обучения в школе дети должны знать следующее:

  1. первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы;
  2. в конце предложения ставится точка;
  3. семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”);
  4. умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;
  5. ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего;
  6. фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.

Вместе с тем, исследования показывают, что группой ошибок, обусловленных несформированностью слухоречевого восприятия является нарушение звуко-буквенного состава слов:

1. Смешение звуков:

  1. звонких согласных с глухими (“6лакала”– плакала, “крафин”– графин);
  2. твердых согласных с мягкими (“потерала”– потеряла, “ягоди”– ягоды, “синая” – синяя);
  3. свистящих согласных с шипящими ( “чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели);
  4. аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” красит, “кординка” – корзинка).

2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“латочка” – ласточка, “оманул” – обманул) .

3. Перестановка и включение отдельных звуков ( “наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “простнулась” – проснулась;.

4. Пропуски безударных частей слова (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”.

Проявление конкретных ошибок обусловливает коррекционную работу по развитию слухоречевого восприятия у детей с ОНР. Которую можно проводить и на уроках музыки. Выделяется два этапа в ее организации и содержании:

I этап – подготовительный;

II этап – основной.

Характеристика подготовительного этапа

Основной задачей данного этапа является развитие слухового внимания на неречевых звуках.

Важно научить детей различать неречевые звуки по силе, высоте, длительности звучания, тембровой окраске: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).

Для решения данной задачи можно использовать следующие упражнения и игры:

  1. “Какие звуки нарушают тишину?”,
  2. “Кто услышит больше звуков?”,
  3. “Назови звуки групповой комнаты”,
  4. “Назови звуки улицы”,
  5. “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
  6. “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
  7. “Жмурки с колокольчиком”,
  8. “Ладушки”,
  9. “Морзянка”,
  10. “Чей голос?”,
  11. “Солнце или дождик”,
  12. “Угадай по звуку, что делать?”,
  13. Звучание музыкальных инструментов,
  14. Песенки насекомых,
  15. Голоса животных, птиц,
  16. Звуки транспорта,
  17. Звуки рабочих инструментов.

Формы организации детей для проведения данных упражнений и игр определяются педагогом в зависимости от цели упражнения, индивидуальных возможностей детей, уровня сформированности слухового восприятия, поэтому могут проводиться как на индивидуальных занятиях, так и во время групповых занятий. С целью решения вышеназванной задачи можно использовать и акустическую гимнастику: в этом случае учащимся предлагается послушать «звуки леса», «голоса птиц» и т.д. и назвать объект звучания.

Характеристика основного этапа

Целью основного этапа выступает формирование слухоречевого восприятия.

В   соответствии  с  целью  основными  образовательными  задачами будут выступать:

  1. формирование у школьников системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  2. обучение произношению слов различной слоговой сложности;
  3. обучение   переносу   приобретенных  навыков  в самостоятельную речь.

Для удобства распределения обучающего материала, обеспечения постепенного его усложнения, систематичности выполнения заданий  коррекционную работу по развитию слухоречевого восприятия предлагаем проводить в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3. Различение звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух звуков в словах, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).

6. Называние слов на определённый звук.

Занимательная игровая ситуация в работе с детьми семи лет, создаваемая учителем музыки, создает благоприятные психологические условия овладения правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.

Опираясь на принцип постепенного усложнения игровых и учебных заданий сначала учим школьников слышать, различать и определять первый звук в одном слове (например, дидактическая игра (д/и) «Определи первый звук»), затем – первый, последний звуки  и звук в середине слов (д/и «Цепочка слов»). Решение аналогичной учебной задачи предполагается в игре «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а. 

Далее переходят к определению любой позиции звука в слове: в начале, в конце или середине (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Упражнения на подбор слов с определенным звуком позволяют не просто развивать фонематическое восприятие, но и фонематические представления, тем самым способствуют активизации речемыслительной деятельности школьников. К таким упражнениям и играм можно отнести следующие: «Кто в домике живет?», «Собери букет», «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин». С цель развития дифференциации звуков по твердости - мягкости можно провести д/и «Два домика», «Четвертый (третий) лишний».

С целью дифференциации оппозиционных звуков можно использовать упражнение «Найди пару»: учащийся, передвигая стрелку по диску, подбирает  слова  близкие   по    звучанию:   миска – мишка,  усы – осы,   ком – сом  и т.п. Занимательные игры-головоломки типа «Построй пирамиду» способствуют упражнению школьников в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если правильно определишь количество слогов в его названии.

Учитывая психофизиологические особенности возраста, при проведении игр и упражнений широко используется наглядность в виде предметных картинок, схем и т.п. и кинестетические ощущения от  различных манипуляций. К таким играм можно отнести следующие: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф».

Дидактическая игра «Покорми горохового человечка» одновременно способствует становлению слухоречевого восприятия и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребенок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, учитель называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами «отправляет в рот человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

Учитывая  теорию   об  этапах   формирования   умственных   действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) большое значение при формировании слухоречевого анализа имеет зрительная опора, представляющая собой в графическую схему определенного слова, обеспечивающая усвоение детьми линейной последовательности речевых единиц (слогов, слов, предложений).

Следующая операция, усваиваемая детьми: деление слов на слоги. Дополнительным средством обучения школьников этой операции выступают различные кинестетические приемы:

  1. отхлопывание ладонями,
  2. контроль правой рукой за опускаемым подбородком,
  3. шагослогометрия.

Закрепить умение делить слова на слоги можно игре типа «Украсим елку» (используются двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).

С целью развития умения узнавать и различать речевые звуки, делить слова на слоги используются такие словесные игры, как: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам», «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши» и др.

 Коррекционная работа по развитию слухоречевого восприятия проводится в тесной связи с формированием правильного произношения.

На материале вновь сформированных звуков провидится коррекционная работа по их автоматизации и слухопроизносительной дифференциации на разном речевом материале (от произношения и дифференциации прямых слогов – до самостоятельной речи).

Таким образом, использование в коррекционной работе разнообразных упражнений и игр, создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, стимуляция интереса школьников с ОНР  к выполнению заданий позволят осуществить коррекцию у них слухоречевого восприятия.

Развитое фонематическое восприятие является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика уровня слухоречевого восприятия и коррекция его недоразвития является необходимым условием организации подготовки к школе детей школьного возраста с ОНР.